Своеобразие японской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:03, реферат

Описание

Японские острова длинной цепью вытянулись больше чем на 3,5 тыс. га, от умеренных широт почти до тропика. На большей части территории страны субтропический климат. Здесь растут кипарисы, бамбук, вечнозеленые деревья которыми покрыты крутые горы Японии. Горы занимают больше 3/4 территории.

Содержание

Введение 3
История культуры средневековой Японии 5
Культура современной Японии 11
Литература 11
Киноискусство 13
Театр 14
Музыка 15
Изобразительное искусство 16
Архитектура 17
Распространение массовой культуры 18
Дома из бамбука и бумаги 20
Завтрак из хризантем 22
Японская семья 23
Искусство чайной церемонии 24
Кимоно с узором четырех времен года 26
Любование сакурой 42
Заключение 29
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

культурологияWord (2).doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

В 1958 году была основана Японская балетная ассоциация, объединившая артистов балета и хореографов. Первым спектаклем был "Золотой петушок" (1959 г.), за ним последовали несколько балетных концертов, балеты "Павильон Армиды" (1958 г.), "Жизель" (1970 г.), "Спящая красавица" (1971 г.), "Ромео и Джульетта" (1972 г.), "Золушка"(1973 г.) и др.

В Японии регулярно гастролируют все крупные балетные коллективы мира, в том числе балет Большого театра, Ленинградский балет, Киевский балет и др. Советские хореографы и артисты балета оказывают помощь балетным школам и коллективам Японии.

Нередко наши ведущие балерины и балетные пары принимают участие в спектаклях японских трупп.

Опера в Японии является еще более молодым жанром, чем балет. Музыкальные критики Японии отмечают все еще невысокий уровень оперных спектаклей, осуществленных отечественными коллективами. И многие театральные деятели Японии не без основания полагают, что развитие оперного искусства в стране невозможно без финансовой поддержки со стороны правительства или общественных организа­ций.

Настоящими событиями в театральной жизни страны становятся гастроли прославленных зарубежных оперных коллективов: Большого театра или итальянского театра "Ла Скала".

МУЗЫКА.

Музыкальная жизнь в современной Японии протекает двумя параллельными потоками. Это традиционная японская музыка и запад­ная музыка.

Традиционная музыка исполняется на японских национальных инструментах, среди которых есть струнные, ударные и духовые. Эта музыка, является одной из важных составных частей японского театра (ноо, кабуки, нинге дзерури).

Самым древним видом традиционной японской музыки является гагаку. Музыка гагаку очень сложна и своеобразна и поэтому слу­жит объектом пристального внимания исследователей музыкальных структур как. в Японии, так и за ее пределами. Она оказала огром­ное влияние на формирование японской ладовой системы и легла в основу традиционной музыки.

Западная музыка, проникшая в Японию вместе с другими вида­ми западноевропейской культуры в конце XIX в. довольно быстро завоевала господствующее положение в музыкальной жизни страны.

В Японии регулярно гастролируют крупнейшие исполнители и музыкальные коллективы мира, а японские музыканты совершают турне по городам всех континентов.

Молодые японские исполнители принимают участие во многих международных конкурсах, и в частности в конкурсе им. Чайковско­го, лауреатами которого стали пианист Тоеаки Мацуура, скрипачи Еко Кубо, Екко Сато, Масуко Усиода и виолончелисты Кэнъитиро Ясуда, Такэитиро Хираи и Цуеси Цуцуми.

Ежегодно в Токио проводятся музыкальные конкурсы по форте­пиано, скрипке, вокалу, виолончели и композиции.

В Японии существует 10 профессиональных симфонических оркестров. Японские композиторы обращаются в своем творчестве как к национальному стилю, так и к европейской классике и новым за­падноевропейским музыкальным течениям.

Наиболее выдающимся музыкантом западной школы был старейший японский композитор и дирижер Косаку Ямада (1881-1965). Им написано несколько опер и балетов, много сочинений крупной формы и камерных ансамблей.Большинство японских композиторов входят в Ассоциацию но­вых композиторов (Синдзинкай). Часть молодых композиторов в 1960 г. объединилась в так называемую Композиторскую группу ( Саккеку сюдан). Такие японские композиторы и дирижеры, как. То-сио Одзава, Хироюки Иваки и др. имеют всемирную известность.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.

