Своеобразие японской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:03, реферат

Описание

Японские острова длинной цепью вытянулись больше чем на 3,5 тыс. га, от умеренных широт почти до тропика. На большей части территории страны субтропический климат. Здесь растут кипарисы, бамбук, вечнозеленые деревья которыми покрыты крутые горы Японии. Горы занимают больше 3/4 территории.

Содержание

Введение 3
История культуры средневековой Японии 5
Культура современной Японии 11
Литература 11
Киноискусство 13
Театр 14
Музыка 15
Изобразительное искусство 16
Архитектура 17
Распространение массовой культуры 18
Дома из бамбука и бумаги 20
Завтрак из хризантем 22
Японская семья 23
Искусство чайной церемонии 24
Кимоно с узором четырех времен года 26
Любование сакурой 42
Заключение 29
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

культурологияWord (2).doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

Входя в японский дом, обязательно снимают обувь. Обувь оставляют на спе

циальном камне, лежащим у входа. По деревянному полу веранды или комнат сегодня разрешается ступать в домашних тапочках. Но когда входишь в комнаты, пол которых покрыт татами, необходимо снять и домашнюю обувь. Татами - это щиты (маты) из прессованой рисовой соломы, обшитые циновками из травы игу-са. По краям татами закреплены специальной плотной, чаще черной (но иногда и цветной) тканью.

Мебели как таковой в японском доме почти нет, обеденные столики, несколько подушек для сидения, жаровни хибати, полочки для книг (тана) - составляют убранство японской комнаты. Предметы повседневного обихода, в том числе постельные принадлежности, убираются во встроенные шкафы, японцы сидят, отдыхают, спят, проводят свой досуг на татами. Татами содержатся в идеальной чистоте.

Эстетическим центром дома является ниша (токонома), в которой вывешиваются вертикальные свитки (гакемоно), устанавливаются цветы. Появление токонома определило развитие искусства. аранжировки цветов (икебана), а также возникновение сначала в храмах, позднее в жилищных дома:": традиции создавать и вывешивать в токонома вертикальные свитки. Сегодня японский дом невозможно себе представить без токонома. Правда, в наши дни в нише нередко устанавливаются и телевизоры. Во время календарных и семейных праздников в токонома помещают соответствующую им атрибуты и украшения. Свитки могут меняться в зависимости от времени года, от настроения хозяев дома.

Неотъемлемой частью традиционного японского дома является сад. Когда снимаются или раздвигаются наружные стены, интерьер дома образует единое целое о окружающей природой. Сад - это мир природы. Даже в городских условиях японцы стремятся создать небольшие сады около дома. Такой сад может включать каменный фонарь, дорожку, выложенную из камней, два-три куста. В саду иногда помещают сосуды со специально выращенными карликовыми деревьями ( бонсай ).

Японский дом с его раздвижными стенами и неразрывно связанный с садом, а также с прохладой татами имеет своей главной целью быть местом спасения от жары, от палящих лучей солнца. Поэтому отоплению в японском традиционном доме придается минимальное значение, и это несмотря на то, что зимой в Японии холодно.

Японский традиционный дом продолжает жить. Он оказывает известное влияние и на современную архитектуру Японии. Это, например, раздвижные и двигающиеся в пазах стены и окна, огромные проемы в стенах лестничных клеток многоэтажных билдингов, способствующие созданию в домах прохлады.

В Японии вообще не было каменной архитектуры, только стены и цоколи возводились из камня. Любой дворец отличался от крестьянского дома площадью, числом помещений, качеством художественной отделки деталей, но сами эти основные детали, элементы здания, принципы и пропорции его построения были те же.

Дороговизна земельных участков заставляет не только, невзирая на высокую сейсмичность, наращивать этажность строительства, но и использовать в два, три и более яруса подземное пространство - под землей размещаются не только метро, переходы и транспортные развязки, гаражи и склады, но и целые кварталы торго

вых комплексов.

ЗАВТРАК ИЗ ХРИЗАНТЕМ

Японцы говорят, что их кухня иностранцам либо не нравится, и тогда уж не нравится так активно, что ничего японского в рот не возьмут, либо, наоборот, очень нравится, и тогда уж они ее предпочитают всем другим. Самим же японцам больше всего нравится разнообразие, и поэтому в японских городах можно найти рестораны итальянской, французской, немецкой, американской, индийской и, конечно же, всех вариантов китайской и корейской кухни. Но за границей японцы быстро начинают тосковать по своим самым простым блюдам, к числу которых относится прежде всего гохан - белый комковато-рассыпчатый рис, сваренный без соли, без масла, вообще без добавок. Едят его на завтрак, на обед и на ужин. Однако к пресному рису обязательно прилагаются блюда-закуски интенсивного вкуса - сладко-кислые, остро-соленые, солено-сладкие, и уж их разнообразию нет конца. Как и в Китае, в Японии пища разделяется на основную и дополнительную. Хлеба японцы раньше вообще не ели, а сейчас едят немало, в основном в виде бутербродов (сэндвичей), но это еда второсортная, когда нет возможности поесть риса. Современная поговорка гласит, что плохая жена утром мужа кормит чаем о бутербродами, а хорошая не поленится встать на полчасика пораньше и приготовить горячего риса.

