Финансирование инновационных проектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 22:36, реферат

Описание

Развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования в настоящий момент является одним из приоритетных направлений государственной инновационной политики и необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Сущность системы финансирования инновационных проектов…………....4
2. Формы и методы финансирования инновационных проектов ……….……..6
3. Венчурные фонды РФ и РТ…………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

реферат УЛТИ.docx

— 67.04 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Сущность системы финансирования инновационных проектов…………....4

2. Формы и методы финансирования инновационных проектов ……….……..6

3. Венчурные фонды РФ  и РТ…………………………………………………..12

Заключение……………………………………………………………………….18

Список литературы………………………………………………………………19

 

Введение

Проблема развития конкурентоспособного технологического потенциала страны в настоящее время является одной из ключевых. Инновационный путь развития, заставляет искать новые подходы к реализации научно-технического потенциала. В значительной степени решение данной проблемы зависит от возможности и умения использовать современные финансовые инструменты и механизмы для привлечения в высокотехнологичную сферу экономики внебюджетных инвестиций. Одним из наиболее перспективных путей реализации высоко рисковых наукоемких инновационных проектов является венчурное инвестирование, эффективность которого подтверждена мировой практикой.

Развитие индустрии венчурного капитала и прямого инвестирования в настоящий момент является одним  из приоритетных направлений государственной инновационной политики и необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности.

 

 

1. Сущность системы финансирования  инновационных проектов

           Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли, фирмам, при нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать и предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, затраты на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.

Финансы любого хозяйствующего субъекта, в том числе и инновационного предприятия (ИП), охватывают денежные отношения этого ИП с другими  хозяйствующими субъектами и банками  по оплате научно-технической продукции, контрагентских работ, поставок спецоборудования, материалов и комплектующих изделий, расчетов с учредителями, трудовым коллективом и государственными органами управления.

Одной из основополагающих проблем работы с инновационным  проектом является ее финансирование, подразумевающее обеспечение программы  ресурсами, в состав которых входят не только денежные средства, но и выражаемые в денежном эквиваленте прочие инвестиции, в том числе основные и оборотные  средства, имущественные права и  нематериальные активы, кредиты, займы  и залоги, права землепользования и пр.

Финансирование инновационного проекта – это деятельность по привлечению, распределению и использованию  капитала, а также по управлению им на рынке рисковых капиталов.

 

Основными элементами системы  финансирования инновационных проектов являются:

- источники поступления  финансовых средств для осуществления инновационных проектов;

- механизм аккумуляции  средств, поступающих из различных  источников, политику (принципы и  процедура) вложения мобилизованного  капитала;

- механизм контроля за инвестициями;

- механизм возвратности  авансированных средств.

Отличительными особенностями  организации финансирования инновационной  деятельности являются множество источников финансирования, обеспечивающих комплексность  охвата финансированием разнообразных  направлений инновационного процесса и разных его субъектов и способность  гибко приспосабливаться к динамично  изменяющимся условиям внешней среды  с целью обеспечения  максимальной  эффективности  использования финансовых ресурсов. Рост финансовой отдачи от реализации инновационных проектов выступает  важнейшим обобщающим показателем, на основе которого определяются  конечные результаты  инновационной деятельности и действенность финансовой политики, реализуемой самими хозяйствующими субъектами и комплексным  экономическим  субъектом — государством.

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы финансирования инноваций  являются множественность источников, гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных  процессов.

 

2. Формы и методы финансирования  инновационных проектов

Система финансирования научно-технического развития представляет собой весьма сложный и постоянно развивающийся  механизм. До 1991 г. он в основном базировался  на бюджетных ассигнованиях, а также  децентрализованных источниках целевого назначения, которые образовывались в структурах управления по соответствующим  жестким нормативам. В 1990-1991 гг. в  нашей стране начались реорганизационные  мероприятия, связанные с финансированием  НТП. Было отменено регламентированное распределение прибыли по фондам экономического стимулирования, ликвидировано  большинство отраслевых централизованных фондов, заметно упрощена система  контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Естественно, что все эти перемены имели весьма важное значение. В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

- бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и  региональном уровнях; 

- средства специальных  внебюджетных фондов финансирования  НИОКР, которые образуются министерствами, федеральными и региональными  органами управления;

- собственные средства  предприятий (промышленные инвестиции  из прибыли и в составе издержек  производства);

- денежные средства различных  типов коммерческих финансовых  струк­тур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, ФПГ и т.п.);

- кредитные ресурсы специально  уполномоченных правительством  инвестиционных банков;

- конверсионные кредиты  для ИП оборонного комплекса; 

- иностранные инвестиции  промышленных и коммерческих  фирм и компаний;

- средства национальных  и зарубежных научных фондов;

- частные накопления физических  лиц. 

Основным источником финансирования инновационной деятельности является самофинансирование. В 2009г. за счет собственных  средств организаций было профинансировано 88,1% всех затрат на технологические  инновации. Средства федерального бюджета  не превышают 1,8% и в основном использованы в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Средства бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов незначительны  – 0,2% от всех затрат на инновационную  деятельность. Иностранные инвестиции составляют 0,1% от всех затрат и использованы в производстве пищевых продуктов  и производстве автомобилей. С привлечением заемных кредитных заемных средств  было профинансировано 9,8% от общих  затрат организаций на технологические  инновации, средства венчурного фонда  – 0,04%.

Принципы организации  финансирования должны быть ориентированы  на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное  внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.

К сожалению, сегодняшнее  состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в  России далеко от идеала. На сегодняшний  день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных  средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей  не восполняются притоком частного капитала.

