Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:58, дипломная работа

Описание

Работа рассматривает особенности образования названий персонажей водной стихии (водяной, русалка, кикимора и пр.) на материале пермских говоров.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ________________________________________________
1. ВОДА КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ.
1.1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПИСАНИЮ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»__________________________________________
1.2 ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЛЕКСЕМЫ «ВОДА»_______
2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ, СООТНОСИМЫЕ С ВОДОЙ
2.1 ПРИНЦИПЫ ПЕРСОНАЖНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В ДЕМОНОЛОГИИ__
2.2 СОСТАВ ГРУППЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, СООТНОСИМЫХ С ВОДОЙ____
3. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ГРУППА НАИМЕНОВАНИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИХ
ПЕРСОНАЖЕЙ, СВЯЗАННЫХ С ВОДОЙ
3.1. ТИПЫ И СПОСОБЫ НОМИНАЦИИ________________________
3.2. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ НОМИНАЦИЙ ВОДНЫХ
ПЕРСОНАЖЕЙ________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_______________________________________________
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ____________________________
ПРИЛОЖЕНИЯ:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СПИСОК ПРИНЯТЫХ СОКРАЩЕНИЙ_________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СЛОВНИК_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. СЛОВАРЬ_____________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. ТЕКСТЫ______________________________________

Работа состоит из  1 файл

Особенности номинации персонажей водной стихии.doc

— 396.00 Кб (Скачать документ)

      Слово «вода» в свое содержание включает разные способы и компоненты описания  - лексическое значение и понятие; коннотация и оттенок значения; потенциальное значение и употребление слова, что мы и постарались доказать в данной главе.

ГЛАВА 2. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ, СООТНОСИМЫЕ С ВОДОЙ

2.1. ПРИНЦИПЫ ПЕРСОНАЖНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ В ДЕМОНОЛОГИИ

   К числу наименее успешно разработанных в современной науке, изучающей «низшую» мифологию, относится проблема классификации персонажей народной демонологии.  Ни одна из известных нынче классификаций не может быть признана удовлетворительной: до сих пор исследователи так и не смогли разработать надежную, теоретически обоснованную, научную классификационную схему, в рамках которой удалось бы сгруппировать все разнообразие персонажных типов.

   Первая классификация русских  мифологических представлений содержится в «Древней религии славян» Гр. Глинки (1804г.), где выделяются боги «предвыспренние», «земные», «преисподние», «водные», «духи», «полубоги», «озера обожженные» и «реки». 

   При попытках распределить МП по определенным рубрикам ученые обычно учитывали следующие параметры: место обитания (духи локусов), т.е. принадлежность персонажей к домашнему (домашние духи) или природному (духи природы) пространству; время появления (полудница, ночница, пятница и т.п.); принадлежность к категории живых людей (полудемонические существа) или к демонам; особая группа выделялась по принципу происхождения МП, т.е. исходя из его генетических связей с душами умерших людей (вампир, русалка, таласм, нави); учитывались основные функции или сферы деятельности МП (атмосферные духи, духи судьбы, духи болезней и т.п.). Для того, чтобы в этой системе нашлось место такому неоднозначному и многофункциональному персонажу, как черт (бес), исследователям приходилось вводить рубрику «духи зла», что запутывало и без того сложную ситуацию, так как к этой категории можно отнести большую часть демонов. Во многих версиях таких классификаций отчетливо видно, как систематизатору приходится преодолевать «сопротивление материала». По-видимому, неудачи с классификацией связаны с общими проблемами изучения народной демонологии, в частности, с тем обстоятельством, что типология МП зависит от многопризнаковой структуры самого образа. Положенный в основу систематизации один признак (даже самый главный) не может служить достаточным критерием для выделения персонажного типа. Таким образом, приходится заключить, что на более успешное решение вопроса, связанного с классификацией народной демонологии, можно рассчитывать  лишь после того, как будет надежно представлен (выявлен и описан по одной схеме) весь персонажный состав и затем проведена процедура индентификации каждого образа.

   Основанием классификации мифологических персонажей следует считать в первую очередь определенный набор дифференциальных признаков. Такая схема была составлена (и впервые опубликована в 1989 г.) сотрудниками Отдела этнолингвистики и фольклора Института славяноведения РАН на основе славянской и балканской традиций. Ее назначением было выявление полного состава характерных признаков МП на разных уровнях: лингвистическом, морфологическом и функциональном. Все учтенные в схеме признаки можно сгруппировать в три раздела:

     1. Субъект в его «статистике» (названия  персонажа, его табуистичесие  наименования, эпитеты, этикетные  обращения к нему; данные о  внешнем виде, ипостась, атрибуты, генезис, «социальные» связи);

     2. Группа предикативных признаков,  соотносимых с деятельностью  МП; здесь учитывались, с одной  стороны, действия, направленные  на объект (пугать, преследовать, сбивать  с пути, похищать, насылать порчу и т.п.), а с другой – безобъектные действия, т.е. привычка поведения МП, характерные пристрастия и занятия (любовь к пению и танцам, расчесывание волос, способность к оборотничеству и т.п.). К этой же «предикативной группе» примыкают локативные и темпоральные характеристики (время и место появления, места обитания).

