Шпаргалка по "Образовательный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:58, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Образовательный менеджмент"

Работа состоит из  1 файл

ответы ОМ(1).docx

— 78.83 Кб (Скачать документ)

Между тем, в действительно  прогрессивных мотивационных системах работникам предлагаются заранее известные  условия премирования, которые мало зависят от текущего настроения руководства, что и формирует желательное  служебное поведение персонала  в соответствии с целями и задачами организации.

Итогом будет ситуация, когда неконкурентоспособные базовые  оклады будут дополняться якобы  премиальными выплатами, вне формализованных  способов выявления результатов  труда, а значит, на субъективной основе. Эти обстоятельства, по нашему мнению, не позволят достичь целей реформы  оплаты труда в бюджетной сфере - повышения ее результативности и  эффективности, увязки вознаграждения бюджетников с качеством государственных  услуг в стране.

 

 

13. КАКОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ОБРАЗОВАНИИ (МНОГООБРАЗИЕ МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ В ОБРАЗОВАНИИ. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАНИИ).

Интеграция Интеграция - лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый чаще всего понимается как процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов.

В образовании  выделены три интеграционных процесса:

интеграция  диверсифицированных актов обучения, воспитания и развития, в результате чего возникают социально-педагогические системы, называемые на профессиональном языке образовательными событиями;

интеграция  дифференцированных технологий и содержания образования, в результате чего возникают  когнитивные педагогические системы, традиционно именуемые образовательными программами;

интеграция  образовательных учреждений разного  уровня, в результате чего создаются  организационно-педагогические, локальные, муниципальные, региональные, открытые и закрытые, центрированные и нецентрированные, адмиинстративно-иерархичные и сетевые инициативно-координационные системы.

В конечном счете, все они приводят к формированию в поликультурном регионе многоуровневой и непрерывной системы образования  с преемственностью всех образовательных  ступеней от дошкольной до послевузовской, содержательно и технологически обеспечивающей индивидуальную образовательную  траекторию субъектов образования.

Успехи мировых  научно-технологических лидеров  во многом определяются эффективной  интеграцией науки, образования  и бизнеса, выступающей действенным  инструментом устойчивого развития и конкурентоспособности этих стран  в условиях глобализации и становления  экономики, основанной на знаниях.

В конце 2007 г. был принят федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки" (далее - закон об интеграции [1]).

Очевидно, возможности  использования в нашей стране современных форм и механизмов интеграции науки и образования определяются вектором социально-экономических  преобразований, который формирует  потребности государства, общества, экономики в новых научно-образовательных  моделях. При этом для реализации современных, более сложных моделей  интеграции и адекватных им финансово-экономических механизмов требуются существенная корректировка норм законодательства, а также поддержка интеграционных процессов со стороны государства.

Интеграция науки и образования: российская практика

В РФ наблюдается  формальное разделение науки и образования (РАН НИИ И ВУЗЫ). Таким образом, положение дел в российской вузовской  науке резко контрастирует с  практикой ведущих стран мира, где в университетах сосредоточен основной потенциал фундаментальной  науки, выполняются масштабные прикладные исследования и разработки. В РФ наблюдается упадок исследовательской  деятельности ВУЗов.

В России de facto сосуществуют формы и механизмы взаимодействия науки и образования, возникшие в принципиально разных социально-экономических, институциональных, финансовых и правовых условиях. В этом массиве преобладает советское "наследство", которое так или иначе удалось адаптировать к происходящим переменам. Оно представлено преимущественно структурными элементами вузовской науки, которые возникали "на базе, вокруг или с участием" университетов либо научных организаций для решения конкретных проблем и задач. В постперестроечный период появилось немало интегрированных научно-образовательных структур, которые преследовали цели не только создания качественно новых образовательных программ и научных направлений, но и выживания и сохранения их учредителей в кризисных условиях.

Последними  событиями в этом ряду стали реорганизация  ряда вузов в форме присоединения  к ним научных организаций, формирование двух федеральных университетов  и принятие федерального закона об интеграции. Возможности присоединения  к вузам научных организаций  ограничены организационно-правовыми  формами деятельности последних.

Вклад нового закона в развитие интеграционных процессов в России в целом  определяется следующими положениями.

Идентификация фактически сложившихся форм взаимодействия науки, высшего и послевузовского  профессионального образования, включая:

- проведение  вузами исследований и разработок  за счет грантов и иных источников  финансирования (хотя, по сути, это  уже предусмотрено не только  законом о высшем образовании,  но и всей практикой финансирования  науки);

- привлечение  вузами работников научных организаций,  а научными организациями - работников  вузов к научной (образовательной)  деятельности на договорной основе;

- осуществление  вузами и научными организациями  совместных научных и образовательных  проектов, иных совместных мероприятий  на договорной основе.

Анализ новаций, внесенных законом об интеграции, подтверждает вывод о том, что  их цель заключалась преимущественно  в признании за ее фактически сложившимися механизмами права на существование  и экстенсивное развитие. Не получили легитимного статуса самостоятельные  формы интеграции - научно-образовательные (учебно-научные) центры, ставшие в  последние годы одним из ее наиболее эффективных институтов. Перспективы развития интеграционных процессов

В Стратегии  Российской Федерации в области  развития науки и инноваций на период до 2015 г. (далее - Стратегия) интеграция позиционируется как одно из ключевых направлений реформирования образования и государственного сектора науки, условий создания конкурентоспособного сектора исследований и разработок и структурирована до перечня необходимых мероприятий.

