Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследовать специфику развития искусства древнего Египта, воспроизвести особенности его основных направлений. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
– проследить историю развития искусства Египта в древности;
– четко выделить главные этапы в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны;
– выявить роль религии и мифологии в культуре древнего Египта, а также их влияние на развитие искусства;
– изучить развитие главных направлений искусства: архитектура, живопись, скульптура;
– обозначить значение и влияние древнеегипетского искусства на мировую культуру.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа. Искусство Древнего Египта. Утетилеуова Диана К-302.docx

— 98.19 Кб (Скачать документ)

     Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальница фараона III династии Джосера (ок. 3000 лет до н. э.), так называемой «ступенчатой пирамиды». (Прил. А). Имя ее строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как имя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных зданий, ученого астронома и врача. Впоследствии Имхотеп был даже обожествлен как сын бога Птаха, а греки сопоставили его со своим богом врачевания Асклепием.

     Пирамида  Джосера была центром сложного ансамбля из молелен и дворов. Ансамбль, не отличавшийся еще стройностью общей  планировки, был расположен на искусственной  террасе и занимал площадь  в 544,9 * 277,6 м. Террасу окружала облицованная камнем стена в 14,8 м толщиной и  в 9,6 м высотой. Сама пирамида достигала  в высоту свыше 60 м и состояла как бы из семи мастаба, поставленных одна на другую. Гробница Джосера примечательна  не только формой пирамиды, но и тем, что в ее молельнях был широко применен в качестве основного строительного  материала камень. Правда, камень еще  не везде имел здесь конструктивное значение. Мы не увидим еще свободно стоящих колонн, они соединены  со стенами, от которых зодчий не решается их отделить. В камне повторяются  формы, свойственные деревянным  и  кирпичным постройкам: потолки вырублены  в виде бревенчатых перекрытий, колонны  и пилястры выдержаны в пропорциях, выработанных для деревянных зданий. Усыпальница Джосера очень важна  и по своей декорировке, богатой  и разнообразной. Интересны формы  колонн и пилястров: четкие, величественные в своей простоте каннелированные  стволы с плоскими плитами абак вместо капители или впервые выполненные  в камне пилястры в форме раскрытых  цветов папируса и лотоса. Стены  залов были облицованы алебастровыми  плитами, а в ряде подземных покоев - блестящими зелеными фаянсовыми изразцами, воспроизводящими тростниковое плетение. Таким образом, усыпальница Джосера  в целом была чрезвычайно важным для своего времени памятником, сочетавшим в себе замысел огромной новизны  и важности с еще недостаточно зрелыми для равноценного оформления этого замысла техническими и  художественными возможностями.[9, с. 33].

     Пирамида  Джосера открыла путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. Первой такой пирамидой была усыпальница  царя IV династии Снорфу (около 2900 г. до н. э.) в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитых пирамид в Гизе, причисленных в древности к семи чудесам света. Их построили себе фараоны IV династии Хуфу (Хеопс), Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин). (Прил. Б).

     Наиболее  грандиозная из трех - пирамида Хуфу, построенная вероятно, зодчим Хемиуном,- является самым большим каменным сооружением мира. Ее высота равна 146,6 м, а длина стороны ее основания- 233 м. Пирамида Хуфу была сложена из точно отесанных и плотно пригнанных известняковых блоков весом в  основном около 2,5 тонн каждый; подсчитано, что на сооружение пирамиды пошло  свыше 2 300 000 таких блоков. Отдельные  блоки весили по 30 тонн. С северной стороны был вход, который соединялся длинными коридорами с расположенной  в центре пирамиды погребальной камерой, где стоял саркофаг царя. Камера и часть коридора были облицованы гранитом, остальные коридоры - известняком  лучшего качества. Снаружи пирамида также была облицована плитами хорошего известняка. Ее массив четко выделялся  на голубом небе, являясь подлинно монументальным воплощением идеи нерушимого вечного покоя.

