Общая характеристика понятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:47, контрольная работа

Описание

Содержание и объем и понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема, и наоборот. Например, возьмем два понятия: "человек" и "европеец". Содержание второго понятия богаче, ибо к признакам человека вообще здесь еще добавляются признаки, характеризующие европейца, однако по объему оно гораздо меньше первого понятия.

Работа состоит из  1 файл

Контр.р.ЛОГИКА..docx

— 36.18 Кб (Скачать документ)

1.Понятие. Определение и классификация.

 

1.1Общая характеристика  понятия.

Понятие - простейшая логическая форма мысли, отражающая предметы и явления в их общих существенных признаках.  
      Признаком называют все то, в чем предметы могут быть сходны между собой, или чем они друг от друга отличаются. Например, ворона летает и муха летает, способность летать - это тот признак, относительно которого ворона и муха похожи, и по этому признаку они отличаются от коровы, которая летать не может.  
      Общим называется признак, присущий классу однородных предметов. Если какие-то предметы сходны в отношении некоторого признака, то их можно объединить в группу, класс, отличающийся от других классов как раз тем, что входящие в него предметы обладают данным признаком. Например, снег бел, чистый лист бумаги бел, сахар бел… Мы можем объединить все эти вещи в класс "белых предметов", всем элементам которого присущ один общий признак - "быть белым". Большинство признаков является общими, но встречаются и единичные признаки, которым соответствует единственный предмет. Например: "быть первым космонавтом", "быть сегодняшним ректором КрасГАУ".  
      Существенный признак - такая сторона, черта, особенность предмета, которая необходимо ему присуща, лишившись которой он передает быть самим собой, становится иным предметом.  
      Несущественный признак может приобретаться или теряться предметом, но это никак не влияет на его существование в качестве данного предмета.  

      Различие между существенными и несущественными признаками не является строгим: то, что в одном отношении кажется существенным, в других отношениях может оказаться несущественным, и наоборот.  

      Логическую структуру понятия составляют его содержание и объем. 

     Объем понятия - это совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии.  
      Содержание понятия - это совокупность существенных признаков предметов, входящих в объем понятия.  
       Например, в объем понятия "дерево" войдут все существующие на Земле деревья - дубы, березы, сосны, кедры, пальмы и т, д.; содержанием же этого понятия будут общие признаки деревьев - быть растением, иметь ствол, крону, корневую систему. 

     Содержание и объем и понятия взаимосвязаны. Эта взаимосвязь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема, и наоборот. Например, возьмем два понятия: "человек" и "европеец". Содержание второго понятия богаче, ибо к признакам человека вообще здесь еще добавляются признаки, характеризующие европейца, однако по объему оно гораздо меньше первого понятия.

 

1.2 Виды понятий:

 

По объему (по количеству) все понятия можно разделить  на три вида:

а) общие, в объем которых входит несколько (два и более) предметов.

б) единичные, в объем которых входит один-единственный предмет,единичные понятия выражаются в зыке именами собственными или эквивалентными им выражениями;

в) пустые (нулевые), в объем которых не входит ни одного реально существующего предмета.  

      По содержанию (по качеству) понятия разделяются на следующие группы:

а) Конкретные и абстрактные. Конкретными называют понятия, содержание которых говорит о том, что в их объем входят некоторые объекты, предметы, самостоятельно существующие сущности.Все это - целостные, автономные объекты. Абстрактными называют понятия, объемы которых включают в себя некоторые свойства предметов или отношения между ними. Свойства и отношения не существуют сами по себе, автономно и независимо, они всегда "привязаны" к каким-то объектам.

б) Относительные и безотносительные. Относительными называют такие понятия, содержания которых взаимно предполагают существование друг друга, грубо говоря, это понятия, существующие только в паре. Безотносительные понятия не содержат ссылки на другие понятия и могут существовать сами по себе.

в) Положительные и отрицательные. Положительные понятия отображают свойства, присущие предметам. Отрицательные понятия отображают свойства, отсутствующие у предмета.

г) Собирательные и несобирательные (разделительные). В собирательных понятиях некоторое множество, состоящее из однородных предметов, мыслится как единое целое. Эта целостность проявляется в том, что многие свойства совокупности предметов принадлежат ей как целому, но не принадлежат составляющим ее предметам. Совокупность предметов часто приобретает свойства, которые лишены входящие в нее предметы.  

      Деление понятий на положительные и отрицательные, относительные и безотносительные не является жестким. В зависимости от того как мы формулируем содержание может меняться и наша оценка понятия.