     3. Третья группа признаков относится  к объекту, на который направлено  действие МП; адресатами воздействия  со стороны нечистой силы могут  быть разные категории людей  (роженицы, новорожденные, новобрачные, тоскующие вдовы, спящие люди, нарушители запретов, ночные путники и т.п.).

   Оптимальный набор дифференциальных признаков включает ряд характеристик:

    • Степень ирреальности персонажа (человек или животное, обладающее ирреальными свойствами, фантастическое существо, дух и т.д.);
    • Сфера патронажа, место обитания персонажа, время появления;
    • Функция персонажа;
    • Указание на сопричастность, связь персонажа с каким-либо явлением, предметом;
    • Внешний облик, черты внешнего вида персонажа (антропомофный, поморфный, зооморфный, аморфный;
    • Место персонажа в мифологическом устройстве миропорядка;
    • Форма проявления персонажа (стучит, гремит, захватывает резиновыми клещиками, откликается эхом в лесу и т.д.);
    • Атрибуты персонажа;
    • Форма восприятия персонажа человеком;
    • Выражение эмоционального отношения человека к мифологическому персонажу

   Набор дифференциальных признаков  мифологических персонажей лежит  в спектре универсальных семиотических  оппозиий: полезный  - вредоносный,  мужской – женский, свой –  чужой, видимый – невидимый, верх – низ, правый – левый, белый – черный и др.

   Набор дифференциальных признаков   может свободно варьироваться  как количественно, так и качественно.  Наиболее универсальные ДП –  это степень реальности – ирреальности  персонажа, а также его функция, с включением сюда места и сферы патронажа и обитания. Именно эти ДП оказываются наиболее пригодными в качестве основания классификации.

  Классификации  мифологических персонажей могут  быть различными в зависимости  от того, какие признаки будут  положены в основу классификации  – основные характеристики, функции, генезис, жанровая и территориальная принадлежность и т.п. персонажей. Вместе с тем представляется не только правомочной, но и вполне целесообразной их общая систематизация, предполагающая охват всей совокупности образов, хранящихся в коллективном сознании социума в определенных территориальных и хронологических пределах. 

   Мифологические персонажи по своим основным характеризующим признакам образуют определенную систему. По своим самым ярким чертам они могут быть подразделены на персонажи локальные, темпоральные и функциональные.

   Локальные персонажи — это самая многочисленная группа. К ней должны быть отнесены те мифологические образы, для которых главным признаком является связь с определенным локусом, патронаж определенной локальной сферы: леший распоряжается в лесу, полевой — в поле, водяной — в воде и т. д. (ср. также: домовой, дворовой, овинник, рижник, конюшник, банник, болотяник, кустица, подкустовник, боровой, луговик и др.).

   Основная характеристика темпоральных персонажей — время появления или функционирования: это полудницы, ночницы, святочницы, удельница, которая появляется, когда зреет или «удит», рожь, во время «уденья», т. е. в полдень (Карелия, Медвежьегорский район, 1976).

   Для ряда образов основной чертой является их функция, характер того действия, которое персонаж оказывает на человека и окружающий мир: обдериха страшна тем, что «задирает», душит человека в бане; змей-носак приносит своему хозяину колдуну деньги, съестные припасы — молоко, творог, зерно и под.

   Приведенная классификация мифологических персонажей не является единственно возможной и исчерпывающей, к тому же она отражает позднее состояние мифологических представлений, известное нам по материалам XIX—XX вв.

2.2. СОСТАВ ГРУППЫ ПЕРСОНАЖЕЙ, СООТНОСИМЫХ С ВОДОЙ

  

   Когда-то правящими миром силами почитались стихии, природные объекты и явления — вода, земля, камни, гром и др. Тексты быличек обнаруживают отношение к воде непосредственно как к сакральному объекту, отчетливо проявляется культ воды, которую нельзя обидеть, обругать, потревожить во время отдыха; вода обладает животворящей силой.   По традиционным представлениям весь окружающий мир — дом, хозяйственные постройки, лес, поле, водоемы и т. д. — населен таинственными существами, распорядителями, пенатами определенных сфер, мест, стихий.

