Сущность и структура культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:24, реферат

Описание

В культурологии выделяются два основных вида культуры: материальная и духовная. Каков же критерий их разграничения? Иногда критерий такого разграничения видят в том, что материальные ценности выступают, как правило, в предметной, вещной форме, а духовные ценности - преимущественно в идеальной форме, т. е. в форме знаний, идеалов, норм. Однако, этот критерий далеко не совершенен, потому что продукт духовного производства должен быть потреблен; он должен дойти до зрителя, читателя, слушателя. А для этого он должен облекаться в материальную форму: либо в форму вещи - картины, скульптуры, кинофи

Работа состоит из  1 файл

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

Становление нового культурного кода происходило не одно столетие. Окончательно он утверждается во второй половине 18 века. В основу культурного кода Западной Европы нового времени было положено уже не мифологическое и религиозное, а научное знание - т. е. знание достоверное, рациональное, практически проверяемое.

ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА

Появление экранной культуры было связано с возникновением кинематографа. Первый киносеанс был устроен изобретателями - братьями О. и Л. Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. Было показано несколько коротеньких фильмов: "Выход работниц из ворот фабрики", "Прибытие поезда", "Игра в карты", "Кормление младенца" и даже комический эпизод "Политый поливальщик". Начав с документа, хроники, кино уже на втором десятилетии своего существования попыталось инсценировать сюжеты и персонажи литературных произведений, появились крупные планы, менялись точки съемок и отдельно снятые кадры объединялись монтажом.
В течение трех десятилетий специфической чертой экранного искусства считалось отсутствие звука, немота. Кинематограф стали называть "великим немым". Время расцвета немого кино - 20-е годы, когда начали работать С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, Ч. Чаплин. Главная особенность немого кино - пластическая выразительность актерской игры, поскольку следовало создавать образ лишь жестом, движением, мимикой.

В конце 20-х - начале 30-х гг. удалось решить проблему синхронизации звука и изображения на экране, и на смену немого приходит звуковое кино. Эру звукового кино открыла американская картина "Певец джаза", вышедшая на экраны в 1928 году. Многие выдающиеся деятели немого кино тогда решительно воспротивились введению звука. Ч. Чаплин признавался: "Я ненавижу говорящие фильмы, они явились, чтобы испортить древнейшее искусство мира - искусство пантомимы; они уничтожают великую красоту молчания". Однако звуковое кино получило право на существование; оно обогатило возможности кинематографа, сблизило его с литературой и театром, дало возможность создания сложных человеческих характеров. Следующей важной вехой в развитии кинематографа стало появление в 40-х гг. 20 века цветного кино.

Кино - это синтетическое искусство, которое объединило художественные возможности разных искусств: музыки, литературы, живописи, театра. Его возникновение было подготовлено всем предшествующим развитием искусства, а также техническим прогрессом. Кино во многом способствовало появлению массовой культуры. Вместе с тем, благодаря кинематографу, особенно документальному, стало возможным запечатлеть факт, дать неискаженное, зрительно достоверное представление о нем.

Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление телевидения и компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции книги и того культурного кода, который основан на линейном способе письма. Во второй половине 20 века произошла компьютерная революция. Компьютерная техника получила широкое распространение во всех сферах жизни общества: на производстве, в системе управления, в сфере образования. Процессы информатизации и компьютеризации оказывают большое влияние на развитие культуры, как положительное, так и отрицательное. В чем заключаются положительные моменты? - Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалиста. Каждая личность получает свободный выход в мир информации, может получать на экране компьютера интересующую ее информацию из библиотек, книгохранилищ, музеев, архивов. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Создаются глобальные системы компьютерной связи, благодаря которым мир становится единым и взаимосвязанным.

Вместе с тем компьютерная революция, по мнению специалистов, может привести к снижению индивидуального начала, общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации труда. Личные контакты и чтение книг отходят на второй план. При чтении классической литературы проделывалась огромная самостоятельная работа, требующая интеллектуальных и нравственных усилий и подготовленная всем предшествующим образованием. Сегодня же печать использует комиксы, а видеотехника дает готовые образцы, не требующие самостоятельной интерпретации.

Кроме того, существует еще одна важная проблема. Компьютерная революция может приводить к усилению - с помощью банка данных - манипулирования людьми. Эта проблема имеет отношение не только к компьютерным системам, но и ко всем современным средствам массовой информации. Они не просто сообщают какие-то сведения, но и активно формируют общественное мнение. С помощью средств современной информации искусственно создаются и навязываются имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Возникает возможность манипулировать сознанием и поведением людей, навязать им определенную точку зрения. Это подавляет личность, лишает ее свободы выбора.

3. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И НОРМЫ, ИХ РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ.


