Субкультура и контркультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:13, реферат

Описание

Объект исследования: современная культура, субкультура, контркультура

Предмет исследования: процессы, протекающие в современной культуре; отличительные особенности субкультуры и контркультуры; уникальность молодёжных субкультур.

Цель работы - наполнить конкретным содержанием понятия «субкультура» и «контркультура» и установить соотношение данных культурных феноменов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ СУБКУЛЬТУРЫ И КОНТРКУЛЬТУРЫ 5
1.1. Субкультура 5
1.2. Контркультура 7
1.3. Соотношение понятий «субкультура» и «контркультура» 8
2. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖЬ В МУЛЬТИПРОСТРАНСТВЕ 11
2.1. Специфика молодежной субкультуры 11
2.2. Виды молодежных субкультур и их мировоззрение 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

Субкультура и контркультура (1).doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

     МОСКОВСКИЙ  АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ) 
 
 
 
 
 
 

     Кафедра истории и культурологии

     Субкультура и контркультура

     РЕФЕРАТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнила:

       студентка 2УП1 Ильина Е.С.

     Приняла:

     К.И.Н. Доц. Матвеева А.М. 
 
 

     Москва 2011 г.

Содержание 
 

    Введение

     Актуальность. Современное состояние культуры исследователи нередко оценивают как переходное. Стремительное внедрение информационных технологий изменяет устоявшийся культурный уклад. Серьезные изменения затрагивают коренные мировоззрения, ценностные ориентации, жизненные стратегии современного человека1.

     Одновременно  разворачиваются два разнонаправленных  процесса: с одной стороны, мы наблюдаем  явление глобализации, которое ведет  к усреднению, обобщению культур, с другой стороны, происходят противоположные процессы, которые преследуют цель сохранить и поддержать культурную самобытность.

     Также происходит усложнение внутренней структуры общества, связанное с дроблением социальных групп и выявлением разнообразных культурных потребностей и ориентиров. Современная культура вбирает в себя множество субкультур.

     Субкультура, хоть и отличается от общей культуры данного общества, но вовсе не обязательно вступает с ней в конфронтацию или претендует на то, чтобы стать основной в обществе. Но субкультура перерастает в контркультуру, когда она содержит протест против существующей культуры и даже стремится ее заменить.

     Различие  субкультуры и контркультуры  не всегда можно установить с достаточной  определенностью. Так некоторые субкультуры наравне с контркультурами враждебны принятой культуре общества, но в то же время они не выходят за пределы определенной среды. Поэтому, я считаю, проблема соотношения понятий «контркультура» и «субкультура» является весьма актуальной.

     Объект  исследования: современная культура, субкультура, контркультура

     Предмет исследования: процессы, протекающие в современной культуре; отличительные особенности субкультуры и контркультуры; уникальность молодёжных субкультур.

     Цель работы - наполнить конкретным содержанием понятия «субкультура» и «контркультура» и установить соотношение данных культурных феноменов,

     Цель  работы потребовала решения следующих  основных задач:

  • определение сущности субкультуры и ее места в культуре в целом;
  • определение сущности контркультуры;
  • определение условия перехода субкультур в контркультуру;
  • изучение специфики молодежной субкультуры;
  • выделение основных видов молодежных субкультур.
  1. Сущность  понятий субкультуры и контркультуры
    1. Субкультура
 

     Характеризуя  то или иное общество, мы говорим  об определенном уровне его развития, развития творческих сил и способностей его членов, находящих свое выражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

     Таким образом, мы говорим о культуре общества как совокупности достижений членов этого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

     Каждое  общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества, т.е. некую «доминирующую» или всеобщую культуру.

     В то же время культура любого общества неоднородна, поскольку в нем  существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультурами. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др.

     Под субкультурой чаще всего понимают культурно-специфическую группу, компактную, сравнительно небольшую и относительно изолированную от остальных, которая отличается от базовой культуры по ряду признаков2. В качестве таких признаков могут выступать язык, религия, обычаи, нравы, хозяйственный уклад, отношение к искусству.

     Обычно  субкультура не стремится к распространению  своей системы ценностей на всю культуру. Её задача – сохранить свою уникальность, культурную неповторимость внутри ограниченной группы.

     В самом общем виде субкультуры  можно разделить на две группы:

     естественные, которые возникают вследствие общих закономерностей, имеющих природный характер (субкультуры, в основе которых лежат возрастные, гендерные и этнические различия);

     социально обусловленные, которые складываются в результате действия социально-исторических факторов.

     В развитом обществе возникновение альтернативных культурных форм неизбежно. Оно порождается самим фактом развитых социальных отношений. Культура любого общества должна впитывать, переосмыслять эти ответвления. Попытки запретить, уничтожить, порождают протестные и агрессивные заявления и действия. В целом же альтернативные формы культуры ведут к обогащению и омоложению всех существующих культур.

