Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследовать специфику развития искусства древнего Египта, воспроизвести особенности его основных направлений. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
– проследить историю развития искусства Египта в древности;
– четко выделить главные этапы в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны;
– выявить роль религии и мифологии в культуре древнего Египта, а также их влияние на развитие искусства;
– изучить развитие главных направлений искусства: архитектура, живопись, скульптура;
– обозначить значение и влияние древнеегипетского искусства на мировую культуру.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа. Искусство Древнего Египта. Утетилеуова Диана К-302.docx

— 98.19 Кб (Скачать документ)

     Стиль скульптуры этого периода сложился на основе заупокойного культа с его  строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия  и равновесия поз, фронтальности  постановки фигур.

     Рельефы и росписи, которыми украшались стены  гробниц и храмов, также были связаны  с заупокойным культом.

     Среднее царство (21 - 18 вв. до н. э.). Среднее царство охватывает время правления XI и XII династий фараонов. Ему предшествовал так называемый первый переходный период - время социальных смут, ослабления центральной власти и политического распада страны (в конце правления фараонов IV династии), её экономического упадка и запустения ирригационной системы страны.

     В конце XXI в. до н.э. страна была вновь  объединена усилиями фиванских правителей, основавших XI династию фараонов. Они  подчинили себе весь Египет и сделали Фивы столицей государства. Позже в Египет из Азии вторглись гиксосы, кочевые племена скотоводов, которые покорили весь Египет и почти на 100 лет утвердили в нём свою власть.

     Гиксосские  вожди приняли титулы фараонов, но не смогли объединить под своей властью весь Египет.

     Происходят  изменения в области государственной  религии. На смену культу солнечного бога Ра, господствовавшему со времён Древнего царства, пришёл культ другого  небесного божества - Амона.

     Фараон  по-прежнему обожествляется, но он уже  не царствует так абсолютно. Большие  гробницы-пирамиды сменились в период Среднего царства гробницами, вырубленными в скалах или небольшими пирамидами из кирпича-сырца. Культовые тексты и изображения перестали высекать на стенах гробниц и начали писать на стенках саркофага. Большое распространение в декорировании гробниц приобретают росписи.

     Статуи царей воздвигаются в храмах и под открытым небом. Во славу богов и царей всё чаще воздвигаются обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые иероглифами. Постепенно происходят изменения в канонах построения рельефов, художники стремятся изобразить человека таким, как он есть. Темы рельефов становятся разнообразнее, охват жизни - шире. Проявляются своеобразные реалистические отклонения от норм официальной струи древнеегипетского искусства.

     Эпоха Среднего царства закончилась с  обрывом XII династии. На Египет обрушились волны завоевателей – «народов мира» и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясений, которые во внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиции номовой власти, а в сфере внешней политики – в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений. [2, с. 24].

     Новое царство (16 - 11 вв до н. э.). Время правления XVIII-XX династий. Это был период наибольшего экономического и политического могущества Египта и период наивысшего расцвета его культуры. Египетское владычество простиралось и на острова Средиземного моря, в первую очередь на Крит. Из провинций в Азии и в стране Куш Древний Египет получал дань древесиной, медью, оловом, свинцом, серебром, а также скотом, рабами, винами, ювелирными изделиями, слоновой костью. В этот период армия Египта стала регулярной. Египетское государство превратилось в централизованную раннерабовладельческую монархию военного типа.

     В общественной жизни страны огромную роль стало играть жречество. С целью ослабить всё возрастающую силу знати и жречества, противостоящую власти и значению самого царя, сын Аменхотепа III фараон Аменхотеп IV провёл социальную и религиозную реформу, небывалую в истории Египта по своей смелости. Аменхотеп IV объявил всех богов Египта ложными, закрыл все их храмы, а новым божеством провозгласил сам солнечный диск, культ которого существовал в Египте уже в эпоху Среднего царства как один из местных культов. Изображать единственное божество можно было только в виде солнечного диска с лучами, оканчивающимися человеческими ладонями.

     В честь этого бога строится новая  столица Ахетанон (Небосклон Атона). Своё имя Аменхотеп («Амон доволен») изменил на Эхнатон – «Благой для Атона», а имя жены - царицы Нефертити («Прекраснейшая») - изменил на Нефер-Нефру-Атон («Прекрасная красотою Атона»).

     Искусство этого периода не порывало со старыми  традициями, но творчески их переосмысливало. Оно знаменует собой высший подъём в реалистических исканиях Нового царства. Атон светит одинаково и добрым и  злым, египтянам и чужеземцам, людям, животным, растениям. В росписях дворцов  и вилл летящие птицы, изгибающиеся веточки растений, листья, цветы  создают подвижный органический мир природы, сродни творениям критских живописцев и гончаров.

     В рельефах и росписях дворцов и  гробниц Ахетатона появилось  множество новых сюжетов и  бытовых деталей, не встречавшихся  ранее, связанных главным образом  с воспеванием любви, согласия, душевной близости между фараоном и царицей  и их детьми. В искусств формируется новый образ человека: подчёркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души эмоциям и чувствам. Однако в изображениях сохраняются канонические черты.

     Изменился и материал скульптуры: твёрдые и  холодные породы камней сменились мягким пористым известняком.

     Вскоре  после смерти Эхнатона в первой четверти XIV века до н.э. при Тутанхамоне наступила  реакция, было восстановлено почитание  прежних богов, и Фивы снова стали столицей Египта.

     Что касается архитектуры, царские гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы стали устраиваться в ущельях и скалах. Для утверждения своей божественной власти фараоны вновь ведут грандиозное строительство. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства становится храм. Складывается новый тип храмового сооружения.

     Скульпторы  стали особо внимательно относиться к деталям и точно передавать тонкости и характерные признаки нового костюма.

