Субкультура и контркультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:13, реферат

Описание

Объект исследования: современная культура, субкультура, контркультура

Предмет исследования: процессы, протекающие в современной культуре; отличительные особенности субкультуры и контркультуры; уникальность молодёжных субкультур.

Цель работы - наполнить конкретным содержанием понятия «субкультура» и «контркультура» и установить соотношение данных культурных феноменов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ СУБКУЛЬТУРЫ И КОНТРКУЛЬТУРЫ 5
1.1. Субкультура 5
1.2. Контркультура 7
1.3. Соотношение понятий «субкультура» и «контркультура» 8
2. СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖЬ В МУЛЬТИПРОСТРАНСТВЕ 11
2.1. Специфика молодежной субкультуры 11
2.2. Виды молодежных субкультур и их мировоззрение 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа состоит из  1 файл

Субкультура и контркультура (1).doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

     Из  этого следует взаимосвязь истории контркультуры с историей ее музыкального стиля. Парадоксально, но здесь «культовая группа» выполняет в истории молодежной контркультуры роль своего рода харизматического лидера. Талантливая музыкальная молодежь, составляющая «культовые группы» и их музыкальное окружение, находит свой яркий музыкальный стиль, что является для молодежной аудитории решающим доказательством их мессианской природы, ведь они же должны быть действительно «новыми», небывалыми. Благодаря современным техническим возможностям (радио, ТВ, звуко-видео-записывающая индустрия, Internet) они сразу имеют миллионную интернациональную «паству». Возникает уникальный феномен почти «мистически-живого» душевного, смыслового единения миллионов душ, подобно тому, что происходило и происходит в сектах между харизматическим лидером и внимающими ему, доверяющими ему людьми. Конечно, есть в контркультурах и другие ключевые фигуры, не являющиеся музыкантами: организаторы политических акций или свои философы (типа Т. Лири, радикальных феминисток), но они, в лучшем случае — «менеджеры» контркультуры. «Культовые группы» — душа контркультур. Это не «штаб», не «руководящая и направляющая» сила. Это больше. Молодежь и ее музыка — спонтанный жизненный поток, где нет целерациональности, есть просто иная, но настоящая и непонятная другим поколениям жизнь.

     Одни  «культовые группы» существуют почти  десятилетие (The Beatles), другие саморазрушаются в течение нескольких лет (панк-группы первой волны). Можно подметить явное единство, синхронность в духовно-смысловом развитии контркультур с соответствующими «волнами» и периодами их музыкальных стилей. Упадок и распад контркультур как массовых движений связанны именно со смертью кумиров или распадами (либо «предательствами») «культовых групп», а не с экономическими кризисами или компаниями дискредитации в СМИ. Смерть Дж. Моррисона, Дж. Джоплин, Дж. Хендрикса, распад «The Beatles» приводят на рубеже 60–70-х гг. к глубокому кризису хиппи, когда в Системе хиппи остались только «идейные», способные охватить и воспитать лишь ограниченное количество учеников. Волны панк-культуры, хип-хоп культуры также скоррелированы с периодическими музыкальными обновлениями, но не столь фатально как у хиппи: последующим никогда не доставало и не достанет такой массовости и эффекта действительно революционной новизны и тотальности.

     Потомуможно подтвердить уже со стороны философской  рациональности правоту неоднократно звучавшего из уст разных поколений контркультур лейтмотива: рок-н-ролл (хард, панк, рэгги, рэп, хип-хоп и пр.) — это стиль жизни. Погибнет одно - сгинет другое, или остается печальное «рок-н-ролл мертв, а мы еще нет».

    Заключение

     Существенная  особенность человека состоит в  том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей, иными словами, человечество создаёт культуру.

     Каждое  общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются  и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой; в то же время общество включает некоторые группы людей, которые развивают определенные культурные комплексы, не разделяемые всеми людьми данного общества – субкультуры.

     В силу социальных, политических или  экономических обстоятельств субкультура  может культивировать образцы поведения, противоположные доминирующей культуре. Культурологи полагают, что термин "контркультура" применяется к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.

     По  моему мнению, контркультура является стадией развития субкультуры. Она возникает из субкультуры именно в переломные для культуры моменты. Играя роль культурного взрыва, переворота, она, подобрав в свое время "ненужные" ценности, выбрасывает их на суд общества. Со временем они переходят из разряда контркультурных, т.е. враждебных культуре и обществу, в разряд традиционных, принимаемых большинством. В результате процесса "инверсии", т.е. смены культурной парадигмы, контркультура растворяется, приобретая вновь субкультурную форму.

     Таким образом, несмотря на устоявшееся в  науке представление о субкультуре  и контркультуре как о различных  культурных формах, можно предположить, что контркультура является стадией развития субкультуры. А в целом субкультура представляет собой механизм адаптации и особую подсистему внутри культуры. 
 
 

    Список  используемых источников и литературы

 
  1. Булыгина  А.А. Субкультуры и контркультура: грани взаимодействия // Науч. зап. НГАЭиУ. - Новосибирск, 2001. - Вып. 4. - С. 19-23.
  2. Введение в философию / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.
  3. Гмызина Э. В. Человек в мире современной культуры: Учебное пособие. Часть 2 / Э. В. Гмызина.- Киров: Изд-во ВятГУ, 2004.- с.32
  4. Гуревич П.С. Культура и контркультура. // Свободная мысль. - 1994. - №11. – С. 86.
  5. Красиков В.И. Каково это — быть молодым: молодежные контркультуры и мировоззрение // в Сб. Вызовы современности и философия: Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский Славянский университет / Под ред. И.И. Ивановой. - Бишкек, 2004. С.357-358

Информация о работе Субкультура и контркультура