Процесс развития культуры в Западной Европе в XVIII веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:37, контрольная работа

Описание

Актуальность изучения данной темы непосредственно связана со значимостью рассматриваемого периода для развития культурологии.
Европейскую культуру XVII-XIX вв. принято объединять общим понятием культура Нового времени, которое характеризуется становлением и развитием капиталистического способа производства.
Для стран Европы начало XVII в. в значительной мере отмечено политической реакцией, наступившей в результате событий конца XVI в. Крестьянская война в Германии (1524-1525 гг.), во многом являвшаяся продолжением народного движения против католической церкви, закончилась поражением восставших.
Следствием этого стало торжество феодальной власти, с ее раздробленностью, низким уровнем социально-экономического и культурного развития. Фактически потерпела поражение первая в Европе буржуазная революция. Франция охвачена религиозными и гражданскими войнами.
Предмет исследования - процесс развития культуры в Западной Европе в XVIII веке.
Объект исследования - основные достижения культурного развития в Западной Европе.

Содержание

Введение
Классицизм в культуре Европы XVIII век;
Импрессионизм в европейской культуре;
Художественный стиль «модерн»;
Иван Грозный – политик и писатель;
История строительства московского Кремля;
Патриарх Никон и протопоп Аввакум;
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по культурологии.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

Выразительность живописи достигалась сочетанием больших цветовых плоскостей (группа «Наби» во Франции, Л. Бакст в России). Наблюдался значительный интерес к символике линии и цвета, к темам меланхолического созерцания, скорби, тайны, пряной эротики, к легендарно-сказочным сюжетам. С искусством модерна связаны имена таких известных художников, как П. Гоген, П. Боннар, М. Дени, Э. Вюйар, П. Серюзье во Франции, Э. Мунк в Норвегии, Ф. Ходлер в Швейцарии, Г. Климт в Австрии, Ф.фон Штук в Германии.

Художник-модернист  говорит, что он не хочет ориентироваться на обывателя, мещанина, на буржуазную публику, на неразвитое эстетическое сознание. Но характер его разрыва с ним таков, что он уходит от человечности вообще. И поэтому модернистское искусство становится не только антинародным, но и противоестественным.

Уже в первой четверти ХХ века появляются модернистские течения, возвращающиеся к предметности. Но этот возврат  либо приобретает натуралистический  характер, поскольку связан с безыдейностью, с отказом от передовых общественных идеалов, либо оказывается мнимым, поскольку сохраняет отказ от изобразительности. Регресс искусства оказывается невозможно преодолеть на модернистской основе, не выходя за ее границы.

Ярким представителем модерна в книжной  графике был Обри Бердсли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля (1859-1926). Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и  вокзалы – во всех жанрах оставил  Шехтель свой почерк. Ему свойственна асимметричность постройки, органическое наращивание объемов, разный характер фасадов, использование балконов, крылец, эркеров, сандриков над окнами, введение в архитектурный декор стилизованного изображения линий или ирисов, применение в окнах витражей с таким же мотивом орнамента, разной фактуры материалов в оформлении интерьеров. Причудливый рисунок, построенный на извивах линий, распространяется на все части здания: излюбленный модерном мозаичный фриз, или пояс поливных керамических плиток в блеклых  декадентских тонах, переплеты витражных окон, узор ограды, балконные решетки, на композицию лестницы, даже на мебель и т.д. Во всем господствуют капризные криволинейные очертания. В модерне можно проследить определенную эволюцию, две стадии развития: первая – декоративистская, с особым увлечением орнаментом, декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, витраж); вторая – более конструктивистская.

Модерн явился одним из самых  значительных стилей, завершающих XIX столетие и открывающих следущее. В нем  были использованы все современные  достижения архитектуры. Модерн – это не только определенная конструктивная система. Со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера. Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики, он узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов, своим общим духом, как бы предвещающим декаданс.

 

 

 

Иван Грозный –  политик и пиатель

Личность Ивана Грозного является одной из самых ярких личностей  во всей истории России.

Фигура русского царя издавна привлекала внимание историков и писателей. В глазах одних он был едва ли не самым мудрым правителем средневековой России, в глазах других подозрительным и жестоким тираном, почти сумасшедшим, проливавшим кровь ни в чем не повинных людей.

Личность Ивана IV крайне противоречива. С одной стороны, он был необузданным средневековым деспотом, с другой - образованным, начитанным человеком, писателем. Известно, что царь сочинял музыку, любил играть в шахматы.

Уже несколько веков не затухает интерес к личности Ивана Грозного. Да и едва ли в русской истории  найдется другой исторический деятель, который получил столь противоречивую оценку у потомков. Одни считали его выдающимся военачальником, дипломатом и писателем. В глазах других он был кровавым тираном, почти сумасшедшим.

Многочисленные литературные сочинения  царя служат самым надежным материалом для суждения о его личности. В своих писаниях Грозный предстает человеком, от природы одаренным острым умом. Его достоинства - политический темперамент, талант публициста, образованность - были весьма необычны для людей его положения.