В рамках аксиологической концепции культура рассматривается как совокупность ценностей. Многие культурологи считают, что ценности - это самое главное в культуре, ее ядро. Проблема ценностей разрабатывалась на протяжении всей истории философии. При этом сформировались разные подходы к вопросу о природе ценностей, их абсолютном или относительном характере. В современной литературе также существуют разные определения ценностей. Ценность рассматривается:

1). как предмет, имеющий какую - либо пользу;
2). как идеал т. е. представление о желательном;
3). как значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Существуют разные способы и принципы классификации ценностей.
К предметным ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, а также природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять его потребности. Субъективные ценности - это установки, оценки, требования, запреты, которые выступают регуляторами деятельности человека. Материальные ценности удовлетворяют материальные потребности человека (в еде, одежде, жилье). Духовные ценности удовлетворяют духовные потребности человека (в познании, творчестве, прекрасном).

Ценности - цели - это высшие, абсолютные ценности. Абсолютной ценностью является сам человек, его жизнь. Это всегда ценность - цель и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности - средству. Об этом писал И. Кант в своем категорическом императиве.

Помимо этого к высшим ценностям следует отнести смысл жизни, справедливость, свободу, мир, труд, добро, истину, красоту. Без реализации этих ценностей человек не может состояться как личность. Ценности - средства подчинены высшим ценностям, обеспечивают их достижение.

Проблема соотношения целей и средств по-разному решалась в истории культуры. Первый подход состоит в том, что цель оправдывает средства. Сторонник такого подхода - итальянский мыслитель эпохи Возрождения Н. Макиавелли (1469 - 1527). Второй подход заключается в том, что цель, даже самая благородная, не может оправдывать дурных, насильственных, неправедных средств ее достижения. Эти идеи с особой силой звучали в творчестве русских писателей и философов. Ф. М. Достоевский (1821 - 1881) в романе "Братья Карамазовы" писал о том, что счастье всего мира не стоит слезинки одного замученного ребенка.

Можно предложить еще одну классификацию ценностей, в основу которой положены различные стороны, виды деятельности человека:

-Витальные ценности Жизнь, здоровье, безопасность
-Социальные ценности Социальное благополучие, благосостояние, комфортная работа
-Политические ценности Свобода, правопорядок, гражданское равенство
-Нравственные ценности Добро, честь, долг, честность, верность, дружба, взаимопомощь, порядочность
-Религиозные ценности Бог, вера, спасение, благодать
-Эстетические ценности Красота, гармония, стиль
-Мировоззренческие ценности Смысл жизни, предназначение человека, цели будущего
-Семейно-родственные ценности Семейный уют, благополучие, гармония, взаимопонимание, уважение между членами семьи

Каждое общество вырабатывает определенную систему ценностей. Она включает общечеловеческий компонент и вместе с тем обладает своеобразием, неповторимостью, отличающей одну культуру от другой. Восточная и западная культуры имеют разные системы ценностей. В восточной культуре приоритет отдается таким ценностям, как коллективизм, единство человека и природы, человека и общества, уважение к родителям и старшим, установка на самосовершенствование, изменение себя, а не внешнего мира. В западной культуре на первых местах стоят такие ценности, как индивидуальность, карьера, деловой успех, эффективность, конкуренция, деньги.

Устойчивый комплекс ценностей, разделяемых основной частью общества, формирует срединную культуру (ядро культуры), которая обеспечивает единство и целостность духовной жизни, устраняет угрозу раскола общества.

Следует иметь в виду и то, что система ценностей, которая формируется в рамках каждой культуры, - это сложная, противоречивая, динамичная система. В ней возможны различия, противоречия и конфликты между ценностями. Полиморфизм (многообразие) ценностей объясняется наличием в обществе различных социальных, этнических, конфессиональных групп. В любом обществе имеются социокультурные различия между поколениями, существуют субкультуры. В недрах культуры формируются и развиваются новые элементы, которые могут вступать в противоречие с существующей системой ценностей. В периоды социальных потрясений и революций прежние ценности могут подвергаться критике, даже ниспровергаться, заменяться новыми, подчас прямо противоположными. Таким образом, целостность культуры - состояние далекое от однообразия и застоя.

Приведем примеры полиморфизма, многообразия ценностей. Символическим выражением расхождения ценностей в европейской культуре эпохи Возрождения и Реформации стала формула "дворец, собор, костер". Известная метафорическая формула для русской культуры - "икона и топор", для японской - "хризантема и меч". Еще в античной культуре полиморфизм ценностей выражался в поклонении различным богам и богиням, с которыми связывались разные функции и ценности.

Свидетельством полиморфизма ценностей является и то, что одно и то же явление может приобретать различные значения в зависимости от типа общества. В неразвитом традиционном обществе красота может не иметь ценности, так как слишком ненадежны условия выживания отдельного индивида, семьи или коллектива. В более развитом обществе красота может стать как предметом бескорыстного созерцания или идеализированной любви, так и предметом расчетливой коммерции. Здесь возможно множество градаций в соответствии с классовыми критериями и делением на субкультуры. Таким образом, ценности предстают как подвижная сфера культурной регуляции.

