Процесс развития культуры в Западной Европе в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:37, контрольная работа

Описание

Актуальность изучения данной темы непосредственно связана со значимостью рассматриваемого периода для развития культурологии.
Европейскую культуру XVII-XIX вв. принято объединять общим понятием культура Нового времени, которое характеризуется становлением и развитием капиталистического способа производства.
Для стран Европы начало XVII в. в значительной мере отмечено политической реакцией, наступившей в результате событий конца XVI в. Крестьянская война в Германии (1524-1525 гг.), во многом являвшаяся продолжением народного движения против католической церкви, закончилась поражением восставших.
Следствием этого стало торжество феодальной власти, с ее раздробленностью, низким уровнем социально-экономического и культурного развития. Фактически потерпела поражение первая в Европе буржуазная революция. Франция охвачена религиозными и гражданскими войнами.
Предмет исследования - процесс развития культуры в Западной Европе в XVIII веке.
Объект исследования - основные достижения культурного развития в Западной Европе.

Содержание

Введение
Классицизм в культуре Европы XVIII век;
Импрессионизм в европейской культуре;
Художественный стиль «модерн»;
Иван Грозный – политик и писатель;
История строительства московского Кремля;
Патриарх Никон и протопоп Аввакум;
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по культурологии.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент кадровой политики и образования

Забайкальский аграрный институт-филиал ФГБОУ ВПО

«Иркутская  государственная сельскохозяйственная академия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «культурология»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Федорова Е.А.

     Специальность: Земельное

                                                                               устройство и кадастры.

                                                                 Шифр: 129052

                                                              Курс: 1 курс  

Проверил: Кожина

 

 

 

 

 

 

Чита-2012г

Содержание

 

Введение

  1. Классицизм в культуре Европы XVIII век;
  2. Импрессионизм в европейской культуре;
  3. Художественный стиль «модерн»;
  4. Иван Грозный – политик и писатель;
  5. История строительства московского Кремля;
  6. Патриарх Никон и протопоп Аввакум;

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность изучения данной темы непосредственно связана со значимостью  рассматриваемого периода для развития культурологии.

Европейскую культуру XVII-XIX вв. принято  объединять общим понятием культура Нового времени, которое характеризуется  становлением и развитием капиталистического способа производства.

Для стран Европы начало XVII в. в  значительной мере отмечено политической реакцией, наступившей в результате событий конца XVI в. Крестьянская война в Германии (1524-1525 гг.), во многом являвшаяся продолжением народного движения против католической церкви, закончилась поражением восставших.

Следствием этого стало торжество феодальной власти, с ее раздробленностью, низким уровнем социально-экономического и культурного развития. Фактически потерпела поражение первая в Европе буржуазная революция. Франция охвачена религиозными и гражданскими войнами.

Предмет исследования - процесс развития культуры в Западной Европе в XVIII веке.

Объект исследования - основные достижения культурного развития в Западной Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классицизм  в культуре Европы XVIII в.

 

XVIII век обычно называют  эпохой Просвещения. Классицизм 18-го века тесно связан с революционными выступлениями буржуазии по всей Европе, с отстаиванием ею идеалов политической свободы, национальной независимости, социальной справедливости. В произведениях искусства звучат идеи свободы, утверждаются права личности. Классицизм перестает быть замкнутым, изолированным художественным явлением. Тесно соприкасается с барокко, рококо, сентиментализмом, народной культурой различных европейских стран. Подобное взаимодействие и взаимовлияние значительно обогатило классицизм, сделало его более свободным от условностей и жестоких нормативов. В этот период в европейской культуре звучат имена Ф. Шиллера, И. Гете, В. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ж.-Л. Давида и др.

Сентиментализм (франц. sentimentalisme, от англ, sentimental -чувствительный, франц. sentiment – чувство) – художественное течение второй половины XVIII века, провозгласившее «естественное» чувство определяющим моментом жизненных ценностей, тем самым противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения.

Как художественное течение сентиментализм весьма быстро распространился в европейской культуре. В Германии влияние идей сентиментализма испытали участники литературного движения «Буря и натиск» - Гете, Шиллера, Ленц и др. Во Франции сентиментализм достиг подлинно философских вершин в романе Ж.-Ж Руссо «Новая Элоиза» В России данное художественное течение наиболее ярко представлено в творчестве М. Муравьева, Н. Карамзина, И. Дмитриева, В. Капниста, Н. Львова, молодого В. Жуковского.