Японцы употребляют довольно мало мяса, оно для них все-таки еще остается определенной роскошью, очень мало потребляют и жиров. Молочных продуктов в старину не знали вовсе, сейчас употребляют и сыр, и масло, и йогурт, но тоже немного. Так что до сих пор можно оказать, что пища японцев состоит из трех компонентов: рис, овощи и рыба.

Овощи в Японии всевозможные, и не только известные в Европе, но и о которых европейцы понятия даже не имеют (соцветия сурепки, корневища лотоса, оиоо, пряные листья периллы). Однако самый важный овощ - это редька, которую едят сырую, тертую, соленую, квашеную.

Рыбы насчитывается множество видов. Сюда относится не только собственно рыба, но и прочие морские продукты - моллюски любых форм и размеров, ракообразные от крошечных креветок до гигантских крабов, трепанги, морские ежи (едят их икру), даже медузы (их сушат, затем строгают и отваривают). Форм приготовления овощей и рыбы тоже множество: их солят, квасят, сушат, вялят, маринуют, засахаривают в карамели (рыбу тоже), тушат, варят, парят, жарят, запекают в тесте или в кляре и обрабатывают еще многими другими мудреными способами. Японцы охотнее всего едят сырые, натуральные и свежие продукты, лишь макая их в соленый соус или острую приправу. Так едят не только овощи, но и рыбу, моллюсков, лангустов, кальмаров, осминогов.

Большинство японских супов делаются на основе отвара из овощей, рыбы или сушеной рыбной стружки. В супы кладут кусочки листовых и корневых овощей, разные грибы, мелких грибов и другие компоненты.

Фрукты в основном едят в свежем виде. Сладости делают из рисового или бобового теста, масличных семян, желатина.

Основной напиток японцев - это, конечно, чай. Японцы пьют в ходе японской

трапезы зеленый чай, а с сэндвичами и европейскими кондитерскими изделиями - обычный красный. Японская рисовая водка сакэ некрепкая, около 1 – 6о алкоголя, пьется обычно подогретой. В новейшее время самым популярным напитком стало пиво.

Особенность японской кухни в том, что в ней, даже в самой обычной домашней трапезе, не говоря уже о банкетной, много внимания уделяется тому, как выглядит накрытый стол и каждое отдельное блюдо. Посуда; чашки, пиалы, тарелки, блюдечки бывают самых разных форм - круглые, квадратные, многоугольные, фигурные. Их стараются подобрать так, чтобы они гармонично контрастировали бы по цвету с подаваемым блюдом. Само блюдо оформляют - нарезают, раскладывают по определенным художественным правилам. Так что хорошо накрытый японский стол - это прекрасный натюрморт, настоящее произведение искусства.

А как же хризантемы? Они идут в пищу, но особой эстетической роли не играют. Есть несколько сортов хризантем, разводимых как листовой овощ ради съедобных молодых листьев и мелких, мало примечательных цветочков. Нарезав, из них делают салат, заправленный уксусом или каким-нибудь кисловатым соусом. Салат чуть-чуть горьковатый, но, в общем, вкусный.

ЯПОНСКАЯ СЕМЬЯ.

Глядя на шумные, веселые компании японских подростков, юношей и девушек, броско, подчеркнуто модно одетых, ведущих себя порой как-то чересчур уж раскованно, можно подумать, что личная жизнь этих молодых людей столь же свободна, как и личная жизнь молодежи в странах Европы и Северной Америки. Однако на самом деле это не так. По сей день в Японии сосуществуют два способа заключения браков. Один из них - это брак по любви, когда молодые люди сами встречают друг друга, сами знакомятся и сами решают связать жизнь супружескими узами. Но и в этом случае и юноша, и девушка прежде чем принять окончательное решение, поделятся своими намерениями с родителями, заручатся их согласием. Но есть и другая форма брака - это брак по сговору. При такой форме брака родители подыскивают своим детям жениха или невесту, затем организуют их встречу и ( если после встречи у молодых людей не возникает отрицательного отношения друг к другу ) начинают подготовку к свадьбе.

Большинство японцев, вступивших в брак по сговору, утверждают, что при встрече они понравились друг другу, а после полюбили. Как обстоит дело на самом деле, трудно определить, даже прибегая к специальным социологическим исследованиям. Во всяком случае уровень разводов в Японии значительно ниже, чем в большинстве стран Европы и Америки. Причем наиболее низок он именно в браках по сговору. С увеличением процента браков по любви из года в год возрастает и процент разводов, но возрастание это идет довольно медленно.

С другой стороны, нередко приходится слышать и читать о значительной степени отчужденности во взаимоотношениях супругов в Японии. Как правило, до сих пор не мужчина женщине, а женщина мужчине подает пальто, открывает дверь, уступает место, пропускает вперед. Хотя численность работающих женщин постоянно возрастает, но все же их относительно мало, особенно в семьях, где есть малолетние дети. Муж является основным кормильцем семьи и соответственно ведет

себя как полновластный хозяин и повелитель. Однако нередко оказывается, что контроль за денежными делами семьи всецело находится в руках жены и вообще в решении наиболее важных семейных вопросов ее слово оказывается более весомым.

