Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 21:33, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Управление персоналом".

Работа состоит из  1 файл

управ персоналом.doc

— 1,023.00 Кб (Скачать документ)
  1. Эволюция  подходов к работе с персоналом организации

       Управление  персоналом - система взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер по созданию условий для нормального функционирования, развития и эффективного использования потенциала рабочей силы на уровне организации

       Цели  управления  человеческими  ресурсами

       Главная

  •   Вклад в прибыль организации

       Общие

  • Поддержка стратегии организации
  • Эффект и эффективность
  • Адаптация к изменениям 

       Специфические

  • Обучение и развитие персонала
  • Повышение производительности
  • Сокращение текучести  

       Эволюция  подходов к работе с персоналом  организации 

Период, гг. Концепция Подход  к работнику
20-40-е   гг. XX века Управление  кадрами Работник выступает  как носитель трудовой функции, «живой придаток машины»
50-70- е гг.  XX века Управление  персоналом Человек выступает  как субъект трудовых отношений, личность
80-90-е   гг.  XX века Управление  человеческими ресурсами Человек рассматривается  как ключевой стратегический ресурс организации
XXI век Социальное  управление Не люди для  организации, а организация –  для людей
 
  1. Современный подход к управлению персоналом

     Для конца ХХ века — начала ХХI века характерно не стабильное состояние отечественной  экономики. Но следует отметить, что  рыночные позиции уже достаточно прочны. В связи с этим перед исследователями в сфере наук о труде и персонале возникли принципиально новые проблемы, требующие своего осмысления. К основным из них можно отнести следующие:

  • Кризисное состояние экономики
  • Наличие реального рынка труда, а как следствие — возникновение новых отношений между работником и работодателем, конкурсный отбор, появление новых форм работы с претендентами на вакантные рабочие места (собеседование).
  • Изменение профессионально-квалификационных требований к работникам кадровых служб.
  • Изменения в определении дохода. Теперь это не только исключительно заработная плата, но и дополнительные доходы.
  • Потребность предприятия в более квалифицированных работниках.
  • Более интенсивное развитие персонала, в том числе, его карьерный рост. Это обусловливается сокращением пенсионного возраста; негативными последствиями демографической ситуации в связи с уменьшением естественного прироста населения.
  • Возрастание роли компьютерных технологий в решении управленческих задач, включая управление кадрами.
  • Изменение качественного содержания традиционно решаемых задач управления персоналом.
  • Изменение взаимоотношений предприятий между собой, в том числе с учетом участия иностранных компаний.

     Таким образом, в настоящее время кардинально  изменилось определение экономики труда.

     В рамках экономики труда теперь рассматриваются  такие вопросы, как рабочая сила и занятость населения, производительность труда, организация оплаты труда  и материального стимулирования планирование труда на предприятии, анализ эффективности использования труда на предприятии.  

  1. Численность и движение персонала

       Численность персонала определяется:

    • содержанием
    • масштабом
    • сложностaью
    • трудоемкостью
    • степенью механизации
    • автоматизации
    • компьютеризации

       Численность бывает:

  • нормативная
  • списочная
  • явочная

       Структура персонала организации:

  • работники, замещающие внештатные должности
  • временные и сезонные работники
  • резервный персонал
  • кадры
 

       Особенности функционирования системы  управления персоналом

 
Структура персонала
 
Основные  функции управления персоналом
 
Кадры
Весь объем  функций системы с максимально  возможным уровнем их реализации
Резервный персонал Отбор с учетом особых требований на основе оценки профессиональных качеств. Особые условия оплаты и  найма. Периодическое обучение профессиональным навыкам. Упрошенная схема высвобождения
Временные и сезонные работники Упрощенный  отбор на основе анализа профессиональных качеств. Быстрая адаптация к  выполнению профессиональных обязанностей. Упрощенные схемы стимулирования и  мотивации труда. Обеспечение базовых условий и организации труда. Контрактно-договорная форма регулирования трудовых отношений.
Внештатные  сотрудники Индивидуальный  селективный отбор. Особые формы  стимулирования и условия найма. Оценка, ориентированная на результаты труда. Обеспечение базового уровня условий и организации труда.
 