В современной японской живописи сосуществуют традиционная национальная школа (нихонга), тематика и технические приемы которой сложились еще в средние века, и европейская школа (era), получившая распространение с конца IX века .

Жесткая регламентация изобразительных средств и ограниче­ние в области тематики несомненно сужают возможности художников традиционной школы. Поэтому довольно значительная часть ее представителей использует в своем творчестве достижения западноевропейской живописи. Одним из первых на этот путь вступил Хэйхатиро Фукуда (1892-1974 гг.), картины которого отличает яркая декоративность и поэтичная трактовка образов родной природы.

В творчестве художников следующего поколения- Такамацу Накадэима (род. в 1919г.), Сумио Гото (род. в 1930 г.) -сложился так называемый "Смешанный стиль".

Японские художники европейской ориентации работают в самых разнообразных стилях и жанрах. Одно из старейших направлений -реалистическое. Однако многие современные художники являются сторонниками различных формалистических течений: экспрессионизма, абстракционизма, поп-арта.

Прогрессивные художники Японии стремятся к правдивому отражению жизни страны. На углубление реалистических традиций японской живописи оказало влияние русское советское искусство, интерес к которому в Японии очень велик.

Значительное явление в мировом искусстве представляет собой японская гравюра, в особенности так называемая "народная гравюра", отличающаяся высоким художественным уровнем. Мастерам "народной гравюры" присущи острота восприятия социальной несп­раведливости и сочувствие к угнетенным. Выдающимися произведени­ями прогрессивного искусства являются гравюры Макото Уэно "Сожженная пагода" (1957г.)"Хиросима" (1959г.) "Видения Нагасаки" (1967г.). Японская скульптура, как наиболее европеизированный вид искусства, не пользовалась покровительством властей в предвоенные и военные периоды. Предпринятое после войны обновление старых памятников и создание новой общественной скульптуры способствовало развитию монументальных форм в этой области изобразитель­ного искусства.

Параллельно с реалистическим направлением большое распространение в японской скульптуре получило абстракционистское течение. В 70-е годы наметилось стремление к освоению новых материалов: пластмассы, полистирола и пр. Однако часть японских скульпторов продолжает национальную традицию, предпочитая рабо­тать с деревом и лаком.

Япония- страна, в которой высоко развито производство предметов прикладного искусства. Наиболее распространенными, имеющими древнюю традицию видами прикладного искусства являются керамика, фарфор, ткани ручной раскраски, изделия из лака, металла, бамбука..

Большое внимание уделяется в стране развитию керамики. Почти каждая область Японии производит посуду своего особого стиля. Старейшие мастера-керамисты удостаиваются почетных званий.

Длительную, историю имеет в Японии производство лаковых изделий. Однако технология их изготовления очень сложна и требует больших затрат труда и времени. Поэтому они остаются предметами роскоши. В отличие от этого изделия из бамбука широко используются в повседневной жизни, что нисколько не умаляет их художественных достоинств.

Новым явлением в культурной жизни современной Японии является развитие дизайна (художественного творчества в промышленности) . В настоящее время все крупные промышленные компании имеют дизайнерские бюро. С 1958 г. в Японии существует Ассоциация промышленных дизайнеров.

АРХИТЕКТУРА.

Современная японская архитектура внесла заметный вклад в развитие мирового зодчества наших дней. В послевоенный период в стране развернулось крупное строительство различных общественных сооружений: концертных залов, спортив-

ных комплексов, библиотек, деловых и торговых центров. Были созданы такие широко известные комплексы, как Музей современного искусства в Камакура (1961 г.)- архитектор Дзюндзо Сакакура, Библиотека и концертный зал в Иокогама (1955 Г.)- архитектор Кунио Маэкава., ансамбль Парка Мира в Хиросиме ( 1952г.) -архитектор Кэндзо Тангэ.

