Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследовать специфику развития искусства древнего Египта, воспроизвести особенности его основных направлений. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
– проследить историю развития искусства Египта в древности;
– четко выделить главные этапы в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны;
– выявить роль религии и мифологии в культуре древнего Египта, а также их влияние на развитие искусства;
– изучить развитие главных направлений искусства: архитектура, живопись, скульптура;
– обозначить значение и влияние древнеегипетского искусства на мировую культуру.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа. Искусство Древнего Египта. Утетилеуова Диана К-302.docx

— 98.19 Кб (Скачать документ)

     В искусстве Среднего царства вошло в моду возвеличивание себя на манер древних фараонов. Это подражание очень ярко видно при сравнении сцены охоты в пустыне в гробнице визиря Антефокера в Фивах с подобной же сценой в заупокойном храме фараона Сахура. Та же часть пустыни, огороженная сеткой, внутри которой загнаны звери; так же слева и в той же условной позе, что и фараон Сахура, изображен Антефокер. За Антефокером идет оруженосец, изображение которого, согласно канонам, в два раза меньше изображения хозяина. При дальнейшем сравнении видно, что сцена охоты Антефокера в основных чертах воспроизводит композицию, созданную в древнем царстве. Росписи на стенах гробниц номархов Среднего Египта представляют собой подлинные картины жизни. Изображения на стенах дополняются написанными тут же автобиографиями номархов, изложенными прекрасным литературным языком. Художники стремятся изображать события со всей доступной им конкретностью. Сравнение одинаковых по тематике сцен из этих гробниц и из гробниц придворной знати наглядно показывает из различия. Рассмотрим ту же сцену охоты в пустыне, но в гробнице номарха 14 нома Сенби. Несмотря на то, что изображение сцены, в общем, остается прежним (слева – охотник, справа - загон) и многие фигуры зверей имеют свои прототипы в Древнем царстве, тем не менее, все изображение явно отличается большим реализмом. Вместо условного расположения зверей по рядам они даны на разных уровнях на фоне песчаных холмов пустыни. Сенби изображен в естественной живой позе: он остановился на бегу и, опираясь на левую ногу, внимательно целится в намеченного зверя. Спутник Сенби – одного с ним роста, причем оба они одеты так, как фактически и одевались воины-охотники. Не менее своеобразна и сцена охоты в гробнице номарха 15 нома Тхутихотепа, где престарелый номарх стоит возле загона, опираясь на посох и кутаясь в плащ, и наблюдает, как охотятся его сыновья. Новую трактовку прежних сюжетов можно также найти и во многих других случаях, особенно в сценах различных работ, где художник, изображая представителей низших слоев населения, был менее связан каноном.

     Встречаются и новые сюжеты, например, таково известное изображение прихода  кочевников. Но наибольшего успеха достигли художники в изображении  животных, где они также были менее  всего стеснены каноном. В знаменитых росписях со сценой охоты среди нильских зарослей из гробницы номарха 16 нома Хнумхотепа II дана новая трактовка природы  зарослей папирусов с летящими птицами  и охотящимися дикими кошками. (Прил. Г). И птицы и животные изображены в различных живых позах, новшеством является и богатство красок: применены не только новые оттенки (густо-оранжевый, желтовато-серый и другие), но и даются переходы одного цвета к другому. Серебристая голубизна чешуи на спине рыбы незаметно переходит в розовато-белую окраску брюшка, голубой затылок цапли – желтовато-белую шею. Настенные росписи перестают быть более графикой, чем живописью. Росписи отличаются смелым сопоставлением цветовых пятен: на фоне нежной зеленой листвы выделяется яркое оперение удода. Интересно дана расцветка кошки, где художник при помощи серовато-коричневых мазков по желтому фону попытался передать пушистую шерсть животного. Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетской монументальной живописи. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового.

