Культура Возрождения в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:55, реферат

Описание

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западно-ев ропейской
культуры как переход от средних веков к Новому Време ни, от общества
феодального — к буржуазному. Наступает перио первоначального накопления
капитала. Появляются первые зачат ки капиталистической промышленности в
форме мануфактуры;

Содержание

Введение

1. Гуманизм. — ценностная основа
культуры Возрождения


2. Отношение к античной и средневековой культуре


3. Особенности художественной культуры:
Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение


Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Культура Возрождения в Западной Европе.docx

— 41.54 Кб (Скачать документ)

Реферат 

на тему :  Культура Возрождения в Западной Европе 
 
 

                                                    Выполнил :

                                             студент 301 группы

                                            ф-та Истории и права

                                         Костин Е. М. 

                                             Проверил : Житаев В. Л. 
 
 

                                Саранск 2002 
 
 

                                   План : 
 
 

      Введение 
 

1. Гуманизм. — ценностная основа

культуры  Возрождения 
 
 

2. Отношение  к античной и средневековой  культуре 
 
 

3. Особенности  художественной культуры:

Итальянский Ренессанс и Северное Возрождение 
 
 

      Список литературы 
 
 

                                  Введение: 

Эпоха  Возрождения  рассматривается  исследователями  западно-ев   ропейской

культуры  как переход от  средних  веков  к  Новому  Време  ни,  от  общества

феодального — к  буржуазному.  Наступает  перио  первоначального  накопления

капитала. Появляются первые  зачат  ки  капиталистической  промышленности  в

форме мануфактуры;

Развивается  банковское   дело,   международная   торговля.   Зарожда   ется

современное экспериментальное естествознание.  Формируется  научная  картина

мира на основе  открытий  прежде  всего  в  области  астрономии.  Крупнейшие

ученые  эпохи  Н.   Коперник,   Д.   Бруно,   Г.   Га   лилей   обосновывают

гелиоцентрический взгляд на мир.

Ренессанс  (возрождение) — это эпоха великих  открытий.  Цивилизация  средних

веков  называлась  морской,  по   скольку   развивалась   вокруг   морей   —

Средиземного  и Балтийского. К 1517 году  Колумб  и  другие  первооткрыватели

возвестили  эру оке анической цивилизации, в  которой  главными  путями  мира

стали океанские  дороги. Корабль  Магеллана  совершил  первое  кругосвет  ное

путешествие. Два богатых континента западного  полушария бы  ли  открыты  для

освоения  «старым миром».

Темпы развития ренессансной культуры в  странах  Западной  Европы  различны.

Приблизительны  и хронологические границы —  в Италии ХIV-ХVI века,  в  других

странах ХV-XVI века. Наивысшей точки  своего  развития  культура  Ренессанса

достигает в XVI столетии, когда становится общеевропейским  явлением  —  это,

так называемое, Высокое, классическое Возрождение,  за  которым  последовало

позднее Возрождение последних десятилетий XVI века. 
 
 

            1. Гуманизм — ценностная основа  культуры Возрождения 

В утверждаемой системе ценностей, духовной культуры в целом на  первый  план

выдвигаются идеи гуманизма (лат. Ьитапиз  —  человечный).  Заимствованный  у

Цицерона (I в. до н. э.'), который называл гуманизмом  высшее  культурное  и

нравственное  развитие  человеческих  способностей,  этот  принцип  наиболее

полно выразил  основную направленность европейской  культуры  XIV-XVI  веков.

Гуманизм  развивается как идейное движение, он захватывает купеческие  круги,

находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие  религиозные

сферы  —  в  папскую  канцелярию,  становится  мощным   оружием   политиков,

утверждается  в  массах,  оставляет  глубокий  след   в   народной   поэзии,

зодчестве, дает богатый  материал  для  поисков  художников  и  скульпторов.

Складывается  но вая  светская  интеллигенция.  Ее  представители  организуют

кружки, читают лекции в университетах,  выступают  ближайшими  советни  ками

государей.

Гуманисты привносят в духовную культуру свободу  сужде ний, независимость  по

отношению  к  авторитетам,  смелый  критичес  кий  дух.  Они  полны  веры  в

безграничные  возможности человека и утверждают их в многочисленных  речах  и

трактатах. Для гуманис тов не существует более  иерархического  общества,  в

котором чело век — только выразитель интересов  сословия. Они  выступают  про

тив  всякой  цензуры,  и  особенно  против  цензуры  церковной.  Гумани  сты

выражают   требование   исторической   ситуации   —    формируют    человека

предприимчивого, активного, инициативного. Человек  уже сам кует свою  судьбу

и провидение господне тут ни причем. Человек  живет  по  своему  собственному

разумению, он «отпущен на свободу» (Н. Бердяев).

