Истоки театра искусство скоморохов и петрушки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году. Термины "театр", "драма" вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин "комедия", а на всем протяжении века -"потеха" (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину "театр" предшествовал термин "позорище", термину "драма" - "игрище", "игра". В русском средневековье были распространены синомичные им определения

Содержание

Содержание.

Введение
3
Глава 1. Рождение театра.
4
1.1. Первые шаги русского театра в Допетровскую эпоху.
4
1.2. Скоморохи.
5
1.3. Народная драма. Придворный театр Алексея Михайловича Романова.
6
Глава 2. Театр в 18-20 вв.
10
2.1. Русский театр 18 в.
11
2.2. Рождение профессионального театра Ф.Г. Волкова.
12
2.3. Театральное искусство России в 19- начале 20 вв.: знаменитые театры, драматурги, режиссеры, артисты.
15
Вывод.
20
Список используемой литературы
21

Работа состоит из  1 файл

Контр. работа.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

16 февраля 1675 Грегори умер. Его приемником стал Юрий Гютнер, от него руководство перешло к Блюментросту и бакалавру Ивану Волошенинову. Позд­нее по рекомендации смоленского воеводы князя Голицына, руководителем стал учитель латинского языка Стефан Чижинский.

В 1676 Алексей Михайлович умер. Вдохновитель идеи театра боярин Матвеев был сослан. 15 декабря 1677 последовал царский указ: «Над аптекарским прика­зом палаты, которые заняты были на комедию, очистить и что в тех палатах было, органы и перспективы всякие комедийные припасы; все свезть во двор Никиты Ивановича Романова».

Одним из первых драматургов при Алексее Михайловиче был Симеон По­лоцкий. Его пьесы отличались от школьных близостью к жизни и отсутствием ал­легорических образов. Его «декламации» представляли собой лирические произ­ведения. Царя привлекли возможности политической пропаганды в «деклама­циях». Он пригласил ученого монаха в Москву. Именно его пьесами начинался русский национальный литературный театр. В пьесе Беседы пастушеские на смену простой монологической декламации пришел настоящий развитый диалог, сделана попытка разработать образы пастухов: один простоват, другой смышлен и т.д. Но персонажи еще не имели собственных имен и не получили законченных очертаний. Из биографии Симеона Полоцкого известно, что при царе Федоре Алексеевиче он продолжал писать декламации, которые исполнялись его учени­ками, что означало продолжение существования придворного театра Алексея Ми­хайловича. Другие историки утверждают, что театр перестал существовать и был возрожден в начале Петровской эпохи, поскольку был ориентирован на очень ог­раниченный круг придворных.

 

 

Глава 2. Театр в 18-20 вв.

В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества. Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку очаровательными романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась на невиданную ещё высоту.

Говоря о русской литературе и русском театре второй четверти 19 века нельзя забывать, что большинство населения страны в ту пору ещё оставалось неграмотным и только для весьма ограниченного круга лиц оказывалось доступным чтение книг и журналов.

 

 

 

 

2.1. Русский театр 18 в.

 

Своеобразна особенность русского театра 17-18 веков – синтетичность, слитность музыкальных и драматических элементов (диалога, пения, танцев), идущая от народной традиции, искусства скоморохов. Советскими учёными полностью отвергнута легенда об иностранном происхождении русской оперы и русского музыкального театра. Это не значит, конечно, что молодое русское искусство того времени прошло мимо достижений итальянской, немецкой, французской и комической оперы. Русский музыкальный театр – явление самобытное, неразрывно связанное с русской действительностью. Если бы музыкальный театр в России не опирался на давние национальные традиции, расцвет русской национальной оперы во второй половине 18 века был бы невозможен. Одним из живительных источников русского театра был фольклор. Элементы театральности, т .е образного, действенного воспроизведения действительности, всегда присутствуют в народном творчестве, будь то хороводная песня, пляска, обрядовая игра. Своеобразное выражение потребности народа в театре – «народная драма». Несомненно, что между народным и профессиональным театром существовала внутренняя связь. Наряду с труппами, выступавшими перед придворной аудиторией, на протяжении 18 века, особенно во второй его трети, возникают объединения любителей, зачастую демократические по составу участников и репертуару. К середине 18 века театр уже прочно вошёл в жизнь русского общества, и не только его аристократической или церковной верхушки, но и социальных низов. Можно утверждать, что театр народный и литературный находились в известном взаимодействии. Комические персонажи интермедий не столь уже далеки от шутов и «веселых персон» спектаклей публичного театра начала 18 века. С первых шагов русский театр использует музыку. Она почти на равных парах со словом входит в спектакли школьного театра. В драмах на религиозные темы, естественно, использовались богослужебные песнопения. Однако наряду с церковными песнопениями в состав спектакля органически входит и светская музыка, иллюстрируя сцены «житейского»  характера.