       Цель  анализа численного состава работников – выявление обоснованности плановой численности работающих и установление эффективности ее использования

       Задачи  анализа численности  и состава работников:

  • Исследование численности и состава по полу, возрасту, специальности, должности и уровню квалификации
  • Установление степени обеспеченности предприятия кадрами
  • Проверка данных об использовании рабочего времени
  • Изучение форм, динамики и причин движения работников, состояния дисциплины труда
  • Разработка мер, направленных на улучшение обеспеченности предприятия кадрами, совершенствование их структуры и использования

       Причины выбытия:

  • производственные
  • личные, семейные обстоятельства
  • биологические (ухудшение здоровья)
  • социальные (пенсии)
  • государственные (призыв на военную службу)

       Внутрипроизводственное  движение кадров включает:

  • межцеховое
  • межпрофессиональное
  • квалификационное
  • переход в другие категории

       Внешнее движение кадров включает:

  • оборот по приему
  • оборот по увольнению
  • текучесть кадров

       Общий коэффициент оборота  кадров:

        , Чср – среднесписочная численность

       Частные коэффициенты оборота  кадров:

        ,

       Коэффициент сменяемости кадров – отношение меньшего из числа принятых или уволенных к среднесписочной численности работников

       Коэффициент текучести кадров

       

       Частный коэффициент текучести  кадров – характеризует уровень текучести в отдельных подразделениях или группах работников

       Коэффициент интенсивности текучести кадров

       

       Коэффициент постоянства кадров - отношение числа лиц, состоящих в списочном составе предприятия в течение всего календарного периода, к среднесписочной численности работников

       Коэффициент стабильности кадров характеризуется долей лиц, работающих продолжительный срок в данной организации, в общей численности работников 

  1. Планирование  персонала. Основные принципы кадрового  планирования

       Планирование  персонала – это интегральный элемент системы управления персоналом, отслеживающий количественные, качественные, временные и пространственные изменения в персонале и его структуре.

       Кадровое  планирование позволяет:

  • Обеспечить организацию необходимым персоналом
  • Подобрать людей, способных решать поставленные задачи и формировать новые подходы к их решению
  • Обеспечить необходимый уровень квалификации работников
  • Обеспечить  активное участие работников в деятельности организации

       Принципы  кадрового планирования:

  • Участие  максимального числа сотрудников организации в работе над планом на ранних этапах его составления
  • Непрерывность
  • Гибкость
  • Преемственность
  • Согласование планов посредством их координации и интеграции
  • Создание необходимых условий для выполнения плана
  • Максимальное раскрытие способностей работников
  • Учет экономических и социальных последствий

       Этапы кадрового планирования:

    1. увязка кадрового планирования с планированием организации в целом
    2. организация эффективного взаимодействия плановой группы кадровой службы и плановым отделов организации
    3. проведение в жизнь решений, способствующих успешному осуществлению стратегии организации
    4. содействие организации в выявлении главных кадровых проблем и потребностей при стратегическом планировании
    5. улучшение обмена информацией по персоналу между всеми подразделениями организации

       Схема процесса планирования: (из лекций)

       Стадии  внутрифирменного кадрового  планирования:

  • подготовительная (профориентация, профотбор, профподготовка)
  • распределительная (набор, отбор, расстановка кадров)
  • адаптационная (адаптация, развитие, продвижение)

       Типы  кадровых планов:

  • долгосрочные (свыше 5 лет) относящиеся к категории планов – целей
  • среднесрочные (от года до 5 лет) выполняемые в виде различного рода программ
  • краткосрочные (до года) имеющие форму бюджетов, сетевых графиков
 
  1. Количественные  методы планирования персонала

       Планирование  персонала – это интегральный элемент системы управления персоналом, отслеживающий количественные, качественные, временные и пространственные изменения в персонале и его структуре.

       Кадровое  планирование:

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"