Сущность и структура культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:24, реферат

Описание

В культурологии выделяются два основных вида культуры: материальная и духовная. Каков же критерий их разграничения? Иногда критерий такого разграничения видят в том, что материальные ценности выступают, как правило, в предметной, вещной форме, а духовные ценности - преимущественно в идеальной форме, т. е. в форме знаний, идеалов, норм. Однако, этот критерий далеко не совершенен, потому что продукт духовного производства должен быть потреблен; он должен дойти до зрителя, читателя, слушателя. А для этого он должен облекаться в материальную форму: либо в форму вещи - картины, скульптуры, кинофи

Работа состоит из  1 файл

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)


СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

1. СИСТЕМНОЕ ПОСТРОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

В культурологии выделяются два основных вида культуры: материальная и духовная. Каков же критерий их разграничения? Иногда критерий такого разграничения видят в том, что материальные ценности выступают, как правило, в предметной, вещной форме, а духовные ценности - преимущественно в идеальной форме, т. е. в форме знаний, идеалов, норм. Однако, этот критерий далеко не совершенен, потому что продукт духовного производства должен быть потреблен; он должен дойти до зрителя, читателя, слушателя. А для этого он должен облекаться в материальную форму: либо в форму вещи - картины, скульптуры, кинофильма; либо в форму услуги - речи оратора, пения артиста. А иначе он останется только достоянием самого творца, исчезнет вместе с его смертью, не станет достоянием других людей. Поэтому главным критерием деления культуры на материальную и духовную выступает не форма существования, а характер потребностей, на удовлетворение которых направлено создание культурных ценностей.

Материальная культура удовлетворяет материальные потребности в еде, одежде, жилье. Но как сказано в Библии, "не хлебом единым жив человек". Кроме материальных у него есть и многообразные духовные потребности. Духовная культура направлена на удовлетворение духовных потребностей человека - в познании, общении, творчестве, самореализации, потребности в прекрасном.

И материальная, и духовная культура представляют собой сложные образования. Материальная культура включает четыре сферы:

1. Культура материального производства. Это средства труда, производственный опыт, приемы труда, технологии производственных процессов и вещественные результаты труда.
2. Культура воспроизводства человеческого рода.
3. Физическая культура. Проявления ее разнообразны. Прежде всего, это спорт, медицина. Это элементы материальной культуры, поскольку они дают возможность сохранять, восстанавливать и развивать физические качества, умения и навыки человека.
4. Культура быта, места жительства. Это то, как человек обустраивает свой дом, деревню, город, в котором он живет, насколько комфортной он делает свою жизнь. В бытовой культуре явно выражен этнический момент.

Строение духовной культуры соотносят с основными видами духовной деятельности.

1. Первый вид духовной культуры связан с проективной деятельностью. Она предшествует практике, предлагает идеальные модели будущих конструкций. Это могут быть модели технических сооружений, машин, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений, модели воспитания самого человека. В этой сфере духовной культуры разрабатывается идеал будущего.
2. Вторая область духовной культура связана с познавательной деятельностью. Она включает результаты познания - знания о природе, обществе и человеке, его внутреннем мире. Знания становятся основой формирования у человека убеждений, целей, планов и программ деятельности. Они превращаются в важный элемент социального регулирования.
3. Строение третьего раздела духовной культуры связано с ценностно-ориентационной деятельностью. Человек не просто приобретает знания о мире. Он пытается определить, какое значение имеют для него те или иные предметы и явления действительности. Мир человека - это мир ценностей, он наполнен для него смыслами и значениями.
4. Четвертой областью духовной культуры является духовное общение людей во всех его конкретных проявлениях. Это и межличностное общение, и коллективное общение, которое происходит в семье, кругу друзей, коллективе. Есть еще одна специфическая форма общения, характерная для культуры. Это общение с произведениями искусства, предметными ценностями культуры - книгами, картинами, кинофильмами. Наиболее ценные моменты духовной жизни общества, объективируясь, входят в фонд культуры, историческую память человечества. Благодаря объективированным культурным ценностям осуществляется опосредованное общение между людьми разных эпох, культур и народов.

Деление культуры на материальную и духовную является относительным, а не абсолютным. Издавна существуют и в современных условиях появляются такие явления культуры, которые удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека и которые существуют как бы "на стыке" материальной и духовной культуры. В современном обществе происходит все большая интеграция, взаимопроникновение материальной и духовной культуры. Это проявляется в том, что наука превращается в непосредственную производительную и социальную силу, получает развитие дизайн - промышленная эстетика, художественное конструирование.

