Сущность и структура культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:24, реферат

Описание

В культурологии выделяются два основных вида культуры: материальная и духовная. Каков же критерий их разграничения? Иногда критерий такого разграничения видят в том, что материальные ценности выступают, как правило, в предметной, вещной форме, а духовные ценности - преимущественно в идеальной форме, т. е. в форме знаний, идеалов, норм. Однако, этот критерий далеко не совершенен, потому что продукт духовного производства должен быть потреблен; он должен дойти до зрителя, читателя, слушателя. А для этого он должен облекаться в материальную форму: либо в форму вещи - картины, скульптуры, кинофи

Работа состоит из  1 файл

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

Назовем важнейшие черты массовой культуры.

1. Массовая культура носит преимущественно коммерческий характер. Произведения массовой культуры являются своеобразным товаром, они подчиняются законам рынка, денежной выгоды. Перед создателями и распространителями массовой культуры стоит задача: как можно быстрее реализовать свою продукцию и получить максимальную прибыль. Поэтому они должны учитывать вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки. С этим связана вторая важнейшая черта массовой культуры.
2. В качестве адресата массовой культуры выступает не отдельный человек, индивидуальный заказчик, а большое количество людей, широкая аудитория потребителей. Это может быть аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов. Массовой культурой называется такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания.
3. Для распространения массовой культуры широко используются средства массовой информации и реклама. Реклама- это неотъемлемый компонент современной культуры. Некоторые издательства, кинокомпании тратят 15 - 20 % прибыли на рекламирование своей продукции и изучение вкусов ее потребителей. В развитых странах реклама отработана до совершенства, она заставляет человека подчиняться выработанным ею стандартам и нормам.
4. Массовая культура выполняет развлекательную и компенсаторную функции и сочетает в себе два основных качества: эффектную, зрелищную форму и облегченное содержание. Не нужно специальной подготовки для ее восприятия, приложения интеллектуальных усилий. Она проста, непритязательна, доступна всем.
5. Важные черты массовой культуры - унифицированность, шаблонность, стереотипность, ориентация на средний и низкий уровень потребностей. Западные исследователи массовой культуры, философы Франкфуртской школы, обращают внимание на следующий факт: массовая культура при всем разнообразии своих сюжетов, тем, приемов, тяготеет к двум полюсам. На одном из них изображен благостный мир удачи, гармонии, сентиментального счастья, на другом - мир злодейства, крови, насилия. Красивая жизнь нужна человеку современного общества, чтобы расслабиться, отвлечься от забот, проблем и тягот повседневной жизни, уйти в мир мечты, мир "грезы". Поэтому подобные произведения, как правило, имеют счастливый конец. Современные социологи рассматривают массовую культуру как важнейшее средство борьбы со стрессами. С другой стороны, многие люди испытывают чувство обиды, несправедливости, досады, боли. Они также нуждаются в разрядке. И массовая культура предлагает на этот случай сюжеты расправы, мести, справедливого воздаяния. Таким образом, массовая культура дает выход подсознательным импульсам, инстинктам человека; ориентирована на механизмы подсознания.
6. Язык массовой культуры космополитичен, он утрачивает национальную специфику. Массовая культура наднациональна. В ней используются такие жанры искусства, как детектив, боевик, вестерн, триллер, комикс, мюзикл, "мыльная опера", мелодрама. Понятие "мыльная опера" появилось потому, что героини телесериалов рекламировали мыло, а их сюжеты были мелодраматическими, напоминающими оперные страсти. Мелодрама- это драма с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла, с преувеличенной эмоциональностью.
7. Сама массовая культура неоднородна, она включает разные уровни. Существует кич - это самые нижние пласты массовой культуры, примитивные, лишенные художественной ценности произведения, рассчитанные на внешний эффект. Примеры кич - это красочные, безвкусно оформленные обложки журналов, "бульварная", "желтая" пресса, пошлая, назойливая реклама.

Кроме кич существует мидкульт - это культура среднего уровня, соединяющая в себе образцы высокого и популярного искусства. Например, библейская история становится сюжетом рок - оперы "Иисус Христос - супер звезда", роман В. Гюго "Собор Парижской богоматери" становится основой современного мюзикла. Мидкульт экранизирует классические произведения, создает моду на популярную науку. Издается большое число научно-популярных журналов, выходят радио-телепередачи образовательного характера, в которых в популярной форме говорится о научных открытиях, истории науки. В 70 - 90-х. гг. в западных странах стала количественно преобладать культура среднего уровня.

