Субкультура. Контркультура. Общие понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:30, реферат

Описание

Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
· Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
· Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
· Описать основные виды молодежных субкультур.

Содержание

Введение
1. Субкультура. Контркультура. Общие понятия
1.1 Понятие «субкультуры» и история термина
1.2 Понятие «контркультуры»
1.3 Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»
1.4 Причины появления молодежных субкультур
2. Характерные черты субкультуры и ее классификация
2.1 Основные черты и функции субкультуры
2.2 Классификация субкультур
3. Обзор молодежных субкультур
3.1 Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру
3.2 Исчезнувшие субкультуры
3.3 Социальноопасные субкультуры
3.4 Субкультуры близкие к опасным
3.5 Субкультура как стиль и смысл жизни
3.6 Субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях
3.7 Эмо и готы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат2.docx

— 60.70 Кб (Скачать документ)

Базовая субкультура - это  категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых  молодежных неформальных субкультур. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова  А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с.12

Уровни (стадии) развития субкультур

Данная система классификации  наиболее близка к генетическому  подходу. Для ее создания экспертным путем были выделены и описаны  стадии, которые может проходить  молодежная субкультура в своем  развитии.

Здесь представлено условное развитие субкультуры, начиная с  ее появления и заканчивая размытием  субкультуры. Не обязательно субкультуры  проходит по всем стадиям, они могут  развиваться, начиная с третьей  ступени или проскакивая одну из ступеней развития

             

Динамика развития субкультуры

Изначально субкультура  появляется на основе уже имеющихся  субкультур, возможно за счет раскола  субкультуры, когда часть ее идет путем собственного развития. Вновь  появившаяся перетягивает людей, атрибутику, возможно нормы поведения основной субкультуры.

Любая субкультура развивается, проходит несколько условно названных  стадий развития, и в итоге может  либо исчезнуть, либо сформировать альтернативную культуру.

Классификация молодежных субкультур по источникам возникновения  Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова  А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с.16

Данная классификация  вводится для удобства анализа субкультур с генетических позиций, для учета  различной специфики развития привнесенных извне субкультур на местах и уже  имеющихся на данной территории местных  субкультур.

Адвентивная субкультура. Адвентивный (от лат. «adventus» -- приход, пришествие). Термин обозначает «пришлые», «чужие», «привнесенные извне» элементы. Адвентивная  субкультура - пришедшая, как правило, с Запада развитая субкультура. Представляет «кальку» с этой субкультуры.

Адаптивная субкультура - субкультура, возникшая в результате адаптации (натурализации) адвентивной  субкультуры в конкретных местных  условиях.

Оригинальная субкультура - субкультура, самостоятельно возникшая  в конкретных местных условиях, либо появившаяся параллельно аналогичным  западным субкультурам, без влияния  со стороны последних.

3. Обзор молодежных субкультур

3.1 Психологические предпосылки  вступления молодёжи в субкультуру

Молодежная субкультура  создает пространство, в котором  молодые люди могут себя чувствовать  полномочными представителями, в то время как, в семье или в  школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Она обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.

«По мнению Кона И.С. основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения  мегаполиса.

Краковский А.П., отмечает, что у немалого числа молодых  людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие  деперсонализацию установок, субкультура  же обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.

Таким образом, у немалого числа молодых людей отсутствует  четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие  деперсонализацию установок, что определяет их вступление в ту или иную субкультуру».

Большинство молодых людей вступают в субкультуры не из-за внешней  атрибутики и эпатажа, а в целях  поиска близких по внутренним убеждениям.

3.2. Исчезнувшие субкультуры

Хиппи

Большое развитие эта субкультура  получила в США. В 60-ые гг. молодежь тысячами уходила из своих домов в коммуны.

Совместное проживание (коммуны) - отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая форма  поведения не встречается.

Идея хиппи о «свободной любви» стала толчком к сексуальной  революции в 60-70х, как утверждают многие исследователи

В отличие от остальных  неформальных движений, хиппи удалось  создать свой мир и утвердить  альтернативный образ жизни: его  опорой выступала сеть флэтов (от англ. flat - квартира), разбросанных по всей стране.

Флэт - это место, куда можно  «вписаться», то есть получить место  для ночлега, для временного проживания. Система «вписок» была важным социальным институтом хиппи.

Вот основные характеристики хиппизма Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с. 27:

* Неприятие ценностей,  господствующих в окружающем  обществе; позиция наблюдателя, а  не участника социальной жизни.

* Бесструктурность движения, отсутствие фиксированных целей.

* Аскетизм.

* Экспрессивность и сексуальная  свобода; осуждение сексуальной  эксплуатации.

* Пацифизм, отвращение ко  всем формам агрессии (знаменитый  лозунг "Make Love Not War").

Начиная с середины 90-х  годов, приток подростков в эту субкультуру  почти иссяк, именно поэтому данная субкультура сохранилась в сильно размытом состоянии.

Признаки хиппи, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна  В.А. - Спб, 2008, с.29:

1. Ношение «пацифика» - схематически-стилизованного  изображения лапки голубя в  круге, символизирующее идеологию 

4. Ношение хайратника - полоски  из любого материала (кожи, тесьмы, бисера), которой перехватываются  волосы по окружности головы. Встречается также в ролевом  сообществе.

5. Ношение ксивника - маленькой  нашейной сумочки прямоугольной  формы на шнурке, предназначенной  для ношения документов, денег,  сигарет т.п. 

6. Ношение браслетов  - «фенек». Создаются из различных  материалов: кожи, ткани, ниток, наиболее  часто - плетутся из бисера  с использованием лески. 

7. Демонстративное хождение  босиком, в местах для этого  не предназначенных. Например, в  городе.

