Западноевропейская культура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:35, реферат

Описание

Рассматриваемый в этой главе период в истории западноевропейской цивилизации исключителен с точки зрения небывалого взлета и масштабов культурных явлений в жизни всех европейских стран. Наряду с подлинно культурным переворотом, а зачастую на основе достижений культуры Ренессанса, происходили глубокие социально-экономические процессы, определившие формы новых хозяйственных, общественных отношений в рамках формировавшейся рыночной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Новое мировоззрение ……………………..............................................4
Глава 2. Итальянское возрождение…………………………………………….8
2.1. Проторенессанс………………………………………………………8
2.2. Ранний ренессанс……………………………………………………10
2.3. Высокий ренессанс………………………………………………….12
2.4.Искусство Венеции ………………………………………………….14
2.5. Поздний ренессанс………………………………………………….15
2.6. Окончание эпохи ренессанс………………………………………..16
Глава 3. Средневековое возрождение………………………………………..18
3.1. Реформационное движение…………………………………………18
3.2. Возрождение в Нидерландах………………………………………20
3.3. Французский ренессанс…………………………………………….22
3.4. Ренессанс в Англии…………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………................25
Список литературы…………………………………………..............26

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 59.62 Кб (Скачать документ)

 

Федеральное агенство по образованию

Федеральное Государственное Бюджетное  Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

 «Майкопский Государственный  Технологический

Университет»

Кафедра философии, социологии и педагогики

 

 

 

 

 

Западноевропейская культура эпохи возрождения

( реферат)

 

 

 

 

                   

 

 

                                                          

                                                                      Выполнила студентка                                                                                                                                      

                                                                       Финансового факультета

                                                                       Группы ФК-31

                                                                        Петрухина В.С.

                                                                          Проверил:

                                                                       Канд.социол.н.,доц.

                                                                        Триль Ю.Н

 

 

 

 

Майкоп 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1. Новое мировоззрение ……………………..............................................4

Глава 2. Итальянское возрождение…………………………………………….8

         2.1. Проторенессанс………………………………………………………8

         2.2. Ранний ренессанс……………………………………………………10

         2.3. Высокий ренессанс………………………………………………….12

          2.4.Искусство Венеции ………………………………………………….14

         2.5. Поздний ренессанс………………………………………………….15

         2.6. Окончание эпохи ренессанс………………………………………..16

Глава 3. Средневековое возрождение………………………………………..18

         3.1. Реформационное движение…………………………………………18

         3.2. Возрождение в Нидерландах………………………………………20

         3.3. Французский ренессанс…………………………………………….22

         3.4. Ренессанс в Англии…………………………………………………..23

Заключение…………………………………………………................25

Список литературы…………………………………………..............26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рассматриваемый в этой главе  период в истории западноевропейской цивилизации исключителен с точки  зрения небывалого взлета и масштабов  культурных явлений в жизни всех европейских стран. Наряду с подлинно культурным переворотом, а зачастую на основе достижений культуры Ренессанса, происходили глубокие социально-экономические  процессы, определившие формы новых  хозяйственных, общественных отношений  в рамках формировавшейся рыночной системы. Философия гуманизма, противопоставленная  схоластическому мировоззрению  Средневековья, культ свободы разума, эгоцентризм — в противовес феодальному сословному порядку, во многом секуляризированное, материалистическое понимание окружающей действительности — эти и другие важнейшие достижения культуры эпохи Возрождения легли в фундамент культуры современной Западной цивилизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Новое мировоззрение

Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришелся в основном на XIV — XVI столетия, а в Италии начался еще в XIII в., принято называть эпохой Возрождения (Ренессанса). Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни». Так, в Италии разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения античной скульптуры, архитектуры.

Однако было бы неверно  толковать Ренессанс как простое  возвращение к античности, ибо  его представители вовсе не отбрасывали  достижения средневековой культуры и с известной долей критичности  относились к античному наследию. Феномен Возрождения — это весьма многогранное явление в культурном развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание человека. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим выделяется из природы. Как видим, такое понимание сути человека не только отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами средневековой теологии. В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название «гуманизм» (от лат. humanus — человечный).

Что же лежало в основе нового мировоззрения? Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Феномен Ренессанса был вызван рядом  факторов, среди которых можно  назвать следующие, наиболее общие  для большинства стран Западной Европы. В рассматриваемый период достаточно отчетливо наблюдался процесс  формирования новых (буржуазных или  рыночных) отношений, которые требовали  разрушения сдерживающей их развитие системы средневекой регламентации хозяйственной жизни. Новые формы хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в самостоятельную свободную единицу. Этот процесс сопровождался соответствующими переменами в духовной жизни общества и прежде всего тех его слоев, которые находились в эпицентре изменений.

Что составляет непременное  условие личного успеха как не большее знание и умение, большая  энергия и упорство в достижении цели? Осознание этой истины заставляло многих современников Возрождения  обращать свои взоры к науке и  искусству, вызывало рост потребности  в знаниях в обществе, поднимало  общественный престиж образованных людей.

Следует учитывать и весьма важный фактор достаточного уровня культурного  развития средневекового общества, оказавшегося в целом способным воспринять новые идеи, культуру и искусство  Возрождения. Вот как говорил  об этом известный французский философ  и искусствовед, глубокий знаток эпохи  Возрождения Ипполит Тэн (1828—1893):

 

... на искусство эпохи Возрождения нельзя смотреть, как на результат счастливой случайности; тут не может быть и речи об удачной игре судьбы, выведшей на мировую сцену несколько более талантливых голов, случайно произведшей какой-то необычайный урожай гениев.., едва ли можно отрицать, что причина такого чудного процветания искусства крылась в общем расположении к нему умов, в изумительной к нему способности, расположенной во всех слоях народа. Способность эта была мгновенная, и само искусство было таково же1.

