Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:58, дипломная работа

Описание

Работа рассматривает особенности образования названий персонажей водной стихии (водяной, русалка, кикимора и пр.) на материале пермских говоров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________
1. ВОДА КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ.
1.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»__________________________________________
1.2 ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»_______
2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ, СООТНОСИМЫЕ С ВОДОЙ
2.1 ПРИНЦИПЫ ПЕРСОНАЖНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В ДЕМОНОЛОГИИ__
2.2 СОСТАВ ГРУППЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, СООТНОСИМЫХ С ВОДОЙ____
3. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ГРУППА НАИМЕНОВАНИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИХ
ПЕРСОНАЖЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОДОЙ
3.1. ТИПЫ И СПОСОБЫ НОМИНАЦИИ________________________
3.2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НОМИНАЦИЙ ВОДНЫХ
ПЕРСОНАЖЕЙ________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________________
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ_________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СЛОВНИК_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЛОВАРЬ_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТЕКСТЫ______________________________________

Работа состоит из  1 файл

Особенности номинации персонажей водной стихии.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)

     ВИРНИК  – водяной, живущий в водовороте. (Левкиевская, 2000. С.514

       ВОДА – в народных представлениях одна из основных стихий мирозданья. В большинстве народных обычаях вода существует как добрый образ. Поэтому ее наделяли ласкательными характеристиками – милая, чистая, матушка, а также такими определениями: вода – богова сестрица, вода – царица. Со временем сформировался двойственный взгляд на воду. С одной стороны, в воде видели средство очищения и одновременно искали в ней источник силы; с другой стороны, воду рассматривали как своеобразную границу между миром людей и «тем светом». Именно через воду в большинстве мифологических систем проходил путь в загробное царство, где обитали души умерших и разнообразная нечистая сила. «Как без огня нет культуры, так без воды не может быть жизни» (Е. Грушко «Словарь славянской мифологии»)

       ВОДЯНОЙ, ВОДЯНИК – дух воды, входивший в число главных представителей славянской демонологии, олицетворявший могущество враждебной человеку водной стихии. Чаще всего водяного представляли в образе мужчины высокого роста или безобразного старика, опутанного тиной, длинной седой или зеленой бородой. «В образе человека с лапами вместо рук, с ногами на голове и хвостом назади» (Кагаров Е. Г., 1918, стр.15). Нередко водяного наделяли чертами других злых духов, чаще всего черта. Как и другие представители нечистой силы, водяной обладал способностью превращаться в рыбу, лошадь, свинью, корову или собаку. Согласно поверьям, водяной жил в самых глубоких местах: речных омутах, мельничных запрудах. Полагали, что под толщей воды находиться усадьба водяного, она напоминает богатый крестьянский дом. Живущие там домашние животные могут быть только черного цвета. Слывет заядлым курильщиком. Рассматривали и как покровителя пчел.(Власова, 1998. С.94)

       ВОДЯВА, ВОДЯВКА – дух женского пола, обитающий в воде; утопленница из некрещеных; русалка, чертовка; (Власова, 1998. С. 92)

       ВОЛОСАТИК, ВОЛОСЕНИК, ВОЛОСАТКА – нечистый дух, черт, водяной, леший, (Власова, 1998. С.112)

       ВОЛЬНАЯ СТАРУХА – лешачиха; мифологический персонаж, обитающий в болоте; «голова с кузов» и появляется из болота. (Власова, 1998. С.118)

     ГАЛАТЕЯ – Нереида (морская нимфа), дочь Нерея  и Дориды, жившая в море неподалеку от Сицилии. (Мифологический словарь. С. 87)

     ГАНГА – персонификация реки Ганг. Ганга  вытекала из пальца бога Вишну и  начало пребывала на небе, но затем  устремилась вниз и чтобы смягчить ее приземление, Шива  позволил ей упасть на свою голову. Он же разделил Гангу  на семь потоков, чтобы избежать катастрофических последствий низвергшегося с небес потопа. Часто изображают с сосудом, наполненным водой и лотосом в руках, восседающей на макаре – фантастическом морском животном. (Мифологический словарь. С.88)

