Культура Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Общая характеристика
2. Мировосприятие и религиозные верования
3. Художественная культура
4. Письменность
5. Литература
6. Искусство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

Культурология(Китайская культура).docx

— 46.71 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

  1. Общая характеристика
  2. Мировосприятие и религиозные верования
  3. Художественная культура
  4. Письменность
  5. Литература
  6. Искусство

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей  тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность  и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек  Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его  территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской  цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в  этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Общая характеристика

     Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей  тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность  и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек  Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его  территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской  цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в  этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

     Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и  полиэтнический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями и узловыми вехами во взаимодействии различных этносов и укладов.

  1. Мировосприятие и религиозные верования

       Перемены в общественном сознании  и соответствующее их осмысление  в политических, философских и  религиозных учениях Древнего  Китая подобно другим восточным  учениям этого периода отражали  все стадии развития общества  – от разложения родовой общины  с ее культом архаических божеств  до появления единого всемогущего  божества эпохи империй, однако  имели и ряд особенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна  незначительная роль духовенства,  приоритет человеческого начала  над богами; во-вторых, преобладание  рационального осмысления жизненных  ситуаций обусловили выдвижение  на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над  религией привел к вытеснению  собственно религиозных функций духовенства (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические вопросы. Не проблема «человек–мир» и тем более «человек–космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек–общество» занимала их.

     Как и у других народов, у древних  китайцев было множество различных  богов и духов, олицетворяющих природные  стихии: божества гор, рек, ветра и  т.п. Кроме того, существовал культ  предков семейной общины, сохранившийся  в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов. Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического подхода в осмыслении жизненных ситуаций.

     Китайская культура принципиально разнится  с индийской – ее отличает рационализм, высокая оценка жизни. Здесь не было влиятельной жреческой касты, как  в Индии или Египте, зато был  необыкновенно развит аппарат чиновничества. Отличительными чертами китайской  культуры стали консерватизм. Стабильность, (культура Китая возникла на рубеже 3 - 2 тыс. и почти без изменений просуществовала до 17 в.), уважение к порядку и ритуалам. Воплощением этой культуры стала Великая Китайская стена как символ изоляционизма и традиционализма.

     Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая  традиция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала  жить в согласии с природой. Более  подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.

     Даосизм, конфуцианство, так же как и другие идейные течения представляли собой своеобразный синтез философских, этических и религиозных идей. Эти идеи, наверное, еще нельзя назвать философией в античном понимании. Точнее будет охарактеризовать их как мудрость. Мудрость интересуется не знанием, как таковым, а целостным человеком в мире. «Целью мудрости является исправление каждого сердца в соответствии с порядком вещей». Древнекитайские мыслители различных направлений центральной проблемой считали проблему гармонического единства человека и Неба».

     Наиболее  популярным и влиятельным учением  было конфуцианство. Его основатель – Конфуций (Кун-цзы) принадлежал к среде так называемых жу – ученых-книжников, имевших большое влияние при дворах правителей. Поэтому неслучайно Конфуций обосновал социальный идеал совершенного человека – цзюнь-цзы.

     Основным  понятием в учении Конфуция выступает  гуманность (жень), которая является нравственным принципом, определяющим отношения между людьми как в обществе, так и в семье. Гуманность в понимании Конфуция являлась моральным измерением всякой деятельности: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». Разрабатывая идеи разумного управления государством, Конфуций сформировал тезис о том, что государство – это та же семья, только большая, поэтому основные нравственные принципы в них едины.

     Для осуществления своих идей Конфуций основал школу и готовил в  ней из своих учеников кандидатов на должности чиновников, которые  призваны были помочь правителям наладить добродетельное, справедливое правление и достичь гармонии в обществе. Конфуций предложил очень эффективный метод выдвижения чиновников на руководящие посты. Чиновник должен был получить рекомендацию, что он мудр и справедлив, а также успешно сдать конкурсный экзамен. При этом считалось, что социальное происхождение не имеет существенного значения. Благодаря такому подходу конфуцианство стало важным элементом культурной традиции Древнего Китая, а само слово «конфуцианец» стало синонимом слова «ученый».

     Основными чертами учения Конфуция являются,

     - следование традициям и обычаям;

     - идеализация древности;

     - сохранение патриархальных отношений  со строгим подчинением младших  старшим;

     - проекция структуры семьи на  государственную структуру («Правитель  да будет правителем, подданный  – подданным, отец – отцом,  сын – сыном»);

     - высокая образованность ( знание древних текстов и изречений мудрецов, умение писать (в том числе трактаты) в свободном стиле.

     В борьбе различных направлений конфуцианство  сумело выстоять и занять господствующее положение в традиционной китайской  триаде «даосизм – конфуцианство  – буддизм». Это не было случайным  – конфуцианство удобно для управления огромной империей и позволяло сохранять  традиционные ценности, например культ  предков.