Отношения между понятиями:  

      Сравнимыми считаются понятия, которые имеют общие признаки, т.е. имеют общее родовое понятие (желтый - зеленый, токарь - станочник, студент - школьник и т.п.).  
       Несравнимые понятия не имеют общих признаков (атом - малярия, климат - лошадь и т.п.), т.е. отсутствует общее основание для их сравнения.  
       Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые. Совместимыми называются понятия, объемы которых имеют общие элементы; объемы несовместимых - не имеют общих элементов.  
      Отношения между объемами понятий принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера): мы рисуем кружок, в центре которого пишем какую-то "букву - А, В, С… Кружок с буквой, скажем, А, схематично представляет объем понятия А.

Виды совместимости:

       1) РАВНОЗНАЧНОСТЬ (ТОЖДЕСТВО). В отношении тождества находятся такие понятия, объемы которых полностью совпадают  
Москва (А), Столица России (В)  
                     или  
          Сын (А), Внук (В)  
Объемы понятий "сын" и "внук" совпадают (каждый сын есть чей-то внук и каждый внук - чей-то сын), но содержание различно

       2) ПЕРЕСЕЧЕНИЕ. В отношении пересечения находятся понятия, объемы которых совпадают лишь частично.  
          Студент (А)  
          Спортсмен (В)

Существуют спортсмены, не являющиеся студентами. Есть студенты не занимающиеся спортом, но имеются спортсмены одновременно являющиеся студентами

       3) ПОДЧИНЕНИЕ. В отношении подчинения находятся такие понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого (при этом понятие с большим объемом (родовое) называется подчиняющим, понятие с меньшим объемом (видовое) - подчиненным).  
          Человек (А)  
          Студент (В)

Виды несовместимости:

       1) СОПОДЧИНЕНИЕ. В отношении соподчинения находятся два или более непересекающихся понятий, принадлежащих общему родовому понятию.  
          Деревья (А)  
          Сосна (В)  
          Береза (С)  
 
 
 

      2) ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ. В отношении противоположности находятся понятия, которые являются видами одного и того же рода, при этом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки отрицает и заменяет противоположными признаками (объемы понятий А и В в объеме родового понятия занимают наиболее удаленные части).  
          Цвет (А)  
          Черный (В)  
          Белый (С)  
 
 
В сумме объемы противоположных понятий не исчерпывают объем родового понятия. Эти понятия можно рассматривать как соподчиненные.  

      3) ПРОТИВОРЕЧИЕ. В отношении противоречия находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, не заменяя их никакими другими признаками  
          Виновный (А)  
          Невиновный (не-А)  
(здесь родовое понятие - "человек")

 

Упражнение №1.Укажите конкретные и абстрактные понятия.

1.белизна;2.любовь;3.человек;4.гора;5.дом;6.честность;7.прочность;8.океан; 9.учитель;10.буря;11.ответственность;12.дружба;13.планета;14.мужество;

15.величина.

Упражнение №2.Укажите единичные, общие и нулевые понятия.

1.Химический элемент; 2.первый космонавт; 3.рота солдат; 4.человек,побывавший на Марсе;5.вечный двигатель;6.созвездие;7.солнце;

8.баба яга;9.столица Франции;10.стол;11.русалка.

Упражнение №3.Укажите положительные и отрицательные понятия.

1.беспечный;2.бескорыстный;3.желанный;4.ненависть;5.неграмотный;

6.высокий;7.бестактность;8.алчный;9.животное;10.нежеланный;11.неряха.

Упражнение №4. Определите, являются ли данные понятия                безотносительными или соотносительными.

 

1.акция;2.правое-левое;3.овца;4.отцы-дети;5.север-юг;6.гвоздь;7.минерал;

8.ученик-учитель;9.луковица;10.верх-низ;11.карандаш.

 

Ответы к упражнениям.

 

№1.конкретные:океан,учитель,гора,человек,буря,дом,планета.

      абстрактные :белизна, честность, мужество, дружба, величина, любовь,

прочность, ответственность.

 

№2.единичные:первый космонавт, солнце, столица Франции.

      общие: рота солдат, стол, химический элемент, созвездие.

      нулевые:баба яга, вечный двигатель, человек,побывавший на Марсе,

русалка.

 

№3.положительные:беспечный,высокий,алчный,животное,желанный,

ненависть,неряха.

      отрицательные :неграмотный, бескорыстный,бестактность,нежеланный.

 

№4. безотносительные:карандаш,минерал,акция,жмых,гвоздь,луковица,овца.

 

соотносительные:правое-левое,верх-низ,ученик-учитель,отцы-дети,

север-юг.

 

Список  литературы.

 

  1. Бартон В.И. Логика: учебное пособие. – Мн.: Новое знание, 2009.
  2. Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009.
  3. Иванов Е.А. Логика. – М.: Издательство БЕК, 2000.
  4. Курбатов В.И. Логика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

 


Информация о работе Общая характеристика понятия