   Мифологические персонажи, соотносимые  с водой, восходят к единому  архетипу — древнему божеству  вегетации и плодородия, связанному  с солнцем и водой, с детьми  и деторождением.

    Главные водяные персонажи  — это водяной, водяниха (водяная), русалка, банник.

      Как и другие персонажи, водяной  чаще всего предстает в антропоморфном  виде. Водяной иногда характеризуется  как «чудо водяное», без уточняющих характеристик , может иметь вид рыбы, рыбы с крыльями. Может являться в виде свиньи, коровы. Водяные и русалка опасны тем, что могут утащить, а русалка заманить в воду, причем, не только человека, но и скотину. Обитает водяной в любом водоеме — реке, озере, пруду, даже в глубоком колодце. Несмотря на свою вредоносность, водяной может помогать человеку, например, обеспечивать хороший улов рыбы. Очень древним мотивом жертвоприношения языческим богам следует считать упоминание обычая делать подарки водяному, чтобы «не трогал никого этим летом». У водяных есть свои наделы, территории, которыми они управляют.

   Женский персонаж обычно называют  водянихой, водяницей, водяной  и лишь иногда русалкой. Длинные  распущенные волосы — почти  постоянный признак этого персонажа.  Кроме того, что распущенные, неприбранные волосы являются признаком бесовства, указывают на связь с демоническими силами (ср. традиционный запрет ходить женщинам с непокрытой головой), волосы вообще имеют очень древнюю и сложную мифологическую семантику, связанную с идеей рода, судьбы, символизируемой нитью жизни, волосом, шерстью, с идеей плодородия. Волосы, будучи инвариантным признаком русалки, указывают на большую древность и сложность этого образа, мифологическая семантика которого не разгадана полностью и в настоящее время, несмотря на большое внимание. Являясь носителем жизненной, производительной силы, это божество было связано как с появлением, так и с исчезновением жизненной силы, т. е. связано и с жизнью, и со смертью. Оно считалось необходимым для появления человека на свет, но и опасным для рожениц и младенцев. Поскольку жизнь невозможна без влаги, это божество связано с водой, что отразилось в образе русалки.

   Еще один мифический обитатель  воды, который появляется быличках  — это фараон. Нетрудно заметить, что этот образ имеет книжное происхождение и является фольклорно-мифологической интерпретацией библейской легенды о переходе иудеями, преследуемыми египтянами, Красного моря. Из содержания быличек ясно, что фараоны мыслятся как люди с рыбьим хвостом, причем бывают мужчины, женщины и дети, как существа фантастического образа или как люди.

   В бане есть  специально банный  дух. Это либо один мужской  персонаж (байник, банник, баенный, баенщик  и др.), либо — чаще — один  женский (байница, байниха, баянная бабушка обдериха и др.), редко два, составляющие пару (байник и байница). Баенный персонаж враждебен людям, строит им всяческие козни: может затолкать в бочку из-под воды, в каменку, не давать выйти из бани, мучить и даже задрать до смерти.

   Локусы водяного, представленные в мифологических рассказах и поверьях, на первый взгляд могут показаться довольно разнообразными. Однако при ближайшем рассмотрении они преимущественно сводятся к омутам (водоворотам, ключам, ямам) какие имеются в реках и озерах. В народе такие омуты называются «темными». Именно в связи с подобными верованиями со временем в традиции сложились поговорки типа: «в тихом омуте черти водятся» или «был бы омут, а черти будут».

   По мнению Д.К. Зеленина, водяной  не является персонификацией, олицетворением вод и отдельных рек, озер. Дух-«хозяин» и водная стихия в народных верованиях в какой-то мере отождествляются. Это утверждение  в сущности соответствует наблюдениям В. Иохельсона, который не смог добиться от коряка ответа на вопрос, кому он приносит жертву: самому морю или его «хозяину», поскольку для коряка это было одно и то же. 

   Основная функция водяного  - покровительство  фауне, речной, озерной, морской.  Но прежде всего он рыбий  царь и - соответственно – покровитель  рыбного промысла.

    Показательно также, что локусом-эмблемой  водяного служит камень (в архаической версии: синий). Это символ вырастающий из мифологических представлений  о преодолении первобытного хаоса и появлении из него первой земли, точнее, ее первых «островков». В этом смысле образ водяного – один из важнейших знаков упорядочения хаоса как исходного состоянии бытия.

   Демонологические персонажи, соотносимые с водой, могут занимать в мифологической иерархии различные ступени. Это в первую очередь связано с функциями этих персонажей. В нашем материале встречаются следующие типы персонажей:

Информация о работе Демонологическая лексика: особенности номинации персонажей водной стихии