Грозный — политический деятель, тщательно  доказывающий разумность и правильность своих поступков, стремящийся действовать  силой убеждения не в меньшей  степени, чем силой закона и приказа. И в его писательской деятельности не меньше, чем в его деятельности государственной, сказалась его исключительная талантливость.

Вряд ли существует в средневековье  еще другой писатель, который бы так мало сознавал себя писателем, как  Грозный и, вместе с тем, каждое литературное выступление которого обладало бы с  самого начала таким властным авторитетом. Все написанное Грозным написано по случаю, по конкретному поводу, вызвано живой необходимостью современной ему политической действительности.

Вообще правление Ивана Грозного вызывало и вызывает много противоречивых оценок современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл – стремление к централизации, укреплению государства. Что же касается жестокостей, в том числе и опричного террора, то не без резона говорится о нравах эпохи, характерных и для России, и для других стран. Другие резко отрицательно судят личность Ивана Грозного, акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны. Очевидно, что следует учитывать и положительные стороны его правления (укрепление государства), и отрицательные (террор).

Царь Иван 4 три с половиной  десятилетия обладал полнотой власти в Московском государстве. Он ставил перед собой масштабные задачи и  нередко добивался успеха, но затем  терял плоды первоначальных побед, во всем желая большего, не умея себя ни в чем ограничить.

Судьба этого правителя представляет собой великолепный пример правителя, стремившегося к более личной славе и могущества, нежели к пользе государства, которое досталось  ему по праву рождения.

Иван 4-й обладал природным острым умом, блестящим красноречием и талантом писателя-публициста. В 17-20 лет он поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте. Он был тонким политиком, искусным дипломатом и крупным военным организатором. 
Но человек бурных страстей, нервный, резкий, вспыльчивый, Иван 4-й был наделен очень 
тяжелым деспотичным характером. Он быстро терял самообладание, приходил в страшную ярость. С ранней юности у него проявились две черты: подозрительность и жестокость. Иван 4-й не терпел ни малейшего ослушания. Князя Репнина по распоряжению царя казнили за отказ надеть шутовскую маску. Мстительность Ивана 4-го приводила к тому, что гибли ни в чем не повинные люди. Вместе с боярами казнили их слуг, дворню, даже холопов и крестьян. Первый царь России вошел в историю как беспощадный тиран, прозванный народом Грозным.

История строительства  московского кремля

Слово «кремль» очень древнее. Кремлём  или детинцем на Руси называли укреплённую  часть в центре города, другими словами крепость. В старину времена бывали разные. Случалось, что на русские города нападали несметные вражеские силы. Вот тогда то жители города и собирались под защиту своего кремля. Старые и малые укрывались за его мощными стенами, а те, кто мог держать в руках оружие, со стен кремля от врагов оборонялись.

Первое поселение на месте кремля возникло примерно 4000 лет назад. Это  установили археологи. Здесь были найдены  осколки глиняных горшков, каменные топоры и кремневые наконечники  стрел. Этими вещами когда-то пользовались древние поселенцы.

Место строительства кремля было выбрано  не случайно. Кремль построен на высоком  холме, с двух сторон окружённом реками: Москвой-рекой и Неглинной. Высокое  расположение кремля позволяло заметить врагов с большего расстояния, а реки служили естественной преградой на их пути.

Первоначально кремль был деревянным. Вокруг его стен был насыпан земляной вал для большей надёжности. Остатки  этих укреплений обнаружили во время  строительных работ уже в наше время.

Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого. Эти данные сохранились в древних летописях. В начале 14 века городом стал править Иван Калита. Калитой в древней Руси называли сумку для денег. Князя так прозвали за то, что он накопил большие богатства и всегда носил с собой небольшой мешок с деньгами. Князь Калита решил украсить и укрепить свой город. Он повелел построить Кремлю новые стены. Их срубили из крепких дубовых стволов, таких толстых, что и руками не обхватить.

При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили  другие стены – каменные. Со всей округи собрали в Москву мастеров каменного дела. И в 1367г. они принялись  за работу. Люди работали без перерыва, и вскоре Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка, который добывали в каменоломнях недалеко от Москвы у села Мячково. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной.

Белокаменный кремль простоял более 100 лет. За это время многое изменилось. Русские земли объединились в  одно сильное государство. Москва стала  его столицей. Произошло это при  московском князе Иване III. С той  поры стал он зваться Великим князем Всея Руси, а историки называют его «собирателем земли русской».

Иван III собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии Аристотеля Феарованти, Антонио Соларио  и других знаменитых архитекторов. И вот под руководством итальянских  зодчих на Боровицком холме началось новое строительство. Чтобы не оставлять город без крепости строители возводили новый кремль частями: разбирали участок старой белокаменной стены и на её месте быстро строили новую - из кирпича.  Подходящей для его изготовления глины в окрестностях Москвы было довольно много. Однако глина – материал мягкий. Чтобы кирпич стал твёрдым, его обжигали в специальных печах.