Кроме массовой существует элитарная культура, культура "высоколобых", по выражению Г. Маркузе. Французское слово "элита" означает лучшее, отборное, избранное. Определение элиты в западной науке неоднозначно, однако, во всех случаях элита противопоставляется массе. Вначале под элитой понималось интеллектуальное, творческое меньшинство, а под элитарным искусством - искусство для немногих, для избранных, для духовной элиты, которая только и может понять сокровенный смысл и язык такого искусства. Художественная элита противопоставляла себя и свое творчество тенденциям массовизации, шаблонности, унифицированности массовой культуры. Практической реализацией такой концепции элитарного искусства стали различные направления авангардизма (экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм). В 70 - 80-х годах возникает более мягкая версия теории элит и элитарного искусства. Под элитами стали пониматься группы по интересам, а под элитарным искусством - искусство, которое находит отклик и понимание у определенного, достаточно узкого круга лиц. Как правило, оно ориентировано на публику, эстетически более развитую, и не является достоянием массового зрителя. Массовый зритель, слушатель может не обратить на элитарную культуру никакого внимания или не понять ее, потому что она сложна по содержанию и трудна для неподготовленного восприятия.
К элитарной культуре обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Камю, картины Пикассо, Дали, музыку Шостаковича, Шнитке. Коммерческая выгода не является целью для создателей элитарных произведений искусства. Главное для них - творчество, самовыражение, художественное воплощение своих идей. При этом возможно появление уникальных произведений искусства, которые становятся очень популярными и приносят немалый доход их создателям. Так было с фильмами Копполы и Бертолуччи, с картинами Дали и Шемякина.

В современной западной культуре нет такого резкого противопоставления массовой и элитарной культуры, которое было характерно для первой половины 20 века. Достижения, художественные приемы элитарного искусства могут перениматься массовой культурой, подаваться на широкую аудиторию в более доступном, упрощенном виде. Например, витрины магазинов западных столиц оформляются в соответствии с требованиями сюрреализма. После появления поп-арта его стали широко использовать в промышленности, изготавливающей мебель, одежду, посуду. В то же время массовая культура, приносящая прибыль дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам модели оказывать поддержку творцам элитарного искусства.

6. СУБКУЛЬТУРА И КОНТРКУЛЬТУРА. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Субкультурой называют такие явления культуры, которые отличают группу от большинства общества.
Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Субкультуры разрабатывают свои образцы, стандарты, стиль, свой кодекс норм и правил поведения. Они могут иметь свой слэнг - т. е. специфический словарь. Возникновение субкультур объясняется этническими, социальными, демографическими, возрастными различиями, существующими в обществе.
Уровень специфичности тех или иных субкультур по отношению к основной национальной культуре в каждом конкретном случае уникален, так же, как и тенденция сближения или все большего размежевания с базовой культурой. Еще три века назад Франция фактически состояла из нескольких десятков этносов со своеобразными культурами, а собственно французской была лишь субкультура города Парижа и его окрестностей. Сегодня от этого местного многообразия почти не осталось следа, все слилось в единую национальную французскую культуру. Обратный пример: бывшая Югославия, в которой сербская, хорватская, македонская, боснийская культуры по уровню своих различий являются преимущественно субкультурами единой культуры славян зоны среднего течения Дуная.

Одной из субкультур является молодежная субкультура. Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:

1. Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).
2. Недостатки системы образования.
3. Различия между поколениями, проблема "отцов и детей", неблагополучные семьи.
4. Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.
5. Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

В рамках молодежной субкультуры принято выделять три направления:

1. Асоциальные молодежные объединения. Они стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу обществу. Как правило, это неформальные объединения, названия которых отражают особенности их внешнего вида или поведения. Примерами таких объединений являются панки, рокеры, мажоры, хиппи. Нередко они связаны с определенным музыкальным стилем. Например, рокеры считают своей музыкой ранний рок-н-ролл, символом которого был Элвис Пресли.
2. Антисоциальные объединения. Их протест может принимать социально опасные, агрессивные формы. Они открыто противостоят органам власти. Примером таких объединений является движение скинхедов. Среди них немало приверженцев фашистской идеологии. Современные фашисты выступают против мигрантов, число которых в западных странах резко возросло. Мигранты образуют свою субкультуру, некое маргинальное образование, которое увеличивается по размерам и может вытеснить представителей коренной национальности. Это приводит к изменению этнического состава европейских стран. Таким образом, существуют объективные проблемы, которое "подпитывают" движение скинхедов. Однако, они должны решаться цивилизованным путем на государственном уровне. Согласно социологическим исследованиям, в России сейчас не менее 35 тысяч скинхедов, которые выступают под лозунгом "Россия для русских". К ним примыкают подростки 14 - 16 лет, их лидерам не более 20 - 23 лет. В основной своем массе эти ребята мало образованы, в лучшем случае они - учащиеся ПТУ.
3. Просоциальные объединения. Они приносят пользу обществу. Члены этих объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях. Примером такого рода объединений являются "зеленые" - экологические организации, активность и популярность которых неуклонно растет.

Субкультуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заменить собой господствующую культуру, вытеснить ее. Однако, в истории культуры складывались такие ситуации, когда локальные культуры начинали претендовать на некую универсальность. Они выходили за рамки собственной культурной среды и провозглашали ценностные установки для широких социальных общностей. Для обозначения таких культурных феноменов используется понятие "контркультура".

