Культура Возрождения в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:55, реферат

Описание

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской
культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества
феодального — к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления
капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в
форме мануфактуры;

Содержание

Введение

1. Гуманизм. — ценностная основа
культуры Возрождения


2. Отношение к античной и средневековой культуре


3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Культура Возрождения в Западной Европе.docx

— 41.54 Кб (Скачать документ)

написаны  труды гуманистов. Латынь стала языком эпохи  Возрождения.  Один  из

первых  исследо вателей культуры Италии в эпоху  Возрождения  Якоб  Буркхардт

от мечал, что даже дети  прекрасно  знали  латынь.  Семилетние  дети  писали

латинские  письма.  Среди  четырехлетних  детей  были  ораторы,   изумлявшие

аудиторию чистой латинской речью.

Гуманисты были историками, филологами,  библиотекарями,  любили  копаться  в

старых  рукописях и книгах,  составляли  кол  лекции  древностей.  Они  стали

восстанавливать забытые труды греческих  и  римских  авторов,  устанавливать

подлинные тексты вместо искаженных  в  эпоху  Средневековья.  Большая  часть

текс тов  античных авторов,  которыми  располагает  современная  наука,  была

выявлена  именно гуманистами.  Большую  роль  в  распростра  нении  античного

наследия  сыграло  изобретение  и  распростране  ние  книгопечатания.  Важно

отметить, что античные рукописи и памятники  были  не  мертвыми  вещами,  но

подлинно  учителями, помогавшими открыть  самого себя, «это не  камни,  дерево

и  бумага,  а  материал  для  возведения  памятника  собственной   личности»

Гуманисты  проявляли  большой  интерес   и   к   античной   филосо   фии   —

натурфилософии, эпикуреизму, неоплатонизму. В середине XV века во  Флоренции

основывается  Платоновская Академия  во  главе  с  Марсио  Фичино.  Почитание

Платона было здесь превращено почти  в  религиозный  культ.  Таким  образом,

преемственная связь  Возрождения  с  античностью  очевидна.  Каким  же  было

отношение  гуманистов  к  средневековой  культуре,  которая  непосредственно

предшествовала  эпохе Воз рождения?

Деятели Ренессанса отзывались о средневековой  культуре  сурово  и  свысока,

именуя  ее «варварской, грубой манерой». И  это  можно  понять  и  объяснить.

Ведь культура Возрождения формиро валась как  отрицание,  протест,  отказ  от

средневековой культуры. Отрицались  догматизм  и  схоластика.  Отрицательным

было  отнашение  ние  к   теологии   —   теории   религии.   Лоренцо   Балла

противопоставляй  ет средневековому теологу Фоме Аквинскому  апостола  Павла,

ко  торый,  не  мудрствуя  лукаво,  укреплял  христиан  в  вере.  У   многих

гуманистов  критическим  было  отношение  к  церкви  и  профессией   нальным

служителям  католической  церкви.  Д.  Бокаччо  в  «Декаме  роне»  высмеивает

монахов, их ханжество, развращенность.  У  Данте  в  «Божественной  комедии»

даже главы  католической церкви попа дают в ад. Сатира на служителей  церкви,

духовных  лиц представле на в знаменитой  книге  Э.  Роттердамского  «Похвала

глупости». Счи тается, что ни одна эпоха  в истории европейской  культуры  не

была  наполнена  таким  огромным  количеством  антицерковных   сочинений   и

высказываний,  как  эпоха  Ренессанса.  Таким  образом,  в  средневс   ковой

культуре  отрицалось все,  что  сковывало  свободное,  творчес  кое  развитие

человека.

Однако, вся  средневековая культура с  ее  многолетней  исто  рией,  прочными

традициями  не могла исчезнуть бесследно. Она  оказывала влияние  на  культуру

Возрождения,  даже  когда  это  не  осознавалось,  А  Ф.  Лосев  справедливо

отмечает,  что  «Возрожде  ние,  подобно  юноше,  бунтующему  против   своих

родителей и ищу щему поддержку у дедов, было склонно забывать обо всем,  чем

оно было обязано средневековью и преувеличивать значение ан тичности».

Ренессанс не был полностью  светской  культурой.  Это  эпоха  переходная,  в

которой были сложнейшие переплетения,  взаимодей  ствия  старого  и  нового,

богатство и разнообразие культурных эле ментов. В чем конкретно  проявлялось

влияние средневековья на культуру Возрождения?

Прежде  всего  отметим,  что  отрицание  церкви  еще  не  означало  отрицание

религии. Некоторые  из  деятелей  Ренессанса  (например,  Э.  Роттердамский)

хотели  примирить христианство с античностью, призывали вернуться  к  идеалам

первоначального христианства. Другие (например, М. Фичино) пытались  создать

некую  новую,  еди  ную  религию,  свободную  от  национальных,  этнических,

культовых различий. Таким образом, делались попытки  переосмыслить рели  гию,

но не отказаться от нее. Ренессанс не был  безрелигиозной куль турой.  Многие

деятели  Ренессанса  были  людьми  верующими,  и   даже   духовными   лицами

католической  церкви.

