Шпаргалка по "Образовательный менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:58, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Образовательный менеджмент"

Работа состоит из  1 файл

ответы ОМ(1).docx

— 78.83 Кб (Скачать документ)

 

Вопрос 7. РАСКРОЙТЕ СУЩНОСТЬ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ.

 

           Экономика образования   относится  к числу наиболее молодых , поскольку как наука экономика образования сложилась всего лишь несколько десятилетий назад.

Предмет ее можно определить следующим образом, это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них в условиях ограниченных ресурсов, выделяемых на эти цели.

Экономика образования  обладает своим, только ей присущим предметом, то есть объектом и субъектом изучения.

Таким объектом являются своеобразные производительные силы и экономические отношения, характерные для организации и проведения процесса образовательной деятельности. Объект- это не только экономические условия и формы воспроизводства рабочей силы, формы общественных затрат на развитие системы образования и подготовку кадров, условия возмещения этих затрат, но и процесс создания и обмена образовательных услуг.

Субъектом исследования и изучения в экономике образования выступают люди, большая часть населения, которая в той или иной мере включена в образовательную трудовую деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, преподаватели и другие работники сферы образования.

Самобытность  производственных отношений в сфере  образования проявляется и в  том, что здесь по-особому  действуют объективные экономические законы. Например, закон возвышения потребностей, который выражает причинно-следственную связь между развитием общественного производства и процессом количественного роста и качественного совершенствования потребностей населения, в области образования проявляется в ускоренной динамике роста образовательных потребностей.

Экономические категории в области образования  тоже проявляются по-особому. Необычны здесь труд и его компоненты, продукт  труда- образовательные услуги с их особой полезностью. Основной разновидностью собственности выступает интеллектуальная собственность. Своеобразное выражение получают и такие общеэкономические категории, как товар, его цена, заработная плата, хозяйственный механизм и др.

Одна из особенностей экономики образования заключается в тесном переплетении методов экономического анализа с методами педагогического исследования. Для того, чтобы правильно оценить экономические последствия тех или иных мероприятий в области образования, нужно согласовывать их с педагогическими результатами. В связи с этим возникает целая система оценок, которые должны носить педагогический и экономический характер. 

Экономика образования опирается на специальные методы исследования, такие, как сравнительный, балансовый, экономический анализ, социологический метод, программно- целевой и комплексный методы, статистические методы.

Если предмет науки  характеризуется тем, что она  изучает, то метод — как это  исследуется. Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

Это привело к  появлению множества методов  исследования экономической теории:

  • Метод научной абстракции. Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления
  • Метод функционального анализа. Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений
  • Метод графических изображений. Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации
  • Метод сравнительного анализа. Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата
  • Метод Экономико-математического моделирования. Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов
  • Индуктивный и дедуктивный методы. Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
  • Метод позитивного и нормативного анализа. Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе
  • Практические мероприятия. Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы

 

Вопрос № 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА, ЕЕ СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

 

Методологической  основой экономики образования  выступает теория человеческого  капитала. Основатели этой теории- американские экономисты Г.Беккер , Т.Шульц и их последователи- трактуют человеческий капитал как имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотиваций, которые влияют  на рост производства и доходов.         Представители классического экономического направления, как известно, исходили из так называемого функционального распределения доходов по трем факторам: труду, земле и “обычному” капиталу. Согласно новой концепции к распределению подключается и человеческий капитал. Причем на первый план выдвигалось личное присвоение соответствующей части дохода обладателем этого “четвертого фактора”.

Сторонники теории человеческого капитала рассматривают его в узком и  широком  ракурсе. В узком смысле одной из форм капитала является образование. В широком смысле человеческий капитал формируется за счет инвестиций  (долгосрочных вложений капитала)  в человека путем затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, расходы на охрану здоровья, миграцию и поиски информации о ценах и доходах.

Развиваемый в  рамках концепции человеческого  капитала экономический подход к  человеку и его рациональному  поведению широко используется в  практике рыночного хозяйствования наиболее развитых стран мира. Через  призму теории человеческого капитала образование стало рассматриваться во многих странах как решающий источник экономического роста, как инструмент смягчения социального неравенства и как средство борьбы с безработицей. В связи с этим произошел коренной пересмотр приоритетов в политике государства .Образование заняло достойное место в стратегии экономического роста различных стран, стало ключевым рычагом преодоления экономической отсталости. Бесспорно, что эта теория способствовала пересмотру первоначальной концепции рынка труда и явилась заметным вкладом в экономику труда.

Говоря о сегодняшнем  образовании, «человеческий капитал» можно представить как систему, состоящую из следующих компонентов:

    • качества, которые человек привносит в свою работу: ум, энергия, позитивность, надежность,
    • преданность своей профессии;
    • знания, которыми человек пользуется в выполнении своей педагогической деятельности: общие, профессиональные;
    • умения, которыми человек овладевает и пользуется в своей ежедневной практике:
    • организационные, методические, практические;
    • способность человека учиться (склонность, одаренность, воображение, смекалка, гибкость);
    • позитивная мотивация к выполнению профессионального долга: любимая работа, желание быть хорошим работником;
    • побуждения человека делиться информацией и знаниями: командный дух и ориентация на цели.