Контркультура - это такие явления культуры (символы, ценности, образцы поведения), которые противостоят доминирующей культуре, отрицают ее.

В качестве примеров контркультуры можно назвать движение киников, ранний буддизм, раннее христианство. Христианство возникает как движение, оппозиционное официальному Риму. Оно провозглашало идеи братства, равенства, справедливости, которые шли вразрез с принятой в Риме системой ценностей и укладом жизни. Поэтому христианство на протяжении первых четырех веков своего существования было запрещенной, нелегальной религией. В конце 4в. Христианство становится государственной религией римской империи, т. е. из контркультуры превращается в официальную, господствующую культуру Рима, а затем и всей средневековой Европы. Таким образом, контркультура выступает катализатором культурно-исторического процесса, она заключает в себе возможность преобразования культуры, обладает потенциалом ее обновления.

Одной из контркультур является и молодежная контркультура. Она проявила себя наиболее ярко в 60 - 70-е гг. в период массового молодежного движения на Западе. Это было выступление подростков, школьников, студентов против ценностей потребительского общества. Глобальное разрушение природной среды, совершенствование оружия массового уничтожения, возрастание жестокости и равнодушия в отношениях между людьми, бессилие во многих случаях парламентской демократии - все это побуждало сторонников контркультуры искать иные, альтернативные пути развития общества и культуры.

Молодежная контркультура не Западе впитала в себя анархизм и нигилизм, романтическое мироощущение, азиатские религиозные и мистические культы. Она сумела раскрыть в себе потенциал альтернативной культуры и оказала влияние на современную западную культуру, в которой изменились отношения между полами, произошел отказ от традиций рациональности, увлечение техниками саморазвития, восточными религиозными учениями, был признан плюрализм ценностей.

В настоящее время проявлением контркультуры на Западе можно считать движение антиглобалистов. Они выступают против экономической и культурной глобализации, против транснациональных кампаний, резкого разделения стран на богатые и бедные, социальной поляризации в современном мире. О том, что современный мир очень поляризован, красноречиво говорит тот факт, что 358 самых богатых людей планеты получают столько же доходов, сколько 3 миллиарда человек, т. е. половина населения планеты. Уровень жизни в развитых странах в 60 раз выше, чем в развивающихся. Антиглобалисты считают, что процессы глобализации приведут к уничтожению национальной специфики, унификации образа жизни, превращению целых народов в копию американского стандарта.

Социальную основу движения антиглобалистов составляет молодежь в возрасте от 18 до 23 лет из числа среднего класса, хорошо организованная. Антиглобалисты пытаются влиять на принятие важных политических решений. Под давлением антиглобалистов лидеры большой восьмерки на саммите в Канаде приняли решение списать развивающимся странам долг в размере 1 миллиарда долларов и выделить 6 миллиардов на программу развития Африки.

Последнее время широкое распространение получили различные религиозные течения контркультуры. Во всем мире в массовом порядке появляются разнообразные религиозные секты и учения. Обратившись к истории любой секты, мы обнаруживаем, что в ее начале лежит противопоставление себя существующему порядку вещей, традиционным духовным ценностям. Вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своей предков, признать (порою письменно) всю предшествующую жизнь ошибкой.

Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, неустроенные, ищущие, но не нашедшие себя в этой жизни. Они, как правило, легко поддаются внушению, готовы отказаться от свободы и принять установки своих учителей. Вступить в секту легко, выйти из нее крайне трудно. Специалисты сравнивают сектантскую деятельность с наркотической. Некоторые секты создаются с корыстными целями господства над людьми. На территории России сейчас действует около 2 тысяч различных сект, в которых задействовано более полутора миллионов молодых людей. В мире, в том числе в России, получили распространение такие религиозные секты, как "церковь Христа", мормоны, иеговисты, "Белое братство", "Богородичный центр", движение Муна, "Аум-Сенрике", "Церковь последнего завета", виссарионовцы, "Новая эра", "Век водолея" и др. Некоторые из них оказались под запретом. Таким образом, современная контркультура существует не только в политической и художественной, но и религиозной форме.

7. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ И УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ. ГОСУДАРСТВО И КУЛЬТУРА. КУЛЬТУРА И РЫНОК. МЕЦЕНАТСТВО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ.


Сфера культуры как саморегулирующаяся система включает следующие элементы:

1. Творцы, создатели культурных ценностей - писатели, ученые, художники.
2. Потребители культурных ценностей - зрители, читатели, слушатели, для которых и предназначено культурное творчество.
3. Культуроустроители, соединяющие творчество со зрителями, обеспечивающие выход культурной продукции, создание условий для творчества, для контакта со зрителями. Это группа весьма разнообразна по характеру своих функций и фигурирует под многими именами: импрессарио, менеджер, продюсер, издатель, спонсор.
4. Социальные институты культуры. Назначение социальных институтов заключается в том, что они организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер. Институт всегда включает ряд компонентов:

Информация о работе Сущность и структура культуры