Эстетизация окружающей среды, в том числе продуктов труда - одна из главных тенденций развития культуры 20 века. Сегодня ни один продукт не будет конкурентоспособен, если при его производстве не учитывается эстетический критерий. Все большую роль в современной культуре играют средства массовой информации, которые превращаются в посредников между человеком и миром культурных ценностей. Все это примеры взаимодействия материальной и духовной культуры.

Существует другой подход к системному построению культуры, в основу которого положена дифференциация человеческой деятельности. Он представлен в работах Е. В. Боголюбовой. Боголюбова выделяет три вида деятельности и соответственно три вида культуры: практическую, духовную и практически - духовную. Практическая культура охватывает более широкий круг явлений, чем материальная культура. Она включает культуру материального производства, социально - политическую культуру, культуру управления, образования и воспитания, здравоохранения и физическую культуру. К духовной культуре относятся результаты познавательной, ценностно-ориентационной и нормативной деятельности. Промежуточные формы культуры, соединяющие в себе практическое и духовное начало, могут быть отнесены к практически-духовной культуре (художественная культура, дизайн). Общение присутствует в любом виде человеческой деятельности.

2. СЕМИОТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ. ЯЗЫК, ЗНАКИ И СИМВОЛЫ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ И ТИПЫ КУЛЬТУРЫ.

Семиотика - это теория, исследующая свойства знаков и знаковых систем.

В рамках семиотической концепции культура рассматривается как знаково-символическая система. Одним из первых, кто обратил серьезное внимание на знаковый характер культуры, был Э. Касссирер (1874 - 1945). Он заложил основы семиотического подхода в исследовании культуры. По мнению Кассирера, вся человеческая деятельность носит символический характер. Из этого положения им делается вывод о том, что сущностью человека является способность к созданию символов. В своей книге "Философия символических форм" он рассматривает мифологию, религию и науку как особые культурно - символические системы.

Одним из основоположников семиотического направления в нашей отечественной науке является Ю. М. Лотман (1922 - 1993). Он видел в культуре знаковую систему и определял ее как "семиосферу" (по аналогии с понятием "биосфера", введенным В. И. Вернадским), подчеркивая тем самым ее глобальный характер. "Область культуры - всегда область символизма". Основную социальную роль культуры он видел в том, что она является "негенетической памятью коллектива", хранит и передает накопленный опыт.

Знак - это материальный предмет (явление, действие), который выступает в процессах познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета и используется для получения, хранения и передачи информации о нем.

Знак представляет собой единство материальной формы и идеального содержания, смысла, значения. Немецкий логик Г. Фреге (1848 - 1925) обращает внимание на то, что знак имеет предметное и смысловое значение, то есть отсылает к предмету и воплощает в себе информацию о нем. Информация же о предмете, или смысловое значение знака определяется системой, в которую он включен. В роли такой системы может выступать культура. Жесты, мимика, цвет не обладают смысловым значение сами по себе, они обретают его лишь в контексте определенной культуры. Так, если белый цвет в русской культуре означает зиму, то в культуре Китая - осень. Поэтому понимание культуры других народов предполагает постижение смысла, значения ее знаковых элементов.

Знаки - обозначения обозначают предметы, действия, свойства и другие характеристики окружающего человека мира. Они не имеют сходства с обозначаемыми объектами, а только несут информацию о них.

Знаки - модели воспроизводят характерные черты объектов, которые они замещают, обладают сходством с ними. Благодаря этому информация, полученная на модели, может переноситься на оригинал.

Знаки - символы - это материальные явления, которые в наглядно - образной форме представляют абстрактные идеи и понятия.

Символы создаются преимущественно целенаправленно, а не стихийно. Они представляют собой конвенции, принимаемые людьми с известной долей условности. Большое место в символе занимает аксиологический, ценностный компонент. С символом связывается отношение человека к тем или иным явлениям природы, общества, культуры. Например, голубь Пикассо - это для всех народов символ мира. В символе заключен обобщающий принцип раскрытия многогранного содержания и смысла явлений. Символами пронизана мифологическое, религиозное и художественное сознание. Например, одним из главных символов христианской культуры является крест. Крест - это символ смерти Бога (Христа), его распятия, искупления грехов человека.

Одним из главных видов знаковых систем является язык. Язык выполняет две важнейшие функции в общественной жизни.
1. Язык является формой материального воплощения мышления, средством фиксации и хранения знаний (информации).
2. Язык является средством коммуникации, общения между людьми.


Естественный язык - это исторически сложившийся в данном обществе национальный язык, единый и общепонятный для всех членов общества. Естественный язык является универсальным средством общения, он используется во всех видах человеческой деятельности. Он обладает двумя основными характеристиками - лексикой и грамматикой. Лексика - это словарный состав языка.

