Своеобразие византийской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:48, контрольная работа

Описание

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Содержание

1. Введение
2. Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.
3. Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.
4 Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв.
5. Заключение
6. Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

к.р. по культурологии.docx

— 47.00 Кб (Скачать документ)

         Министерство сельского хозяйства Российской Федерации     

ФБГОУ ВПО «Орловский государственный  аграрный университет»

 

 

 

 

    

Контрольная работа по культурологи

Тема: «Своеобразие византийской культуры»

 

Выполнила: ст-тка 1 курса заочного отделения

Факультета агробизнеса  и экологии 

Спациальности «Агрономия»

Воробьёва А.Р

Номер зачётной книжки 100846

               Проверил:    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орёл - 2012 год. 

Содержание:

1.   Введение  

2.   Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.  

3.   Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.  

4   Поздний этап в истории культуры Византии  X - XV вв.  

5.   Заключение  

6.   Используемая литература  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

    ВВЕДЕНИЕ 

 Византия - государство,  которое  внесло большой   вклад в  развитие культуры  в Европе Средних  веков.  В истории  мировой культуры  Византии  принадлежит  особое,  выдающееся  место.  В художественном  творчестве  Византия  дала  средневековому   миру   высокие  образы   литературы и  искусства, которые   отличались  благородным  изяществом  форм,  образным  видением  мысли,    утонченностью   эстетического    мышления,   глубиной философской   мысли. По  силе выразительности   и глубокой одухотворенности  Византия  многие  столетия  стояла  впереди всех  стран  средневековой  Европы.

 Византийская империя  возникла на рубеже двух эпох  — крушения поздней античности  и рождения средневекового общества  в результате разделения Римской  империи на восточную и западную  части. После падения Западной  Римской империи концепция всемирного  римского владычества, титул императора  и сама идея мировой монархии, а также традиции античной  образованности уцелели только  на Востоке — в Византийской  империи. 

 На берегу Босфора  императором Константином был  возведен Константинополь - "новый  Рим" - столица Византийского государства.  Сказочно красивой представлялась  она пришельцам с Запада,

 Востока и Севера.

 Географическое положение  Византии, раскинувшей свои владения  на двух континентах — в  Европе и Азии, а порою простиравшей  свою власть и на области  Африки, делало эту империю как  бы связующим звеном между  Востоком и Западом. Постоянное  раздвоение между восточным западным  миром, скрещение азиатских и  европейских влияний (с преобладанием  в отдельные эпохи то одних,  то других) стали историческим  уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

 Если пытаться отделить  византийскую  культуру  от  культуры  Европы, Переднего  и  Ближнего  Востока,  то наиболее  важными  будут  следующие факторы :                             

 

 ·             В  Византии  была  языковая  общность  (основным  языком был  греческий);

 ·             В Византии была религиозная  общность ( основной религией было христианство в форме      

 ·             православия);

 ·             В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое  ядро, состоящее из греков.

 ·             Византийскую   империю    всегда   отличали   устойчивая    государственность и централизованное  управление. 

 Это все, конечно,  не исключает того, что византийская  культура,  оказывавшая воздействие  на многие соседние страны, сама  подвергалась  культурному влиянию  со стороны как  племен и  народов, населявших ее,  так   и  сопредельных  ей  государств.  В течение своего тысячелетнего  существования Византия  сталкивалась  с  мощными внешними  культурными  влияниями, исходившими из  стран,  находившихся на  близкой ей  стадии  развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского  Запада и Древней Руси. С другой  стороны, Византии приходилось  вступать в разнообразные культурные  контакты с народами, стоявшими  на несколько или на значительно  более низкой стадии развития  ( византийцы называли их “варварами” ).

 Процесс развития Византии  был не прямолинейным. В нем  были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных  идей и мрачные годы господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового   прорастали  рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все  времена. 

 Поэтому культура Византии  является интереснейшим культурно-историческим  типом, обладающим весьма специфическими  особенностями. 

 В истории культуры  Византии выделяют три этапа: 

    • ранний (IV - середина VII века);
    • средний (VII - IX века);
    • поздний (X - XV века).

 Как известно, Византия  образовалась из восточной части  Римской империи. Центром нового  государства стал город Византия, который был перестроен и получил  название Константинополь. 

 В истории европейской,  да и всей мировой культуры  византийской цивилизации принадлежит  особое место, для нее характерны  торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

 

1. Ранний этап в истории культуры византии IV - VII вв.

 Первые столетия  существования  Византийского  государства можно   рассматривать  как  важнейший   этап  в  формировании  мировоззрения   византийского общества, опиравшегося  на традиции языческого эллинизма  и принципы христианства. В   ранней Византии новый расцвет   переживает философия  неоплатонизма.  Появляется  ряд  философов-неоплатоников  - Прокл,  Диадох,  Плотин,  Псевдо-Дионисий,  Ареопагит.