     Каждая  из пирамид в Гизе, как и пирамида Джосера, была окружена архитектурным  ансамблем; однако расположение зданий в Гизе показывает значительно возросшее  умение зодчих дать четкий план всего  комплекса и уравновесить его  части. Пирамида стоит теперь одна в  центре двора, стена которого подчеркивает особое положение пирамиды и отделяет ее от окружающих зданий. Не нарушают этого  впечатления и находящиеся иногда в пределах того же двора маленькие  пирамиды цариц; разница их масштабов  по сравнению с пирамидой царя лишь усиливает впечатление непомерной величины последней. К восточной  стороне примыкал царский заупокойный  храм, соединявшийся крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились  там, куда доходили воды нильских разливов, и, так как к востоку от них  зеленели орошаемые Нилом поля, а  к западу расстилались безжизненные пески пустыни, ворота стояли как  бы на грани жизни и смерти. Вокруг пирамиды в четко распланированном порядке располагались мастаба  придворных фараона, являвшихся одновременно и его родичами. Наиболее отчетливое представление о заупокойных  храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра, который представлял собой прямоугольное  здание с плоской крышей, сложенное  из массивных известковых блоков. В центре его находился зал  с четырехгранными монолитными  гранитными столбами, по сторонам которого было два узких помещения для  заупокойных царских статуй. За залом  был открытый двор, окруженный пилястрами и статуями царя в виде бога Осириса. Дальше были расположены молельни. Входом ко всему комплексу пирамиды служил фасад ворот в долине, достигавший 12 м в высоту и имевший две  двери, которые стерегли поставленные по их сторонам сфинксы. Внутри эти  ворота также имели зал с четырехугольными гранитными столбами, вдоль стен которого были расставлены статуи фараона, сделанные из различных пород камня.

     Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизы является знание конструктивной роли камня и его декоративных возможностей. В храмах при пирамидах Гизы впервые  в Египте встречаются свободно стоящие  столбы. Вся декорировка зданий построена  на сочетании отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани  колонн заупокойного храма прекрасно  гармонировали с облицовывавшими  его стены плитами розового гранита  и с алебастровыми полами, так  же как аналогичное оформление зала ворот в долине составляло замечательное  по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера.

     Иной  характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий (около 2700- 2400 гг. до н. э.). Хотя эти усыпальницы и  сохраняют все основные элементы гробниц царей IV династии, однако их пирамиды резко отличаются от грандиозных  памятников их предшественников. Они  намного уступают им размерами, не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольших  блоков, а частично даже из бута. Сооружение колоссальных пирамид IV династии легло  слишком тяжелым бременем на экономику  страны, отрывая массу населения  от земледельческих работ, и вызвало  недовольство номовой знати. Возможно, что результатом этого недовольства явилась происшедшая около 2700 г. до н. э. смена династии. Новые фараоны  были вынуждены считаться с номовой  знатью и не могли напрягать все  силы страны для сооружения своих  гробниц. Тем большее внимание уделялось  ими оформлению храмов, которое теперь и должно было выражать основную идею гробница фараона- прославление царской  власти. Стены этих заупокойных храмов и залов в воротах стали  покрываться цветными рельефами, прославляющими фараона, как сына бога и могучего победителя всех врагов Египта. Богини кормят его грудью, в образе сфинкса  он топчет врагов, из победоносного  похода прибывает его флот. Размеры  храмов при пирамидах увеличивались, их архитектурное убранство усложнялось. Именно здесь впервые появляются ставшие потом столь характерными для египетской архитектуры пальмовидные колонны и колонны в форме  связок нераспустившихся папирусов.

     Особое  внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем  развитии архитектуры того времени. В частности, возник третий, основной тип египетской колонны - в виде связок бутонов лотосов. Появляется новый  вид зданий - так называемые солнечные  храмы. Важнейшим элементом такого храма был колоссальный каменный обелиск, верхушка которого обивалась  медью и ярко блестела на солнце; он стоял на возвышении, перед которым  устраивался огромный жертвенник. Как  и пирамида, солнечный храм соединялся крытым проходом с воротами в долине. [8, с. 125].

     Среднее царство (21 – 18 века до  н.э.). Время Среднего царства справедливо считается одним из наиболее значительных периодов развития литературы и искусства Древнего Египта.

