Сущность и структура культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:24, реферат

Описание

В культурологии выделяются два основных вида культуры: материальная и духовная. Каков же критерий их разграничения? Иногда критерий такого разграничения видят в том, что материальные ценности выступают, как правило, в предметной, вещной форме, а духовные ценности - преимущественно в идеальной форме, т. е. в форме знаний, идеалов, норм. Однако, этот критерий далеко не совершенен, потому что продукт духовного производства должен быть потреблен; он должен дойти до зрителя, читателя, слушателя. А для этого он должен облекаться в материальную форму: либо в форму вещи - картины, скульптуры, кинофи

Работа состоит из  1 файл

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ.doc

— 240.00 Кб (Скачать документ)

Мифологический культурный код, как и в случае со знаками - обозначениями, не делает никаких различий между знаком - моделью и объектом. Можно привести такой пример, подтверждающий это. Первобытные охотники делали профильные изображения животных и метали в них стрелы и копья. Изображение животного, т. е. модель, позволяла отрабатывать важнейшее практическое действие - попадание в цель на охоте. Кроме того, модель имела и религиозный смысл, она вбирала в себя магические ритуальные силы. Попадая в изображение животного, охотник считал, что он обретает некую власть над его двойником - живым зверем.

В мифологии использовались и многие символы, прежде всего, символы природных явлений и стихий, символы мироздания. Считалось, что Солнце и Луна - это символы дня и ночи, света и тьмы, воскресения и умирания. Звезды и планеты символизируют небесную охоту. Символика мифа со временем получила свое воплощение в числах и геометрических фигурах. Так, одним из главных символов дописьменной культуры стал круг. Он обозначал космос. Кроме того, круг символизировал замкнутый, повторяющийся цикл событий. Мифологический культурный код обеспечивал неизменность и закрытость традиционных культур. Одни и те же образцы, стереотипы воспроизводились, передавались из поколения в поколение. Образец поддерживался ритуалом. Ритуалы, магические действия, обряды совершались регулярно, постоянно и в них вовлекались все члены рода, любого возраста и пола.

Важным средством передачи и хранения информации в дописьменной культуре являлось искусство. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет. Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникли примерно в такой временной последовательности:

- каменная скульптура;
- наскальная живопись;
- глиняная посуда.

Первые произведения изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространялись женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил 10 - 15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые "венеры" - фигурки женщин высотой 10 - 15 см. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины- матери. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве. Звериный стиль возник в бронзовом веке. Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура - трехмерное или объемное. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Изображения животных выполняли культовую функцию, имели магическое назначение. Поэтому процесс их создания представлял собой своего рода обряд: такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. Однако, чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5 - 2 метров. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

Первые находки сделаны в 19 веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют "Сикстинской капеллой" первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Картинная галерея Альтамиры тянется более чем 280 м в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. В самой уникальной части пещеры - "зале животных" - найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра.
В 1895 году были найдены рисунки первобытного человека в пещере Ля - Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле - Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. В долине Камоника в Альпах, занимающей 81 километр, сохранилось собрание наскального искусства доисторических времен, наиболее представительное и важное из всех, что до сих пор были обнаружены в Европе. Первые "гравюры" появились здесь, по оценкам специалистов, 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней. До настоящего времени зарегистрировано около 170000 наскальных рисунков. Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню или кости); рельефы и барельефы.

ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА

Письменные культуры формируются на рубеже 4 - 3 тыс. до н.э.- Месопотамии, Древнем Египте, Древнем Китае. Появление письменности было связано с усложнением социальной жизни, возникновением первых государств, развитием разделения труда, появлением разных социальных групп (жрецов, управленцев, земледельцев, ремесленников, воинов, пленных), освоением новых видов деятельности, связанных с возделыванием больших площадей земли, строительством мощных дворцов, храмов, усыпальниц. В связи с этим формируются новые виды знаковой деятельности - письменность, числа, счет, простейшие операции с числами. Появляются новые формы знаков - моделей, связанные с познавательно - практической деятельностью человека, - чертежи, которые использовались для вычисления площадей.

