Культура Возрождения в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:55, реферат

Описание

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской
культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества
феодального — к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления
капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в
форме мануфактуры;

Содержание

Введение

1. Гуманизм. — ценностная основа
культуры Возрождения


2. Отношение к античной и средневековой культуре


3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Культура Возрождения в Западной Европе.docx

— 41.54 Кб (Скачать документ)

Другими  словами,  жажда  познания,  которая  так  отличала  личность  эпохи

Возрождения, раньше всего вылилась в форму  художе  ственного  познания.  Но

стремясь  наиболее полно отразить все при  родные формы,  художник  обращается

к научному знанию. Тесная  связь  науки  и  искусства  —  характерная  черта

ренессансной  культу  ры.  Занимаясь  художественным  творчеством,  художники

выходили  через перспективу — в  область  оптики  и  физики,  через  проблемы

пропорций —  в  анатомию  и  математику  и  т.  д.  Это  приводило  мастеров

Ренессанса  даже к отождествлению науки и  искусства.  Более  того,  некоторые

из них, например, Леонардо да Винчи, считали  искусство самой важной  наукой,

поскольку искусство дает самое точно г  и  безу  пречное  изображение  жизни.

Союз науки  и  искусства  помог  искусст  ву  решить  многие,  очень  важные

изобразительные проблемы.  Выра  батывается  новая  система  художественного

видения мира, основан ная на доверии  к  чувственным  восприятиям  человека,

прежде  всего зрительным.  Изображать  так,  как  мы  видим  —  вот  исходный

принцип художников Ренессанса. А мы видим  вещи не  изолированно,  а  в  един

стве  со  средой,  где  они  находятся.  Среда  пространственна;   предметы,

располагаясь  в пространстве, видятся в сокращениях.

Художники Возрождения  разрабатывают  принципы,  откры  вают  законы  прямой

линейной  перспективы.  Создателями  теории  перспективы  были  Брунеллески,

Мазаччо, Альберти, Леонардо  да  Винчи.  При  перспективном  построении  вся

картина превращается  как  бы  в  окно,  через  которое  мы  глядим  в  мир.

Пространство  развива ется в глубину плавно, неощутимо  перетекая  из  одного

плана в  дру гой. Открытие перспективы имело  важное  значение:  она  помогла

расширить круг изображаемых явлений,  включить  в  живопись  про  странство,

пейзаж, архитектуру.

Соединение  ученого и художника в одном  лице, в одной  твор  ческой  личности

было возможно в эпоху Ренессанса и станет  невоз  можным  позднее.  Мастеров

Возрождения часто называют «титана ми» , имея  в  виду  их  универсальность,

«Это была эпоха, которая нуж далась в титанах  и  породила  по  силе  мысли,

страсти и характеру, по многосторонности и  учености»,  —  писал  Ф.  Энгельс

(Маркс  К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 346).  Леонарбо  да  Винчи  (1452-1519)

был   живописцем,   скульптором,   архитектором,   писателем,    музыкантом,

теоретиком  искусства,  военным  инженером,  изобретателем,  мате   матиком,

анатомом,  ботаником.  Он  наследовал  почти  все  сферы  есте   ствознания,

предугадал  многое, о чем в то время еще  не помышляли. Когда стали  разбирать

его рукописи и бесчисленные рисунки, в них  обнаружили открытия механики  XIX

века. С  восхищением писал о Леонардо да Винчи Вазари:«...Таланта...  было  в

нем столько  и талант этот был таков, что к  каким бы трудностям  его  дух  не

обращался, он разрешал их с легкостью... Его  помыслы и дерзания были  всегда

цар ственны  и великодушны, а слава его  имени так разрослась,  что  ценим  он

был не только в свое время, но и после своей  смерти».

Микеланджело  Буонарроти  (1475-1564)  —  другой  великий  ма   стер   эпохи

Ренессанса, человек разносторонний,  универсальный:  скульптор,  архитектор,

художник, поэт. Поэзия была младшей из ми келанджеловских  муз. До нас  дошло

свыше 200 его стихотворений.

Рафаэль Санти (1483-1520) —  не  только  талантливый,  но  и  разносторонний

художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и мастер декора.

Альбрехт  Дюрер  (1471-1528)  —  основатель  и  крупнейший  пред   ставитель

немецкого Возрождения, «северный  Леонардо  да  Винчи»,  со  здал  несколько

десятков  картин, более ста резцовых гравюр,  около  250  гравюр  на  дереве,

много сотен  рисунков, акварелей. Дюрер был и  теоре тиком  искусства,  первым

в  Германии  создав  труд  о  перспективе  и  напи  сав  «Четыре   книги   о

пропорциях».  Эти  примеры  можно  было  бы  про  должить.  Таким   образом,

универсальность, разносторонность, творче ская одаренность  была  характерной

чертой  мастеров Ренессанса.

Культура  Возрождения  зародилась  в  Италии.  Хронологически  ита  льянское

Возрождение принято делить на 4 этапа:  Проторенессанс  (Предвозрождение)  —

вторая  половина  ХIII-ХIV  вв.;  раннее  Воз  рождение  —  XV  в.;  Высокое

Возрождение — конец XV в. первая треть XVI в.; позднее  Возрождение  —  конец

XVI в.