     Стиль прикладного искусства отличается образной пластичностью и очень большой декоративностью.

     В XIV - XI вв. до н. э. искусство было призвано подавлять, поражать своей грандиозностью, славить мощь великой египетской державы.

     Во  многих памятниках периода Нового царства  заметно намеренное обращение к  традициям Древнего царства, вызванное  тем, что подавляющая тяжесть  форм, массивность, подчёркнутая физическая мощь фигур способствовали монументализации изображения. Обращение к древним  традициям в этих статуях проявилась в обобщённости, монументализации всех объёмов, и в передаче во всех лицах  самых основных, типичнейших портретных признаков.

     У египтян была особая любовь к природе, и особенно к цветам. В период Нового царства этот интерес к  природе ещё более возрос, и  в росписях домов богатых египтян  стали воспроизводиться целые ландшафты.

     Мелкая  пластика и художественное ремесло, отличавшиеся очень высоким мастерством  исполнения, следовали традициям  большого искусства. [3, с. 95].

     Поздний период (11 - 4 вв. до н. э.). Время правления XXII - XXIV ливийских, XXV эфиопской, XXVI саийской династий.

     С первой половины XII века до н. э., в стране уже практически ничего не строится. В этот поздний период египетское искусство занято в основном перепевами наследия и стилизацией и архаизацией  форм. Это объяснялось, с одной  стороны, нежеланием художников творить  в духе новой власти, представителей менее культурных народов, а с  другой - искусство поддавалось влиянию  жрецов, толкователей древних преданий. В результате этих воздействий искусство  отказалось от достижений предыдущего  времени, далёкое Среднее царство  считалось идеалом, творения древних  фиванских художников - образцами, достойными подражания.

     Тяжёлая политическая ситуация и ослабление экономики страны мало способствовали развитию изобразительного искусства. Некоторое оживление художественной жизни наступило при XXV (эфиопской) династии. Эфиопская (нубийская) культура уже со 2-го тысячелетия находилась в очень тесной взаимосвязи с  египетской, что отразилось на стиле  египетского искусства конца VIII - начала VII века до н. э. Особенно большой  расцвет в эту эпоху получил  скульптурный портрет.

     Последний краткий расцвет египетского  искусства наблюдается в период объединения страны саисскими фараонами  в конце VII - начале VI веков до н.э. Однако во всех областях саисской культуры больше было ретроспективных тенденций. Возрождая старое искусство, саисские мастера его творчески перерабатывали, достигая большой виртуозности. Живопись изобиловала яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустированные золотом, нарядны, но лишены тепла амарнских портретов. От многочисленных и очень однообразных саисских портретов с их неизменной играющей на лице улыбкой веет холодом. Вообще искусство саисского периода характеризуется появлением холодного, изысканного стиля.

     В 525 году до н. э. Египет был завоёван персидской державой Ахеменидов. В  течение V и IV веков до н. э. египтяне боролись за освобождения от этого  ига.

     Искусство в этот период отражало лишь общий  и окончательный упадок великой  египетской державы. Художественное творчество всего лишь повторяет уже достигнутое  в эпохи расцвета. И хоть техническое  мастерство не утрачено, до былого уровня искусство уже не возвышается. Техническое  мастерство не утрачено, и в этот наиболее тяжёлый период древнеегипетское искусство всё же сохраняет свои реалистические традиции, которые ярко сказываются в отдельных шедеврах.

     При общем упадке культуры в этот поздний  период всё же процветает искусство  прикладное. Высокое мастерство наблюдается  в металлических изделиях, особенно в период XXI династии, когда достигает  значительной степени развития полихромия металлических изделий.

     Египетское  искусство сохраняет свои традиции вплоть до греческой эпохи, когда  в 332 году до н. э. Египет был завоёван Александром Македонским. С этой поры он включается в эллинистический  мир, а в его искусстве сложно переплетаются египетские традиции и черты греческой античности, так как египетское искусство  и в этот период сохраняет неугасшие  творческие импульсы и большое традиционное мастерство. [2, с. 63]. 
 

     1.2 Религия и мифология  древних египтян  и их влияние  на культуру древнего  Египта 

     Египетская  религия - явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это  фетишизм и тотемизм, политеизм и  монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные  и противоречивые мифы, не менее  разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии  с этикой, наукой и искусством, организации  клира и его положения в  обществе, обожествления фараона  и т. д. Все эти аспекты с  течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.

     Многобожие  Египетской религии. В Египте не было единой религии. В каждом номе и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система. [4, с. 13].

     Атум  символизирует первоначальное и  вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший  сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Рука Атума - богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним и  Нижним Египтами. В Мемфисе Атума  отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал  свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом. [5, с. 146].

     Появление детей у Атума влечет появление  двойственности. Тефнут и Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация  полярности неба и земли особенность  только египетской мифологии. Во всех других известных мифологических системах Земля имеет женское начало, а  небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида  и Нефтида, Осирис и Сет. Каждый бог  эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся  в движении слева направо. [6, с. 253].

     Отличительной особенностью египетской религии был  культ животных. Многие божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах, в храмах жили «живые боги», считавшиеся священными: животные, птицы, змеи. Таких животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных кладбищах. Эту особенность египетской религии следует рассматривать в свете столь характерного для египетской культуры сохранения ряда пережитков таких явлений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного развития, что было обусловлено известной застойностью, свойственной древневосточным рабовладельческим обществам. Причины такой застойности были заложены в самих основах хозяйства этих обществ; в областях искусственного орошения, при существовавшем тогда уровне производительных сил, было необходимо применение простейшей кооперации, которая способствовала длительному сохранению косной восточной соседской общины, не дававшей простора для более полного развития производительных сил.

Информация о работе Искусство Древнего Египта