Западноевропейская культура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:35, реферат

Описание

Рассматриваемый в этой главе период в истории западноевропейской цивилизации исключителен с точки зрения небывалого взлета и масштабов культурных явлений в жизни всех европейских стран. Наряду с подлинно культурным переворотом, а зачастую на основе достижений культуры Ренессанса, происходили глубокие социально-экономические процессы, определившие формы новых хозяйственных, общественных отношений в рамках формировавшейся рыночной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Новое мировоззрение ……………………..............................................4
Глава 2. Итальянское возрождение…………………………………………….8
2.1. Проторенессанс………………………………………………………8
2.2. Ранний ренессанс……………………………………………………10
2.3. Высокий ренессанс………………………………………………….12
2.4.Искусство Венеции ………………………………………………….14
2.5. Поздний ренессанс………………………………………………….15
2.6. Окончание эпохи ренессанс………………………………………..16
Глава 3. Средневековое возрождение………………………………………..18
3.1. Реформационное движение…………………………………………18
3.2. Возрождение в Нидерландах………………………………………20
3.3. Французский ренессанс…………………………………………….22
3.4. Ренессанс в Англии…………………………………………………..23
Заключение…………………………………………………................25
Список литературы…………………………………………..............26

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 59.62 Кб (Скачать документ)

Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо (1313—1375) — автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон». Глубоко гуманистическое начало произведения Боккаччо, насыщенного тонкими наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, остается весьма поучительным и сегодня. Достаточно отметить, что в наше время новеллы Боккаччо легли в основу сценических и экранных версий шедевра, созданного более шестисот лет назад.

Последующая литература Итальянского Возрождения равнялась на великих флорентийцев: Данте, Петрарку и Боккаччо, хотя и не смогла превзойти их славы.

Выдающимся мастером Раннего  Возрождения, продолжившим реалистическую традицию, идущую от Джотто, считается Мазаччо (1401—1428). Россписи художника (капелла Бранкачи во Флоренции) отличают энергичная светотеневая лепка, пластическая телесность, трехмерность фигур и их композиционная увязка с пейзажем. Искусство Мазаччо стало образцом для творчества последующих поколений художников.

Наследие выдающегося  мастера кисти Раннего Возрождения Сандро Боттичелли (1445—1510), работавшего при дворе Медичи во Флоренции, отличают тонкий колорит и настроение грусти. Мастер не стремится следовать реалистической манере Джотто и Мазаччо, его изображения плоскостны и как бы бесплотны. Среди работ, созданных Боттичелли, наибольшую известность приобрела картина «Рождение Венеры», ярко характеризующая особенность его творчества.

Ф. Брунеллески. Капелла Пацци во дворе церкви Санта Кроче. Флоренция



Наиболее известный скульптор  первой половины XV в. Донателло (ок. 1386—1466). Возрождая античные традиции, он первым представил в скульптуре обнаженное тело, создал классические формы и виды ренес-сансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы, живописного рельефа. Его искусство отличает реалистическая манера.

Выдающийся архитектор и  скульптор Раннего Возрождения Филиппа Брунеллески (1377—1446) — один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пропорции. Это позволило мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавлять его, на что, в частности, были рассчитаны сооружения средневекового зодчества. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы).

2.3. Высокий ренессанс

Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. Он связан прежде всего с именами трех гениальных мастеров титанов Возрождения — Леонардо да Винчи,. Рафаэля Санти и Микеланджело Буонарроти. Характерным фоном взлета Ренессанса был экономический и политический упадок Италии — закономерность, не раз повторявшаяся в истории1. В творчестве представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические и гуманистические основы культуры Ренессанса.

Леонардо да Винчи (1452—1519) едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения. Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником, анатомом, обогатив эти и многие другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками. В его художественном наследии особо выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как «Тайная вечеря» — фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, а также самый знаменитый портрет эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона Лиза»).

Среди многочисленных новаций  Леонардо следует назвать особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени (сфумато, от итал. fumo — дым), которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.

Леонардо да Винчи. Автопортрет



В творчестве Леонардо наиболее полно выразился универсализм представителей Возрождения, где сложно обнаружить резкие грани между наукой, художественной фантазией и воплощением замыслов. Об этом свидетельствуют, в частности, дошедшие до нас зашифрованные Записные книжки и рукописи титана Возрождения, насчитывающие около 7 тысяч листов:

Поэт стоит ниже художника  по представлению видимых вещей — и много ниже музыканта по представлению вещей невидимых.