Строили новый Кремль 10 лет. Крепость с двух сторон защищали реки, а в начале 16 в. с третьей стороны Кремля вырыли широкий ров. Он соединил две реки. Теперь Кремль со всех сторон был защищён водными преградами. Башни Кремля возводили одну за другой, оснащали их отводными стрельницами для пущей обороноспособности. Вместе с обновлением крепостных стен происходило строительство таких известных  соборов Кремля как Успенский, Архангельский и Благовещенский.

После венчания на царство Романовых строительство Кремля пошло усиленными темпами. Была построена Филаретова звонница рядом с колокольней Ивана Великого, Теремной, Потешный дворцы, Патриаршие палаты и  собор Двенадцати Апостолов. При Петре I возводят здание Арсенала. Но после переноса столицы в Петербург новые постройки возводить перестали.

Во  время правления Екатерины II на территории Кремля сносят ряд древних зданий и часть южной стены под строительство нового дворца. Но вскоре работы были отменены, по официальной версии из-за нехватки финансирования, по неофициальной – из-за негативного мнения общественности. В 1776-87гг. было построено здание Сената

Во время нашествия Наполеона  Кремлю был нанесён огромный ущерб. Были осквернены, разграблены церкви, во время отступления взорвали часть стен, башен и зданий. В 1816-19гг. в Кремле проводились реставрационные работы. К 1917г. в Кремле был 31 храм.

Во  время Октябрьской революции  Кремль подвергается бомбардировке. В 1918 г. в здание Сената переезжает правительство РСФСР. При советской власти на территории Кремля строят Кремлёвский дворец съездов, установили звёзды на башнях, на пьедесталы поставили Царь-пушку и Царь-колокол, неоднократно реставрируют стены и сооружения Кремля.

 

 

История строительства Московского Кремля тесно связана с историей возвышения Москвы и борьбы ее с татаро-монгольским игом, с историей объединения русских земель в единое централизованное государство, со всей историей нашей Родины.

Отсюда, от кремлевских ворот, расходились  дороги во все концы Русской земли. Отсюда выступали в походы русские  войска, и сюда возвращались они  в триумфальных шествиях после победы. На его площадях оглашались постановления правительства. В Кремль устремлялся восставший народ, властно заявляя о своих требованиях.

История строительства. В архитектурно-планировочной  истории Кремля можно наметить четко  выраженные периоды, обусловленные  экономическим и социально-политическим развитием государства. Первый период хронологически определяется ХII - началом ХIV в., когда архитектурный облик Кремля формировался дерево-земляными укреплениями и деревянными сооружениями жилых, общественных и хозяйственных зданий. От этого времени памятников не сохранилось. Второй период занимает время между XIV в. и третьей четвертью ХV вв., когда возводятся белокаменные укрепления, храмы и даже жилые дома, значительно расширяется территория Кремля. От этих строений сохранилось несколько фрагментов, дающих возможность представить в какой-то мере художественный идеал общества того времени. Третий период охватывает последнюю четверть ХV в., ХVI и ХVII вв. В это время были созданы произведения искусства, до сих пор составляющие художественную славу Кремля, определяющие эстетическую ценность и своеобразие его облика. Четвертый период можно условно установить в границах с начала ХVIII в. до Октябрьской социалистической революции. Эти два столетия характеризуются заменой древних сооружений новыми, более отвечающими требованиям своего времени, а также созданием регулярной планировки. Появились большие плац-парадные площади, были возведены Арсенал, Сенат, Новый дворец, Оружейная палата. Лишь стены, башни и Соборная площадь, оставленные неприкосновенными, по-прежнему определяли облик национальной исключительности.

После Октябрьской социалистической революции в Кремле были проведены  новые планировочно-строительные работы. Возведены здания Дворца съездов  и Верховного Совета СССР, разбиты  сады и скверы. Кремль в ХIII-ХII веках Сохранилось очень мало документальных сведений и памятников, дающих возможность восстановить облик Кремля начальных столетий его существования. Первое упоминание о Москве внесено в Ипатьевскую летопись под 1147 г. Из нее известно, что в этом году в селе Москов состоялась встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с черниговско-северским князем Святославом Ольговичем. Через девять лет, в 1156 г., запись в Тверской летописи гласит о том, что тот же князь Юрий заложил крепость Москву в устье реки Неглинной, выше реки Яузы. Эти названия рек уже достаточно точна определяют местоположение Москвы и ее укреплений на месте нынешнего Кремля. Летописные сведения подтвердились археологическими раскопками при постройке Большого Кремлевского дворца. Был обнаружен ров каких-то очень древних укреплений, окружавший совсем небольшую территорию холма, выдававшегося мысом к реке Неглинке у Боровицких ворот. Его глубина имела 5 м, а ширина по верху равнялась 12 - 14 м. В 1959 г. в связи со строительством Дворца съездов значительный участок территории Кремля раскопали археологическим методом.

Информация о работе Процесс развития культуры в Западной Европе в XVIII веке