 

К середине XVIII в. в России приобрели популярность различные представления. Был даже издан указ императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) о порядке проведения спектаклей. Она "указать соизволила", чтобы "по прошениям здешних обывателей, которые похотят... русские комедии иметь, в том позволение им да­вать и воспрещения не чинить". Спектакли устраивались горожанами, которые снимали подходящее помещение и играли пьесы. Сейчас такие театры назвали бы самодеятельными. Ставились в основном переработки зарубежных пьес, так как русской драматургии почти не существовало. Сохранились названия некоторых пьес - "О Кире царе Перском и о Скифской царице Тамире", "Комедия гишпан­ская о Иполите и Жулии". Эти представления были адресованы широкой публике, поддерживая тем самым интерес к театральному искусству. Театры сохраняли связь с искусством скоморохов, но постепенно переходили на профессиональную драматургию. Театральные представления давались не только в Москве и Петер­бурге, но и в провинциальных городах. Такой самодеятельный театр был создан в 1750г. в городе Ярославле, и руководил им Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763). Ему суждено было стать первым профессиональным актёром в России.

 

2.2.           Рождение профессионального театра Ф.Г. Волкова.

В 1748 году Ф.Г. Волков в Ярославле, набрал первую драматическую труппу из числа служащих Ярославской канцелярии и посадских людей и приступил к репетициям. Считается, что первые спектакли устраивались в старинном кожевенном амбаре, но уже в 1750 году труппа переместилась в здание не берегу Волги и открыла свой первый сезон пьесой Ж. Расина «Есфирь». В 1751 году слухи о театральной деятельности Ф.Г. Волкова достигают Петербурга, и уже в следующем году императрица Елизавета Петровна вызвала труппу Ф.Г. Волкова в столицу.

В репертуар первого русского театра входили духовные драмы митрополита Дмитрия Ростовского, трагедии Ж. Расина, А.П. Сумарокова, комедии Ж.-Б. Мольера. После отъезда Ф.Г. Волкова театральная жизнь в Ярославле не закончилась, как можно было предположить. В 70-80-х годах XVIII века любительские спектакли ставятся в доме губернатора А.П. Мельгунова, покровительствовавшего культуре и искусству. В Ярославль приезжает преемник и последователь Ф.Г. Волкова И.А. Дмитревский.

В начале XIX века спектакли становятся регулярными, складывается профессиональная театральная труппа, которую возглавил ярославский помещик князь Урусов. В это время спектакли ставились в доме купца Сорокина, специально для этого перестроенном и расширенном. В 1818-1819 годах было построено здание специально для театра. Оно было деревянным на каменном фундаменте, до наших дней, к сожалению, не сохранилось. Оно было снесено уже в конце 30-х годов XIX века. На этом месте в 1841 году был построен новый каменный театр на средства купца М.Я. Алексеева. Он был рассчитан более чем на 200 мест.

В 1881 году здание театра снова перестроили, расширив его до шестисот мест в зрительном зале, однако уже в начале XX века и этого оказалось мало. Современное здание Ярославского театра имени Ф.Г. Волкова было построено в 1911 году по проекту молодого архитектора Н.А. Спирина. В нем помещается более тысячи зрителей.

Случилось это так Елизавета Петровна хотела иметь в Петербурге общедос­тупный, хорошо организованный театр, но в столице не было подходящих людей. Когда узнали о ярославском театре и Волкове, последовал ещё один указ импе­ратрицы, в котором Фёдору Волкову, его братьям Гавриле и Григорию, а также другим людям, нужным для театра, предписывалось прибыть в Петербург. 3 фев­раля 1752г. ярославцы приехали в столицу, а 8 февраля дежурный адъютант запи­сал в специальном журнале "Её Императорское Величество соизволила иметь вы­ход в театр, где представлена была на российском языке ярославцами трагедия, которая началась пополудни в 8 м часу и продолжалась пополудни же до 11го часа".Подобная запись сделана и 9 февраля. Адъютант, к сожалению, не указал названия пьес, которые играли Волков и его товарищи. В целом игра ярославцев Елизавете понравилась, и она распорядилась оставить в Петербурге Фёдора и Григория Волковых, Ивана Дмитревского и Алексея Попова и зачислить их для обучения в Шляхетский корпус. Туда же приняли группу придворных певчих, ко­торые вместе с ярославцами "готовили", т. е. репетировали, трагедии.