 Формирование неоплатонизма  совпадает с зарождением христианства, с разложением и упадком Риской  империи. В целом для него  характерен глубокий пессимизм,  разочарование в земной жизни,  убеждение в испорченности человеческой  природы. 

 Важнейшими темами  богословских дискуссий на раннем  этапе развития этой культуры  были споры о природе Христа  и его месте в Троице, о смысле  человеческого существования, месте  человека во Вселенной и о  пределе его возможностей. В этой  связи можно выделить несколько  направлений богословской мысли  той эпохи: 

  • Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.
  • Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.
  • Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.
  • Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.

 Основные христианские  догматы, в частности Символ  Веры, были закреплены на I Вселенском  Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

 Формирование христианства  как философско-религиозной системы  было сложным и длительным  процессом.  Христианство впитало  в себя  многие философские  и религиозные учения того  времени. Христианская догматика  сложилась под сильным влиянием  не только ближневосточных религиозных  учений, иудаизма, манихейства, но  и неоплатонизма. Догмат о троичности  божества, один  из центральных   догматов христианского  вероучения, - это,  по  существу  переосмысленная   триада  неоплатоников.  Однако  христианство,  несмотря   на  наличие   общих  с   манихейством  и неоплатонизмом черт, принципиально  отлично от манихейского дуализма  и неоплатоновского  монизма.  Само  христианство  являлось  не  только синкретическим религиозным   учением, но  и синтетической   философско-религиозной системой,  важным компонентом  которой  являлись  античные философские  учения. Это, может быть, объясняет  в некоторой степени и  то, что христианство не только  боролось с античной философией, но  и использовало ее в своих   целях. На смену непримиримости  христианства со  всем  что несло клеймо  язычества,  приходит  компромисс  между христианским  и античным  миросозерцанием.  В самом неоплатонизме образовалось два течения :  одно -  радикальное, настроенное против христианства,  другое  -  более умеренное.  Постепенно  берут верх  сторонники   компромисса   с   христианством.   Происходи   процесс отталкивания,  обособления   и одновременно   сближения,  слияния неоплатонической  философии и   христианского богословия,  который завершается поглощением неоплатонизма христианством.    

 В патриотической литературе  ранневизантийской эпохи, в трудах  Василия Кесарийского, Григория  Назианзина и Григория Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппа-Докийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

 Расцвет  византийского   искусства  раннего  периода   связан  с  укреплением могущества  империи при Юстиниане. В Константинополе  в это  время  воздвигаются  великолепные  дворцы  и  храмы. 

 Стиль византийской  архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались  элементы античного и восточного  зодчества. Главным архитектурным  сооружением был храм, так называемая  базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

 Отныне здесь стали  проводить императорские церемонии  и торжественные богослужения. Впервые   в  нем  была  воплощена  идея грандиозного центрического  храма, увенчанного гигантским  куполом, на вершине которого  был изображен огромный крест,  обрамленный звездным небом. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко  виден с Босфора. 

 Другой шедевр византийской  архитектуры  - церковь св. Виталия   в Равенне - поражает изысканностью  и элегантностью архитектурных  форм.  Особую славу этому   храму принесли его  знаменитые  мозаики не  только церковного,  но  и  светского  характера,  в  частности  изображения   императора Юстиниана и императрицы  Феодоры и их свиты. Лица  Юстиниана и  Феодоры  наделены  портретными  чертами,  цветовая  гамма  мозаик  отличается  полнокровной  яркостью,  теплотой  и  свежестью. 

 Мировую славу приобрели  мозаики Византии. Технология мозаичного искусства  известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов.   Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее  пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей. 

 Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и расного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах  главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории,  земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора.   Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6 в.). На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры со свитами. Художник помещает персонажи на нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости византийского императора.

 В живописи VI-VII вв. кристаллизуется  специфически византийский  образ,  очищенный  от  инородных   влияний.  В  основе  его лежит  опыт мастеров  Востока  и   Запада,  пришедших  независимо  друг от друга к созданию  нового  искусства,  соответствующего  спиритуалистическим  идеалам   средневекового  общества.  В   этом  искусстве появляются уже  различные направления и школы.  Столичная школа, например, отличалась   великолепным   качеством   исполнения,   утонченным   артистизмом,  живописностью   и   красочным    разнообразием,   трепетностью   и     переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных  произведений этой  школы  были  мозаики  в  куполе  церкви  Успения  в  Никее.    Церковное богослужение  превратилось в Византии в  своего рода  пышную мистерию.  В полумраке сводов византийских  храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик,  темные  лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную  драгоценную утварь.  Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной   трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать  ему отраду  в повседневности  реальной  жизни.

Информация о работе Своеобразие византийской культуры