Судя по тем непосредственным впечатлениям, которые вынесли авторы социологических исследований о семейной жизни от общения с огромным количеством японских семей самых разных слоев общества, в Японии в целом преобладают благополучные семьи, в которых мужья и жены относятся друг к другу с заботливостью и теплотой. Другое дело, что по своей традиционной сдержанности они не слишком афишируют эти чувства на людях.

Отношение японцев к детям очень мягкое и сдержанное, детей до пяти лет вообще почти не наказывают и стараются не стеснять их естественного поведения, но, начиная с шести лет, когда ребенок идет в школу, пресс дисциплины и обязанностей постепенно становится все более жестким. Очень часто ребенок, в особеннос­ти мальчик, растет с внушенным осознанием того, что все усилия родителей направлены на создание ему наилучших возможностей учебы и он должен оправдать эти жертвы родителей, поступив в высоко престижный университет и сделав жизненную карьеру более высокого полета, чем его отцы и деды. Понятно, что это удается немногим, а для многих последствия оказываются просто трагическими: число самоубийств среди абитуриентов, провалившихся на вступительных экзаменах в избранный ими вуз, в Японии весьма значительно.

Но, пожалуй, тяжелее всего отражаются изменения, происходящие сегодня в традиционной семейной и личной жизни японцев, на людях пожилого возраста. Раньше один из сыновей, обычно старший, женившись, оставался в родительском доме, и старики до самой смерти жили под одной кровлей с сыном, невесткой и внуками. Сейчас все большее распространение получает европейская модель семейной жизни, при которой дети, вступившие в брак, живут отдельно от родителей. Жалобы на одинокую старость - это, пожалуй, самое характерное, что можно услышать от японцев старшего возраста. Но с другой стороны, по продолжительности жизни Япония последние годы вышла на первое место в мире. Средняя ожидаемая продолжительность жизни в настоящее время приближается к 80 годам для мужчин, а для женщин даже превышает 80 лет.

ИСКУССТВО ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ - ПОКЛОНЕНИЕ КРАСОТЕ.

Чайная церемония по праву считается одним из величайших достижений японской традиционной культуры. Культ чая был заимствован японцами из Китая, и первоначально обычай чаепития был распространен в основном среди дзэн-буддийских монахов, позднее обычай ритуального чаепития проник в аристократическую среду, а затем и в городскую.

По маленькому саду, прилегающему к павильону, где проводится чайная церемония, ведет дорожка ив камней, в саду устанавливаются каменные фонари, лежат камни, поросшие мхом. Особое значение имеют каменные сосуды с чистой водой ( цукубаи ). На таком сосуде - колодце лежит маленький ковшик из бамбука о длинной ручкой. Каждый посетитель обязан омыть руки, лицо, прополоскать рот. Затем специальным движением, поднимая ковшик с водой, омыть после себя ручку

ковшика. В наши дни цукубаи непременная деталь любого храма, перед входом в храм и на его территорию необходимо совершить этот милый обряд омовения. В саду обычно высаживают сосны, кипарисы, бамбук, вечнозеленые кустарники. Вое элементы сада чайной церемонии должны создавать особое настроение сосредоточенности и отрешенности.

Особое значение придавалось конструкции чайного домика -тясицу. Это небольшая комната всего в два. или даже в полтора татами, в которую ведет маленький низкий вход - около 60 см в длину и ширину. В идее столь уменьшенного входа в чайный домик был заложен глубокий философский смысл: каждый, кто захотел приобщиться к этому высокому искусству, независимо от ранга и чина, должен непременно согнуться, потому что здесь все равны. Низкий вход не давал и возможности аристократам из военного сословия войти вовнутрь вооруженными - длинные мечи приходилось оставлять за порогом. И это тоже имело особую символику: пусть оставят вас все жизненные невзгоды и мирская суета, пусть ничто не волнует ваше сознание здесь, где надо сосредоточиться на изящном. В интерьере чайного домика самым важным местом считается ниша токонома. В ней обычно помещается свиток с каллиграфической надписью и ставится букет цветов. Каллиграфический свиток для токонома подбирался с особой тщательностью и был непременным предметом обсуждения во время церемонии. Важное значение придается освещению тясицу. Как правило, в домике 6-8 оконцев разных по размеру и форме, дающих оптимальное - не слишком яркое и не слишком тусклое - освещение. В некоторых случаях можно раздвинуть рамы, и тогда гости получают возможность любоваться частью сада, горой на фоне вечернего неба или луной в ночь полнолуния. Но чаще всего окна в чайном домике закрыты.

Когда гости уже рассмотрели и оценили предметы в токонома, появляется хозяин чайного дома. Он низко кланяется гостям и садится напротив них около очага - ирори, над которым уже висит котелок с водой. Перед хозяином лежат все необходимые предметы чайной утвари: шкатулка о зеленым чаем, чашка и деревянная ложка.

Информация о работе Своеобразие японской культуры