Искусство Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цель работы – исследовать специфику развития искусства древнего Египта, воспроизвести особенности его основных направлений. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи:
– проследить историю развития искусства Египта в древности;
– четко выделить главные этапы в развитии культуры, являвшиеся наиболее важными в истории этой страны;
– выявить роль религии и мифологии в культуре древнего Египта, а также их влияние на развитие искусства;
– изучить развитие главных направлений искусства: архитектура, живопись, скульптура;
– обозначить значение и влияние древнеегипетского искусства на мировую культуру.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа. Искусство Древнего Египта. Утетилеуова Диана К-302.docx

— 98.19 Кб (Скачать документ)

     Нисколько не пренебрегая научными реконструкциями  генезиса и древнейшего состояния  египетской религии, в интересах  полной объективности целесообразно  начать ее описание, опираясь на письменные памятники, т. е. со времен Древнего царства. Уже в то отдаленное время египетская религия приобрела в основном все те характерные черты, которые  были ей свойственны на всем дальнейшем протяжении ее существования. Это, конечно, не означает, что она не подвергалась изменениям. Но изменения эти не носили такого характера, который мог  бы привести к качественно иному  состоянию. [5, с. 153].

     Типологически религия древнего Египта относится  к тем религиям, которые характерны для древнейших классовых обществ, именно поэтому в египетский пантеон  входили и не египетские боги - например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др. [4, с. 28].

     Очень важно подчеркнуть, что государственной  религии, в нашем понимании, в  Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных  догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень  сложный феномен, соединение часто  противоречивых, а порой и взаимоисключающих  верований, возникших в разные времена  и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние  египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие  коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить  исторически возникшее хаотическое  нагромождение религиозных верований  и воззрений. Но осуществить это  им так и не удалось. По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для религии вообще и египетской в частности. [6, с. 267].

     Мировоззрения древних египтян  в разные эпохи. В период Древнего царства (28 - 23 в. до н. э.) Египет является крупным государством, распространявшим своё влияние на области Синайского полуострова, южную Палестину и Нубию. Именно в этот период, унаследовавший многое от более ранних эпох: каменные орудия, культурную особенность составляющих Египет областей с их пёстрым сонмом богов, магию, почитание животных, растений, сакральных предметов и т. д.- выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. И одной наиболее её ярких черт стало причудливое сочетание «первобытности» со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию.

     Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время могущественных царей и несравненных великих  мудрецов - полубога Имхотепа и Джедефхора, Кагемни и Птаххотепа, как золотой  век египетской культуры.

     Свою  цивилизацию египтяне изначально считали  созданной богами. Согласно хронологии Манефона, основанной на священных  текстах, до земных царей Египтом  правили боги, затем - полубоги. В «Мемфисском богословском трактате», творении жрецов Птаха, восходящим к эпохе Древнего царства, сказано: «Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец». [6, с. 273].

     Существование государства не мыслилось египтянам  без Маат - божественного Порядка  и Истины. Боги-творцы уничтожают изначальный  хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам царь также должен стремиться «утвердить Маат на месте беспорядка».

     Порядок часто понимается как правопорядок, справедливость: боги и цари - как  владыки и учредители законов. Не случайно египетские визири, начиная  с эпохи Древнего царства, выступают  в роли жрецов истины, что соответствовало  их судейским обязанностям. Понятие  Маат становится центральным в египетской этике. Одно из древнейших известных нам поучений – «Премудрость Птаххтепа» (V династия) - провозглашает Маат принципом, на котором строятся правильные человеческие взаимоотношения: «Велика справедливость, и превосходство (её) непоколебимо, неизменна (она) со времён Осириса, и карают преступающего законы».

     Боги  для древних египтян - не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и  создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии. Иероглифическое, то есть священное, письмо понималось как «слово бога», и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту. Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Сооружение пирамид, этих гигантских усыпальниц - яркое свидетельство того, сколь велика была  в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданых и после его смерти. Бог Благой (или Добрый) при жизни, бог Великий посмертно, царь является сосредоточением религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

     В конце 5 династии в пирамиде царя Унаса  впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений – «Тексты пирамид», пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатлённого в камне. Из заупокойных текстов Осириса известен как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов. [7, с. 38].

