Предпринимательство, малый бизнес, крупное предпринимательство, экономика, субъекты предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является сравнительный анализ крупного и малого предпринимательства.
В результате исследования темы курсовой работы были выполнены следующие задачи: изучены сущность и специфика малого и крупного бизнеса; проанализирована структура и специфика малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь; выявлены проблемные зоны малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 КрупнОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 6
1.1 Понятие и значение крупного предпринимательства 6
1.2 Функции крупного бизнеса 8
ГЛАВА 2 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 12
2.1 Понятие, сущность и признаки малого предпринимательства 12
2.2 Малые предприятия: классификация, особенности и функции 14
2.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса 18
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 Роль малого предпринимательства в экономике Республики Беларусь 23
3.2 Роль крупного предпринимательства в экономике Республики Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 203.45 Кб (Скачать документ)

Трансакционные расходы - это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения  объема рыночных отношений с помощью  вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации. О. Вильямсон, опираясь на исследования изменения  организационных форм корпораций в  США в течение 150 лет, приведших  к образованию современной фирмы, назвал эти расходы "главным фактором организационной эволюции корпораций".

Современная корпорация, по его мнению, является продуктом серии  организационных нововведений, цель и результат которых - экономия на трансакционных расходах. Иными словами, со-временная корпорация - средство уменьшения этих расходов.

Кроме того - большинство  современных крупных фирм - это  международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет  им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных  корпораций (ТНК). Последние благодаря  огромной концентрации ресурсов и централизации  финансовых и материальных потоков  внутри корпорации способны сами создавать  для себя эффективную рыночную и  социальную инфраструктуру.

Приходя в менее развитые страны ТНК сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное  законодательство.

Сильные стороны крупного бизнеса: 

  • способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства;
  • возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила рационального бизнеса;
  • экономия на издержках производства;
  • устойчивость.

Наряду с конкурентными  преимуществами крупный бизнес имеет  и слабые стороны. Рост фирмы часто  сопровождается снижением эффективности  ее управления. Очень часто крупные  фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что  снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого  развития бизнеса в средних и  мелких размерах.

Слабые стороны крупного бизнеса:

  • снижение стимулов к росту эффективности производства;
  • возможность для ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса;
  • падение эффективности управление с ростом объема фирмы;
  • негибкость, возможность потери контакта с потребителем.

Итак, современное предпринимательство  — это синтез крупного и мелкого  производства. Крупное производство образует «скелет» всей производственной системы, а мелкое производство —  «мягкие и гибкие ткани», без которых  крупное производство не может существовать [18].

 

 

 

ГЛАВА 2

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

2.1 Понятие, сущность и признаки малого предпринимательства

 

История развития цивилизованного  бизнеса свидетельствует о том, что многие крупные корпорации начинали с деятельности одного человека, который  либо сам был предпринимателем, либо на основе его идеи была создана  малая фирма. Малые предприятия  являются наиболее гибкой и динамичной формой развития предпринимательства.

В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь  «предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления» [4].

Таким образом, предприниматель - это энергичный, деловой человек, который, владея полностью или частично какими-либо материальными ценностями и финансовыми ресурсами, использует их для организации своего дела (бизнеса). Среди обязанностей, которое общество возлагает на предпринимателя, необходимо выделить следующее: предприниматель  должен выполнять все обязательства, предусмотренными договорами и законодательством, заключать договора при найме  на работу, оплачивать труд в размере, не меньше минимального уровня, вносить  платежи в фонды социальной защиты, осуществлять меры по защите окружающей среды, соблюдать права и интересы потребителей.

Права и обязанности предпринимателя  обеспечивают, с одной стороны, гарантии реализации его интереса – право  на получение справедливого вознаграждения и свобода выбора форм и методов  предпринимательской деятельности. С другой стороны, поскольку в  рыночной экономике степень свободы  одного хозяйствующего субъекта ограничена степенью свободы другого, то система  обязанностей предпринимателя, ограничивающая его экономическую свободу, представляет не что иное, как гарантии соблюдения интересов других участников хозяйственной  деятельности – сотрудников, владельцев ссудного капитала, потребителей, конкурентов [8, с.5].

Созданная им фирма (товарищество, организация, предприятие, общество) становится частью малого бизнеса, развивающегося в стране. В системе рыночных отношений малый бизнес выступает как форма предпринимательской деятельности, которая характеризуется такими отличительными особенностями, как размер, численность работающих, отраслевая принадлежность. К малому бизнесу относят фирмы, которые имеют независимую собственность, обладают хозяйственной самостоятельностью и не доминируют в своей сфере деятельности. Большинство зарубежных исследователей к малым причисляют фирмы, в которых занято не более 500 человек и объем продаж не превышает 20 млн. долл. Однако эти показатели достаточно условны. В качестве специальных критериев обычно используют еще добавленную стоимость, стоимость активов предприятия. Несмотря на свое определение "малый бизнес", этот вид производственной и коммерческой деятельности играет очень важную роль в экономике любой развитой страны. Он обладает следующими преимуществами.