     В современном мире различными субкультурами  выступают:

  • подростково-молодежные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность;
  • криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы и пр.), создающие стандарты поведения, типичные только для данной среды;
  • религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы» и пр.), исповедующие единомыслие и строжайшую дисциплину.

     Таким образом, понятие "субкультура" обозначает совокупность ценностей, убеждений  и жизненных стилей той или  иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхеды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической, гендерной и сексуальной принадлежности.

    1. Контркультура

     Контркультура — понятие в современной культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкретной культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критическое отношение к современной культуре и отвержение ее как “культуры отцов”3.

     Термин  “контркультура” появился в западной литературе в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников. Термин принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку, который попытался объединить различные духовные влияния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен — контркультуру.

     В конце 20 в. культурологи обратили внимание на феномен контркультуры, его роль в исторической динамике. Тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.

     Появление контркультурных тенденций вызывается разными механизмами. Во-первых, они  появляются там, где господствующая культура уже не в полной мере соответствует  реалиям нового времени. Поэтому контркультура появляется как отрицание устаревших культурных форм, как утверждение новых форм. Во-вторых, одним из движущих моторов формирования контркультурных тенденций является потребность в самоутверждении.

     Для самоутверждения в господствующей, взрослой культуре требуется пройти много длительных, сложных ступеней, выдержать жесткую конкуренцию. Например, для завоевания минимальной репутации в исполнении симфонической музыки необходимо ею заниматься с ранних лет, жизнь положить во имя искусства. Для этого требуется получение солидного образования, наличие больших природных способностей и т.д. Контркультурные же движения начинаются с отрицания существующей культуры, которая объявляется чепухой, хламом. В результате образование только мешает продвижению в этом направлении. Здесь, чтобы быть первым, надо быть первым среди предлагающих новые формы культуры и попасть в струю настроений определенной социальной группы. Поэтому чаще всего носителями контркультурных тенденций выступает молодежь.

     Порой для того, чтобы занять видное место в контркультурной среде, надо просто активно отрицать существующую культуру, ничего не предлагая взамен. Часто носителями контркультурных тенденций выступает преступный мир, активно отрицающий господствующую культуру, бросающий ей вызов по всем направлениям.

    1. Соотношение понятий «субкультура»  и «контркультура»

     Развитие  культуры определяется самыми разнообразными факторами. Внутри общественных групп возникают специфические культурные феномены, закрепляющиеся в манере поведения, особенностях ментальности и языка. Поскольку субкультуры достаточно автономны, можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этих сообществ4.

     Цыгане, например, не считают зазорным воровать у «чужих», однако воровство внутри табора оценивается как преступление. Судьбу человека, который нарушил вековые традиции, решают старейшины, руководствуясь своим пониманием морали и жизненным опытом. Цыгане вовсе не претендуют на то, чтобы сделать их жизненные нормы всеобщими, напротив, они заинтересованы в сохранении своего уклада в противовес окружающей культуре как «чуждой». То же можно сказать о криминальном мире. Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды. Эта среда создает свой особый мир ценностей не всегда понятный остальным людям. Субкультура стремится держать свои социокультурные признаки в определенной изоляции от «иных» культурных слоев.

     Однако  в истории культуры известны такие  примеры, когда локальные комплексы культурных ценностей начинают активно внедряться в культуру и претендовать на универсальность. Они выходят за рамки своей культурной среды, возвещая новые ценностные установки для широких масс. В этом случае можно уже говорить не о субкультуре, а о контркультуре.

     В современной культурологии и  социологии понятие контркультуры  используется для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным культурным ценностям. Нередко оно отождествляется с молодежной субкультурой 60-х годов, отразившей критическое отношение к современной культуре, бунт детей против «культуры отцов». В этом слове объединились различные процессы, направленные против господствующей культуры, на формирование антикультурных чувств, связанных с агрессивностью, отсутствием культурной толерантности5.

  1. Современная молодёжь в мультипространстве
    1. Специфика молодежной субкультуры
 

     Как наиболее чуткая, восприимчивая и  мобильная группа, молодежь первой воспринимает новые формы развития вместе со всеми позитивными и негативными явлениями6. Максимум её интересов и запросов не может удовлетворить официально существующая система социокультурных институтов. Условия жизни, особенно в крупных городах, создают предпосылки для объединения молодежи в различные группы и движения, а также для формирования коллективного сознания в этих группах, общих представлений и ценностей. Неформальные объединения молодёжи имеют определенные функции. Одной из главных является возможность самореализации. К ней можно добавить инструментальную, когда группа становится средством для достижения каких-либо результатов, а также компенсаторную, связанную с отсутствием свободы в официальных структурах.

Информация о работе Субкультура и контркультура