Общие понятия о СМК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 08:49, реферат

Описание

Обоснование необходимости систем менеджмента качества. Структура системы менеджмента качества. Виды документов, применяемых в системах менеджмента качества. Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества. Преимущества внедрения СМК.

Содержание

1. Введение.
2. Обоснование необходимости систем менеджмента качества.
3. Структура системы менеджмента качества.
4. Виды документов, применяемых в системах менеджмента качества.
5. Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества.
6. Преимущества внедрения СМК.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

смк.docx

— 31.55 Кб (Скачать документ)
 

      Содержание:

    1. Введение.
    2. Обоснование необходимости систем менеджмента качества.
    3. Структура системы менеджмента качества.
    4. Виды документов, применяемых в системах менеджмента качества.
    5. Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества.
    6. Преимущества внедрения СМК.
    7. Заключение.
    8. Список использованной литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      В соответствии с текстом документа  ГОСТ Р ИСО 9000-2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» определение СМК звучит следующим образом:

Система менеджмента качества - это система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.

    Система менеджмента качества — система, предназначенная для установления политики в области качества, а также для достижения определенных целей в этой области (по книге «Управление качеством» И. И. Мазур, В. Д. Шапиро).

Таким образом, можно сказать, что система  менеджмента качества, в первую очередь, это система призванная обеспечивать качество продукции или услуг предприятия и "настраивать" это качество на ожидания потребителей (заказчиков). При этом ее главная задача - не контролировать каждую единицу продукции, а сделать так, чтобы не было ошибок в работе, которые могли бы привести к появлению брака (плохому качеству продукции или услуг). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Обоснование необходимости систем менеджмента качества 

      Системы менеджмента качества могут содействовать  организациям в повышении удовлетворенности  потребителей.

      Потребителям  необходима продукция, характеристики которой удовлетворяют их потребностям и ожиданиям. Эти потребности  и ожидания, как правило, отражаются в спецификации на продукцию и  обычно считаются требованиями потребителей. Требования могут быть установлены  потребителем в контракте или  определены самой организацией. В  любом случае приемлемость продукции в конечном счете устанавливает потребитель. Поскольку потребности и ожидания потребителей меняются, а организации помимо этого испытывают давление, обусловленное конкуренцией и техническим прогрессом, они должны постоянно совершенствовать свою продукцию и свои процессы.

      Внедрение систем менеджмента качества побуждает  организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, приемлемой для  потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества может  быть основой постоянного улучшения  с целью увеличения повышения  удовлетворенности как потребителей, так и других заинтересованных сторон. Внедрение данной системы обеспечивает организацию и потребителей уверенностью в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям. 

Структура системы менеджмента качества. 

СМК как  система состоит из следующих элементов: организация, процессы, документы, ресурсы.

По определению  ИСО 9000-2008, организация — это группа сотрудников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Другими словами, под организацией понимается совокупность элементов организационно-штатной структуры, связанных с качеством, правила их взаимодействия, а также персонал, отвечающий за качество.

Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов деятельности, преобразующих "входы" в "выходы". При этом "входами" процесса обычно являются "выходы" других процессов. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются с целью добавления ценности (от "входа" к "выходу").

Важное  значение в СМК имеет понятие процедуры. Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса. Таким образом, процедурой можно назвать процесс (или совокупность процессов); с другой стороны - это документ, формализующий правильный способ выполнения процесса.

Документ  — информация (значимые данные), размещенная на соответствующем носителе. С документами системы качества должны быть связаны другие организационно-распорядительные документы предприятия, например "Положения о подразделениях" и "Должностные инструкции".

Ресурсы СМК — все то, что обеспечивает менеджмент качества (людские, временные и др.).

Таким образом, СМК — это система, состоящая  из организации, процессов, документов и ресурсов, направленная на формирование политики и целей в области качества, а также на достижение этих целей. 
 
 
 
 
 

      Виды  документов, применяемых  в системах менеджмента  качества 

      В системах менеджмента качества применяют  следующие виды документов:

      1) документы, предоставляющие согласованную информацию о системе менеджмента качества организации, предназначенную как для внутреннего, так и внешнего пользования (к таким документам относится руководство по качеству - документ, излагающий политику в области качества и описывающий систему качества);

      2) документы, описывающие, как система менеджмента качества применяется к конкретной продукции, проекту или контракту (к таким документам относятся планы качества - документ, определяющий, какие процедуры и  соответствующие им ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту);

      3) документы, устанавливающие требования (к таким документам относятся спецификации);

      4) документы, содержащие рекомендации или предложения (к таким документам относятся методики);

      5) документы, содержащие информацию о том, как последовательно выполнять действия и процессы (такие документы могут включать в себя документированные процедуры, рабочие инструкции и чертежи);

      6) документы, содержащие объективные свидетельства выполненных действий или достигнутых результатов (к таким документам относятся записи).