8. Демонстративная неухоженность  внешнего вида, разной степени  санитарно-гигиенические проблемы.

Люберы

Еще одна субкультура, которой  на данный момент не существует, это  люберы.

Люберы -- одна из молодежных групп  криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения  молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта  группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло  соединение своеобразно понятой  установки на здоровый образ жизни  и агрессивного ответа на жизненную  неустроенность и повсеместное нарушение  социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось  у люберов в так называемой практике «ремонта» -- целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает  и избивает бомжей, проституток, алкоголиков  и т.д. в качестве «меры перевоспитания»). В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны  с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов  появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.

Первые спонтанные практики «ремонта»  позже преимущественно стали  характеризовать некоторые экстремистские праворадикальные группы с более  высоким уровнем организации  и субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы).

3.3.Социальноопасные субкультуры

Скинхеды

Самые первые скинхеды появились  осенью 68-го года в Англии. Это суровые  парни, ненавидящие расслабленных  наркоманов-хиппи и молодых буржуйских мажоров.

Однажды, в 69-ом году, в портовом лондонском кабаке произошла драка  между морскими пехотинцами и  первыми скинхедами. Первый бой для  бритоголовых закончился поражением. После этого скины заузили  брюки, обрезали воротники, сняли значки, а ноги обули в строительные тяжелые  ботинки. Так установился стиль  одежды скинхеда. В этой одежде все  строго функционально, было приспособлено  для уличной драки: плотные черные джинсы, прочные, дешевые, на которых  плохо видны кровь и грязь, шнурованные тяжелые армейские  башмаки на толстой подошве, являющиеся оружием в драке и удобные  для бега, короткие куртки - "бомберы" без воротника, для того чтобы  противнику не за что было ухватиться, стриженая или бритая под ноль голова - чтобы враг не мог схватить за волосы. Ничего лишнего: никаких  значков, очков, никаких погончиков, сумок, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые - символ того, что скины сражаются  за Белую Расу. Название скинхэды образовалось по внешнему виду - бритым или шарообразным головам.

В самом деле, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск  численности скинхедов относят  к периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хоть и по форме близки к  западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны.

Это самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия - русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным  политическим деятелем для них является А. Гитлер. Враги скинхедов - все, кто  не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть - к рэперам и всем длинноволосым.

Сатанисты

Еще в конце 80-х годов от субкультуры  металлистов отделилась группа «черных  металлистов», сблизившаяся с приверженцами  Церкви сатаны. В середине 90-х годов  в России формируется сатанинская  субкультура.

В Санкт-Петербурге под понятие  «сатанисты» подпадает несколько  самостоятельных течений. Вот примерная  их классификация Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна  В.А. - Спб, 2008, с.115:

Антихристиане. Они же Дьяволопоклонники. Одна из наиболее старых сект. Главное  отличие - глубочайший антихристианизм. Основа вероучения Библия, толкуемая  со знаком минус: "убий", "укради", "прелюбодействуй", чти только себя и т.д. Практикуют вандализм  и издевательства над животными.

Ортодоксальные сатанисты. Базируются на Библии и приводят в свое оправдание следующий тезис: "Если бы Бог  был всесилен, то он бы уничтожил  Сатану. А так как этого не случилось, Сатана по силе равен Богу". Совершают  ритуалы и обряды, как правило, без жертвоприношений, практикуют медитацию. Наиболее распространены в странах  протестантской ориентации. Есть группы в России.

Сатанисты философы, или церковь  сатаны Антона Шандора Ла Вея. Единственная официально зарегистрированная сатанистская организация. Проповедуют индивидуализм, удовлетворение собственного эго человека, призывают опираться только на себя, признают идею Сверхчеловека в трактовке  Ницше. Учение базируется на "Сатанистской Библии" и других трудах Антона Шандора  Ла Вея и его последователей. Организована Церковь и сформулированы основы философии самим Ла Веем в 60-х  годах ХХ века. Принципиально отвергают  жертвоприношение. Встречаются во многих странах.

Религиозные сатанисты, или храм Сета (храм Зла). Организация основана выходцем из Церкви Сатаны Майклом Аквино, в  силу чего усвоила ряд ее положений. Используют элементы древнеегипетского культа Сета. Целью для членов Храма ставится достижение самоактуализации и «божественности».

Любители. Принимают не столько  учение сатанизма, сколько его символику  или атрибутику. Обычно на короткий период времени, ради развлечения или  испытания себя. Сюда, как правило, относятся молодежные и подростковые группы, любители "сатанистской" музыки и т.д.

Специфические признаки сатанистов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся  в других молодежных субкультурах Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова  А.А., Канаяна В.А. - Спб, 2008, с.116:

1. Ношение украшений с перевернутым  крестом, с обычным крестом,  летучей мышью, в том числе  со стилизованной летучей мышью.

2. Длинные волосы на голове, окрашенные  в черный (иссиня) цвет.

3. Использование в одежде поголовно  черного цвета.

4. Демонстративная нетерпимость  к различным религиям (деятельностный  признак).

Почти все признаки неспецифичны. Особенно это характерно для философских  направлений.

Гопники

Расцвет субкультуры гопников пришелся на 80-е годы XX века. Особый характер это движение (так называемый «казанский феномен») обрело в городах Среднего Поволжья, в частности, в г. Йошкар-Оле (с 1986 г).

Некоторые группировки гопников носили свою «униформу». Йошкаролинские гопники, например, носили широкие штаны (за что их иногда называли «широкоштанниками»).

В середине 90-х годов появляется новое поколение гопников, не контролируемое организованной преступностью или  контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные  враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэперов, рейверов, хиппи, готов. Любой подросток, принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.

Информация о работе Субкультура. Контркультура. Общие понятия