Принципиальный  недостаток нового закона - позиционирование интеграции науки и образования  как абсолютно самостоятельного блока в контексте более широкой  задачи интеграции науки, образования  и производства. Необходимость присоединения  к этим процессам бизнеса в  целях обеспечения инновационного развития экономики подчеркивается, но одновременно интеграция науки и  образования выделяется в самостоятельную  задачу, требующую первоочередного  решения.

В условиях активного  формирования "новой экономики" и обострения конкуренции на мировых  рынках, особенно высокотехнологичных, вышеуказанный сценарий представляется недопустимо растянутым во времени  и не способным обеспечить ни значимые позитивные сдвиги в глобальном позиционировании страны, ни сохранения уже достигнутых  ею результатов.

Перечислим несколько ключевых и, как нам представляется, наиболее перспективных направлений развития интеграции, адекватных этому подходу.

1. Расширение  сети научно-образовательных объединений  в форме юридических лиц либо  на договорной основе для реализации  образовательных программ и/или  проведения научных исследований.

2. Дальнейшее  развитие "проектной интеграции", нацеленной на формирование эффективных  взаимосвязей между вузами и  научными организациями. Она способствует  созданию устойчивых альянсов  между НИИ, КБ, вузами и предприятиями.  Эта форма наиболее привлекательна для бизнеса, который может участвовать в совместных проектах в сфере науки, инноваций и подготовки кадров.

3. Расширение  практики совместного участия  НИИ и вузов в конкурсах  на получение грантов и заказов  на исследования и разработки, в издательской деятельности, присуждении  совместных стипендий, международных  программах и проектах; организация  совместных ученых советов по  научным направлениям, специализированных  советов по присуждению ученых  степеней на базе НИИ и вузов. 

4. Создание, развитие  и приоритетная поддержка сети  ведущих исследовательских университетов  как крупнейших научно-образовательных  организаций. 

5. Интеграция  как организационно-экономический  процесс означает прежде всего объединение ресурсов научного и образовательного комплексов, включая их инновационные потенциалы, для получения социально-экономического и коммерческого эффектов. Это предполагает, что государство будет стимулировать развитие как простых, так и более продвинутых ее форм. К ним, в частности, относятся инновационные консорциумы, объединяющие вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров.

Социальное партнерство  по отношению к образованию следует  понимать как:

  • партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
  • партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства;
  • партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.

 

Социальное партнерство, восстановление и укрепление связей с предприятиями открывают для  образовательных систем дополнительные возможности опережающего развития:

  • упрощается доступ к информации о рынке труда (кого и сколько надо готовить);
  • обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов;
  • упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;
  • открываются более широкие возможности для организации практики студентов;
  • расширяются возможности трудоустройства выпускников.

Государство — это партнер  особого рода, оно может выступать  катализатором перемен в социально-экономической  жизни, финансово и институционально поддерживать общественные инициативы, на которых основано партнерство. Государство  создает законодательные и нормативные  условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого  сектора, благотворительной деятельности.

Бизнес и ассоциации предпринимателей предоставляют благотворительные  пожертвования, а также возможность  использовать опыт и профессионализм  компетентных менеджеров в решении  общественно значимых проблем.

Если роль коммерческих организаций заключается главным образом в возможностях финансирования, а роль государственных структур — еще и в использовании властных рычагов, то общественные объединения формируют и организуют уникальный ресурс: социальные инициативы граждан.

 

 

 

 

 

14. КАКОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  РАЗЛИЧИЯ В УРОВНЯХ РАЗВИТИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕГИОНАМ.

Образовательный потенциал регионов различаются  в разы (значение итогового показателя в Москве 90.20, в то время как  в республике Ингушетии – 35.61). Учитывая взаимосвязь уровня образования  и социально-экономического развития регионов, можно сказать, что регионы-аутсайдеры изначально обречены на отставание в  развитии.

Очевидно, наличие  в регионах вузов способствует повышению  количества молодежи, получающей высшее образование, так как уровень  удовлетворения запроса граждан  на образование оказывается в  прямой зависимости от места их проживания. Прежде всего, это связано с финансовой стороной вопроса. Далеко не каждый житель региона способен обеспечить своему ребенку получение высшего образования, особенно если это связано с переездами в другие населенные пункты.

Получается  замкнутый круг. Отсутствие в регионах развитых систем образования вынуждает  молодежь уезжать учиться в другие регионы. Получив образование, специалист редко возвращается назад, так как  стремится устроиться на престижную работу и улучшить условия своей  жизни. В результате происходит внутристрановая миграция, когда из менее экономически развитых регионов население (в основном его молодая часть) перемещается в более развитые. Это, в конечном счете, и приводит к таким колоссальным разрывам в социально-экономическом развитии регионов России. 

Российский  научно-технический потенциал территориально располагается весьма неравномерно. Еще десять лет назад примерно 70% всех научных исследований выполнялось  в научных центрах, вузах и  лабораториях, расположенных в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирской области и на Урале.

Информация о работе Шпаргалка по "Образовательный менеджмент"