     ГУН-ГУН  – бог воды, которого иногда называют сыном Чжу-жуна, духа огня. Представляют в образе змеи лицом человека и красными волосами. (Мифологический словарь. С.110)

     ГУНЬ  – герой, боровшийся с потопом. Его  представляли в образе белого коня, хотя в переводе «гунь» означает «большая рыба». (Мифологический словарь, стр.110)

       ДЕД, ДЕДАН, ДЕДКА, ДЕДОК, ДЕДУНЬКА, ДЕДУШКА, ДЕДУШКО – старший в семье дед, прадед; колдун; нечистый дух, черт, водяной; леший. (Власова, 1998. С.134)

       ДЕМОНИХА, ДЕМОНИЦА – злой дух злобы в облике женщины, русалка. «Дыхание демонов производит различные болезни духа посредством умоисступления и позорных и ужасных пожеланий» (Рязановский Ф.А. «Демонология в древнерусской литературе», 1925). (Власова, 1998. С.136)

       ДИКАЯ ЖЕНЩИНА – нечистый дух в женском обличье; водяниха; лешачиха; чертовка. В быличке из Пензенской губернии с дикой женщиной живет попавший на дикий остров солдат. Когда солдат его покидает, дикая женщина разрывает их ребенка, бросая вторую половину вслед солдату. (Власова, 1998. С.138)

       ДУХ – душа, дыханье; бесплотное существо, призрак, нечистая сила, черт, ветер. В широком смысле духи – не только ангелы, но и лешие, водяные, домовые, ставшие после христианства «нечистыми», но продолжающие значительное место в крестьянских поверьях. (Власова, 1998. С.160)

       ИЗВОД – черт, дьявол; домовой. (Власова, 1998, С.210)

     КАЗЫТКА – девушка, умершая до свадьбы, утопленница  выходящая на землю на Троицкой неделе. (Левкиевская, 2000. С.518)

       КИКИМОРА – дух в облике женщины, появляющийся в доме, на подворье, в пустых постройках. Обычно представляют существом небольшого рота – крохотной старушкой, девочкой или маленькой женщиной; может иметь облик обычной женщины , нагой девушки с длинной косой. Может обитать в хлеву, во дворе, в бане, в курятнике, на чердаке, на гумне, в пустых постройках. В Перми существовал даже «дом кикиморы»  - на главной площади, стоял каменный дом, никем не обитаемый; домостроитель вздумал дополнить покупной  строительный материал даровыми плитами и камнями с кладбища. Дом выстроился и начинали в нем жить, но страстишка подшутить, при случае, над своим собратом уносится людьми, как видно, и в могилу. Покойники откомандировали в дом, на житье, самую взбалмошную кикимору, которая и не замедлила выжить из дома жильцов и остаться, навсегда и безраздельно, владелицею дома. (Власова, 1998. С.215)

       КИЦКА ЖОНКА – водяной дух в обличье женщины с рыбьим хвостом. «Живет, водяну траву жует, рыбой семгой командувает. С виду-то она ровно девка али жонка, а хвост у ей бытто рыбий» (Мурм.) (Власова, 1998. С. 224)

       КОЛОДЕЦ – вырытая в земле прямоугольная яма, достигающая водоносных слоев, защищенная от обвалов срубом и служащая для добывания воды.

       КРАСНА ДЕВА, КРАСНАЯ БАБА (БАБА В КРАСНОМ КАЗАНЕ) – лесной или водяной дух в облике женщины, одетой в красное, предвестница несчастий. Красная одежда или части одежды  отличительна черта многих мифологических персонажей. Цвет – солнца и огня, насыщен жизнью, разнообразными силами. В то же время это цвет крови, боли, насилия, адского пламени. (Власова, 1998. С.266)

       КРИВОХВОСТИК – нечистый дух, водяной. (Власова, 1998. С.268)

       КРОМЕШНИКИ – общее название нечистых духов. «Снимутся кромешники в карты резаться, так наш просадит – и воду,  рыбу, а под конец и сам себя» (Волог.) (Власова, 1998. С.271)