      Каждая  организация определяет объем необходимой  документации и ее носители. Это зависит от таких факторов, как вид и размер организации, сложность и взаимодействие процессов, сложность продукции, требования потребителей и соответствующие обязательные требования, продемонстрированные способности персонала, а также от степени, до которой необходимо подтверждать выполнение требований к системе менеджмента качества. 

      Подход  к разработке и  внедрению системы  менеджмента качества. 

      Подход  к разработке и внедрению системы  менеджмента качества состоит из нескольких ступеней, включающих в  себя:

      1) определение потребностей и ожиданий потребителей, а также других заинтересованных сторон;

      2) разработку политики и целей организации в области качества;

      3) определение процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

      4) определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

      5) разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

      6) применение результатов этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

      7) определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

      8) разработку и применение процесса постоянного улучшения системы менеджмента качества.

      Такой подход также применяют для поддержания  в рабочем состоянии и улучшения  внедренной системы менеджмента  качества.

      Организация, применяющая указанный выше подход, создает уверенность в возможностях своих процессов и качестве своей  продукции, а также обеспечивает основу для постоянного улучшения. Это может привести к повышению  удовлетворенности потребителей и  других заинтересованных сторон и успеху организации.

       

      Преимущества  внедрения СМК 

      Решение о внедрении СМК на основе ИСО 9000 является стратегическим решением высшего руководства компании. Внедряя СМК, предприятие получает:

  • Разработанные, внедренные, поддерживаемые в состоянии постоянного функционирования и улучшаемая система качества обеспечивает улучшение прозрачности, как с точки зрения организационной, так и  технологической деятельности предприятия;
  • Снижение расходов на выпуск дефектной и бракованной продукции;
  • Снижение капитальных затрат;
  • Увеличение оборота и доли на рынке;
  • Повышение экономической эффективности;
  • улучшение управления рисками;
  • расширение экспортных возможностей;
  • конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках;
  • возможность реализовывать продукцию по мировым ценам на аналогичную продукцию;
  • возможность сотрудничества с иностранными партнерами (в том числе получение инвестиций);
  • возможность привлечь иностранных и российских инвесторов;
  • облегчение управления всей деятельностью предприятия;
  • повышение качества продукции или услуг.
 
 
 
 
 
 

Заключение 

Таким образом, система менеджмента качества – это определенный подход к управлению организацией, основной целью которого является непрерывное совершенствование качества выпускаемой продукции или предоставляемых услуг.

Внедрение системы менеджмента качества предусматривает  повышение качества продукции и услуг всех подразделений компании и всех уровней организационной структуры.

Внедрение системы менеджмента качества обеспечивает потребителей уверенностью в способности  организации поставлять продукцию  или услуги, полностью отвечающие всем установленным требованиям, предъявляемым  к этой продукции либо услугам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы: 

      
  1. «Управление качеством»: Учеб. пособие/И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. — М.: Высш. шк., 2003. — 334 с: ил.
  2. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества.

      Основные положения и словарь».

  1. Журнал «Техническое регулирование: строительство, проектирование и изыскания» №2(3) февраль 2011.
  2. «Внедрение системы менеджмента качества на малом предприятии в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9000»: Методические рекомендации/ А.Е.Сорокин – С-Пб,2004.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Принципы  менеджмента качества

      Успешное  руководство организацией и ее функционирование обеспечивается путем ее систематического и прозрачного управления. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией помимо менеджмента качества включает в себя также и другие аспекты менеджмента.

      Следующие восемь принципов менеджмента качества были определены для того, чтобы  высшее руководство могло руководствоваться  ими с целью улучшения деятельности организации.

      а) Ориентация на потребителя

Организации зависят от своих потребителей, и  поэтому должны понимать их текущие  и будущие потребности, выполнять  их требования и стремиться превзойти  их ожидания.

Информация о работе Общие понятия о СМК