Субкультура. Контркультура. Общие понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:30, реферат

Описание

Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
· Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
· Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
· Описать основные виды молодежных субкультур.

Содержание

Введение
1. Субкультура. Контркультура. Общие понятия
1.1 Понятие «субкультуры» и история термина
1.2 Понятие «контркультуры»
1.3 Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»
1.4 Причины появления молодежных субкультур
2. Характерные черты субкультуры и ее классификация
2.1 Основные черты и функции субкультуры
2.2 Классификация субкультур
3. Обзор молодежных субкультур
3.1 Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру
3.2 Исчезнувшие субкультуры
3.3 Социальноопасные субкультуры
3.4 Субкультуры близкие к опасным
3.5 Субкультура как стиль и смысл жизни
3.6 Субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях
3.7 Эмо и готы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат2.docx

— 60.70 Кб (Скачать документ)

Начиная с 1991 - 1993 годов проблема криминальных молодежных группировок в российских городах становится менее острой, что объясняется как усилиями общественности и МВД (точнее - ОМОНа), так и тем обстоятельством, что  деятельность этих группировок стала  смещаться в сферу контроля над  бизнесом и самого бизнеса.

3.4 Субкультуры близкие  к опасным

Футбольные фанаты

Сообщества футбольных фанатов -- одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая  давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит  в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко  образ жизни.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Например, группа спартаковских болельщиков  «Гладиаторы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически  хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» -- самую  юную часть фанатов, новичков. В то же время среди фанатов выделяется группа, которую «свои» презрительно называют «Колдырь бой-фронт», -- 17-18-летние и старше болельщики-алкоголики («колдырь»  на сленге -- пьяница, пьет что попало).

Некоторые стороны общественного  движения институционализируются, и, в  частности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны могут  получать именные карточки для покупки  билетов на матчи своей команды  со скидкой.

Панки

Панк - это субкультура, основанная на пристрастии к панк-року. Панк-стиль - вызывающие прически, кожаный пиджак, серьги на лице и в ушах. Иногда панки  носят рокерские куртки, узкие  джинсы трубами, разнообразную обувь, начиная от кед, заканчивая титановыми ботинками и футболки с нестандартными изображениями. Волосы панки укладывают в виде ирокеза или других форм, либо же бреются налысо.

Панки появились в Великобритании (Уэльс) в первой половине 30-х годов. Средством к существованию был  бандитизм, развлечения - битье стекол, драки.

Условно можно выделить две возрастные группы панков. Младшие - подражают  музыкантам на сцене и панкам тридцатых  годов. Вызывающе одеваются, ругаются матом, мелко хулиганят, стараются  как можно реже мыться, курят "травку" - на большее у них не хватает  ума, слушают "панк" и "панк-рок", не вникая в суть. Взрослые, ведут  они себя не агрессивно, к музыке относятся серьезно, одеваются солиднее, многие сами играют на музыкальных  инструментах.

Панки всегда были против режима, порядка, власти, а потому никогда не пропагандировали какие-нибудь идеи кроме анархии. Отсюда их основной символ - стилизованная  буква «А». Панки часто принимают  участие в политических протестах  национального, локального или глобального  масштабов. Злоупотребление наркотиками  и алкоголем, насилие - тоже является элементом стиля панка. Суицид и  вред себе - явления, сопутствовавшие  этому направлению с самого начала.

Главный лозунг панков - «Нет будущего!». Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому  на жизни и карьере в старом понимании этого слова был  поставлен крест. О посвящении в  панки ходят легенды. В одних  компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других - посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедкам.

Стрейт-эдж (англ. Straight edge - путь напрямик, сокращенно sXe) - философское ответвление  панк-движения, характерными чертами  которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых  связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Стрейт-эдж всегда был связан с  хардкором (стрейт-эджевские группы - “Minor Threat”, “First Step”, “Earth Crisis”). Стрейт-эджеры делятся на хардлайнеров (наиболее строгие адепты движения, которые  пренебрегают даже кофеином, допускают  секс только для зачатия, ведут борьбу за защиту животных), милитантов (наиболее бескомпромиссные представители, которые  громят алкогольные и порномагазины, а также магазины с мехами и кожей), веганов (увлечены вегетарианством). Есть среди стрейт-эджеров и скинхеды.

3.5 Субкультура как стиль  и смысл жизни

Байкеры (мотоциклисты)

Многим людям не понять, что такое  майский ветер, дующий в лицо на скорости 140 верст в час. Многие из вас не видели звездного неба над ночной трассой, не слышали литрового рева мотора, готового исполнить любой  каприз. Многие, но только не байкеры. Байкеры - одни из немногих людей, для которых  слова “один за всех, все за одного”  не просто пустой звук, а стиль жизни. Мотоцикл - это драйв, это кайф, это  скорость…Всех приверженцев данной субкультуры объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру - СКОРОСТИ.

Первых байкеров называли «харлеистами» - по известной марке мотоцикла  “Harley-Davidson”. Подлинное признание  эти мотоциклы получили в 30-х гг ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились за счет ветеранов  второй мировой войны. Тогда и  появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы  ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и  испытало в своем развитии очередной  бум. Их самый главный символ - незаметная нашивка «1%», обозначающая «внутренний  орден», который объединяет настоящих  байкеров против остального мира. Понятие  «1%» имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые  проводила Американская мотоциклетная  ассоциация (АМА). В тот же день в  город с шумом и скандалом  ворвалась банда байкеров, в результате чего было насмерть задавлено несколько  прохожих. При официальном разборе  этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила  ассоциации. Это заявление вызвало  возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась  нашивка «1%».