В устойчивых, стабильных культурах имеются свои способы и механизмы разрешения конфликтов между ценностями, преодоления противостояния разных ценностных ориентаций. При этом устанавливается иерархия ценностей, выделяются приоритетные, доминантные ценности, которые объединяют нацию, укрепляют общество, гарантируют безопасную жизнь человека, его права.
Что касается нашего общества, то мы находимся сейчас в сложной ситуации. Старая социалистическая система ценностей во многом дискредитирована, новая еще не создана. Идет процесс поиска, ситуация далека от стабилизации, говорить о формировании новой системы ценностей пока еще преждевременно. Наша задача состоит в том, чтобы возродить лучшие традиции отечественной культуры. Учитывая геополитическое положение России, то, что она- огромный Востоко-Запад, по словам Н. А. Бердяева, нам необходимо аккумулировать все лучшее, что имеется в западной и восточной культурах.

Наряду с общекультурной существует и индивидуальная, личностная иерархия и динамика ценностей. Это значит, что каждый человек формирует для себя определенную систему ценностей, и она может изменяться в процессе его развития. Один человек отдает приоритет материальным ценностям, другой - духовным. Один учится, чтобы больше зарабатывать. Другой - работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. У каждого своя система ценностных ориентаций, которая выступает регулятором развития личности. Не следует думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие - это в то же время и личностные ценности. Каждый человек по-своему их воспринимает и осознает.

Ценности осуществляют общую стратегическую регуляцию поведения. Помимо ценностей регулятивную функцию выполняют и другие элементы культуры, прежде всего нормы. Норма своим содержанием тесно связана с ценностью, вытекает из нее и обосновывается ею. Так, христианская норма - заповедь "Не убий!" обосновывается христианскими ценностями. В норме та или иная культурная ценность предстает как желательный конкретный образец поведения. Нормы достаточно конкретно предписывают, какие поступки должны совершать люди.

Нормы - правила, регулирующие человеческое поведение, требования, которые обязывают, запрещают или разрешают то или иное поведение в определенных ситуациях.

Нормы выражают специфику, своеобразие той культуры, в рамках которой они функционируют. В мусульманской культуре многоженство - это норма, в христианской культуре оно находится под запретом. Нормы можно классифицировать по разным основаниям.

Правовые нормы выступают прежде всего в виде закона, контролируются государственной властью, их несоблюдение влечет за собой конкретные и четкие санкции. Моральные нормы опираются на силу общественного мнения, убежденность человека в необходимости того или иного поведения, чувства ответственности, долга, совести. Кроме того, моральные нормы имеют более широкую сферу регуляции. Они распространяются на такие стороны человеческих отношений, которые не поддаются правовому регулированию (дружба, товарищество, любовь). Правовые нормы исторически вырастали из моральных, юридически закрепляли их. Они носят более жесткий, императивный, обязательный для всех характер.

По степени обязательности можно выделять запрещающие и побуждающие нормы. Запрещающие нормы, как правило, имеют приставку "не" или подразумевают ее: "Не лги!", "Не укради!". Побуждающие нормы выглядят как призыв к определенному образу действий: "Будь вежлив!", "Будь справедлив!". Роль запрещающих норм во все времена была значительной. Общество этими нормами очерчивает сферу деятельности, выход за рамки которой может угрожать безопасности других людей, обществу в целом. В разных культурах сфера, подлежащая запретной регламентации, неодинакова.

В нормах есть классовые, национальные аспекты, однако, было бы ошибочным абсолютизировать их. Существуют и общечеловеческие нормы нравственности.

Под общечеловеческими имеются в виду элементарные нормы нравственности, которые формировались на протяжении столетий, передавались от поколения к поколению и закрепляли сложившийся в обществе порядок взаимоотношений между людьми.
Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. В то же время элементарные нормы нравственности предписывают, обязывают человека заботиться о родителях, уважать старших, проявлять вежливость, тактичность в отношениях между людьми. Например, одной из общечеловеческих норм нравственности является заповедь: "Поступай по отношению к другому человеку так, как ты хотел, чтобы он поступал по отношению к тебе". Эта заповедь встречается в разных культурах в разные исторические эпохи. Мы находим ее и в конфуцианстве, и в древнеиндийской философии. Она являлась основой этического учения древнеримского стоика Сенеки, вошла в христианство, в Нагорную проповедь Христа, была положена в основу категорического императива И. Канта. Красной нитью она проходит через всю историю этики, получила название золотого правила нравственности. Это одна из общечеловеческих нравственных норм. Благодаря общечеловеческим нормам нравственности обеспечивается преемственность между поколениями, становится возможным общение между людьми разных наций, народов, государств.

Информация о работе Сущность и структура культуры