Своеобразие японской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 00:03, реферат

Описание

Японские острова длинной цепью вытянулись больше чем на 3,5 тыс. га, от умеренных широт почти до тропика. На большей части территории страны субтропический климат. Здесь растут кипарисы, бамбук, вечнозеленые деревья которыми покрыты крутые горы Японии. Горы занимают больше 3/4 территории.

Содержание

Введение 3
История культуры средневековой Японии 5
Культура современной Японии 11
Литература 11
Киноискусство 13
Театр 14
Музыка 15
Изобразительное искусство 16
Архитектура 17
Распространение массовой культуры 18
Дома из бамбука и бумаги 20
Завтрак из хризантем 22
Японская семья 23
Искусство чайной церемонии 24
Кимоно с узором четырех времен года 26
Любование сакурой 42
Заключение 29
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

культурологияWord (2).doc

— 226.50 Кб (Скачать документ)

Начиная с XIV века появился и до начала XVIII века существовал другой вид прозаической литературы, стоявший далеко от идейных течений этого времени. Это были так называемые отогиба-наси (короткие рассказы), одни из них фольклорного происхождения, со сказочными сюжетами, другие заимствовали сюжеты из японской классической литературы, из буддийских сказаний, из китайских источников - эти, вероятно, сочинялись полупрофессиональными рассказчиками, которые входили в свиту дайме (сеньора) и носили наименование отогиносю. Отогиносю - те же буси, иногда монахи, чьей обязанностью было развлекать дайме своими рассказами в часы бессонницы.

Вне сферы дзэн-буддизма развивалась тогда и поэзия. Прежде всего изменился самый процесс стихотворчества. Поэтический диалог стал превращаться в то, что мы назвали бы совместным писанием стихов. Собиралось несколько поэтов, и каждый присоединял свое стихотворение к стихотворению, созданному предыдущим. Получалась ранга (цепное стихотворение), как стали называть подобные циклы, ставшие определенным, особым поэтическим жанром. Появились крупные мастера; начали составляться сборники. Разумеется, этот новый вид творчества, новая его форма, породили и свои принципы, свои правила. Словом, родилась и теория этого искусства. Таким образом в японских торговых и ремесленных городах возникло новое поэтическое искусство, внесшее свою, совсем особую, но исторически вполне оправданную черту в общую картину культуры японского Ренессанса, как можно c известным основанием назвать эту замечательную эпоху.Но было и еще одно крайне примечательное явление в этой культуре, свидетельствующее о выросшем самосознании простонародья. Это явление - кегэн (фарс).

Для того времени это было чем-то совершенно особым: по своему происхождению эти фарсы были одной изформ народного действа, главным образом низов городского населения, а как представ­ление они были своего рода театральной импровизацией. Но постепенно стали появляться тексты их, в первое время не более чем либретто, но затем уже в литературно обработанном виде.

Самое любопытное, что в этой области образовалось соединение площадных фарсов с высоким искусством театра Но. Оно выражалось в том, что представление пьес Но перемежались с представлениями фарсов. И смотрели эти представления одни и те же зрители, принадлежавшие к образованным кругам дворянства того времени и да­же к самым его верхам. Обратного не произошло пьесы театра Но, вышедшие из народных представлений, чем дальше, тем больше отдалялись от народа и становились искусством высшего у ровня фарсы же, зародившиеся на городской улице и продолжавшие существовать для этой уличной публики, стали проникать во дворцы: их не гнушались смотреть и сами сегуны. Соединение двух противоречащих друг другу явлений как нельзя лучше характеризует эту эпоху, когда средние века уже отходили в глубь прошлого, а Новое время еще только маячило где-то впереди; коротко говоря ,характеризует ту эпоху, которая по своей окраске была для Японии ренессанской.

КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ.

Культура современной Японии - это культура развитого капиталистического государства. Вместе с тем в силу особенностей исторического развития страны в ней продолжают сохраняться многие старые традиции, определяющие ее национальное своеобразие.

Основой современного этапа развития японской культуры явились изменения в социально-экономической структуре общества, связанные с поражением Японии во второй мировой войне. Ряд демократических преобразований в предвоенные и военные годы полицейских ограничений свободы слова, печати, собраний, вероисповедания, ограничений, которые прервали естественный ход развития японской культуры нового времени. Хотя демократизация общественной жизни Японии ограничилась рамками обычных буржуазных свобод, однако и это составило столь разительный контраст с условиями предшествующего периода, что послужило достаточным стимулом для возникновения нового этапа в развитии японской культуры.

ЛИТЕРАТУРА.

Литературная жизнь современной Японии отличается интенсивностью и большим многообразием. В стране издается более 200 журналов, ежегодно присуждается свыше 100 литературных премий за новые произведения. Однако среди этого обилия литературной продукции трудно выделить какие-либо ведущие худо

жественные направления или указать одно-два писательских дарования, определяющих эпоху.