Группировка финансовых ресурсов ИП в зависимости от их вида и  источников формирования представлена на рис. 1.

Естественно, что порядок  финансирования инновационных проектов в каждом конкретном случае имеет  свою специфику и непосредственно  связан с характером внедряемых инноваций.

Рисунок 1. Финансовые ресурсы  предприятия

Под методами финансирования инновационных проектов понимают такие  способы финансирования инноваций, которые отражают использование  специфических источников финансирования в увязке с хозяйственной ситуацией  фирмы, планами ее текущей деятельности и развития.

Все методы финансирования делятся на прямые и косвенные.

Наиболее распространенными  источниками прямого финансирования инновационных проектов являются:

1. Банковский кредит.

2. Средства от эмиссии  ценных бумаг.

3. Сторонние инвестиции  под создание отдельного предприятия  для реализации проекта.

4. Средства от продажи  или сдачи в аренду свободных  активов.

5. Инновационный кредит.

6. Доходы от краткосрочных  проектов (для финансирования долгосрочных).

7. Собственные средства  фирмы (прибыль, амортизационный  фонд).

8. Средства, полученные под  заклад имущества.

9. Доходы от продажи  патентов, лицензий.

10. Факторинг.

11. Форфейтинг.

В свою очередь, к косвенным  методам относятся такие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. К подобным методам относят:

- покупка в рассрочку  или получение в лизинг (аренду) необходимого для выполнения  проекта оборудования;

- приобретение (на используемую  в проекте технологию) лицензии  с оплатой последней в форме  "роялти" (процента от продаж  конечного продукта, особенного  по данной лицензии);

- размещение ценных бумаг  с оплатой в форме поставок  или получения в лизинг необходимых  ресурсов;

- привлечение потребных  трудовых ресурсов и привлечение  вкладов под проект в виде  знаний, навыков и "ноу-хау".

Методы прямого финансирования для наглядности представлены на рис 2.

Рисунок 2. Источники прямого финансирования инновационных проектов

Суть данных методов финансирования очевидна и сводится к тому, что  обеспечение инновационных проектов осуществляется непосредственно потребными для их реализации материально-техническими, трудовыми и информационными  ресурсами - минуя стадию привлечения  денег и расходования их на приобретение этих ресурсов.

Одним из инновационных проектов является строительство завода по производству волоконнооптического кабеля «Сокуркабель». Компания «Соколинвест» предполагает вложить в первую очередь предприятия $ 5 – 7 млн. Мощность первой очереди составит 5-7 тыс. км кабеля в год., в дальнейшем она может быть увеличена до 10-12 тыс.км. Выбор Новосибирской области для строительства нового завода низкими объясняется транспортными издержками на доставку кабеля потребителям в Сибири и на Дальнем Востоке: близостью железной и автомобильной дороги.

Перспективным инструментом активизации интереса к венчурному финансирования проектов является организация венчурных ярмарок. В ходе их проведения решаются, как правило, три основные задачи: оценка инвестиционного потенциала в высокотехнологичной сфере; оказание посреднических услуг производителям и потребителям наукоемких проектов; повышение образовательного уровня участников ярмарки в области использования различных финансовых инструментов.

Региональные власти могут заполнить институциональный разрыв между потребностями в инновациях и инновационной активностью добиваясь финансирования инновационных проектов на основе принципа множественного финансирования, проводя государственную поддержку венчурного финансирования в двух направлениях: интенсивно взаимодействуя с федеральным центром в различных формах и активно содействуя инновационным процессам на региональном уровне.

 

3. Венчурные фонды РФ  и РТ

Взяв курс на инновационную  экономику, Правительство РФ обратило свое внимание на венчурные фонды  как на подпитку для инновационных  фирм и задумалось о создании целой  их системы в регионах. В марте 2000 г. в РФ был организован «Венчурный инновационный фонд» (ВИФ), созданный в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №362-р от 10.03.00 г. с целью формирования организационной структуры системы венчурного инвестирования. Этот фонд стал первым российским фондом-фондов, который призван участвовать в создании венчурных инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес

Летом 2006 года решением Правительства  Российской Федерации (Постановление  №516 от 24 августа 2006 года) было создано ОАО “Российская венчурная компания” Российская венчурная компания - государственный фонд венчурных фондов Российской Федерации. Она служит источником недорогого финансирования для инновационных компаний, находящихся на ранней фазе развития. Компания выступает учредителем во  венчурных фондах  в регионах. Их   создают в форме закрытых паевых инвестиционных фондов, где доля РВК будет не более 49%. Планируется сформировать 8-12 таких венчурных фондов, которые будут привлекать для реализации проектов частных инвесторов Сейчас инвестиционные ресурсы в распоряжении Российской венчурной компании составляют 15 миллиардов рублей, из них 5 миллиардов рублей намечены к инвестированию в венчурные фонды в первой половине 2007 года. На базе РВК создается целая система региональных венчурных фондов.

Утвержденная Правительством Татарстана Программа развития инновационной деятельности в республике на 2004-2010 годы стала основой стратегии региональной политики в области создания условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности экономики. Ключевым индикатором эффективности выполнения Программы должно  было стать увеличение доли конкурентоспособной инновационной продукции и услуг в добавленной стоимости. Важным шагом в формировании инфраструктуры развития инновационной деятельности в Республике Татарстан стало создание Государственной некоммерческой организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан». При его создании и подготовке учредительных документов учитывался мировой опыт и наработки российских регионов.

Информация о работе Финансирование инновационных проектов