Темами и сюжетами произведений, выполненных в стиле сентиментализма, становятся: воспитание взаимоотношений родителей и детей, переживания болезни и выздоровления, смерть и траур по умершему.

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) сложился в ХVII веке во Франции, а в ХVIII веке он превратился в международное явление, включив в свою орбиту, по мере распространения идей Просвещения, практически все европейские страны. Основываясь на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, классицизм стремился к выражению возвышенных идеалов, к симметрии и строгой организованности, логичным и ясным пропорциям, наконец, к гармонии формы и содержания литературного, живописного или музыкального произведения.

В наибольшей степени принципы классицизма  выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).

Для театрального искусства классицизма  характерны торжественный, статичный  строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют “золотым веком” театра.

Основоположником европейской  классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом.. Художественное наследие Мольера оказало влияние на развитие мировой драматургии и театра.

Наиболее зрелым воплощением комедии нравов признаны «Севильский цирюльник», и «Женитьба Фигаро», великого французского драматурга Пьера Огюстена Бомарше. В них изображен конфликт между третьим сословием и дворянством.

Классическая комедия развивалась  также в Италии и Англии. И в XVIII в., несмотря на экономический спад, Венеция оставалась столицей карнавалов, театров и беззаботного веселья. В этом небольшом городе работало семь театров – столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На венецианские карнавалы тогда, как и двести лет спустя, съезжались люди со всей Европы. Здесь творил Карло Гольдони (1707-1793), создатель национальной комедии. Он осуществил просветительскую реформу итальянской драматургии и театра, вытеснив искусственный жанр комедии дель арте реалистической драматургией, с живыми характерами, остроумной критикой пороков общества.

Современником Гольдони был Карло  Гоцци (1720-1806). Он писал сказки (фьябы) для театра с мотивами фольклора и элементами комедии дель арте: (Любовь к трем апельсинам, 1761; Турандот, 1762) и другие о жизни театральной Венеции.

Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками классической трагедии считают двух других французов. В пьесах Пьера Корнеля (1606-1684) и Жана Расина (1639-1699) строго выдержано золотое правило классической драмы – единство места, времени и действия. Язык героев их произведений проникнут пафосом и патетикой.

В живописи тенденции классицизма  намечаются уже во второй половине XVI века в Италии. Однако его расцвет  наступил только во французской художественной культуре, где из разрозненных элементов  он сложился в целостную стилевую систему. Основой теории классицизма был рационализм, опиравшийся на философскую систему Декарта. Принципы рационализма предопределили взгляд на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственных восприятий. Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Эстетическим идеалом служила античность. Наиболее ярко классицизм представлен работами французских живописцев и скульпторов Н. Пуссена, К. Лоррена, Ж.-Л. Давида, Ж.О.Д. Энгра и Э.М. Фальконе.

Иногда специалисты различают  академический классицизм первой половины ХVII века и неоклассицизм конца  ХVIII - начала ХIХ вв.

Представителем академического классицизма в живописи Франции  являлся Никола Пуссен (1594-1665). Он явился создателем классического идеального пейзажа в его героическом виде. Пейзаж Пуссена – это не реальная природа, а природа (улучшенная), созданная художественным вымыслом живописца. Его картины, холодные, суровые, умозрительные, называли (замерзшими скульптурами). Образцом для них послужила античная пластика и мир античных героев. Клод Лоррен(1600-1682), в торжественных композициях которого (идеальные) пейзажи наполнены лиризмом и мечтательностью, считается одним из основоположников классицизма в европейском искусстве ХVII века.

Через 100 лет к холодным и возвышенным идеалам античного  искусства вернется другой знаменитый француз – живописец Давид (1748-1825). Возвращение классицизма получит наименование неоклассицизма. Давид – один из величайших исторических портретистов. Он завершает век старый (ХVIII) и начинает новый (ХIХ).

Между двумя классицизмами – ранним (академическим) и поздним (неоклассицизмом) господствующие позиции занял стиль рококо.