Главными носителями письменного кода становятся священные книги. Это "Книга мертвых" древних египтян, "Ветхий завет" древних иудеев, "Авеста" древних иранцев, "Веды" древних индийцев, "Илиада и Одиссея" древних греков. В них давалось описание обычаев, нравов, верований древних народов. В них были собраны законы и правила, предписывающие людям, как вести себя в отношении к миру, к своему богу или богам. В этих книгах излагались и осмысливались события прошлого каждого народа. В новый код письменной культуры включается история, элементы культуры прошлого. Ю. М. Лотман делил всю история культуры на два качественно различных периода: культуру дописьменную и культуру письменной традиции. Существенные различия между ними он видел в следующем:

1. Дописьменную культуру интересуют прежде всего причинно- следственные связи и отношения (например, установление зависимости времени посева от природных условий и космических сил). Письменная же культура уделяет особое внимание результату (например, фиксирует, какой урожай был собран в данном году).
2. Дописьменная культура проявляет интерес к будущему, что определяет культивирование в ней гаданий, предсказаний, обрядового ритуала. Письменная культура проявляет интерес к прошлому. С этим связано зарождение исторической науки. Возможность фиксации мысли и знания дала мощный толчок развитию науки и словесного искусства.

ИСТОРИЯ ПИСЬМЕННОСТИ

История письменности началась с возникновения предметного письма. Примерно с 9 по 2 тысячелетие до н. э. люди начали использовать фигурки животных или просто предметы (палочки, камни) для "записи" и учета скота, т. е. открыли предметное письмо. Древние изобретения человечества, похожие на письмо (но письмом не являющиеся), называются предписьменностями. На основе некоторых предписьменностей возникло письмо. Другие так и остались тупиковыми путями человеческой мысли, не стали источниками письменности, например палочки с зарубками. С их помощью когда - то указывали количество предметов - проданных, взятых в долг и т. д. Иногда такие палочки раскалывали вдоль на две части, кредитор и должник получали половинки с одинаковым количеством зарубок. Получалось "документальная запись" договора, подлинность которой можно было проверить, соединив эти половинки.

Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации, как вампумы и кипу. Вампумы - это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие народы) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый - войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения.

Кипу (узелковое письмо) - это палочка или толстая веревка с привязанными к ней разноцветными шнурами различной длины. Для записи информации использовались не раковины, а узелки на шнурах. Значимыми являются цвет и длина шнура, а также количество узелков. Узелковое письмо использовалось в культуре инков - индейского народа, жившего на территории современной республики Перу.

Предписьменностью была и пиктография - схематические рисунки, которые наглядно изображали предметы и явления действительности. Слово это заимствовано из греческого языка и в переводе означает "рисуночное письмо". Пиктограммы удобны, поскольку не связаны с конкретным языком и всем понятны. Но именно поэтому они непригодны для записи речи и собственно письмом не являются. Пиктография - это неязыковая знаковая система, поскольку она напрямую выражает мысли, а не слова и предложения.

Письмо ацтеков можно было бы назвать картинописью: все книги - это серии цветных картинок. Понятие "взятие города" передавалось рисунком горящего храма, а "путешествие" - цепочкой следов человеческих ног. Обычно записи производили на специально обработанной коже или на "бумаге" из коры дикой смоковницы, предварительно выделанной и загрунтованной. Древняя книга - тлакуила - представляла собой длинную полоску такой бумаги, для удобства сложенную "гармошкой". Ацтекские тлакуилы - переходная к письму форма пиктографии.

Следующим этапом в развитии письменности стало появление иероглифов. Иероглифы - это боле условные знаки, в которых сохраняется некоторое, хотя бы символическое сходство с изображаемым предметом. Например, шумеры использовали стандартные условные знаки, состоявшие из клинообразных черточек, очень отдаленно напоминавшие древние рисунки. Возможно, внешний вид шумерского письма связан с тем, что знаки выцарапывали на мокрой глине. По форме клинообразных черточек шумерское письмо и его наследники в Междуречье называются клинописью.