К началу 70-х годов ушло из жизни сложившееся еще в предвоенные годы поколение таких старых признанных мастеров слова, как Кафу Натай (1879-1959), Хакуте Масамунэ (1879-1962), Наоя Сига (1883-1971), Дзюнъитиро Танидзаки (1886-1965) и Ясунари Ка-вабата (1889-1972). Романы Танидэаки стали значительным явлением японской послевоенной литературы. Широкий резонанс не только в Японии, но и за рубежом получило творчество Кавабата - первого японского писателя, удостоенного Нобелевской премии по литературе.

Течение "Послевоенной литературы", сыгравшее на первых порах значительную роль в формировании современного этапа японской литературы .„распалось к началу 60-х годов, и такие входившие в него писатели, как Хиросим Нома (род. в 1915 г.), Синъитиро Накамура (род. в 1918 г.), Риндзо Сиино (род. в 1911 г.) и др.„продолжают свою творческую деятельность, идя каждый своим путем.

Заметную роль в литературной жизни Японии продолжают играть писатели так. называемых второго и третьего послевоенных поколений. Среди них следует отметить в первую очередь Кобо Доз (род. в 1924 г.) и Кэндэабуро Оэ ( род. в 1935 г.).Дбэ выдвинулся в число ведущих писателей современной Японии благодаря роману "Женщина в песках" ( 1962г.).В этом произведении, как и в большинстве последующих произведений Абэ - действительность предстает в виде сложной, невероятной с общепринятой точки зрения аллегорической ситуации, отражающее чувство страха и неуверенности, преследующих маленького человека в современном капиталистическом обществе.

Кэндзабуро Оэ в своих лучших произведениях - "Опоздавшая молодежь" (19б2г.), "Футбол I860 года" (1967г.), "Объяли меня воды до души мое и" (1973г.) - выразил тревогу за будущее страны, за судьбы молодого поколения. В своих публицистических произведениях- "Хиросимские записки" (19б5г.), "Окинавские записки" (1967г.) -писатель выступает в защиту идей мира и гуманизма.

Поражение движения протеста против "договора безопасности" и кризисные явления в экономике Японии начала 70-х годов вызвали среди японской интеллигенции настроения апатии и разочарования, которые нашли отражение в литературе. Часть писателей отказалась от освещения больших социально-политических тем, замкнувшись в узком кругу повседневности. Эти писатели получили название "ушедшего в себя" ("интровертного") поколения (найко, сэ-дай). К ним относятся Сэндзи Курой (род.в 1932 г.), Есикити Фуруи ( род.в 1937 г.), Мэйсэй Гото (род.в 1932 г.), Акира Дбэ ( род.в 1934 г.) и др.

В конце 70-х годов на литературную арену вышли писатели "поколения молодых" ( ао-но сэдай ) - Рю Мураками (род.в 1952 г.), Масахиро Мита (род.в 1948г.). Кэндзи Накатами ( род. в 1946 г.) и др. Их творчество по-своему также отразило кризисную духовную обстановку Японии наших дней.

Особое место в современной японской литературе занимает тема рабочего класса.Пагубные последствия капиталистической рационализации показаны в романе Дзюндзи Киносита, (род. в 1914 г.) "Бесконечные рельсы" (1965г.). В произведениях Кисе Накадзато (род. в 1936 г.) затрагиваются проблемы классовой борьбы.

Прогрессивных писателей по-прежнему продолжает волновать тема войны., ее

неизжитые последствия. Таков роман Инэко Сата (род. в 1904 г.)" В тени деревьев (1972г.) и переведенные у нас "Реквием" ( 1972г.) Сидзуко Го (род.в 1929 г.) и "Остров мертвецов" (1974г.) Сэй Кубота (род. в 1921 г.). В прогрессивной литературе Японии отражается серьезное критическое отношение к действительности и истинно гуманистический взгляд на человека.

киноиссство

Японская кинематография в наши дни представляет собой заметное явление в мировом киноискусстве. По числу выпускаемых фильмов Япония со второй половины 50-х годов неизменно занимает одно из первых мест в мировой кинопромышленности. Максимальное число выпущенных художественных фильмов и функционирующих кинотеатров приходилось на I960 г.: соответственно 547 и 7457 ; максимальное число зрителей, посетивших кинотеатры (1130 млн.), было зарегистрировано в 1958 г. В последующие годы эти показатели стали неуклонно сокращаться.

До 1971 г. основная масса кинопродукции приходилась на долю так называемой "большой пятерки" - пяти крупнейших кинокомпаний: "Сетику", "Тохо", "Дайэй", "Тоэй" и "Никкацу". Активную и довольно успешную деятельность развернули в это время небольшие независимые кинокомпании, организованные звездами.

Японские фильмы разнообразны по тематике: экранизация литературных произведений и отдельных образцов театральной классики, воинственные самурайские фильмы, фильмы о современной молодежи, сентиментальные бытовые драмы, детективы, фильмы о насилии, монстрах и чудовищах. Особое место занимают прогрессивные кинокартины, выпускаемые демократическими объединениями, не зависимыми от крупного кинокапитала.

Лучшие японские фильмы приобрели широкую известность в мировой кинематографии. За 20 дет, начиная с 1951 г., они получили больше 150 премий на различных международных кинофестивалях, причем своим успехом они в значительной мере обязаны хорошей режиссуре.