 

9. ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОУ

10. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Мировая практика свидетельствует, что система образования имеет  возможность нормально функционировать  и развиваться, обеспечить полное общее  среднее образование для всех граждан страны, когда расходы  на эти цели находятся на уровне 5-7% от ВВП (с учетом, разумеется, конкретных условий и традиций каждой страны).

По отношению к ВВП  динамика расходов на образование выглядит следующим образом:

Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

в % к ВВП

0,69

0,66

0,68

0,61

0,51

0,50

0,59

в % к расходам бюджета

3,86

3,49

3,49

3,45

3,63

3,75

3,84


в настоящее время из федерального бюджета финансируется около 18% расходов на образование, из бюджетов субъектов  Российской Федерации - около 22%, из местных  бюджетов -60% (это, разумеется, примерное  распределение затрат по уровням  финансирования).

 

Основным источником финансирования образования является бюджет (государственный  и муниципальный). Норматив бюджетного финансирования в образовании был  введен Законом «Об образовании» РФ (от 05.01.1996г.). Статья 41 закона устанавливала, что «финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения».

 

Все средства, поступающие  в образовательное учреждение не из бюджета, являются внебюджетными. Финансировать  организацию может только ее учредитель (собственник) – государство, муниципальное  образование, частное лицо.

Самофинансирование - это  финансирование организацией своих  собственных работ (выполняемых  внутри организации) за счет средств, находящихся  в собственности (распоряжении) этой организации.  

Термин многоуровневое финансирование применяется в тех случаях, когда  финансирование тех или иных мероприятий  или учреждения образования осуществляется из бюджетов различных уровней. В  тех случаях, когда применяется  термин многоканальное финансирование, то имеется в виду, что источниками  поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования различных уровней, но и разные виды внебюджетных средств.

 

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ - рассредоточение капитала между  различными объектами вложений с  целью снижения экономических рисков.

Диверсификация источников финансирования образования определяется особенностями и характером получения выгод от образования.  
     Расширение источников финансирования проявляется в привлечении в сферу образования разнообразных внебюджетных ресурсов. Основными источниками этих ресурсов становятся такие, как

  • оказание образовательным учреждением платных образовательных и других услуг (обучение на подготовительных курсах, обучение с возмещением затрат, платное консультирование по учебным дисциплинам, переподготовка и повышение квалификации специалистов, предоставление второго высшего образования, углубленное изучение отдельных дисциплин вне сетки расписания, дополнительные дисциплины по заявкам студентов за рамками учебного плана, дополнительные занятия с отстающими студентами);
  • доходное использование образовательным учреждением находящихся в его распоряжении или собственности материальных и финансовых средств (сдача образовательными учреждениями в аренду помещений, оборудования, земельных участков, а также такие платные услуги учебных заведений населению и организациям, как автотранспортные, оздоровительные, рекреационные, телекоммуникационные, аудиторские, экспертные услуги, ремонтные работы, множительные и типографские работы, консалтинг, НИОКР, операции с ценными бумагами, депозитные вклады, долевое участие в коммерческих проектах с другими организациями и др.
  • спонсорская помощь 
  • взносы попечительского совета,

 

Классификация внебюджетных поступлений (доходов):

1. Основная деятельность:

- реализация одной или  нескольких образовательных программ, содержание, воспитание обучающихся  (воспитанников);

- проведение научно-исследовательских  работ; 

- деятельность по обеспечению  и обслуживанию образовательного  и научно-исследовательского процесса.

2. Прочая деятельность, включая  иные поступления, т.е. иная  разрешенная образовательным учреждениям  деятельность, приносящая доходы  и не относящаяся к указанным  видам основной деятельности.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

для сведения о высшем образовании

Процесс диверсификации источников финансирования образования наблюдается с начала 80-х годов в большинстве как  развитых, так и развивающихся  стран. Так, в 1990 году было проведено  исследование изменений источников и методов финансирования высшего  образования в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, в ходе которого исследовалась  диверсификация источников финансирования высшего образования в Австралии, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Японии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Испании, Великобритании и Соединенных  Штатах. В результате было отмечено, что в большинстве стран высшим учебным заведениям предоставлено  право отыскивать дополнительные источники финансирования и им в этом оказывается всемерная поддержка. Этот процесс дальше всего продвинулся в Соединенных Штатах, где маркетинг является основной заботой почти всех вузов. Университеты Великобритании, Германии и Нидерландов также получили существенное дополнительное финансирование из широкого спектра источников.     

Информация о работе Шпаргалка по "Образовательный менеджмент"