Грамматика - это формальный строй языка (словообразование, построение предложений). Особенностью естественного языка является полисемия - способность слов употребляться в разных значениях (например, коса, ключ, земля). В санскрите - языке древних ариев - есть слова, которые имеют 30 и даже 50 различных значений. Естественный язык отличает сложный, неоднозначный характер грамматики. Правила разнообразны и различны в разных языках.

На базе естественного языка возникают искусственные языки. Искусственные языки создаются для решения специальных задач науки и приспособлены к описанию определенных предметных областей. В искусственном языке вводятся новые специальные термины и правила образования сложных языковых выражений; используются особые знаки (символы) вместо целых слов обыденного языка. Благодаря этому предложения становятся компактными, точными и адекватными. Развитие тенденций к точному языку приводит к созданию специальных формализованных языков. Это языки математики, логики. Формализация позволяет отвлекаться от содержания явлений, их связей, производить расчеты и операции. Она ускоряет и упрощает процесс мышления.

М. С. Каган предложил деление языков культуры на монологические и диалогические. Существование монологических языков связано с социальной необходимостью передачи такого рода информации (документальной, научной, технической, технологической), где требуется однозначное ее понимание. Диалогический тип языков порожден потребностью в таком типе информации, содержание которой многозначно, а ее осмысление предполагает интерпретацию. Диалогические языки ориентированы на сотворчество, сопереживание, на домысливание информации.

Диалогический язык составляет основу всех видов искусства. Язык искусства отличается от языка науки. Цель художественного произведения не сводится к передачи информации (как это имеет место в научном сообщении). Он предполагает включение читателя в изображаемые события. Язык искусства более тесно, чем язык науки, связан с содержанием. Одно и то же научное сообщение можно передавать в различных знаковых системах (формулах или словах). Произведение искусства адекватно непереводимо на другие языки. В результате экранизации романа мы получаем новое художественное произведение. Перевод стихотворения с одного национального языка на другой национальный язык порождает художественное явление, отличное от оригинала. О важности языка в искусстве говорит и то, что становление нового вида искусства всегда связано с выработкой им своего языка. Многообразие языков искусства и культуры в целом обусловлено богатством ее содержания, которое она должна хранить и передавать людям.

Знаковую функцию в культуре выполняет не только язык, но и обряды, обычаи, приветствия, предметы быта (жилище, одежда, кухня), внешний облик человека, его поведение. Например, прическа, головной убор или одежда могут указывать на принадлежность человека к определенному сословию, роду занятий, этнической группе, субкультуре (мундир военного, ряса священника, фрак дирижера оркестра, мантия судьи). Известно, что французский язык в русской культуре 18 в. являлся не только средством общения, но и был знаком принадлежности к дворянскому сословию. Многие явления в культуре играют двойственную роль: с одной стороны, они выполняют свою непосредственную утилитарную функцию, с другой стороны, являются знаком чего - то. Если утилитарная роль вещи обусловлена ее природными свойствами, то вторая ее роль, знаковая, определяется культурой.

Важным для понимания семиотической концепции культуры является понятие культурного кода.

Культурный код - это способ сохранения и передачи информации, тип культурной памяти.

В зависимости от своеобразия культурного кода принято выделять три глобальных типа культуры:

        дописьменную,

        письменную и

        экранную.

ДОПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА

Дописьменная культура охватывает огромный доисторический период (включающий дикость и варварство) - от 50 - 20 тыс. лет до н. э. до конца 4 тыс. до н. э. Эпоха дописьменной культуры - это эпоха устной традиции. В эту эпоху знания выражались в форме обыденного житейского рассказа или находили воплощение в мифе, легенде и предании.

Основным культурным кодом дописьменных культур был мифологический. Своеобразие мифа в том, что он сочетал в себе как реальные знания и наблюдения, так и фантазию, вымысел, веру. В мифе не было разделения мира на реальный и ирреальный, естественный и сверхъестественный, объективный и субъективный. Человек не выделял себя из окружающего мира, напротив, он одушевлял природные явления и стихии, наделял их человеческими качествами - сознанием, волей.

В мифологии использовались разные типы знаков. Но они имели свои особенности, формировались по правилам мифологического культурного кода. Мифологический культурный код не проводил различий между знаком и объектом, который он замещал. Для современного человека различия между вещью и ее названием понятно и очевидно. Для первобытного человека связь между вещью и ее названием, человеком и его именем считалась реальной (а не произвольной, условной). Поэтому действия с предметами были равносильны действиям со словами. Этим объясняется то обстоятельство, что первобытный человек стремился оберегать свое и родовое имя от злых духов: имена скрывались, давались двойные имена, накладывался запрет на произнесение имен.

Информация о работе Сущность и структура культуры