Экономическая мысль средневековья Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 09:08, контрольная работа

Описание

Цель данного реферата - раскрыть экономическую мысль средневековья Западной Европы.
История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Работа состоит из  1 файл

иэу.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

Цель данного реферата - раскрыть экономическую мысль средневековья Западной Европы.

История экономической мысли начинается с тех незапамятных времен, когда  люди впервые задумались над целями своей хозяйственной деятельности, способами и средствами их достижения, отношениями, складывающимися между людьми в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами и услугами.

Экономическая мысль - понятие чрезвычайно  широкое. Это и представления, бытующие в массовом сознании, и религиозные оценки и предписания, касающиеся хозяйственных отношений, и теоретические конструкции ученых, и экономические программы политических партий… Многообразна сфера экономической мысли, поле приложения размышлений, выводов и практических решений: здесь и общие закономерности экономики, и особенности экономики отдельных отраслей, и проблемы размещения производства, и денежное обращение, и эффективность капиталовложений, и налоговая система, и методы ведения учета доходов и расходов, и история

Именно исследование проблемы рыночного  обмена дало начало именуемое экономической  наукой. Если эта попытка, воплощенная  в экономической теории, помогает уяснить характер определенных причинно-следственных связей в экономике, то знание различных экономических теорий помогает понять сложность и взаимозависимость всех экономических перемен и избежать так свойственной человеку склонности искать простые и ясные, но неправильные решения сложных проблем экономики, и хозяйственное законодательство - всего не перечислить.

Из всего выше перечисленного можно  выделить экономические учения. Экономические  учения - теоретические концепции, отражающие основные закономерности экономической  жизни, описывающие отношения между  ее субъектами, выявляющие движущие силы и значимые факторы создания, распределения и обмена благ.

Существенной особенностью идеологии  Средневековья, в том числе в  области хозяйственной жизни  является ее богословный характер. По данной причине средневековым  экономическим доктринам присущи  многообразные хитросплетения суждений, причудливые нормы религиозно-этического и авторитарного свойства, с помощью которых предполагалось не допустить внедрение рыночных отношений и демократических принципов общественного устройства.

В это же время церковь начинает усиливать свое могущество, обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью. Церковники начинают оправдывать господство крепостничества и отстаивать его позиции с помощью церковных законов, так называемых канонов церкви. В связи с этим начинают создаваться определенные группы людей, занимающиеся собиранием, истолкованием и кодификацией церковных канонов. Их прозвали канонисты.

 

 

Глава I Экономическая  мысль Средневековья

Экономи́ческая мысль  Средневеко́вья носит преимущественно теологический и канонический характер. Экономика наполнена религиозно-этическими нормами, которыми оправдывался сословный характер организации общества и сосредоточение политической и экономической власти у феодалов. В этот период изменилось отношение к физическому труду, сделав его уважаемым.

В период разложения Рима возникла христианская церковь, которая стала преемником греческой и римской философии и экономики. Ничего принципиального нового церковь привнести не могла, а лишь установила идеи Аристотеля в нерушимый канон и боролась со всем новым и прогрессивным. Но полностью остановить развитие экономической мысли инквизиция не могла, так как в Средневековье появились новые проблемы, которые не знала Античность. Их анализом занимались выдающиеся представители того времени. Крупнейшим является итальянский философ и теолог Фома Аквинский.

Вслед за Аристотелем  Фома Аквинский развивал мысль о  естественности натурального хозяйства и делил богатство на натуральное (продукт натурального хозяйства) и искусственное (драгоценности). Осуждалось ростовщичество, но торговля считалась законным делом, предусмотренным провидением, а торговая прибыль не является порочной и может приносить пользу.

Вместе с Аристотелем Фома Аквинский  считал виды труда неравнозначными, физический труд считался рабским. В отличие от раннего христианства Фома Аквинский считал частную собственность необходимостью в этом несовершенном мире.

В Позднем Средневековье  возник ряд воззрений, в которых  пропагандировались отношения, характерных  для первых христианских общин.

Середина XIV века; происходит увеличение количества городов, развитие ремесленничества и торговли. В результате возник принцип двойственности оценок, призванный изменить смысл анализируемого явления на противоположный. Пример:

  1. Изначально богатством считалась совокупность материальных благ, созданное приложением труда, и осуждалось, если было создано другими способами («эквивалентный обмен»);
  2. В поздний период были доказаны плюсы неэквивалентного обмена.

Экономическая мысль  средневековья тесно связана  с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию Защитники интересов феодалов отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Натурально-хозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.

В связи с тем, что церковь в средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.

Представление об экономических  идеях раннего средневековья (VI-X вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков "Салическая правда», составленная в начале VI в. н. э.

"Салическая правда" отстаивала позиции общины, устойчивость  общинного землевладения, приоритет  общинной собственности над частной.  Вместе с тем общинные принципы  экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений.

"Салическая правда" отразила разложение родового  строя, начавшийся процесс феодализации  дифференциации франкского общества  и интересы служилой аристократии, группировавшейся вокруг короля.

Экономические воззрения канонистов

В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами  и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

Канонисты- лица, занимавшиеся в древности собиранием истолкованием и кодификацией церковных канонов. Канонисты делились на ранних и поздних.

В период раннего Средневековья господствовала экономическая мысль ранних канонистов. Она осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Авторы канонов выступали также против свойственного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссудные операции, как явления грешные, вообще запрещались. Одним из ярких представителей раннего канонизма являлся Августин Блаженный (Святой Августин).