     Очень важным моментом явилось возобновление  строительства пирамид. Первым начал  сооружать свою усыпальницу в  виде пирамиды Аменемхет I, который  решился при этом построить ее на севере, порвав таким образом  связь с гробницами предков, - шаг  достаточно трудный в условиях мировоззрения  древних египтян. Предшественники  Аменемхета I, фактические объединители Египта - фараоны XI династии, сделать  это не решились. Они оставили свои гробницы в Фивах, прибегнув в  их оформлении к своеобразному компромиссу- сочетанию пирамиды с обычной  для номарха скальной гробницей. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница Ментухотепов II и III в Деир-эль-Бахри. По традиции к  ней из долины вела огражденная каменными  стенами дорога в 1200 м длиной и 33 м шириной. Главную часть усыпальницы  составлял заупокойный храм, расположенный  на террасе, перед которой был  устроен портик, разделенный посередине пандусом. Последний вел на вторую террасу, где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась  сложенная из каменных глыб пирамида, основанием которой служила естественная скала. С западной стороны зала с  пирамидой был выход в открытый двор с портиками, за которым находились крытый гипостиль, то есть колонный зал, и святилище. Часть гипостиля  и святилище были вырублены в  скале, а гробницы фараонов - под  гипостилем.

     Усыпальница Ментухотепов была наиболее выдающимся памятником XI династии. Удачный выбор  места и смелое применение увенчанных пирамидой колоннад позволили зодчему  добиться гармоничного сочетания двухъярусного  леса колонн с бесконечными вертикалями  скал, хорошо выделяющих ярко сверкающее на солнце желтовато-белое здание храма.

     Однако  в архитектуре Среднего царства  он остался единичным явлением, так  как возобновившееся при Аменемхете I строительство царских гробниц  в виде пирамид и стремление фараонов начала XII династии всемерно подражать  памятникам Древнего царства заставили  египетских зодчих вернуться к образцам этого периода.

     Действительно, планировка пирамид и заупокойных  храмов начала XII династии полностью  совпадает с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий. Однако вследствие изменившихся экономических условий  сооружение гигантских пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах и технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились (пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту при длине стороны основания в 107 м ), строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли восемь каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известняковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовка только и сдерживала здание пирамиды Среднего царства. Так же как и раньше, к восточной стороне пирамиды примыкал небольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от которого шел коридор к монументальным воротам в долине; по – прежнему вокруг пирамид располагались мастаба придворной знати. [9, с. 46].

     Первая  половина Нового царства. Архитектура  времени  XVIII  династии  (16 - 15 вв. до н. э.). Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и наиболее известные архитектурные памятники.

     Храм  времени XVIII династии представлял собой  в плане вытянутый прямоугольник. Фасад был обычно обращен к  Нилу, с которым храм соединяла  дорога, обрамленная сфинксами. Вход в храм имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие  мачты с флагами. Перед пилоном  ставились два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находился  открытый двор, окруженный колоннадами, и само здание храма, заключавшее  в себе несколько колонных залов, молельни со статуями богов и подсобные  помещения (библиотека, кладовые и др.). Колонные залы обычно имели более  высокий средний проход, через  верхнюю часть которого в зал  проникал свет. Такое построение залов, допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства  широкое применение и явилось  наряду с усилением роли колоннад и скульптур отличительной чертой храмовой архитектуры этого периода.

     К подобному типу относятся самые  крупные храмы Нового царства, в  том числе и оба прославленных  храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский. Первый из них был  главным храмом бога Амона и официальным  верховным святилищем страны. Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший как бы огромным каменным архивом истории Египта, так как на его стенах высекались сведения о важнейших исторических событиях - летописи, изображения битв, имена царей. С другой стороны, Карнак является и важным источником для  изучения египетского искусства, потому что над его созданием работали лучшие мастера, а в его залах  стояло множество статуй.

     Поскольку Карнак строился в течение веков  различными зодчими, естественно, что  он уже к концу XVIII династии представлял  собой сложный комплекс. Первым крупным  этапом в строительстве Карнака  следует считать сооружение в  конце 16 в. при фараоне Тутмосе I большого храма, построенного знаменитым зодчим Инени. Фасад храма был обращен  к Нилу и имел вид пилона. Перед  ним стояли два обелиска в 23 м  высотой. За пилоном находился неглубокий, но широкий колонный зал, далее– пилон  меньших размеров, затем - прямоугольный  двор, обнесенный портиками, между колонн которых стояли колоссальные статуи Тутмоса I. В глубине двора находилось древнее святилище времени Среднего царства. Таким образом, храм Инени  имел уже все основные черты храмов Нового царства. В стилистическом отношении  это был гармоничный памятник. Декорировка, не перегруженная излишними  деталями, соответствовала четкости плана, и весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле.

Информация о работе Искусство Древнего Египта