В  искусстве  Возрождения  влияние  средневековой  культуры   обнаруживалось

прежде  всего  в  темах,  сюжетах.  Много  произведе  ний  было  написано  на

библейские  и  религиозные  сюжеты.  Немалая  часть  их  предназначалась  для

церквей,  имела  культовое  назначе  ние.  Можно  сказать,   что   искусство

Возрождения было  своеобраз  ным  синтезом  античной  физической  красоты  и

христианской  ду ховности. 
 
 

                   3. Особенности художественной культуры:

                Итальянский Ренессанс и Северное  Возрождение 

Искусство в период Возрождения было главным  видом  духовной  де  ятельности.

Оно стало  для людей Возрождения тем, чем  в  средние  века  была  религия,  в

Новое время  наука и техника. Недаром  отстаи  валась  мысль,  что  идеальный

человек  должен  быть  художником.  Почти  не  было  людей,  равнодушных   к

искусству. Художественное  произведение  наиболее  полно  выражало  и  идеал

гармонически  орга низованного мира и место  человека в  нем.  Этой  задаче  в

различной степени подчинены все виды искусства.

Основные  этапы и жанры литературы эпохи  Возрождения  свя  заны  с  эволюцией

гуманистических  концепций  в   периоды   раннего,   Высокого   и   позднего

Возрождения.  Для  литературы  раннего  Ренес  санса   характерна   новелла,

особенно  комическая   (Бокаччо),   с   антифео   дальной   направленностью,

прославляющей  предприимчивую  и  сво  бодную  от  предрассудков   личность.

Высокое Возрождение отмечено рассветом  героической  поэмы:  в  Италии  —  Л.

Пульчи, Ф. Берни, в Испании  —  Л.  Камоэнса,  авантюрно-рыцарская  сюжетика

которой по этизирует представление Возрождения  о  человеке,  рожденном  для

великих дел. Самобытным эпосом Высокого Возрождения, всесторон ней  картиной

общества  и его героических идеалов  в  народной  сказоч  ной  и  философско-

комической  форме явилось произведение Рабле  «Гаргантюа  и  Пантагрюэль».  В

позднее Возрождение,  характеризу  ющееся  кризисом  концепции  гуманизма  и

созданием прозаичности  складывающегося  буржуазного  общества,  развивались

пастораль ные жанры романа и драмы.  Высший  взлет  позднего  Возрождения  —

драмы  Шекспира  и  романы  Сервантеса,  основанные   на   трагических   или

трагикомических  конфликтах  между  героической  личностью   и   недостойной

человека  системой общественной жизни.

Прогрессивное гуманистическое  содержание  культуры  Воз  рождения  получило

яркое  выражение  в  театральном   искусстве,   ис   пытавшем   значительное

воздействие античной драматургии. Его ха рактеризует  интерес  к  внутреннему

миру человека, наделенного чертами мощной  индивидуальности.  Отличительными

особенностя ми театрального искусства  эпохи  Возрождения  явилось  развитие

традиций  народного  искусства,  жизнеутверждающий  пафос,  смелое  сочетание

трагических и  комических,  поэтических  и  буффонно-пло  щадных  элементов.

Таков театр  Италии, Испании, Англии. Высшим достижением  итальянского  театра

стала импровизационная коме дия дель арте  (XVI  в.).  Наибольшего  расцвета

театр Возрождения  достиг в творчестве Шекспира.

В  эпоху  Возрождения  профессиональная  музыка  теряет  ха   рактер   чисто

церковного  искусства и испытывает влияние  народной музыки, проникаясь  новым

гуманистическим  мироощущением.  По  являются  различные   жанры   светского

музыкального  искусства  -фроттала  и  вилланелла  в  Италии,  вильянсико  в

Испании,  баллада  Англии,  мадригал,  возникший  в  Италии,  но  получивший

повсемес  ное  распространение.  Светские  гуманистические  устремления  пра

никают  и в культовую музыку.  Складываются  новые  жанры  инстру  ментальной

музыки, выдвигаются  национальные школы исполняв ния  на лютне, органе.  Эпоха

Возрождения завершается появление новых  музыкальных жанров — сольных  песен,

ораторий, оперы.

Однако  наиболее полно эстетико-художественный  идеал  Во  рождения  выразили

архитектура, скульптура, живопись. Отмети что  в  системе  искусств  в  этот

период   происходит   перемещение   центов.   Архитектура   перестала   быть

«дирижером» оркестра и кусств. На первый план выходит  живопись.  И  это  не

случайно. И— кусство Возрождения стремилось познать  и  отобразить  реальный

мир, его  красоту, богатство, разнообразие. И  у  живописи  в  этом  плам   не

было  больше   возможностей   по   сравнению   с   другими   искусства   Наш

соотечественник, замечательный знаток итальянского Воз рождения  П.  Муратов

писал  об  этом  так:  «Никогда  человечество  не  было  так  беззаботно  по

отношению к причине вещей и никогда  оно было так чутко к  их  явлениям.  Мир

дан человеку, и так как это — ма лый  мир, то в нем  драгоценно  все,  каждое

движение  нашего тела, каждый завиток виноградного листа, каждая жемчужина  в

уборе женщины. Для глаза...  художника  не  было  ничего  малого  и  незначи

тельного  в зрелище  жизни.  Все  составляло  для  него  предмет  позна  ния»

Информация о работе Культура Возрождения в Западной Европе