Экономические воззрения  Августина были отражением экономического строя раннего средневековья и выражали интересы нарождающегося класса феодалов. Он исходил из необходимости развивать хозяйственную деятельность, направленную к удовлетворению потребностей людей. В противовес идеологам рабовладельческого общества, презрительно относившимся к труду Августин призывал всех трудиться, ссылаясь на то, что в момент сотворения мира бог дал человеку приказ трудиться, а также на «священное писание».

Хотя Августин проповедовал необходимость трудиться, его взгляды  не только не отражали интересы эксплуатируемых народных масс, но служили защите интересов нарождающегося класса феодалов. Он оправдывал закрепощение крестьян. Задачу церкви он видел не в том, чтобы освободить крепостных крестьян, а в том, чтобы сделать их покорными воле своих хозяев.

Однако в XIII-XIV вв., в  период расцвета позднего средневековья (когда усилилась сословная дифференциация общества, возросли число и экономическая  мощь городов, в которых, наряду с  земледелием, стали процветать ремесло, промыслы, торговля и ростовщичество, когда товарно-денежные отношения обрели для общества и государства судьбоносное значение), поздние канонисты расширили круг аргументов, «объясняющих» экономические проблемы и причины социального неравенства. Здесь имеется в виду то, что методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были, прежде всего, авторитарность доказательств и морально-этическая характеристика экономических категорий. К этим принципам поздние канонисты прибавили еще принцип двойственности оценок, позволяющий посредством комментариев, уточнений и оговорок первоначальную трактовку конкретного хозяйственного явления или экономической категории преподнести в ином или даже противоположном смысле.

Вышесказанное очевидно из суждений Ф.Аквинского (яркий представитель позднего канонизма) по многим экономическим проблемам, актуальным в странах Западной Европы в средние века и нашедшим отражение в его трактате «Сумма теологии». Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то поздние канонисты «уточняют» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом сам Ф.Аквинский пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям…»

 

Сравнение взглядов ранних (Августин Блаженный) и поздних (Фома Аквинский) канонистов

Таблица №1

Августин Блаженный

Фома Аквинский

Разделение труда

Умственный и физический виды труда  равноценны и не должны влиять на положение  человека в обществе.

Деление людей по профессиям и сословиям  обусловлено божественным провидением  и склонностями людей.

Богатство

Труд людей создает богатство  в виде материальных благ, включая  золото и серебро. Нетрудовое накопление последних («искусственного богатство») является грехом

Золото и серебро рассматриваются  как источник приумножения частной  собственности и «умеренного  богатства».

Обмен

Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей.

Обмен как субъективный процесс не всегда обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому».

Справедливая цена

Ценность товара должна устанавливаться  в соответствии с трудовыми и  материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены».

Затратный принцип установления «справедливой  цены» считается не точным, так  как он может не доставить продавцу соответствующего его положению  в обществе количества денег и  нанести ущерб.

Деньги

Деньги являются искусственным  изобретением людей и необходимым  для облегчения и ускорения меновых  операций на рынке благодаря «внутренней  ценности» монеты.

Ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащихся в нем металлов, а по усмотрению государства.

Торговая прибыль и  ростовщический процент

Торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из крупных  торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться  как не богоугодные и грешные явления.

Крупные доходы купцов и ростовщиков  лишь тогда допустимы, когда они  извлекаются трудом, связаны с  транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место  в благопристойной деятельности.


 

Одним из важных вопросов канонисты также считали вопрос о взимании процента за кредит и здесь они внесли большое новшество, очень важное для дальнейшей экономической науки.

Категорически осуждая  рост, они в то же время придумали  для него несколько оправданий.

Они говорили так. Если владелец денег дает их взаймы, он лишается того дохода, который мог бы получить, если бы сам пустил эти деньги в оборот. В качестве компенсации этого неполученного им дохода он вправе требовать, чтобы должник вернул ему больше денег, чем брал в долг.

Появился и другой способ оправдать ссудный процент. Дело в том, что никогда не считалось грехом взимание арендной платы за землю (эта плата называлась рентой). Были разработаны юридические процедуры, благодаря которым процент по ссуде уподоблялся ренте с земли.

Наконец, третий способ оправдать ссудный процент нашли в том, чтобы объяснять его как вознаграждение за риск кредитора, который может ведь и потерять свои деньги.

В вопросе о "справедливой цене" поздние канонисты развивали  идеи Фомы Аквинского. Они разработали свои рекомендации о том, как устанавливать справедливую цену. Нужно сосчитать все издержки на этот товар и к этой сумме прибавить умеренную прибыль. Иногда размер прибыли давался в процентах от суммы издержек, но чаще просто некоторым количеством пенсов или су. Взывая к христианской совести продавца, канонисты, однако, не полагались на нее и возлагали обязанность следить за ценами на светские власти - королей, городские магистраты, судей.

 

Глава II Фома Аквинский

Завершителем взглядов канонистов был итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1275), создавший обширное сочинение "Сумма богословий».

Фома Аквинский родился  примерно в 1225 г. Он был сыном графа  Ландольфа Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в Монтекассино. Изучал в Неапольском университете свободные искусства. В семнадцать лет вступает в доминиканский орден, который посылает его учиться в Париж. Его учителем становиться Альберт Великий, за которым он следует в Кельн-на-Рейне. В 1252 г. он вновь возвращается в Париж, чтобы начать там свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он знакомится с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже (1268-1272) было очень важным, здесь он становится известным преподавателем теологии, включается в полемическую борьбу, в решение спорных вопросов. Умер в 1274 г. по пути на Леонский собор в монастыре Фоссануова, близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он получил прозвище "ангельского доктора" (doctor angelicus). В 1368 г. его останки были перенесены в Тулузу.

Информация о работе Экономическая мысль средневековья Западной Европы