     Ни  один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых  смерть была продолжением жизни. О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. А для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело - то есть мумифицировать.

     По  рисункам на гробницах сановников и  жрецов из Фив (1500-1000 годы до нашей эры) мы можем представить себе, как  выглядела траурная процессия в  Древнем Египте. Ее непременно сопровождали плакальщицы - специально нанятые девушки  и женщины, которые издавали пронзительные  вопли и рычания, рвали на себе волосы и посыпали голову песком. Слуги  несли за гробом различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, сандалии, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, алебастровые сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры. У гробницы перед мумией совершали «ритуал отверзания уст и очей»: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего особым жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь, и он мог и дальше видеть, слышать, обонять, есть и пить, то есть жить. Все это сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черед заупокойной службы; проводили ее специально обученные жрецы. В ходе этой церемонии внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино - чтобы усопший мог питаться. Правда, лишь символически - ведь египтяне вряд ли на самом деле верили, будто покойник станет есть эти дары. За него это делали жрецы - в счет вознаграждения за свои труды.

     Религиозная идея мумификации умерших восходит к мифу об Осирисе - судье мертвых  и боге загробного мира. Осирис был  на земле коварно убит своим братом Сетхом, расчленившим его тело. Исида, сестра и супруга Осириса, собрала  эти части и передала их Анубису, богу бальзамирования. Он мумифицировал  Осириса, чтобы тот мог ожить  и получить власть над загробным  миром, поскольку сохранность мумифицированного  тела обеспечивала вечную жизнь. С образом Осириса связывались понятия о справедливости ещё в период 5 династии. Тогда же заметным становится рост этического элемента в общем контексте религиозной культуры Египта. Поступки и заслуги в земной жизни, уже могут оцениваться как угодные богам и царю в этом мире, и в загробной жизни. В гробничных надписях появляются уверования в том, что умерший был «любим своим отцом и хвалим своей матерью», что он «подавал хлеб и одежды нуждающимся». «Я - тот, кто говорит благое и сообщает желаемое. Никогда не говорил я дурного властелину против каких-либо людей, ибо хотел я, чтобы было мне хорошо перед Богом Великим», - повествуют о себе вельможи Хуфхор и Пепинахт. В одном из фрагментов «Книги мертвых» (около 1300 года до нашей эры) изображено как, Анубис, бог бальзамирования с телом человека и головой шакала, ведет усопшего в зал суда, где на троне восседает Осирис. Там же находятся весы. На одну их чашу кладется сердце умершего, а на другую - перо, символ Маат, богини истины и справедливости. Бог письма Тот с головой ибиса записывает результат. Если весы оставались в равновесии, значит, сердце человека «пусто от зла всякого» и ему будет позволено продолжать жизнь в потустороннем мире; однако если перевешивало сердце, отягощенное злом, то умершего проглатывала «пожирательница мертвых» - чудовищная химера с крокодильей пастью, туловищем льва и задней частью бегемота, - и он умирал во второй раз, уже окончательно. [7, с. 45].

     Таким образом, религия древнего Египта была собранием различных культов, которые  подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного.

 

     2 Искусство древнего Египта как результат влияния мифологии на культуру египтян 
 

     Египетское  искусство интересно и важно  своими прекрасными памятниками  непреходящего, большого художественного  значения и тем, что многое было создано  египетским народом в истории  человечества впервые. Египет первый в  мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного  ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород  камня. Они довели до высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные  работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей.

       Как вехи, возвышаются на далеком  горизонте истории египетские  пирамиды – обветренные рукотворные  каменные горы. И какими бы  чуждыми и неприступными они  не казались, они могут многое  рассказать о себе. Пирамиды повествуют  об обществе настолько четко  организованном, что стало возможным  соорудить эти гигантские искусственные  холмы всего лишь за время  жизни царствующей особы.

