Шпаргалка по "Образовательный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:58, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Образовательный менеджмент"

Работа состоит из  1 файл

ответы ОМ(1).docx

— 78.83 Кб (Скачать документ)

Диверсификация источников финансирования стимулировалась сокращением государственного финансирования образования. Ожидается, что процесс расширения источников финансирования будет продолжаться и в будущем. Наряду с государственными субсидиями в качестве источников финансирования образования все больше используется плата за обучение и другие услуги образовательного учреждения, финансовая поддержка промышленности, коммерческих структур и других представителей частного сектора.

 

Выгоды от образования получают и общество в целом, и предприятия, и сами люди в результате своего обучения. Эти выгоды могут быть прямыми, т.е. выраженными в денежной форме, а могут быть косвенными, внешними по отношению к зарплатам. Образование  ведет к повышению производительности труда работников, возрастанию их вклада в национальный доход, что  отражается в повышении зарплаты - с этим связаны прямые выгоды от образования. Косвенные, внешние выгоды от образования - это повышение общей  культуры людей, сокращение преступности, достижение большего социального согласия, распространение технологических  инноваций и т.д. Государство в  этой ситуации оказывается одним  из покупателей этого товара наряду с индивидами, которые получают образование (студентами), предприятиями, различными общественными организациями.

Выгоды от образования

ПРЯМЫЕ 
(выражаемые в денежной форме)

КОСВЕННЫЕ

ЧЕЛОВЕК

Рост заработной платы

Повышение общей культуры

ПРЕДПРИЯТИЕ

Рост производительности труда

Распространение технологических  инноваций, улучшение климата в  коллективе и т.п.

ОБЩЕСТВО

Рост вклада в национальный доход

Сокращение преступности, достижение большего социального согласия и т.п.


Характер выгод от образования  определяет основные источники финансирования образования:

  • частные
  • корпоративные
  • государственные

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ  осуществляется:

  • через систему налогообложения (налог на образование),
  • путем прямого финансирования предприятиями учебных заведений,
  • путем финансирования системы обучения сотрудников на рабочем месте.

 

    Американские предприятия тратят на обучение сотрудников на рабочем  месте более 200 млрд.долл., что приблизительно равно государственным затратам на образование - от начальной до высшей школы. Растущий вклад предприятий в финансирование учебных заведений, развитие новых форм их поддержки предприятиями является выражением глубинных изменений в механизмах и способах финансирования образования в современном мире, диверсификации целей и деятельности образовательных учреждений. Участие предприятий в финансировании образования наглядно показывает, что механизм финансирования - это не просто схема ассигнования ресурсов. Это и важный канал двусторонних коммуникаций между предоставляющими финансирование и учебными заведениями.

 

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ - важнейший  экономический механизм развития современного образования.

В нашей стране для налогового стимулирования деятельности образовательных учреждений по привлечению внебюджетных источников финансирования предлагается внести соответствующие  изменения в Налоговый кодекс РФ. Так, при определении статуса  бюджетной организации снять  существующие ограничения по объему внебюджетного финансирования для  образовательных учреждений. Предлагается также снять ограничения по налогу на прибыль, полученную от образовательной  деятельности, при условии ее реинвестирования в развитие образования. К сожалению, действующая в настоящее время  в России налоговая система недостаточно гибкая, она во многом препятствует привлечению дополнительных средств в сферу образования. Поэтому многие специалисты предлагают ввести в Налоговый кодекс РФ раздел об освобождении от налогообложения средств предприятий и организаций, направляемых на финансирование обеспечения образовательной деятельности.   

Недостаточно стимулируется налоговым  законодательством в России и  привлечение дополнительных средств  через расширение платного обучения. Актуальным является введение дополнительных налоговых льгот, стимулирующих  платежеспособный спрос на образовательные  услуги.

 

11. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВАУЧЕР – НОВАЯ СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ  ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Ваучер Образовательный

денежный сертификат, выданный родителям ученика со стороны  государства для оплаты обучения

Образование как социокультурный феномен прошло нелегкий путь развития и формирования под влиянием потребностей общества, поскольку оно всегда выполняло важнейшие общественные функции. И в настоящее время в обществе существует понимание необходимости повышать престиж образованности. Происходит осознание того, что от образования зависит действенность всех социально-экономических и других процессов развития общества, наращивание интеллектуального, духовного, социокультурного потенциала государства.

 Переход общества в  качественно новое состояние  закономерно сопровождается совершенствованием  всех социальных институтов и  систем, в том числе системы  повышения квалификации и переподготовки  педагогических кадров. Утверждаются  нововведения, новые методологические  принципы и подходы к развитию  системы повышения квалификации  и переподготовки педагогических  кадров. Среди основных предполагаемых  нововведений можно выделить образовательный ваучер.

 Образовательный ваучер  – это определенное в денежном  выражении обязательство государства  полностью или частично оплатить  определенный объем образовательных  услуг, что материализуется в  виде сертификатов (купонов). Такой  ваучер представляет собой своеобразный  контракт с государством, которое  гарантирует таким способом своему  гражданину право покупки курса  обучения, не перечисляя этому  частному лицу реальных денежных  средств.

 Преимущества  введения образовательных ваучеров:

1. Обеспечить прозрачность  и открытость финансовых потоков  в образовательной сфер.

2. С помощью ваучеров, осуществляется адресная поддержка  учителей.