Самый крупный из японских режиссеров, Акира Куросава, получил всемирное признание в 1951 г. после того, как его фильм "Расемон" получил Большой приз на Международном кинофестивале в Венеции. Различных международных премий были удостоены и многие из его последующих фильмов.

Много фильмов Япония ввозит из-за границы. Только за 10 лет (1946-1955) в стране демонстрировалось 1544 иностранных фильмов, из них 1105 американских. В Японии демонстрируются и пользуются большим успехом классические произведения советского кино - "Броненосец Потемкин" и "Александр Невский", а также новые советские фильмы, такие, как "Зеркало" Д. Тарковского, "Неоконченная пьеса для механического пианино" Н. Михалкова и др.

Прогрессивные деятели киноискусства послевоенной Японии организовали движение "независимых кинематографистов", представляющие собой исключительное явление в истории мирового кино. Они создали творческие объединения, которые при широкой материальной помощи зрителей выпустили несколько десятков серьезных реалистических фильмов, резко отличавшихся по проблематике и характеру от большей части коммерческой кинопродукции крупных фирм. Свободные от финансовой зависимости и идеологического контроля крупного капитала, независимые объединения в трудных условиях создавали произведения, обращенные к народу, пронизанные духом гуманизма и демократии, например "А все-таки мы живем" ( реж. Тадаси Имаи )- о жизни рабочих-поденщиков, "Дети атомной бомбы" (реж. Канэто Синдо)- о трагедии атомной войны, "Завод рабов" (реж. Сацуо Ямамото)- о буднях рабочего движения послевоенной Японии.

В 70-е годы японский зритель, уставший от пышных зрелищ и сложной эстетики киноавангарда, от насилия на экране, с радостью встретил фильмы, посвященные будничным жизненным проблемам. Этим объясняется успех фильмов Токихиса Морикава о рабочей молодежи и фильмов Едэи Ямада, составивших серию "Мужчине живется трудно". Все фильмы серии, полные добродушного юмора, повествуют о радостях и заботах простого человека.

ТЕАТР.

В театральном искусстве выступают многочисленные коллективы самых различных жанров и направлений. В большом жанровом разнообразии театра современной Японии выделяются три основные группы: традиционный классический театр, жанры которого сложились в феодальную эпоху (бугаку, ноо, кегэ, кабуки): новые национальные жанры., возникшие и развивающиеся после "революции Мэйд-зи" в русле движения за обновление театра (симпа, синкокугэ-ки, сингэки), и европейские театральные жанры, развитие которых заметно активизировалось в послевоенный период.

Основную массу зрителей привлекает японский традиционный театр, важнейшим жанром которого является кабуки. Спектакли кабуки рассчитаны на массового зрителя и устраиваются в специфически оборудованных больших театральных помещениях.

Многие выдающиеся представители традиционного театра были избраны членами Японской академии искусств и награждены государственными орденами.

Важным мероприятием, направленным на сохранение традиционного японского театра, было открытие в 1966 году первого в истории Японии Государственного театра. При нем созданы первые государственные школы по подготовке творческой молодежи для традиционного национального театра.

Значительной творческой активностью отличается в послевоенный период деятельность многочисленных театров сингэки (Современная драма).

Немногим более половины пьес репертуара этих театров принадлежит перу японских драматургов, остальные представляют собой классику западной драматургии и пьесы современных драматургов различных стран мира. Коллективы .придерживающиеся демократического направления, уделяют большое внимание русской и советской драматургии. Так, только в 1963-1967 гг. в Токио были поставлены "На дне" и "Мать" М. Горького, "Дядя Ваня", "Вишневый сад" и "Чайка" А. П. Чехова. "Поднятая целина" по М. Шолохову, "Преступление и наказание" и "Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому.

Среди актеров и актрис сингэки наибольшей популярностью пользуются Корэя Сэнда, Дзюкити Уно, Осаму Такидзава, Исудзу Ямада, Ясуо Ямамото и др.

Со второй половины 60-х годов под влиянием новых западноевропейских

веяний широкое распространение получили так называемые микротеатры.

Японское танцевальное искусство, как и многие другие виды искусства в этой стране, четко разделяется на традиционное - буе и европейское - балет.

С начала XX века классический японский танец буе получил развитие и распространение вне рамок, традиционного театра. Возникло несколько танцевальных школ, возглавляемых выдающимися мастерами. Среди представителей этих школ появились хореографы и артисты, стремящиеся создать новые сценические танцы на традиционной основе. Эти танцы в отличие от классических стали называть "синбуе" ( "новые традиционные танцы").

Толчком к развитию в Японии европейского балета послужили выступления Анны Павловой в 1922 году, которые произвели огромное впечатление на весь мир японской хореографии. Появились первые отечественные специалисты в области балета, получившие образование или за границей, или у русских педагогов в Японии. Они стали в дальнейшем организаторами и руководителями балетных трупп Японии в послевоенный период. В репертуаре этих трупп преобладали произведения русской и западной балетной классики.

Информация о работе Своеобразие японской культуры