В 60-х годах была принята программа культурного строительства, согласно которой каждый город с населением более 100 тыс. жителей должен был располагать своим "культурным центром".

Значительные изменения в облик японских городов внесло развернувшееся в б0-х годах строительство высотных скоростных автомагистралей на опорах, вызванное катастрофической перегрузкой транспортной сети.

В конце б0-х годов благодаря применению новых строительных материалов и разработке достаточно надежных конструкций удалось превзойти прежний лимит высоты застройки. Самым высоким зданием в настоящее время является "Саншайн" (60 этажей).

Однако художественные достоинства и значительность работ японских зодчих не могут компенсировать отсутствия общей программы градостроительства в Японии. Застройка городов ведется бессистемно. Почти неразрешимой в условиях частной собственности на землю остается проблема жилищного строительства.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Научно-техническая революция в современной японской действительности породила разнообразные формы отчуждения духовного труда и подменила его производством всевозможных образцов, норм, моделей так называемой массовой культуры. Материальный прогресс производства оборачивается в современной Японии деградацией в развитии духовной культуры и сопровождается постоянным возникновением в ней разного рода аномалий, уродливых явлений, ненормальных процессов.

Уже в 60-х годах в Японии отчетливо проявилось стремление сделать культуру одной из отраслей бизнеса и воспитать потребительское отношение к ней в массах. В литературе небывалое распространение получили специальные журналы для развлекательного чтения. Преследуя коммерческие цели, крупные издательские компании способствуют созданию системы бестселлеров, при которой художественное произведение оценивается в зависимости от его коммерческого успеха, а последний, в свою очередь, в значительной степени зависит от рекламы.

Аналогичная ситуация наблюдается и в области кино. Общее повышение уровня потребления привело к увеличению многообразия "отраслей развлечения", что, наряду с конкуренцией с телевидением, привело к упадку кинематографии как области предпринимательства. В 60-е годы кино ведет отчаянную борьбу за досуг горожан. Его "соперниками" при этом выступают загородные прогулки, туризм, альпинизм, гольф и многое другое. Борьба кинопромышленности за выживание чаще всего ведется по линии удешевления производства фильмов и изменения их содержания. Крупным кинокомпаниям уже не до высокого искусства. На кинорынок выбрасывается продукция все более низкого качества. Предприниматели, специализирующиеся на выпуске массовой кинопродукции, стремятся воздейство-

вать на худшие инстинкты зрителя, угождать его низменным вкусам, щекотать нервы.

В 1966 году при министерстве просвещения было создано "Бюро по делам культуры", в 1968 году преобразовано в самостоятельное "Управление по делам культуры". Одна из важнейших задач Управления - сохранение традиционных видов японского искусства, их пропаганда среди населения и воспитание нового поколения художников и артистов, работающих в этих жанрах. В области театрального искусства важную роль в проведении официальной политики играет государственный театр "Кокурицо гэ-кидзе".

Управление по делам культуры взяло на себя руководство также таким крупным мероприятием в области культуры; как ежегодно проводимый в Японии фестиваль искусств.

Управление по делам культуры провело ряд мероприятий для унификации методов осуществления культурной политики и на местах. Начали приниматься меры для централизованной подготовки кадров актеров, певцов, танцовщиков и т.д.

В настоящее время правящие круги все настойчивее осуществляют мероприятия, имеющие целью возрождение националистических тенденций в области культуры. В этом смысле наиболее характерно широкое празднование столетия "революции Мэйдэи". Все юбилейные культурные мероприятия были направлены на то, чтобы подчеркнуть "исключительность" японской нации и "незыблемость" культа императора.

В области просвещения националистические тенденции ярко отразила правительственная программа "Создание желательного образа человека", которая со второй половины 60-х годов начала внедряться во все участки культурной сферы. В разделе этой программы, названном "Насущные задачи японцев".содержатся следующие положения: "Всегда помнить что мы - японцы". "Японцы должны играть существенную роль во всех делах мира, ни в коем случае не становясь гражданами мира, забывшими Японию" и т.п.