     Самая главная отличительная особенность  искусства Древнего Египта заключается  в том, что оно было призвано обслуживать  потребности религии, в том числе  заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия  – первооснова древнеегипетского  искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего  времени ее существования. Памятники  древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели  в подавляющем большинстве культовое  значение. [8, с. 108]. 
 

     2.1 Архитектура 

     Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к древнейшим временам. Сравнительно цельное представление  о слагавшемся здесь обществе памятники дают начиная с 5 тысячелетия  до н. э. Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры; из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивались навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. С образованием классового общества в таких хижинах в  течение тысячелетий продолжало жить беднейшее население Египта. Жилища вождей племен выделялись вначале  лишь своими размерами; святилища также  устраивали в больших хижинах, причем на такой хижине или в ее ограде укрепляли фетиш почитавшегося  духа. Постепенно для постройки жилищ начали изготовлять кирпич-сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позднее стеной. Древнейший вид жилища – яма - послужил образцом и для погребений, которые имели форму овальной ямы и были выстланы циновками. Таким образом, все первоначальные виды жилищ, святилищ и гробниц восходят к первобытному жилью человека; они и мыслились именно обиталищами людей, духов, мертвых. Общие черты в планировке и оформлении дома, дворца, храма и гробницы сохранялись и впоследствии в архитектуре рабовладельческого Египта. С изобретением кирпича могилы стали делаться прямоугольными и обкладываться кирпичом. Такие гробницы появились у наиболее обеспеченной верхушки общества - рядовые общинники по-прежнему погребались в овальных ямах. Развитие имущественного неравенства в общине, обусловившее различие в форме жилищ, отразилось и на различии погребений.

     Древнее  царство (28 – 23 века до  н.э.). Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы. Естественно, что царь и рабовладельческая знать, игравшие главную роль в этих культах, уделяли особое внимание обеспечению себе посмертной “вечной жизни”, а следовательно – сооружению прочных гробниц; уже очень рано для их сооружения стал применяться наиболее прочный из имевшихся у древних зодчих материал - камень. И в то время, как для жилищ, предназначенных для живых, продолжали употреблять кирпич и дерево, гробницы – «дома вечности» – явились первыми каменными постройками. Светские здания почти не сохранились; о внешнем виде дворцов мы можем судить только лишь по изображениям их фасадов на стелах и саркофагах, представление же о домах дают помещавшиеся в гробницы глиняные «домики для души».

     Гробница дом умершего должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства.

     Гробницы  знати, так называемые «мастаба», состояли из подземной части, где ставили  гроб с мумией, и массивной надземной  постройки. Подобные постройки времени I династии имели вид дома с двумя  ложными дверьми и двором, где  приносились жертвы. Этот «дом» представлял  собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. К такому зданию затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати уже  при I династии применялся известняк. Постепенно мастаба усложнялась; молельни, и  помещения для статуи устраивались уже внутри надземной части, сплошь сложенной из камня. По мере развития жилищ знати увеличивалось и  количество помещений в мастаба, где к концу Древнего царства  появляются коридоры, залы и кладовые.

     Для истории архитектуры большое  значение имело строительство царских  гробниц, сооружению которых посвящались  огромные средства, технические изобретения, новые идеи зодчих. Строительству  царских гробниц придавалось  большое значение и потому, что  они явились местом культа умершего фараона. Этот культ играл видную роль в египетской религии, сменив культ  предводителя племени доклассового периода. При этом на культ фараона  были перенесены пережитки представлений  о том, что предводитель племени  является магическим средоточием благосостояния племени, а дух умершего предводителя при соблюдении надлежащих обрядов  будет и впредь охранять свое племя. Характерно, например что пирамида Сенусерта I называлась «Сенусерт, смотрящий  на Египет», а на верхушках некоторых  пирамид были изображены глаза. [8, с. 114].

Информация о работе Искусство Древнего Египта