Хип-хоп

Хип-хоп -- «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем  во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью  социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех  основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

Хип-хоп культура -- сложное культурное образование. Поскольку особенности  хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала  своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера. «Сражения» между ди-джеями, соревнования между  мастерами брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к  ощутимым положительным последствиям: снизилась общая агрессивность  разборок между уличными бандами, отрицательная  энергия противостояния реализовалась  в другой форме, молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие  брейком требует спортивной подготовки. Хип-хоп заметно оздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных  кварталах крупных городов Америки  и Европы, других регионов мира.

Брейк-данс. Возник в конце 1950-х  годов в Нью-Йорке как явление  молодежной «культуры улиц» в  кварталах иммигрантов. По данным исследователей хип-хоп культуры, в конце 1960-х  годов брейк-данс существовал еще  в виде двух самостоятельных танцев -- лос-анджелесской пантомимы («верхний брейк», boogie), шедшей от негритянской традиции, и нью-йоркского акробатического  стиля («нижний брейк» латиноамериканского  происхождения, собственно breaking).

Брейк-данс -- заметное явление в  жизни молодежи современной России, в том числе и не связанной  с хип-хоп культурой. Однако в  социологии молодежи оно не нашло  более или менее серьезного отражения.

Граффити (ит. graffito -- «нацарапанный») -- вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина  граффити являются феноменом хип-хоп  культуры. Это своеобразное направление  артдизайна, получившее распространение  в молодежной среде и ставшее  фактом контркультуры, переросшей в  устойчивую социально-художественную практику.

История граффити начинается в середине 1960-х годов в Филадельфии (США), где впервые зафиксирован «бомбинг» (to bomb -- «бомбить») -- практика писания на стенах общественных зданий своих имен как художественно оформленных текстов. Исполнители таких надписей получили название «райтеры» (от англ. write -- «писать»), граффити с 1972 г. стали развиваться как монументальное искусство с применением оригинальных шрифтовых стилей.

Роллеры. Роллерами называют любителей  роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и  сальто. В России роллеры-одиночки появились  в начале 90-х годов, возникновение  групп роллеров относится к середине 90-х годов 

Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились  и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением  потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся  скейтбордисты (катание на роликовых  досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках), трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для  экстремалов - не достижение определенных результатов, а острота ощущений.

Диггеры

Диггеры -- исследователи подземных  коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ  диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, -- эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности.

Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом  в Москве, то к настоящему времени  объединения диггеров (обычно не зарегистрированные официально) существуют во многих городах  России (Владивосток, Самара и др.). Они  имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и  не ищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей  деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются  представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры  сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда  обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.

Ролевики

В настоящее время ролевое сообщество является одним из крупных молодежных неформальных сообществ в Санкт-Петербурге.

Сообщество включает в себя следующие  движения:

* Творческое движение ролевых  игр.

* Рекреационное движение ролевых  игр.

* Реконструкторы.

* Анимешники и другие ассимилированные  группы.

Деятельность сообщества проявляется  в следующих видах деятельности:

* Полевые игры - игры на природе  театрализованного характера.

* Городские ролевые игры (игры  в городских условиях).

* «Кабинетки» (в домашних условиях, в помещениях).

* Настольные карточные ролевые  игры (в домашних условиях, в клубах).

* Проведение реконструкторских  и исторических фестивалей и  участие в них (например, Майское  древо [May Tree], которое проводиться  в конце мая в выборгской  крепости).

* Занятия фехтованием и общефизической  подготовкой:

* «Маневры» - околоспортивные межгрупповые  соревнования, проходящие в полевых  условиях по типу бессюжетных  «Зарниц», либо столкновений «стенка  на стенку».

* «Маньячки» - почти бессюжетные  игры, предназначенные только для  игрового боевого взаимодействия.

* Встречи на тусовках для  целей общения 

Ролевая игра как форма досуга и  взаимодействия обладает огромной притягательностью. На фоне обыденности повседневной жизни  и в силу ряда проблем современного общества, ролевые игры вообще и  полевые ролевые игры в частности  оказались крайне востребованным в  молодежной среде.

Специфические признаки движения, мало встречающиеся, либо не встречающиеся  в других молодежных субкультурах Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова  А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с.86:

Одежда:

Для юношей: романтический, исторический стиль одежды, стиль «милитари», готический стиль, стиль «дикого  Запада». Для девушек: романтический  или исторический стиль одежды, редко  стиль «милитари». Иногда встречается  одежда с элементами покроя в стиле  раннего Средневековья или военной  формы XIX - XX вв.

Символика и атрибутика:

«Молот Тора» (чаще встречается  в среде реконструкторов), различные  надписи на атрибутике и одежде на придуманных «сказочных» языках Средиземья (в основном у толкиенистов - поклонников творчества Толкиена).

Ролевая игра подразумевает принятие на себя на период участия некоей роли в реальности игры. Ролевая игра строится на межличностных и социальных отношениях персонажей, которые реализуются  в процессе взаимодействия.

Практически уход из движения происходит в основном при переходе в другие движения внутри сообщества. Так, заметный отток происходит в реконструкторы.

Мобберы

В 2003-м году впервые заявили о  себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob - «мгновенная толпа»). Это сетевые  пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам  потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте (например, www.flashmob.com), рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода. Пример флэшмоб-акции: 30 августа 2003 г. в Одессе около полусотни мобберов, одетых во все черное, устроили минуту молчания рядом с куклой клоуна, украшающей вход в местный «Макдональдс»; возложив к ногам клоуна охапку траурных цветов, толпа рассеялась.

Информация о работе Субкультура. Контркультура. Общие понятия