       КУЛЯШ, КУЛЕШАТА, КУЗУТИКИ, ШИШКИ, ШУТИКИ – маленькие чертики, которые выходят из воды на Крещение; водяные; нечистые духи в подчинении у колдунов. В наименовании отражены представления о нечистом духе как о существе с головой «шипом» или в остроконечном головном уборе. (Власова, 1998. С.274)

       КУПАЛКА, КУПАЛОЧКА – русалка. «Весьма употребительно в белорусских купальских песнях» (Зеленин Д.К. «Очерки русской мифологии»1916); (Власова, 1998. С.276)

       ЛОСКОТУХА, ЛОСКОТАРКА, ЛОСКОТКА, ЛОСКОТОВКА – русалка. По мнению Д.К. Зеленина, «лоскотуха означает собственно: лоскочущая, т.е. щекочущая, щекотунья. В наших источниках нельзя не отметить стремление выделить лоскотух в особый разряд русалок, которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей» (Зеленин Д.К. «Очерки русской мифологии», 1916) (Власова, 1998. С.324)

       МАВКА (НАВКА) – русалка. «Навка – дитя женского пола, умершее некрещеным и превратившееся в русалку. Так называют малорусы разряд русалок, происшедших из маленьких детей («потерчат»). Народ иногда объясняет это слово звукоподражательным «мяу», будто бы, подобно кошкам кричат маленькие мавки» (Зеленин Д.К. «Очерки русской мифологии», 1916). Стать мавками-русалками могли и девушки-утопленницы. (Власова, 1998. С. 327)

       МЕЛЬНИЧНЫЙ МЕЛЬНИК – водяной, живущий в омуте у мельницы. Может принимать вид красивой женщины или собаки. Характеристики мельничного те же, что у водяного.  (Власова, 1998.  С.338)

       МЕМОЗИНА – водяной дух в облике женщины; фараонка. Голова, руки и брюхо женские, а вместо ног – рыбий хвост; их считают произошедшими из людей, которые утонули во время преследования идущих через Черное море евреев. «Мемозины эти замечательны также пением, до такой степени прекрасным, что когда они поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки» (Зеленин Д.К. «Очерки русской мифологии» 1916). (Власова, 1998. С.338)

       ОБДЕРИХА, ОДЕРЫШЕК – дух бани в человечном облике. Она душит, «задирает» моющихся. Обитает под банным полком. Похожа на обычную женщину, но вся в волосах. Подменивает оставленных в бане без присмотра детей, особенно тех, кого еще не окрестили. (Власова, 1998. С.361)

     ОБМЕН (обменыш) – ребенок нечистой силы (банника, черта, лешего), обмененный на человеческого детеныша. (Левкиевская, 2000. С.520)

       ОМУТНИК, ОМУТНОЙ – дух, обитающий в речных и озерных омутах; водяной, черт. (Власова, 1998. С.380)

       ОМУТНИЦА – дух, в облике женщины, обитающий в омуте; русалка, чертовка; черт. Живет в воде или около воды, лохматая, черная. Любит селится в самых глубоких и опасных местах реки, озера, в том числе в омутах «с черной, стоячей водой» и особенно у мельниц. Вылезет из воды, распустит клок и чешет волосы. (Власова, 1998. С.380)

     ОРЖАВЕННИК  – болотник, живущий в болоте с ржавой водой. (Левкиевская, 2000. С.520)

       ПАВПА – водяной дух; получеловек – полурыба. (Власова, 1998. С.385)

       ПРУД  - искусственный водоем в широком выкопанном углублении с напущенной или накопившейся почвенной водой, а также запружено место в реке.