Гуманизм  как  принцип  культуры  Возрождения  и  как  широкое  общественное

течение  базируется  на  антропоцентрической  карти   не   мира,   во   всей

идеологической  сфере  утверждается  новый  центр   могучая   и   прекрасная

личность.

Краеугольный  камень нового мировоззрения закладывает  Данте  Алигьери  (1265-

1324) —  «последний поэт средневековья  и вме сте с  тем  первый  поэт  Нового

Времени» (Ф.  Энгельс).  Созданный  Дан  те  в  его  «Божественной  комедии»

великий синтез поэзии,  философии,  теологии,  науки  является  одновременно

итогом  развития средневе ковой культуры и  подступом к новой  культуре  эпохи

Возрождения. Вера  в  земное  предназначение  человека,  в  его  способность

собствен  ными силами совершить свой земной подвиг  позволила  Данте  сделать

«Божественную  комедию»  первым  гимном  достоинству   человека.   Из   всех

проявлений  божественной мудрости человек для  него — «величайшее чудо».

Эта позиция  была  развита  Франческо  Петраркой  (1304-1374),  философом  и

блестящим   лирическим   поэтом,   который   считается   ро    доначальником

гуманистического  движения в  Италии.  Преклонени  ем  перед  человеком,  его

красотой,  разумом  наполнена  работа  Джа  ноццо  Манетти  (1396-1439)   «О

достоинстве и  превосходстве  человека».  Трактат  «О  наслаждении»  Лоренцо

Валла (1407-1457) утверж дает естественность земных радостей  и  чувственных

наслаждений человека. Пико делла Мирандола (1463-1494) в сочинении «О  досто

инстве  человека» проводит мысль о том, что человек —  творец  своей  судьбы,

себя самого: «мы становимся тем, чем мы желаем  быть  Гуманисты  Возрождения

убеждены  в том, что человек, как и Бог, об ладает свободой действий, он  сам

управляет судьбой и обществом, делая правильный, рациональный выбор.

Но становление  и  расцвет  гуманизма  глубоко  противоречи  вы.  Небывалого

размаха достигает наука, расцветает поэзия,  ар  хитектура,  изобразительные

искусства. Покровителями искусств становятся многие властители. Но  проблемы

общественных  отно шений решаются кинжалом  и  ядом,  заговорами  и  войнами.

Вошло в  историю семейство Борджиа во главе с самим папой Александ ром VII  —

убийцей, грабителем и развратником, который, однако, был  наделен  блестящим

талантом  государственного деятеля.  Из  вестный  историк,  поэт  и  дипломат

Макиавелли  находит этому  оп  равдание:  идеальный  государь,  отмечает  он,

должен  уметь соче тать приемы лисы и льва, быть не только  человеком,  но  и

зверем,  По  свидетельству  современников,  тиран  Сигизмунд  Малатеста   «и

жестокости  превзошёл  всех  варваров»,  собственноручно  закалы  вая   свои

жертвы. Но он же  обладал  широкими  познаниями  в  фило  софии,  среди  его

придворных  было немало гуманистов, а при об суждении произведений  искусства

проявлял  самый тонкий вкус. А кинжал,  которым  пользовался  Малатеста,  был

образцом  юве лирного искусства.

Исследователи многократно отмечали, что добро  и зло пере плетались  в  эпоху

Возрождения  самым  причудливым  образом».  Люди  вышли  из   средневековья,

высокий идеал гуманизма озарил их духовную  жизнь,  но  они  еще  новички  в

свободомыслии.  Гармония  в  социальном  устройстве  не  была  достигнута  и

безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их  действовать,

не ос танавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях» 
 
 

              2. Отношение к античной и средневековой  культуре 

В  процессе  формирования  и  развития  культура  Возрождения  опре   деляет

отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра щение  к  античному

наследию  выступает важной особенностью культуры Ренессанса.  Антропоцентризм

и прославление.прекрас-ного, гармонически развитого человека  были  особенно

близки  евро пейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный

идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти ческий  язык

пластических  видов  искусства  в  отличие  от  средневеко  вого  символизма.

Практическое, житейское мировосприятие древ них  было  более  притягательным,

разнообразным  и  доступным,   чем   построения   средневековых   схоластов.

Художников, скульпторов и I юэтов  Возрождения  привлекают  сюжеты  античной

мифологии и ис тории, древние — греческий  и латинский языки.

Восстановление  античного наследия и началось с  изучения  древних  языков.  С

конца XIII века гуманисты начали активно  изу  чать  греческий  язык,  а  на

латинском языке —  классическом  языке  Цицерона,  Горация,  Сенеки  —  были

Информация о работе Культура Возрождения в Западной Европе