     Примат  этики над религией, преобладание рационального, прагматического подхода  в оценке жизненных ситуаций в  древнекитайском обществе благоприятствовали развитию точных и естественных наук. Еще в доимперскую эпоху древние китайцы научились вычислять движения небесных светил, предсказывать лунные затмения, а эпоха империй отмечена целым рядом открытий, основные из которых – изобретение компаса и сейсмографа, бумаги, фарфора, пороха. Блестящих успехов достигла древнекитайская медицина, которая в имперскую эпоху превратилась в целую систему научных знаний. Традиционная китайская медицина исходила из представления о человеке как микрокосмосе, отражающем гармонию космических сил и ритмов: начал инь и янь (женское и мужское), пяти стихий (пять внутренних органов и пять органов чувств) и различных видов жизненной энергии – ци. Лечение болезни заключалось в восстановлении равновесия космических сил и ритмов, т.е. жизненной целостности организма. Для этой цели древнекитайскими целителями были разработаны различные приемы диагностики, лечения и профилактики болезней, в том числе методика акупунктуры (иглоукалывание), прижигание, массаж. Важное место в этом комплексе занимали гигиена, гимнастика, водные и солнечные ванны.

     Однако, несмотря на выдающиеся достижения китайцев в области точных и естественных наук, научно-технические знания признавались конфуцианством опасными, отвлекающими от духовного совершенствования. Для  человека гораздо важнее достижения в области нравственно-эстетической, художественной практики. Знания, опосредованные культурой, ее традициями, системой ценностей, помогают человеку стать человеком  и достичь гармонии в отношениях между людьми. Поэтому искусство Древнего Китая пронизано глубоким смыслом и мудрыми поучениями.

     Вторым  источником особого типа духовности явился даосизм. В соответствии с традиционными китайскими представлениями в мире существует всеобщий путь (дао) вещей, который никому, даже правителю, не дано изменить потому что он присущ природе самих вещей. Следование дао не ущемляет свободу человека, а наоборот, делает его свободным, так как дао – основа всего, источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао – добродетель дэ, в ней воплощается нравственный идеал личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром. Его основатель – Лао-цзы (Ли-Эр) (жил, по преданиям, 160 -200 лет). Основная концепция – это концепция дао, великого пути, порождающего «инь» и «янь» - два начала (светлое и темное, мужское и женское и т.п.). уравновешивающих друг друга. Идеал правителя даосов – быть пассивным, не вмешиваться в естественный ход событий, иби, «когда правительство деятельно, народ становится несчастным».

     Даосизм скоро перерос в  религиозное  направление, внутри которого развивались  алхимия (для подготовки смертного  в бессмертные), астрология и геомантия (наука о связи космических и небесных сил и земного рельефа), что привело к изобретению пороха и компаса.

     Таким образом, даосизм был своеобразным основанием этических и эстетических норм социальной организации общества, характерных для культурной традиции Древнего Китая, сохранивших свою актуальность до настоящего времени, так как указывал путь достижения гармонии природы общества, человека.

     Но  период формирования собственно культурного  типа Древнего Китая приходится на эпоху воюющих царств (5 – 2 вв. до н.э.), когда образуется устойчивый культурный комплекс средних царств – Чжань-го и формируется представление об их превосходстве над остальным миром «варваров четырех стран света». В период «воюющих царств» бурно развиваются различные виды более сложных ремесел: ткацкого, столярного, лакового, керамического, ювелирного. Важное значение стала приобретать международная торговля, расцвет которой связан с открытием Великого шелкового пути от ханьской столицы Чанани через Азию на римский Восток. Свое название он получил из-за главного предмета китайского экспорта – шелка. Кроме него по этому пути вывозили железо, никель, драгоценные металлы, изделия ремесла. А ввозили в Китай драгоценные камни, пряности, благовония.

     В эту эпоху создавались мощные крепостные стены, ограждающие царства  от набегов кочевников и друг от друга. Позже они стали частью Великой Китайской стены, построенной в период империи Цинь, – мощного фортификационного сооружения протяженностью почти в четыре тысячи километров, состоящего из утрамбованной земли и каменных глыб. Сооружение стены длилось почти десять лет и стоило неимоверных тягот и людских потерь.

     Единая  система ирригационных сооружений вызывает необходимость централизации  управления и наличия деспотической  власти. В это время создается  огромная империя с единой бюрократической  системой управления и централизованной властью императора - сына неба. Духовным основанием для складывающейся культуры становятся основные принципы даосизма и конфуцианства.

     Однако  в царстве Цинь (сер. 4 в. До н.э.) при императоре Цинь Шихуанди этим идеалам был противопоставлен тезис о том, что «истинная добродетель ведет свое происхождение от наказания». Принципами управления этой так называемой «школы законников» стали:

     - метод наказаний вместо метода наград;

     - жестокая кара за мелкие преступления, чтобы большим было неоткуда  взяться;

     - система круговой поруки, доносительство.

     Все философские книги были сожжены, а ученые – истреблены или сосланы  на строительство великой Китайской  стены, которая стала символом изоляционизма  Китая. После смерти императора все  его бездетные жены были умерщвлены, строители гробницы – замурованы живьем, а самого императора в последний  путь сопровождало воинство из десятков тысяч воинов, сделанных из глины. И хотя новая династия Хань вернулась к принципам конфуцианства, свободомыслие множественность направлений философской мысли перестали быть характеристикой китайской культуры, а сами принципы управления законников были актуализированы в эпоху «культурной революции». 

  1. Художественная  культура

     Художественная  культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное – позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям – придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Информация о работе Культура Китая