Младший современник Леонардо великий живописец Италии Рафаэль Санти (1483—1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом. Зрелые работы живописца выде- ляются совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией. Это росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаэля — «Сикстинская мадонна». Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви и небольшой часовни в Ватикане. Папа Лев Х назначил художника руководителем строительства купола Собора св. Петра. Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — великий скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508— 1512). Общая площадь фрески 600 кв. метров.

Многофигурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера  фреска алтарной стены Сикстинской  капеллы «Страшный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. В этой фреске воплотились лучшие гуманистические идеалы Возрождения. Смелость художника в изображении обнаженных тел вызвала негодование части клира1, что свидетельствовало о начале наступления реакции на основы идеологии Возрождения.

Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря своему раннему  произведению «Давид». Но подлинное признание как архитектор и скульптор Микеланджело обрел в качестве проектировщика и руководителя строительства основной части здания Собора св. Петра в Риме, остающегося и до настоящего времени самым крупным католическим храмом в мире, а также за скульптурное оформление лестницы и площади Капитолийского холма. Не меньшую известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в частности, скульптурная композиция в капелле Медичи. Четыре обнаженные фигуры на саркофагах властителей Флоренции «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День» весьма ярко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих возможностей, отчаяние перед быстротекущим временем. Эти трагические настроения звучат в стихотворении последнего титана Возрождения, написанном от имени его же скульптуры «Ночь»:

Отрадно спать, отрадней камнем быть О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать — удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить.

2.4. Искусство Венеции

На период Высокого и Позднего Возрождения пришелся расцвет искусства  в Венеции. Во второй половине XVI в.

Венеция, сохранившая республиканское  устройство, становится своеобразным оазисом и центром Ренессанса. Среди художников венецианской школы рано умерший Джорджоне (1476—1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая Венера», «Сельский концерт». В творчестве Джорджоне проявились особенности венецианской школы, в частности,

художник первым начал  придавать пейзажу самостоятельное  значение, в качестве приоритетных решать задачи колорита и света.

Величайший представитель  венецианской школы — Тициан Вечеллио (1477 или 1487 —1576). При жизни он получил признание в Европе. Ряд значительных работ был выполнен Тицианом по заказу европейских монархов и папы римского. Работы Тициана привлекают новизной решения прежде всего колористических и композиционных задач. Впервые на его полотнах появляется изображение толпы как части композиции. Наиболее известные работы Тициана: «Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой Себастьян» и др. Галерея выполненных им портретов современников была предметом глубокого изучения и подражания для последующих поколений европейских живописцев.

К периоду Высокого Возрождения  относится творчество крупнейшего  итальянского поэта Лудовико Ариосто (1474—1533), продолжившего литературные традиции Данте, Петрарки и Боккаччо. Наиболее известное его произведение — героическая рыцарская поэма «Неистовый Роланд», проникнутая тонкой иронией и воплощающая идеи гуманизма.

2.5. Поздний ренессанс

Период Позднего Возрождения  был отмечен наступлением католической реакции. Церковь небезуспешно пыталась восстановить частично утраченную безраздельную  власть над умами, поощряя деятелей культуры, с одной стороны, и используя  репрессивные меры в отношении непокорных — с другой. Так, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм1) великих мастеров Возрождения. Среди наиболее крупных основоположников маньеризма Якопо Понтормо (1494—1557) и Анджело Бронзино (1503—1572), работавшие в основном в жанре портрета.

Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство церкви, не стал ведущим направлением в период Позднего Возрождения. Это время  было отмечено реалистическим, гуманистическим  творчеством живописцев, относящихся  к венецианской школе: Паоло Веронезе (1528 — 1588), Якопо Тинторет-то (1518 — 1594), Микеланджело да Караваджо (1573—1610) и др.

Караваджо является основоположником реалистического направления в  европейской живописи XVII в. Полотна мастера отличаются простотой композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени, демократизмом. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта — караваджизм.