Малые предприятия, работающие на местных ресурсах или обеспечивающие местный рынок, противозатратны  хотя бы с точки зрения транспортных издержек. Экономические преимущества их основываются наилучшем использовании местных условий в сочетании с незначительными капитальными и трудовыми затратами.

Труд на мелких предприятиях, как правило, носит материальный характер, он практически полезен, чего нельзя сказать о труде канцелярском.

При небольшой численности  работников легче выявляются способности  каждого из них.

Взаимозаменяемость, перемена характера  труда, равно как и быстрое 
изменение ассортимента выпускаемой продукции, на малых предприятиях проходят без больших осложнений и др. Поэтому в странах с рыночной экономикой малый бизнес постоянно укрепляет и расширяет 
свои позиции.

2.2 Малые предприятия: классификация, особенности и функции

 

Ученые разных стран предпринимали  попытки установить единые критерии разграничения предприятий, но не смогли добиться успеха. Причиной тому были некоторые  национальные особенности функционирования экономик разных стран:

-статистическая структуризация  экономик стран;

-содержание экономического  и социального законодательства;

-претензии на получение  льгот со стороны государства;

-масштабы хозяйствования  и емкость рынка и др. [1, с.40].

 При отнесении предприятия  к субъектам малого предпринимательства  использовались следующие количественные  и качественные критерии:

Количественные:

-численность занятых  на предприятии (наиболее распространенный);

-годовой объем производства;

-годовой объем продаж;

-среднегодовая балансовая  стоимость активов.

При этом количественная шкала  является дифференцированной для различных  отраслей. Например, в Республике Беларусь к малым предприятиям относятся  компании со среднесписочной численностью занятых: в промышленности и на транспорте – до 100 человек, в сельском хозяйстве  и научно-технической сфере –  до 60 человек, в строительстве и  оптовой торговле – до 50 человек, в розничной торговле и бытовом  обслуживании – до 30 человек, в других отраслях  непроизводственной сферы  – до 25 человек; при этом малые  предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности, доля которых  является наибольшей в общем реализации продукции за квартал.

При разграничении предприятий  наряду с количественными используются и качественные критерии.

Среди качественных критериев  используются следующие:

  • предприятие владеет небольшой долей рынка;
  • управление предприятием осуществляет лично его владелец;
  • предприятие является независимым, т.е  не подчиняется крупной компании [9, с.12].

В настоящее время в  разных странах применяются различные  классификации малых предприятий. В Республике Беларусь к субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно [12].

Специальной регистрации  индивидуальных предпринимателей и  юридических лиц в качестве субъектов  малого предпринимательства или  иного подтверждения указанного статуса со стороны государственных  органов не требуется.

Малый бизнес, или малое  предпринимательство, представляет самый  многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  и отчасти политический уровень  развития страны. По уровню жизни и  социальному положению они принадлежат  к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства  образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и связанных  непосредственно с массовым потребителям товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом  качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности непосредственного  управления предприятием.

Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником,  что позволяет  добиваться действительной мотивации  работы персонала и более высокой  степени его удовлетворенности  трудом.

Третья - относительно небольшие  рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие  фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий  отраслевой объем реализации товара.

Четвертая - персонифицированный  характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как еже  отмечалось, малое предприятие рассчитано  на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью  ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс  и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая  черта - семейное ведение дела: оно  наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность  связана с характером финансирования. Если "гиганты" черпают необходимые  ресурсы главным образом через  фондовые биржи, то малые предприятия  полагаются на сравнительно небольшие  кредиты банков, собственные средства и «неформальный»  рынок капиталов (деньги, друзей, родственников и  т.д.).

Также как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий  это соотношение 80:20, то у малых  оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить

Экономические функции, определяемые его ролью как, во - первых, работодателя; во - вторых - производителя продукции  и услуг, в третьих катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции  социальные. Во-первых, через малые  формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют  свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут  найти себе применение на крупных  предприятиях. В - третьих,  малые  предприятия являются главным процентом  мест производственного обучения, своеобразным "полигоном" для обкатки молодых  кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей  в общении  (но его они лишены, например, в супермаркетах) [7, c. 4-7].

Информация о работе Предпринимательство, малый бизнес, крупное предпринимательство, экономика, субъекты предпринимательства