Постепенно шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность. Появляются знаки трех типов: словесные, слоговые и вспомогательные - детерминативы.

На основе слоговых знаков возникли чисто слоговые системы письма. Среди наиболее известных слоговых письменностей клинописная (древнеперсидская, аккадская и другие наследники шумерского письма), западносемитские (наследники древнеегипетской иероглифики) и две японские слоговые системы (наследницы китайского письма). К особому типу относятся западносемитские письменности (финикийская, арамейская, древнееврейская, арабская). Обычно в слоговом письме знаки обозначают не один звук, а несколько - как правило, слоги, т. е. сочетания гласного и одного или нескольких согласных. В западносемитских письменностях были только знаки для согласных звуков, которые в тексте могли обозначать или отдельный согласный звук, или сочетание этого согласного с любым гласным. Такой тип письма называют консонантным (от лат. consonans - "согласный звук").

Западносемитскому письму, а именно финикийскому, суждено было сыграть в истории человечества огромную роль. Ведь именно из финикийского письма произошло большинство современных письменностей, например греческое письмо, которое дало современному миру латиницу и кириллицу. А из латинского письма, в свою очередь, произошли английское, французское, немецкое, испанское, итальянское, польское, чешское и т. д., из кириллического- русское, болгарское, сербское, монгольское письмо и многие письменности языков бывшего Советского Союза. К западносемитскому письму восходит и арамейское письмо, а через него - современные арабское и еврейское. От арамейского письма происходят и многочисленные индийские письменности, также армянское и грузинское письмо. Таким образом, из распространенных в современном мире письменностей только китайская, японская и корейская не связаны с финикийским письмом.

Консонантное письмо хорошо подходит для семитских языков, где согласные звуки играют особую роль: корень слова состоит из согласных (обычно трех). Сочетающиеся с ним гласные служат для словообразования и словоизменения. Семитское письмо развивалось по пути огласовки консонантного текста. Это означает, что в текст вводятся надстрочные и подстрочные значки, обозначающие гласные. Когда финикийским письмом стали пользоваться греки, обозначение гласных стало обязательным. В современном греческом письме буквы, обозначающие гласные, равноправны с буквами, обозначающими согласные (все буквы стоят в строке вместе). Так появилось звуко-буквенное письмо, в котором письменный знак обозначает не слово, а звук. Письменность больше не пыталась напрямую передавать смысл, как пиктография или иероглифика, она просто фиксировала звуковой поток, и этот путь оказался самым эффективным. Звуко-буквенное, или алфавитное письмо, стало венцом графической эволюции. Оно наиболее экономно (звуков в языке меньше, чем слогов, а слогов меньше, чем слов) и подходит для языков всех типов, чего нельзя сказать о других видах письма.

КНИГОПЕЧАТАНИЕ

Новая перестройка культурного кода была связана с переходом от письменной к печатной культуре. Она начинается по второй половине 15 века в связи с созданием И. Гутенбергом печатного станка в 1445 году. Благодаря появлению книгопечатания сакральная литература для немногих посвященных, для служителей культа превратилась в доступный всем грамотным людям текст, очень быстро распространившийся по всей Европе в переводах на родных языках. Первым печатным изданием стала Библия. Затем стала печататься не только религиозная, но и светская литература. К концу 15 века в Европе было уже 1100 типографий, в которых печаталась литература по всем отраслям знаний практически на всех европейских языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию образования и просвещения. Кроме того, революционные преобразования в системе связи обусловили существенные изменения и в содержании информации, что особенно наглядно проявилось в художественной литературе. Только на печатной технической базе могла возникнуть новая (в сравнении со стихотворной поэмой, обращенной к слуху) форма словесного искусства - роман.

Информация о работе Сущность и структура культуры