3. В соответствии с  характером спроса и предложения  ваучеры будут стимулировать  приток инвестиций в перспективные  направления в высшем, профессиональном  образовании, повышении квалификации  и переподготовки педагогических  кадров.

4. Ваучеры будут способствовать  развитию рыночных отношений  в образовании. Учитель получит  право выбора, в какое учебное  заведение отнести свой ваучер. Обеспечивает последнему бюджетное  финансирование со стороны государства:  «деньги идут вслед за потребителем». 

5. Результатом станет  неизбежная конкуренция институтов  повышения квалификации, образовательных  центров за учителя, что неизбежно  повысит и качество предоставляемого  ими образования. 

 

 Вводя образовательные  ваучеры, государство инициирует  постепенный переход к административной  и финансово-экономической автономности  образовательных учреждений, что  ведет к снижению затрат на  образование.

 Многие западные страны в той или иной степени внедрили ваучеры в свою систему финансирования образования, в том числе в системе повышения квалификации – США (где, собственно эта идея и родилась) и Великобритания, Австралия и Новая Зеландия, Дания и Испания, Голландия и Швеция, и другие, включая даже и некоторые страны Восточной Европы.

 В странах Европейского союза в практику обучения постоянно вводятся новые стратегии повышения квалификации преподавателей: в Швеции – практикумы, в ходе которых начинающие преподаватели обучаются вместе с опытными; в Германии – курсы, на которых практикуются методы наблюдения за собственной деятельностью; во Франции – обучение в «команде»; в Швейцарии – «контент-методы», когда занятия проводятся самими студентами.

 Для большинства европейских  стран до настоящего времени  остаются нерешенными многие  проблемы профессионально-педагогической  переподготовки преподавателей.

 В Англии еще сегодня остаются нерешенными следующие проблемы: каков баланс между академическим и профессиональным подходами в системе подготовки и переподготовки преподавателей? Как разделить образование преподавателей и высшее образование? В какой степени государство должно контролировать систему подготовки и переподготовки педагогов?

Глобальными проблемами интеграции для Германии являются следующие: Где  должно быть сосредоточено образование  преподавателей: в университетах  или в институтах? Должно ли образование  быть регулируемым или факультативным и неформальным; интегрированным  или оставаться относительно разъединенным? Должен ли тщательно контролироваться допуск к образованию преподавателей или оно должно функционировать как относительно открытая система?

 Переподготовка преподавателей  в Швейцарии подвергается резкой  критике самих преподавателей: «Система  подготовки и переподготовки  преподавателей не ориентирована  на потребности педагогической  практики, фактически не учитываются  индивидуальные потребности преподавателей, к уровню их знаний предъявляются  завышенные требования, профессионально-педагогическая  подготовка не выдерживает критики,  психологическая и методико-дидактическая  подготовка является недостаточной».

 В России Министерство  образования готовит новую систему  повышения квалификации педагогов. Сейчас обдумывается возможность перехода на систему ваучеров, когда учителя или директор школы будут сами выбирать, где им лучше повышать квалификацию. УЖЕ ПЕРЕШЛИ в АППО (бюджетный сертификат- Н.Богатенкова).

 Характерной особенностью  новой модели повышения квалификации  должна стать её организация  в режиме персонификации государственных  обязательств; формирование содержания  образования индивидуально для  каждого слушателя, путем выбора  модулей; самостоятельное определение  сроков и форм повышения квалификации, внешняя экспертиза и конкурсный  отбор модулей для обучения.

 Скептики говорят,  что «поход в рынок» разрушит  всю систему повышения квалификации: не понимая того какое количество  педагогов пройдет курсы переподготовки, невозможно спланировать бюджет  учреждения, что приведет к финансовым  проблемам и, как следствие,  произойдет отток высококвалифицированных  профессорско-преподавательских кадров  из системы повышения квалификации.

 Необходимо отметить, что динамика инновационных преобразований  в сфере образования предъявляет  качественно новые требования  к профессиональной деятельности  педагогических и руководящих  кадров.

 Этому способствует  системный характер осуществляемых  в настоящее время изменений:

- введение отраслевой  системы оплаты труда педагогических  работников, призванной стать эффективным  экономическим регулятором повышения  качества образования;

- «подушевое» финансирование учреждений образования, отражающее удовлетворенность населения качеством предоставляемых образовательных услуг;

- аттестация педагогических  и руководящих кадров, основанием  которой становится экспертиза  профессиональной компетентности  соискателя, подтверждаемая результатами  его достижений;

- расширение участия  общественности в управлении  образовательным учреждением, 

- публичная отчетность  образовательных учреждений,

- изменения, внесенные  в законодательные акты государственного  образовательного стандарта.

 Нормы, устанавливаемые  в контексте приоритетов образовательной  политики, обязывают к обновлению  содержания повышения квалификации. В связи с этим, базовыми требованиями к учебной программе инвариантной части именного образовательного чека должны стать:

1. Модульная структура  программы, обеспечивающая повышение  квалификации всех категорий  педагогических и руководящих  кадров.

2. Построение содержания  повышения квалификации с ориентацией  на компетентностно-ориентированный подход.

3. Использование информационно-коммуникационных  технологий в процессе организации  повышения квалификации.

4. Соотношение государственных  и личностных интересов в процессе  совершенствования профессиональной  компетентности слушателей.

5. Включение субъектов  повышения квалификации в систему  отношений на основе принципа  «Деньги в обмен на обязательства».

Информация о работе Шпаргалка по "Образовательный менеджмент"