Проторенессанс  являлся подготовкой  Возрождения,  он  был  тесно  связан  со

средневековьем, с романскими,  готическими,  визан  тийскими  традициями.  И

даже в  творчестве  художников-новаторов  нелегко  провести  четкую  границу,

отделяющую  старое от нового. Начало новой эпохи  связывают  с  именем  Джотто

ди Боидоне (1266 — 1337). Художники  Возрождения  считали  его  реформатором

живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло  ее развитие:

нарастание  реалистических моментов,  наполнение  религиозных  форм  светским

содержанием, постепенный переход от плоскостных  изображений  к  объемным  и

рельефным.

Крупнейшие  мастера  Раннего  Возрождения  —  Ф.  Брунеллес  ки  (1377-1446),

Донателло (1386-2466), Вероккио (1436-1488), Мазач чо (1401-1428),  Мантенья

(1431-1506), С.  Боттичелли (1444-1510). Живопись  этого   периода  производит

скульптурное  впечатление, фигуры на картинах художников  напоминают  статуи.

И это  не слу чайно. Мастера Раннего  Ренессанса стремились восстановить  пред

метность  мира, который почти исчез  в  средневековой  живописи,  подчеркивая

объемность, пластичность, четкость формы.  Проблемы  колорита  отступали  на

второй  план.  Художники  XV  века  открывают  законы  перспективы  и  строят

сложные многофигурные композиции. Однако они  ограничиваются главным  образом

линейной  перспекти,  вой  и  почти   не   замечают   воздушной   среды.   И

архитектурные фоны в их картинах несколько похожи на чертеж.

В  Высоком  Ренессансе  геометризм,  присущий  Раннему  Воз   рождению,   не

кончается,  а  даже  углубляется.  Но  к  нему  прибавляется  нечто   новое:

.одухотворенность, психологизм, стремление  к   пере  даче  внутреннего  мира

человека,  его  чувств,  настроений,  состояний,  характера,   темперамента.

Разрабатывается воздушная перспекти ва, материальность форм  достигается  не

только  объемностью  и  пла  стикой,  но  и  светотенью.  Искусство  Высокого

Возрождения  полнее  всего  выражают  три  художника:  Леонардо  да   Винчи,

Рафаэль, Ми келанджело.  Они  олицетворяют  главные,  ценности  итальянского

Возрождения: Интеллект, Гармонию и Мощь.

Понятие поздний Ренессанс обычно применяется  к венециан  скому  Возрождению.

Только  Венеция  в  этот  период  (вторая  полови  на  XVI  в.)   оставалась

самостоятельной,   остальные   итальянские   кня   жества   утратили    свою

политическую  независимость. Возрождение к Венеции  имело  свои  особенности.

Она мало интересовалась учеными

изысканиями и раскопками  античных  древностей.  Ее  Ренессанс  имел  другие

истоки. Венеция  издавна поддерживала тесные торго  вые  связи  с  Византией,

арабским  Востоком, торговала с Индией. Пе реработав и  готику,  и  восточная

традиции, Венеция выработала свой  особый  стиль,  для  которого  характерны

красочность, романтическая живопись. У венецианцев  на  первый  план  выходят

проблемы  колорита, материальность изображения  достигается градациями  цвета.

Крупнейшие  венецианские мастера Высокого  и  позднего  Возрожде  ния  —  это

Джорджоне   (1477-1510),   Тициан   (1477-1576),    Веронезе    (1528-1588),

Тинторетто(1518-1594).

Своеобразный  характер  имело  северное  Возрождение  (Германия,  Нидерланды,

Франция). Северный Ренессанс запаздывает  по отно  шению  к  итальянскому  на

целое столетие и начинается тогда, когда Италия  вступает  в  высшую  стадию

своего  развития. В искусстве се  верного  Ренессанса  больше  средневекового

мировоззрения, религи  озного  чувства,  символики,  оно  более  условно  по

форме, более  арха ично, менее знакомо с античностью.

Философской основой северного Ренессанса был  пантеизм. Пантеизм, не  отрицая

прямо  существование  Бога,  растворяет  его  в  природе,  наделяет  природу

божественными   атрибутами,    такими,    как    вечность,    бесконечность,

безграничность. Поскольку пантеисты считали, что  в каждой частице мира  есть

частица Бога, то делали вы вод: каждый кусочек  природы достоин  изображения.

Такие пред ставления  приводят  к  появлению  пейзажа  как  самостоятельного

жанра. Немецкие художники — мастера пейзажа  А. Дюрер,  А.  Альт  дорфер,  Л.

Кранах  изображали величественность, мощь,  красоту  природы,  передавали  ее

одухотворенность.

Второй  жанр, который получил развитие в  искусстве север ного  Возрождения  —

это портрет. Самостоятельный портрет, не связанный  с  религиозным  культом,

возник  в Германии в последней трети XV столетия.  Эпоха  Дюрера  (1490-1530)

стала временем его замечательного расцвета. Следует  зам -тить, что  немецкий

порт  рет  отличался  от  портретной  живописи  итальянского  Возрожде  ния.

Итальянские художники в своем преклонении  перед челове ком  создавали  идеал

красоты. Немецкие художники были безраз личны  к красоте, для них  главное  —

Информация о работе Культура Возрождения в Западной Европе