     Для всех видов искусства в период Нового царства характерно стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. Художников интересуют передача движения, объемности, в поисках нового они пробуют показать фигуры в фас, со спины, в три четверти, в полный профиль; иначе строятся групповые сцены. Даже в традиционной сцене охоты в пустыне появляется ряд важнейших нововведений. Мы видим охотника, уже мчащегося в колеснице за несущимися в настоящем галопе по пустыне животными, обращенные в фас головы животных. Меняются и другие композиции, появляются новые. Большое значение получают сцены пира, где обилие фигур музыкантш, танцовщиц и служанок, при изображении которых можно было легче отступать от канонов, позволило художникам свободнее проявлять свою творческую индивидуальность. Стали встречаться живые жанровые сценки – вот слуги пытаются разбудить своего товарища, уснувшего в погребе от избытка выпитого вина и утверждающего тем не менее, что ни на миг не засыпал, вот новобранцы ждут своей очереди к парикмахеру, причем двое уже успели уснуть под тенью дерева. Художник внимательно наблюдает действительность, отмечая даже отдельные мелочи: на чаше с медом в сотах изображены две пчелы, поедающие мед. Одновременно с изменениями в положении фигур и общим оживлением сцен идет явное стремление к передаче объемности тел, появляются мягкие, округлые очертания. Внимание художника привлекает проблема изображения тела сквозь прозрачные ткани, румянца и теней (правда, пока редко), появляется интерес к изменению цветовых канонов. На смену традиционной раскраске желтых женских и кирпично-красных мужских тел появляются попытки передать различные оттенки загорелой смуглой кожи. Характерным примером может служить роспись из гробницы Менены с изображением девушек, несущих цветы. Отдельные детали росписей все чаще делаются без обычной линии контура. Нарастание живописности было одним из проявлений поисков новой передачи действительности.

     В период правления Аменхотепа IV произошел решительный перелом. Заметно явное отступление от канонов даже в изображениях фараонов. Так как фараон решил порвать со жречеством и старыми богами, более не допускалось, что фараон должен изображаться похожим на древних богов, культы которых он преследовал. С этого времени фигуры царя, царицы и их детей должны были иметь новый облик, лишенный иконографического сходства с изображениями древних богов. Изменилось и содержание росписей. Появились сцены, изображающие царя в быту (так как в своих реформах царь опирался на рядовых свободных) – за обедом, в кругу семьи. Вообще стоит особо отметить, что впервые во всех сценах, даже в сцене награждения вельмож, фараон присутствует с семьей. Также характерной чертой Амарнского искусства является стремление передать конкретную обстановку, в которой происходят изображаемые события. Никогда еще до Амарны египетское искусство не знало такого количества разнообразных изображений садов, домов, дворцов, храмов. В итоге почти все композиции художникам пришлось создавать заново, в том числе даже и ритуальные сцены, так как новая религия потребовала новых обрядов, новых типов святилищ, где культ солнца совершался под открытым небом. Все это происходило не сразу, ведь создателями новых произведений искусства были все те же мастера, обученные в Фивах, обученные каноническому искусству. Теперь перед этими мастерами встали новые задачи. В монументальной живописи большое значение стало уделяться пейзажам. Стремление прославить нового бога, солнце - Атона как творца вселенной, выразилось в своеобразных сценах почитания Атона не только людьми, но и всей природой: навстречу лучам солнца бегут молодые газели, зайцы, спешат страусы, взмахивая крыльями. Но этому расцвету искусства был положен конец.

     Для официального искусства начала XIX династии характерно реакционное стремление вернуться к традициям доамарнских  лет. Однако это стремление не могло  осуществиться полностью, так как  значение амарнского искусства было слишком велико. Наибольший возврат  к традициям XVIII династии ощущается в храмовых росписях культового содержания, всегда консервативных и каноничных. Но даже подобные росписи отличаются новыми чертами. Вначале правления династии в росписях начинает доминировать декоративность, но наряду с этим продолжается развитие реалистических исканий. Сохраняется естественная, а не условная, расцветка кожи, в композициях присутствуют семейные группы, постоянно отмечаются тени и румянец, изображаются пальцы ног, реалистичнее даются растения. Однако постепенно реалистичная струя в росписях фиванских гробниц слабеет. Это объясняется тем, что начинается явное преобладание жреческих гробниц, росписи которых, даже в части изображений из жизни умершего, ограничиваются каноническими культовыми сценами. Сокращение бытовых сюжетов и преобладание религиозных ведет к нарастающей стилизации росписей. Но среди фиванских гробничных росписей XIX династии особняком стоят интереснейшие росписи гробниц мастеров, сооружавших царские гробницы и живших в изолированном поселении в горах фиванского некрополя. Росписи этих гробниц полны разнообразными жанровыми эпизодами, необычными типами лиц, подлинным юмором. Очень интересны яркостью расцветки и четкостью рисунка росписи, покрывавшие предметы погребального культа, найденные в гробницах мастеров некрополя. Но особенно свободно проявилось индивидуальное творчество художников в черновых зарисовках, которые они делали для себя на обломках камней. Здесь отчетливо видно, как внимательно подмечали художники все то, что выходило за рамки канонов, - особые типы и позы людей, те или иные характерные движения животных. Таким образом, внутри  фиванского искусства первой половины XIX династии существовали различные направления. Естественно, что росписи, созданные в других местах страны, тем более не могли быть однородны. На дальнейшем развитии египетского искусства конца Нового царства тяжело сказались изменения в общем положении страны. Крупные строительства прекращены, а, значит, в упадке и монументальная живопись. Постепенно уменьшается персонал художественных мастерских, снижается качество росписей. Небрежно сделанные росписи встречаются все чаще.

