Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:49, курсовая работа
Целью данной работы является сравнительный анализ крупного и малого предпринимательства.
В результате исследования темы курсовой работы были выполнены следующие задачи: изучены сущность и специфика малого и крупного бизнеса; проанализирована структура и специфика малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь; выявлены проблемные зоны малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 КрупнОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 6
1.1 Понятие и значение крупного предпринимательства 6
1.2 Функции крупного бизнеса 8
ГЛАВА 2 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 12
2.1 Понятие, сущность и признаки малого предпринимательства 12
2.2 Малые предприятия: классификация, особенности и функции 14
2.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса 18
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 Роль малого предпринимательства в экономике Республики Беларусь 23
3.2 Роль крупного предпринимательства в экономике Республики Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Трансакционные расходы
- это расходы на функционирование
рыночной системы. Сокращение этих потерь
достигается за счет ограничения
объема рыночных отношений с помощью
вертикальной интеграции, диверсификации
и интернационализации. О. Вильямсон,
опираясь на исследования изменения
организационных форм корпораций в
США в течение 150 лет, приведших
к образованию современной
Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Иными словами, со-временная корпорация - средство уменьшения этих расходов.
Кроме того - большинство современных крупных фирм - это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций (ТНК). Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру.
Приходя в менее развитые страны ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.
Сильные стороны крупного бизнеса:
Наряду с конкурентными
преимуществами крупный бизнес имеет
и слабые стороны. Рост фирмы часто
сопровождается снижением эффективности
ее управления. Очень часто крупные
фирмы имеют возможность
Слабые стороны крупного бизнеса:
Итак, современное
История развития цивилизованного бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана малая фирма. Малые предприятия являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.
В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь «предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления» [4].
Таким образом, предприниматель - это энергичный, деловой человек, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями и финансовыми ресурсами, использует их для организации своего дела (бизнеса). Среди обязанностей, которое общество возлагает на предпринимателя, необходимо выделить следующее: предприниматель должен выполнять все обязательства, предусмотренными договорами и законодательством, заключать договора при найме на работу, оплачивать труд в размере, не меньше минимального уровня, вносить платежи в фонды социальной защиты, осуществлять меры по защите окружающей среды, соблюдать права и интересы потребителей.
Права и обязанности предпринимателя
обеспечивают, с одной стороны, гарантии
реализации его интереса – право
на получение справедливого
Созданная им фирма (товарищество, организация, предприятие, общество) становится частью малого бизнеса, развивающегося в стране. В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн. долл. Однако эти показатели достаточно условны. В качестве специальных критериев обычно используют еще добавленную стоимость, стоимость активов предприятия. Несмотря на свое определение "малый бизнес", этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами.
Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются наилучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.
Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.
При небольшой численности работников легче выявляются способности каждого из них.
Взаимозаменяемость, перемена характера
труда, равно как и быстрое
изменение ассортимента выпускаемой продукции,
на малых предприятиях проходят без больших
осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной
экономикой малый бизнес постоянно укрепляет
и расширяет
свои позиции.
Ученые разных стран предпринимали попытки установить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причиной тому были некоторые национальные особенности функционирования экономик разных стран:
-статистическая
-содержание экономического
и социального
-претензии на получение льгот со стороны государства;
-масштабы хозяйствования и емкость рынка и др. [1, с.40].
При отнесении предприятия
к субъектам малого
Количественные:
-численность занятых
на предприятии (наиболее
-годовой объем производства;
-годовой объем продаж;
-среднегодовая балансовая стоимость активов.
При этом количественная шкала является дифференцированной для различных отраслей. Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся компании со среднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте – до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – до 60 человек, в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек, в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек; при этом малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности, доля которых является наибольшей в общем реализации продукции за квартал.
При разграничении предприятий наряду с количественными используются и качественные критерии.
Среди качественных критериев используются следующие:
В настоящее время в
разных странах применяются различные
классификации малых
индивидуальные
микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [12].
Специальной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого предпринимательства или иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных органов не требуется.
Малый бизнес, или малое
предпринимательство, представляет самый
многочисленный слой мелких собственников,
которые в силу своей массовости
в значительной мере определяют социально-экономический
и отчасти политический уровень
развития страны. По уровню жизни и
социальному положению они
Предпринимательство в масштабе
малого предприятия обладает рядом
качественных особенностей. В первую
очередь стоит отметить единство
права собственности
Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая - персонифицированный
характер отношений между
Пятое - ключевая роль руководителя
в жизни предприятия: он полностью
ответственен за результаты хозяйствования
не только из-за имущественного рынка,
но и вследствие своей непосредственной
включенности в производственный процесс
и все связанное с его
Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если "гиганты" черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги, друзей, родственников и т.д.).
Также как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить
Экономические функции, определяемые его ролью как, во - первых, работодателя; во - вторых - производителя продукции и услуг, в третьих катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции
социальные. Во-первых, через малые
формы предпринимательской