 

Импрессионизм в Европейской культуре

Любовь к природе побуждает  французских художников писать пейзажи с натуры. Художник-импрессионист пытается зафиксировать на холсте мимолетные впечатления от сцены, которую он видит перед собой. Крупнейшими представителями импрессионизма являются Э. Мане, К. Писсарро, Э. Дега, П.О. Ренуар, К. Моне, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве.

Клод Моне (1840-1926) – ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. От названия пейзажа Моне (Впечатление. Восходящее солнце) произошло и название направления – импрессионизм. Наряду с Дега и Ренуаром Моне был одним из немногих художников, чьи произведения были выставлены в Лувре еще при их жизни. Критики стали считать Моне предшественником лирической абстракции, в частности абстрактного пейзажа.

Другой представитель импрессионизма Камиль Писсарро (1830-1903) является автором светлых, чистых по цвету пейзажей, для его картин характерна мягкая сдержанная гамма

Эдгар Дега (1834-1917) прославился свободным, иногда асимметричным построением композиции. В живописи Дега продолжал социально-критическую традицию Золя. Художник создал более 2000 картин и пастелей, искусство Дега оказало огромное влияние на современников.

Выдающийся французский живописец, график и скульптор Огюст Ренуар (1841-1919) создавал светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены, воспевающие чувственную красоту и радость бытия.

Импрессионисты создают оригинальную живописную систему. Она отличается разложением сложных тонов на чистые цвета и взаимопроникновением четких раздельных мазков чистого цвета, смешивающихся не на палитре, а при восприятии зрителем – в оптических рецепторах глаза – светлой и яркой цветовой гаммой, цветными тенями. Объемные формы как бы растворяются в окутывающей их световоздушной оболочке, дематериализуются, обретают зыбкость очертаний.

Франция в конце ХIХ века дала миру великого скульптора – Огюста Родена (1840-1917), творчество которого относят к импрессионизму. В его скульптурах духовное содержание передавалось выражением лица и движением тела, достигающим кульминации в жесте, поразительном по красоте, психологической точности и ритмической выразительности.

Классицизм и романтизм

Классицизм, или неоклассицизм  начала ХХ столетия называют также ампиром (от фр. empire – империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские мотивы (геометризм египетского орнамента, стилизованные сфинксы), мотивы росписей Помпей, этрусских ваз, которые использовались в интерьерах дворцов. Архитектуру отличают массивные портики с колоннами дорического (иногда тосканского) ордера, военная эмблематика (орлы, лавровые венки, воинские доспехи, дикторские связки). В этот период возводятся мемориальные сооружения (триумфальные арки, мемориальные колонны). Если рассматривать эволюцию живописи во Франции от классицизма к ампиру как единую линию, то обнаруживается, что если классицизм прославлял пышное великолепие дворцовой жизни французских королей, то ампир – военные подвиги Наполеона и вкусы нарождающейся буржуазии. Целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), повторявшая древнеримские образцы.

На рубеже XVIII и XIX веков в Германии и других европейских странах возникло новое направление в духовной и художественной культуре, получившее название романтизм. Романтизм стал своеобразной реакцией на классицизм с его культом разума и рационализма. Романтизм был первым направлением в искусстве, которое признало художника субъектом творчества и провозгласило безусловный приоритет индивидуальных вкусов творческой личности. Наибольшего развития романтизм достиг во Франции (Т. Жерико, Э. Делакруа, Г. Доре). Крупнейшие его представители в Германии - Ф.О. Рунге, К.Д. Фридрих, П. Корнелиус, в Великобритании: - Дж. Констебль, У. Тернер. В России черты романтизма проявились в творчестве О.А. Кипренского, отчасти - В.А. Тропинина, С.Ф. Щедрина, М.И. Лебедева, К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, Ф.П. Толстого.

Романтизм противопоставил утилитаризму и материальности нарождавшегося буржуазного  общества разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализацию  прошлого. Романтизм - это мир, в котором царствуют меланхолия, иррациональность, эксцентричность. Его следы проявлялись в европейском сознании еще в ХVII веке, но расценивались врачами как признак умственного расстройства. Но романтизм противостоит рационализму, а не гуманизму. Напротив, он создает новый гуманизм, предлагая рассматривать человека во всех его проявлениях.

Информация о работе Процесс развития культуры в Западной Европе в XVIII веке