     Период  позднего времени характеризуется упадком Египта. Частые войны истощили страну и задержали развитие ее производительных потенциалов. Египетское искусство позднего времени представляет собой сложную картину, еще в должной мере недоизученную вследствие недостаточного количества дошедших памятников. Во времена длительных распадов не велось никакого крупного строительства. Последнее возобновлялось лишь в недолгие периоды  укрепления страны при ее объединениях. Официальное фиванское искусство продолжает традиции конца Нового царства. [11, с. 108].

     Таким образом, мы проследили ход развития монументальной живописи Древнего Египта на протяжении его длительного существования. Ведь стиль росписи, соблюдение канонов, напрямую зависели от обстановки в  стране. В росписях нашли отражение  и классовая борьба, и завоевания, и быт, и религия. Монументальная живопись Древнего Египта – большая  иллюстрация жизни общества, по которой  можно восстановить события, происходившие  в стране.

 

     

     Заключение 

     Египет  – страна древней и таинственной культуры, всегда привлекавшей к себе внимание, вызывавшей удивление, восхищение, живой интерес.  Египетское государство  – одно из первых в истории человечества – возникло в долине Нила почти 6 тыс. лет назад. За столь длительный срок в стране было создано огромное множество памятников материальной культуры: произведений живописи и  декоративно-прикладного искусства, ювелирных украшений, скульптур, стел, великолепных архитектурных сооружений.

     В ходе работы мы проследили историю развития искусства Египта в древности и четко выделили главные этапы в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны. Историю Древнего Египта, равно как и историю его искусства принято делить на несколько больших периодов. Современная египтология выделяет следующие этапы:

     – додинастический период (4 – 3 тыс. до  н.э.)

     – раннее царство (3 тыс. до н.э. – 30-28 века до  н.э.)

     – древнее царство (28 – 23 века до  н.э.)

     – первый переходный период (23 – 21 века до  н.э.)

     – среднее царство (21 – 18 века до  н.э.)

     – второй переходный период (18 – 16 века до  н.э.)

     – новое царство (16 – 11 века до  н.э.)

     – третий переходный период (10 – 9 века до н.э.)

     – поздний период или позднее царство (11 – 4 века до н.э.)

     Мы  также выявили роль религии и мифологии в культуре древнего Египта, а также их влияние на развитие искусства. Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение. Также яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. Поэтому в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, ставших каноническими. Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов.

     Мы  изучили развитие главных направлений искусства: архитектура, живопись, скульптура. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Нигде в мире не строили столь грандиозных усыпальниц для правителей, обожествлённых при жизни и после смерти. Величие пирамид высоко ценили египтяне. Высеченные на камнях имена их создателей сохранились для потомков. Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперёд левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа.

     Мы  обозначили значение и влияние древнеегипетского искусства на мировую культуру. Значение искусства Древнего Египта для истории искусства других народов очень велико, как велико значение всего культурного наследия, оставленного египетским народом. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми. Оно изобрело приёмы наглядного рассказа, строго продуманного построения действия. Наконец, египетское искусство открыло и утвердило интерес к индивидуальности человека, не раз на протяжении своей долгой истории создавая образы, полные глубокой значительности.

     Египетское  искусство  интересно   и   важно   своими   прекрасными  памятниками непреходящего, большого  художественного  значения  и  тем,  что многое было создано  египетским  народом  в  истории  человечества  впервые.

 

     Список  использованной литературы 

     1 Чубова А.П. История искусства  зарубежных стран: Первобытное  общество, Древний Восток, античность. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 384 с., ил.

     2 Тураев Б.А. Древний Египет. –  СПб.: Лань, 2001. – 184 с.

     3 Перепелкин Ю. Я. История Древнего Египта. – СПб.: журнал Нева, Летний сад, 1996. – 608 с.

Информация о работе Искусство Древнего Египта