Стремление подчеркнуть "исключительность" национальной специфики японской культуры проявилось и в литературе. Появились многочисленные романы различного художественного достоинства, идеализирующие мрачные периоды истории Японии.

Особой благосклонностью критики в эти годы начинают также пользоваться произведения писателей, воспевающих японское видение мира, красоту прежних, патриархальных отношений, старых обычаев и пр.

В киноискусстве националистическая тенденция наиболее явно проявилась в увлечении созданием так называемых тямбара-эйга (самурайских фильмов).приключенческих и исторических повествований с многочисленными сценами сражений, романтизирующих фигуру самурая и культ меча, приукрашивающих феодальные времена.

Продолжением и логическим развитием этого направления в японской кинематографии стало появление кинофильмов, нацеленных на моральную реабилитацию военных преступников прошлого. Появились также фильмы, в которых наиболее крупные руководители японской военщины предстают некими героями. Отразилась эта тенденция и в театральном мире Японии.

Знаменателен тот факт, что государственные органы во все большей степе

ни стремятся установить контроль над областью культуры.

ДОМА ИЗ БАМБУКА И БУМАГИ.

Своеобразием продолжает отличаться материальная культура японского народа, в которой, несмотря на многочисленные инновации, традиционная основа остается доминирующим началом. Рядом с гигантскими небоскребами, сложнейшими переплетениями современных автострад для скоростного транспорта, в системе колоссальных мегаполисов с их многомиллионным населением продолжает жить традиционная культура японского народа.

Что касается традиционного японского жилища, то оно, как говорят сами японцы, создается из бамбука и бумаги, в традиционных домах сегодня живет население сельских районов. Во многих префектурных и уездных городах традиционная застройка по-прежнему занимает значительное место. Еще недавно считалось, что иметь свой дом, построенный по традиционным канонам, - мечта каждого горожанина. Сегодня эта мечта вследствие высокой стоимости земли становится почти безнадежной.

Японское традиционное жилище - это низкосвайный дом каркасно-столбовой конструкции, прямоугольный в плане; одноэтажное, сегодня чаще двухэтажное, строение с массивной крышей, с одной или тремя внешними раздвижными стенами. Главным в конструкции японского дома являются опорные столбы, которые устанавливаются на каменные подушки или врываются в землю. Сначала строят каркас, затем возводят крышу. Потолочные балки имеют дугообразную форму, что, как и приподнятость самого дома над землей ( на 60-70 см ), предохраняет жилище от небольших толчков землетрясений. Крыша в японском доме - в прошлом соломенная, сегодня обычно черепичная - огромна. Она защищает дом от палящих лучей солнца, от сильных потоков дождя. Обращенные к улице или к проезжей дороге стены дома - постоянные. Стены, обращенные во внутренний двор усадьбы, в сад, раздвижные. Эти внешние раздвижные стены ( амадо ) делаются из твердых деревянных пластинок. В жаркое время года амадо снимаются совсем. Перегородки, отделяющие веранду от жилых комнат, называются "седзи". Рама седэи и ее решетка делаются из дерева, а верхняя ее часть оклеивается с наружной стороны рисовой бумагой, пропускающей свет. Внутреннее жилое пространство дома делится на комнаты с помощью раздвижных стен - фусума. Деревянная рама и решетка фуоума с двух сторон оклеиваются непрозрачной плотной бумагой. Иногда в нижней части фусума бумага закрепляется бамбуковыми планками. Нередко на бумаге помещается рисунок. Часто это пейзажи, цветы и птицы, изображения гор. Прямые линии японского дома, четкое и ясное членение внутренних помещений придают его облику особую гармонию. Графический рисунок силуэта интерьера дома усиливается сочетанием темного дерева, и белой бумаги. В этом сочетании как бы уже заложены каноны монохромной живописи тушью. Деревянные конструкции дома никогда не окрашиваются, они приобретают свой золотистый, темно-золотистый, всегда мягко светящийся, теплый оттенок - от времени, от жизни, от обращения с людьми, жившими или живущими в этом их цвет особенно ценится японцами как драгоценная патина времени.

Информация о работе Своеобразие японской культуры