Жилось им трудно, приходилось закладывать вещи, а потом просить у начальства денег, чтобы их выкупить. На вырученные деньги и приобретались пьесы. Тем не менее возникли условия для создания театра - актеры учились, отечественная драматур­гия уже появилась, и власти хотели иметь государственный театр. 30 августа 1756г. последовал исторический для русской сцены указ императрицы Елизаветы Петровны: "Повелели мы ныне учредить русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский каменный дом, что на Василь­евском острове. А для оного повелено набрать актёров и актрис... На содержание оного театра определить в год денежной суммы по пять тысяч рублей". Директо­ром театра был назначен уже известный к тому времени драматург и поэт Алек­сандр Петрович Сумароков (1717-1777). Мужская часть труппы сложилась легко, в неё были включены ярославцы во главе с Фёдором Волковым и некоторые пев­чие. Трудности возникли с женскими ролями. Сначала жен­ские роли приходилось играть мужчинам, но постепенно на сцену стали выходить и женщины. Играл театр в основном пьесы Сумарокова, в которых главные роли исполняли Фёдор Волков и его сподвижники ещё по Ярославлю - Иван Афанасье­вич Дмитревский и Яков Данилович Шумский. Будущий великий драматург Денис Иванович Фонвизин (1744 или1745-1792), познакомился с Ф. Г. Волковым, которого считал "мужем глу­бокого разума, на полненного достоинствами", и со"славным нашим актёром Иваном Афанасьевичем Дмитревским, человеком честным, умным, знаю­щим...". Между Сумаро­ковым и Волковым возникли творческие разногласия, в результате чего директор был отстранён от должности, а на его место в 1761 г. назначили Волкова. Заслуга Волкова - в том, что он стал пер­вым в России профессиональным актёром. Сейчас трудно представить, как он иг­рал (прямых свидетельств об этом не осталось), но современники восхищались его талантом. Сумароков же был первым писателем, который создал в середине XVIII в. репертуар для русской сцены. Он написал девять трагедий и несколько комедий. Первая трагедия Сумарокова - "Хорев" - написана в 1747 г., с неё начи­нается в русском театре период классицизма. После смерти в 1763 г. Ф. Г. Волкова театр возглавил И. А. Дмитревский.

2.3.           Театральное искусство России в 19- начале 20 вв.: знаменитые театры, драматурги, режиссеры, артисты.

В XIX столетии культуру России прославили поэты и прозаики, лишь иногда писавшие для сцены. Театральное искусство развивалось независимо от драматургии. Замечательным исключением стало творчество Н. А. Остров­ского, который создал пьесы, надолго определявшие лицо русской драматической сцены.

В начале XIX в. сложилась сеть русских Императорских театров, которые управ­лялись "министерством двора Его Императорского Величества". В подчинении двора было три театра в Петербурге - Александрийский, Мариинский и Михай­ловский - и два в Москве - Большой и Малый. Репертуар этих театров почти сов­падал, что объясняется не очень богатым выбором пьес и единым руководством. Горячие споры на протяжении века велись вокруг монополии Им­ператорских театров. В столицах разрешали играть только актёрам этих театров.

Монополия была отменена в 1882 г., и сразу и в Москве, и в Петербурге откры­лись частные театры, драматические и оперные. Такие частные театры, как Театр Коршав Москве и Театр Суворина в Петербурге, внесли весомый вклад в развитие театрального искусства в России. Театры и назывались по именам их владельцев или антрепренёров. Фёдор Адамович Корш создал в 1882 г. театр, который просуществовал до 1923 г. В театре шло много классики, но он был чуток и к современной драматур­гии - первым обратился к пьесе А. П. Чехова "Иванов". Театр Корша был коммерче­ским предприятием, и, чтобы привлечь публику, каждую пятницу играли новую пьесу. В разное время на этой сцене работали выдающиеся артисты П. Н. Орле­нев, Л. М. Леонидов, А. А. Остужев,А. П. Кторов и др. Актриса А. А. Бренко от­крыла в Москве в 1880 г. театр, который официально именовался Драматическим театром Бренко. В театре играли прекрасные актёры - А. И. Южин, В. П. Далма­тов, В. Н. Андреев Бурлак, П.А, Стрепетова и др. Поначалу спектакли имели большой успех, но из-за финансовых трудностей театр вскоре закрылся. Журна­лист, драматург и издатель Алексей Сергеевич Суворин (1834- 1912) был вла­дельцем петербургского Малого театра, который в обиходе называли суворин­ским(1895-1917 гг.). Театр имел серьёзный репертуар и прекрасный состав арти­стов.

Разьезд зрителей из Александ­рийского театра. Литография Р. Жуковского. 1824 г.


Во второй половине XIX в. новые театры появились и в других городах России, а к концу столетия уже не было ни одного губернского города, не имевшего театра.

Постепенно Малый стал специализироваться на драматических постановках, а Большой - на опере и балете. Когда в качестве постоянного автора Малого театра появился Александр Николаевич Островский, театр наконец обрёл драматурга, в пьесах которого труппа могла реализовать свой творческий потенциал. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни, новый, сочный и современный язык, новые ге­рои: купцы, чиновники, мещане. Уже на премьере первой постановки в Малом те­атре пьесы Островского ("Не в свои сани не садись", 1853 г.) публика кричала, вызывая на поклоны участников: "Всех! Всех!".

В пьесах Островского актёры Малого блистали на протяжении всех последующих десятилетий. Гликерия Николаевна Федотова (1846-1925), актриса, амплуа которой охватывало и трагедию, и драму, и комедию, была знаменитой Кручининой из "Без вины виноватых" (постановка 1884 г.). А под конец жизни она великолепно играла роли старух (на пример, Мурзавецкую в "Волках и овцах"). Мария Николаевна Ермолова (1853-1928) соединила традицию романтического театра, заложенную Мочаловым, с реалистической манерой династии Садовских.

Информация о работе Истоки театра искусство скоморохов и петрушки