 

Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство  собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение и происхождение, ложились на благодатную почву. В результате более чем двухвековой эпохи Ренессанса мировая культура обогатилась духовными сокровищами, ценность которых непреходяща.

Однако эпоха Возрождения  не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный социокультурный процесс. Прежде всего следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Гуманистическая направленность ее не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия — по сути на антиподы гуманизма. Примером этому могут служить взгляды итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469—1527), оправдывавшие любые средства для достижения власти, а также английского гуманиста Томаса Мора (1478—1535) и итальянского философа Томмазо Кампанеллы (1568—1639), видевших идеал социальной гармонии в обществе, выстроенном по жесткой иерархической системе, регламентирующей все сферы жизни. Впоследствии эту модель назовут «казарменным коммунизмом». В основе этой метаморфозы лежит достаточно глубокое ощущение мыслителями Возрождения двойственного характера свободы. Весьма уместной в этой связи представляется точка зрения крупнейшего западного психолога и социолога Эриха Фромма (1900-1980):

 

Индивид освобождается от экономических и политических оков. Он приобретает и позитивную свободу — вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходится играть в новой системе, — но при этом освобождается от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности. Он уже не может прожить свою жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам; мир стал безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле жизни, и на него обрушились сомнения: кто он, зачем он живет? Рай утрачен навсегда; индивид стоит один, лицом к лицу со своим миром, безграничным и угрожающим1.

 

 

 

Глава 2. Итальянское Возрождение

Первоначально черты Ренессанса обнаружились в Италии. Период XIII — начало XIV вв. — проторенессанс, ознаменованный творчеством великого поэта Данте Алигьери, зодчего Арнольфо ди Камбио, скульптора Николло Лизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно Джотто ди Бондоне, во многом подготовил почву для искусства Возрождения.

Собственно эпоху Итальянского Возрождения условно подразделяют на ряд этапов:

 

• Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто) — с середины XIV — XV вв.

• Высокий Ренессанс (чинквеченто) — до второй трети XVI в.

• Поздний Ренессанс — вторая треть XVI — первая половина XVII вв.

2.1. Проторенессанс

Уже в ранних произведениях Данте (1265 -1321) -цикле сонетов, канцон и баллад, объединенных в произведение «Новая жизнь», неоконченном произведении «Пир» и других — поэт начинает опыты по использованию итальянского языка, доказывая тем самым его жизнеспособность. Величайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, стала «Божественная комедия», благодаря которой Данте вошел в историю культуры как создатель итальянского литературного языка. Это доказывают поговорки и крылатые слова «Божественной комедии», употребляемые и поныне:

 

Нет большей печали, чем  вспоминать счастливое время в несчастьи.

 

Сюжет произведения, весьма традиционный для Средневековья, тем  не менее наполнен новыми элементами, часто противоречащими церковным канонам, ярко выражающими мнение и вкусы самого автора, демонстрирующими его широчайшую эрудицию, знание античности.

Весьма сложна структура  «Божественной комедии». Произведение состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище»  и«Рай». Характерно, что провожатым по Аду и Чистилищу Данте выбирает римского поэта Вергилия (Марон Публий, 70—19 до н. э.), называя его «Учителем». Каждая из трех частей поэмы содержит тридцать три песни. Содержание подчинено последовательной символике чисел.

В «Божественной комедии» Данте упоминает своего великого современника — архитектора, скульптора и художника Джотто.

С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267 — 1337) связан решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известными произведениями

Джотто, дошедшими до нашего времени, считаются росписи на евангельские сюжеты в капелле1 дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни Франциска Ассизского2 в церкви Санта Кроче во Флоренции. В этих шедеврах мастер отказывается от плоскостного характера иконописных изображений на основе синтеза объема и плоскости. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304—1306). Мастеру удалось передать высокий драматизм сцены через пристальный и многозначительный взгляд Христа, обращенный на предателя. При этом Джотто сумел передать спокойствие Христа в соединении с ясным осознанием предначертанной ему судьбы. Тема фрески «Христос и Иуда» проходит лейтмотивом через весь падуан-ский цикл («Встреча Марии и Елизаветы», «Бегство в Египет», «Оплакивание Христа» и др.). Новаторство Джотто оказало колоссальное воздействие на изобразительное искусство эпохи Возрождения.

2.2.Ранний ренессанс

К периоду Раннего Ренессанса относится литера- турное творчество Франческо Петрарки и Джованни

Боккаччо. Наряду со своим земляком Данте эти величайшие поэты Италии считаются создателями итальянского литературного языка.

Петрарка (1304—1374) остался в истории Возрождения как первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры, вошедшие в сборник «Книга песен»:

При благородстве крови — скромность эта,

Блестящий ум—и сердца чистота,

При замкнутости внешней — теплота,

И зрелый плод — от молодого цвета, —

Да, к ней была щедра  ее планета,

Вернее — царь светил, и высота

Ее достоинств, каждая черта 

Сломили бы великого поэта.

В ней сочетал Господь  любовь и честь,

Очарованьем наделя под стать

Природной красоте — очам на радость,

И что-то у нее во взоре  есть,

Что в полночь день заставит засиять,

Даст горечь меду и полыни — сладость.

Петрарка известен и как  страстный популяризатор наследия античных авторов, о чем свидетельствует  его трактат «О великих мужьях древности».

Информация о работе Западноевропейская культура эпохи Возрождения