       РУСАЛКА, ШУТОВКА – поэтический образ девушек, летними вечерами водивших хороводы по берегам рек и озер. Дух в облике женщины, который может появляться у воды, в лесу, в ржаном поле, в коноплях.  По рассказам русалка разнолика – то черна и растрепана, то, напротив, «бела как снегурка». Волосы бывают и «черные, длинные», иногда «золотые, блестящие». Глаза русалок «горят как угли». Согласно современному распространенному мнению, русалку рисуют «обнаженной женщиной с рыбьим хвостом». Полагали, что русалками становятся молодые красивые девушки, утонувшие в реке; невесты, умершие до вступления в брак, а также младенцы, умершие некрещеными. Считалась, что большую часть года русалки проводят на дне реки, а на земле появляются во время так называемой Русальной недели. Центром праздника был обряд похорон или проводов русалки. Участники выбирали русалку, обычно самую красивую девушку, ее украшали многочисленными венками и гирляндами из зелени. Затем процессия проходила по деревне, а ближе к вечеру участники выводили русалку на село, чаще на берег реки. Исполняя особые песни, с русалки снимали венки и гирлянды, бросали их в воду или в костер. После завершения обряда все разбегались, а бывшая русалка стремилась догнать и поймать одного из сопровождавших ее. Если она ловила кого-нибудь, считалось дурным предзнаменованием, предвещая будущую болезни или смерть.

       СИРЕНА – полуженщина-полурыба; дух, обитающий в воде. Наделены способностью к сладкозвучному, завораживающему пению. (Власова, 1998. С.473)

       СТЕРЛЯЖИЙ ЦАРЬ – «хозяин» воды и рыбы, живущий в реке Суре. Устоище находится в глубокой яме на самом дне Суры. Убрано дорогими самоцветными камнями да жемчугом. Жена его – водяная русалка. (Власова, 1998. С.489)

       СТИХЕЯ – «живая» одухотворяемая природа; водная или иная стихия. Это та неуловимая и непонятная, могучая и большей частью грозная сила, которая по Божьей воле кормит. С нею трудно бороться и грешно идти против нее, ее можно только умилостивить. (Власова, 1998. С.489)

     СМОЛЯНКА  – русалка (Левкиевская, 2000. С.522)

     ТИХОНЯ  – водяной, живущий в стоячих  водах. (Левкиевская, 2000. С.522)

     ТОПЕЛЬНИК – мифологический хозяин водоема, злой демон, затаскивающий людей в воду. (Левкиевская, 2000. С.522)

       ФАРАОН, ФАЛЯРОН, ФАРАОНКА, ФАРАОНЧИК – фантастическое существо с человеческой головой, туловищем и рыбьим хвостом; русалка. Мифические полулюди-полурыбы женского и мужского пола, одноглазы и могут обитать лишь в воде, любят ненастную погоду. (Власова, 1998. С.508)

       ХИТКА – водяной дух в облике женщины; русалка. Название характеризует водяного духа как похищающего, хитящего. (Власова, 1998. С.514)

       ХУХЛИК, ХУХЛЯК, ХУХОЛЯТКА, ХУХОЛЬ, ХУХОЛЬНИК – нечистый дух, водяной; черт; ряженый. Название от карельского huhlakka – «чудить», tus – «приведение, призрак», «одетый странно». Появляется чаще всего из воды становится особенно активным во время святок. (Власова, 1998. С.523)

       ЧЕРТ – нечистый дух, подручный Дьявола, сатаны, противник Бога и ангелов.

       ЧЕРТОВКА, ЧЕРТЕНИЦА, ЧЕРТИХА – нечистый дух в женском облике; жена черта; лешачиха, водяниха; ведьма, колдунья. Черт обобщающее, родовое название для различных нечистых духов; в поверьях черт многолик, его образ смешивается с образами водяных, леших, банников. Разновидности чертей в поверьях, отождествляемые более всего с водяными и разнообразными мелкими нечистыми духами, - анчутики, ичетики, кузутики, Кулиши, хохлики, шуликуны, шутики. Для народных поверий XIX – XX вв. характерен облик черта – фантастического существа, особо склонного к разнообразным метаморфозам. Он не только «каркает вороном, стрекочет сорокой», но может принимать какой угодно вид – «животного с черной шерстью, человека с рожками»; являются людям «в разных видах, смотря по цели – если испугать человека, то он является в виде страшного зверя; если совратить на худое дело – в виде человека; коли подурачиться, поглумиться над людьми – то в виде кошки, собаки. Черт может превращаться в мышь, змею, лягушку, рыбу, сороку, свинью, козлика, барана, овечку, зайца, белку, клубок ниток, ворох сена, камень, но самый излюбленный обличий – вихрь.

Информация о работе Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии