Сущность и структура культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:24, реферат

Описание

В культурологии выделяются два основных вида культуры: материальная и духовная. Каков же критерий их разграничения? Иногда критерий такого разграничения видят в том, что материальные ценности выступают, как правило, в предметной, вещной форме, а духовные ценности - преимущественно в идеальной форме, т. е. в форме знаний, идеалов, норм. Однако, этот критерий далеко не совершенен, потому что продукт духовного производства должен быть потреблен; он должен дойти до зрителя, читателя, слушателя. А для этого он должен облекаться в материальную форму: либо в форму вещи - картины, скульптуры, кинофи

Работа состоит из  1 файл

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

1. систему функций, закрепленную предписаниями (нормами, уставами);
2. материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института;
3. кадры, набираемые в соответствии с принципами и целями данного института.
Социальные институты культуры принято классифицировать по функциональному признаку, в соответствии с которым выделяют:
1) социальные институты, осуществляющие духовное производство (издательства, киностудии, кружки, любительские творческие объединения);
2) институты, распространяющие культурные ценности (кинотеатры, лектории, концертные объединения, школы, университеты, библиотеки, музеи);
3) учреждения, осуществляющие планирование и управление культурными процессами (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения).

Принято выделять три основных принципа регуляции культуры как специфической сферы деятельности: координации, субординации и состязательности. Подчас можно встретить суждение, что культура в целом, особенно искусство, не терпит командного стиля, так как свобода творчества - непременное условие проявления таланта. С этим нельзя не согласиться. Однако, следует иметь в виду и другой момент. Многие виды культуры, и в частности искусство, требуют совместных слаженных действий многих людей. Поэтому их существование невозможно без принципов координации- согласования действий участников и субординации - подчинения единому началу. Кроме того, в культуре (как и в спорте) очень важна состязательность, которая позволяет преодолеть монополизм отдельных течений, школ, групп и осуществить отбор лучших произведений. Для этого устраиваются конкурсы, по результатам которых присуждаются места, призы, премии.

Сфера культуры является относительно самостоятельной системой. Она тесно связана с другими сферами общественной жизни- экономической, политической, социальной, испытывает на себе их влияние. Поэтому кроме внутренних существуют и внешние регуляторы культурной деятельности.

Основным политическим институтом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, является государство. В каждом обществе государство в том или ином объеме поддерживает сферу культуры через бюджетное финансирование, специальное законодательство, социальную политику. Каждая страна имеет свои административные структуры, которые осуществляют культурную политику. Это прежде всего министерства культуры. Многими правительствами принято широкое понимание культуры. В сферу культуры включаются образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Таким образом, у министерства культуры широкий круг полномочий.

В развитых странах объем культурной политики, осуществляемой государством значительно меньше, чем в развивающихся. Это объясняется тем, что в них уже сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и общественных организаций.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ:

- защита национальной культуры в мире расширяющихся международных коммуникаций и контактов;
- создание условий для вовлечения в культурное творчество различных слоев населения, особенно детей и юношества;
- противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры;
- развитие региональных культур и местных центров;
- сохранение культурного наследия;
- налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами внутри страны и межгосударственного взаимодействия.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ:

- формирование единой общенациональной культуры, что предполагает уменьшение различий между городом и деревней, между различными этническими и племенными группами;
- осуществление программы ликвидации неграмотности;
- создание сети культурных учреждений, подготовка для них кадров;
- демократизация культурной жизни;
- учет и охрана культурного наследия, его изучение и использование в современной жизни;
- демонстрация достижений национальной культуры за рубежом.

Цели культурной политики могут достигаться разными путями. В странах с однородным этническим составом культурное единство достигается сравнительно легко через принятие одного языка, одной религии, общих традиций. Пример таких стран - Швеция, Япония, Турция, Армения. В странах, где существуют значительные этнические, религиозные, лингвистические различия культурная политика проводится на основе принципа "единство в многообразии", который предполагает централизацию культурной жизни при сохранении плюрализма на местном уровне. Таково, например, положение во многих африканских странах, отличающихся крайней этнической раздробленностью, во многих странах СНГ. В Индии существуют значительные кастовые, религиозные, лингвистические различия. В этой стране свыше 3000 каст, 1600 диалектов. Взаимодействие таких разных религий, как джайнизм, индуизм, ислам порождает сложные проблемы в культурной жизни этой страны.

При капитализме одним из главных регуляторов культурной деятельности становится рынок. Производство на рынок означает, что произведение культуры становится товаром - независимо от того, имеет ли оно уникальное значение или существует во множестве копий. Соответственно и успех художника определяется спросом на его продукцию на рынке. В этих условиях возникла трудная дилемма: между свободой творчества и зависимостью художника от коммерческого успеха. Рыночная цена произведения культуры далеко не всегда соответствует его духовной ценности. Из истории жизни таких крупных писателей 19 в., как Бальзак, Пушкин, Достоевский, мы знаем, насколько неустойчивым было их финансовое положение. Хорошо известно и то, что на рынке могут преуспевать создатели далеко не лучшей продукции, которая пришлась по вкусу широкой публике. Так, голландский живописец В. Ван Гог умер в нищете, никем не признанный, а впоследствии его картины побили на рынке все рекорды и продавались за миллионы долларов. Таким образом, освобождая художника от диктатуры государства или церкви, рынок ставит его в сильнейшую зависимость от колебаний коммерческого спроса.

Жесткость рыночного регулирования в определенной мере смягчается меценатской деятельностью. Термин "меценатство" происходит от имени древнеримского политического деятеля и писателя Гая Цильния Мецената (ок. 70 - 8 гг. до н. э.). Будучи ближайшим советником императора Августа, Меценат покровительствовал кружку поэтов, в который входили Виргилий, Гораций и др., оказывал им материальную поддержку и использовал их творчество в интересах империи.

В широком смысле меценатство - особая форма воздействия на развитие культуры, творчество отдельных художников.
Материальная поддержка тех или иных деятелей культуры может служить достижению разнообразных целей - экономических, политических, идеологических.

В узком смысле меценатство предполагает бескорыстную поддержку высокого искусства, далекую от соображений престижа и утилитарности.

Меценатство играло важную роль в развитии культуры. Оно получило широкое распространение в эпоху Возрождения. В ту пору художников высоко ценили. Римские папы, герцоги, короли оспаривали друг у друга честь приглашения художников к своему двору. Они выступали в качестве заказчиков произведений искусства и покровителей художников. Во Флоренции, которая в 15 веке была центром европейской культуры, меценатами были купцы и банкиры Медичи, особенно Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Он превратил свой двор в центр художественной культуры того времени. При дворе Медичи работал крупнейший художник раннего Возрождения Сандро Боттичелли. Крупнейший мастер высокого Возрождения Микеланджело Буонаротти в 15 лет был взят на полное обеспечение в дом Лоренцо Медичи, где он прошел гуманистическую и одновременно профессиональную школу.

Немало примеров меценатства знает история русской культуры. Еще в допетровскую эпоху, в к. 16 - н. 17 вв. Строгановы покровительствовали творчеству наиболее искусных иконописцев, заказывая и приобретая их произведения для своих "горниц". Сложилась целая художественная школа, именуемая "строгановской". В к. 17 в. можно говорить и о "строгановском" стиле в архитектуре. От Строгановых стремились не отставать и другие крупные предприниматели в Ярославле, Костроме, Великом Устюге и других городах. На их средства возводились яркие, богато украшенные внутри и снаружи "посадские" храмы. Расцвет русского меценатства приходится на вторую половину 19 - начало 20 века. В это время русские меценаты не просто помогали культуре выжить - их усилиями создавалась духовная атмосфера эпохи, ее аура. Назовем крупнейших русских меценатов этого периода.

С. И. Мамонтов (1841 - 1918) - железнодорожный олигарх, говоря современным языком, занимался строительством железных дорог. Сам он обладал разнообразными талантами: был певцом, учился пению в Италии, скульптором, режиссером, автором драматических произведений. Мамонтов в своем подмосковном имении Абрамцево создал художественный кружок, который стал одним из центров развития русской культуры. Здесь сама русская природа, атмосфера усадебного быта располагали к творчеству. В имении Мамонтова собирался самый цвет русской интеллигенции. Здесь творили И. Е. Репин, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов, В. Д. Поленов. В Москве в 1885 г. Мамонтов основал частную русскую оперу, стал ее режиссером. На ее сцене были поставлены произведения композиторов, в ту пору малопопулярных - М. П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова. Именно Мамонтов открыл русской публике феномен Ф. И. Шаляпина.

Другой крупный меценат - московский купец и промышленник П. М. Третьяков (1838 - 1898). С 1856 г. он систематически покупал картины русских художников, прежде всего передвижников, создал богатую картинную галерею русской живописи. В 1893 г. Третьяков передал свою коллекцию в дар Москве. Третьяковская галерея является крупнейшим музеем русской живописи. Лучшие произведения передвижников навсегда заняли в ней свое место.

Многое для развития русской культуры сделали щедрые меценаты Морозовы. С. Т. Морозов (1862 - 1905) был меценатом МХАТа. Он выделил деньги на строительство здания и в дальнейшем оказывал финансовую поддержку театру. Морозовы известны также созданием музея западного искусства, созданием огромного собрания старинных русских гравюр и портретов.

Семья текстильных фабрикантов Щукиных, и прежде всего С.И.Щукин, создала музей современной западной живописи, в котором представлены полотна П. Гогена, А. Матисса, П. Пикассо; большой музей русской старины, а также основала на свои средства Психологический институт.

А. А. Бахрушин (1865 - 1929) на основе своего собрания создал частный литературно-театральный музей (ныне Театральный музей им. Бахрушина).

М. К. Тенишева (1867 - 1929) организовала музей русской старины в Смоленске, художественно-промышленные мастерские в своем имении Талашкино.

Большой вклад в развитие русской культуры внесла семья Рябушинских. Она подарила России много ярких талантливых имен. Среди них - промышленники, банкиры, политики, ученые, писатели, актеры. Рябушинские внесли большой вклад в возрождение русского церковного зодчества, собрали богатейшую коллекцию русской иконописи. Сейчас это собрание находится в Третьяковской галерее. Рябушинские финансировали художественный журнал "Золотое руно", мероприятия в поддержку русской авиации, экспедиции по освоению Камчатки. После революции семья оказалась в эмиграции.

Перечень имен российских меценатов очень широк, поэтому невозможно назвать всех русских купцов, промышленников, дворян, тративших личные средства на науку, искусство, благотворительность, не думая о прибыли. Следует помнить о том, что высокое искусство во все времена развивалось за счет поддержки государства и меценатства.

 



Информация о работе Сущность и структура культуры