Последним из наиболее крупных  скульпторов и ювелиров Италии был Бенвенуто Челлини (1500—1571), в творчестве которого отчетливо проявились реалистические каноны Возрождения (например, бронзовая статуя «Персей»). Челлини остался в истории культуры не только как ювелир, давший свое имя целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаурядный мемуарист, талантливо воссоздавший портреты своих современников в книге «Жизнь Бенвенуто Челлини», не раз издававшейся и на русском языке.

2.6. Окончание эпохи  ренессанса

В 40-е годы XVI в. церковь в Италии начала широко применять репрессии к инакомыслящим. В 1542 г. была реорганизована инквизиция и создан ее трибунал в Риме. Многие передовые ученые и мыслители, продолжавшие придерживаться традиций Ренессанса, были репрессированы, погибли на кострах инквизиции (среди них великий итальянский астроном Джордано Бруно, 1548—1600). В 1540 г. был утвержден орден иезуитов, который по существу превратился в репрессивный орган Ватикана. В 1559 г. папа Павел IV впервые издает «Список запрещенных книг» (Index librorum prohibitorum), впоследствии неоднократно дополнявшийся. Названные в «Списке» произведения литературы запрещалось читать верующим под страхом отлучения от церкви. В числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений гуманистической литературы Возрождения (например, сочинения Боккаччо). Таким образом, эпоха Возрождения к началу 40-х годов XVII в. в Италии закончилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Северное Возрождение

 

Однако гуманистическое  движение еще в XV в. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах, расположенных к северу от родины Ренессанса. Поэтому представляется правомерным использовать термин Северное Возрождение, подразумевая под ним не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важными особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.

3.1. Реформационное  движение

Для понимания особенностей Северного Возрождения остановимся  на краткой характеристике нескольких реформационных направлений в странах  Западной Европы. Собственно реформационное движение, или Реформация (от лат. reformatio — преобразование) началось в Германии, распространившись затем на большинство западноевропейских стран. Оно было вызвано прежде всего серьезными изменениями, происходившими в недрах феодального общества. Нарождавшаяся национальная буржуазия не могла больше мириться с аскетизмом, известной ограниченностью, фанатизмом ортодоксального католицизма, алчностью слуг Ватикана. Не последнюю роль в возникновении Реформации сыграли новые идеи итальянского Возрождения, снискавшие симпатии среди бюргерства и образованных людей в странах Западной Европы эти идеи получили здесь свое выражение «в стремлении к изучению первоисточников Ветхого и Нового заветов с неясно осознанной целью сличить «подлинное» вероучение с тем его вариантом, который проповедовался Римом и всей церковной иерархией»1.

Начало Реформации в Германии связано с выступлением Мартина Лютера (1483—1546), провозгласившего 31 октября 1517 г. 95тезисов против индульгенций. В них, в частности, утверждалось, что церковь и духовенство не являются посредниками между Богом и человеком, поэтому церковь не может отпускать грехи. Вера человека — единственное средство общения с Богом, потому претензии церкви на господствующее положение в мире, мирской жизни беспочвенны. Яркая антиклерикальная направленность тезисов Лютера встретила горячее одобрение и поддержку в самых широких слоях немецкого общества, которое не позволило папе римскому и высшему духовенству расправиться с реформатором.

Требования обновленной  церкви, секуляризации ее земель, провозглашаемые  реформаторами, привлекли под знамена лютеранства крестьян — самое многочисленное сословие феодального общества, которое выразило свой протест не только против католической церкви, но и против феодалов в кровопролитной Крестьянской войне 1525 г. Внутренние противоречия, раздиравшие лагерь реформаторов, а также мощное сопротивление лютеранству со стороны Рима, ослабление Германии в ходе Крестьянской войны привели к усилению и закреплению раздробленности страны. В результате религиозного мира 1555 г. на территории Германии образовались две группировки немецких княжеств. Католическая церковь удержала свои позиции во всех наследственных землях Габсбургов, Баварии, Франконии, духовных княжеств на Рейне и в Северо-Западной Германии и в Эльзасе, в то время как Северогерманские княжества, герцогство Пруссия, Бранденбург, Саксония, Гессен, Брауншвейг, Верхний и Нижний Пфальц и Вюртемберг реформировали церковь в духе лютеранства.

Информация о работе Западноевропейская культура эпохи Возрождения