Предпринимательство, малый бизнес, крупное предпринимательство, экономика, субъекты предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является сравнительный анализ крупного и малого предпринимательства.
В результате исследования темы курсовой работы были выполнены следующие задачи: изучены сущность и специфика малого и крупного бизнеса; проанализирована структура и специфика малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь; выявлены проблемные зоны малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 КрупнОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 6
1.1 Понятие и значение крупного предпринимательства 6
1.2 Функции крупного бизнеса 8
ГЛАВА 2 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 12
2.1 Понятие, сущность и признаки малого предпринимательства 12
2.2 Малые предприятия: классификация, особенности и функции 14
2.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса 18
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 Роль малого предпринимательства в экономике Республики Беларусь 23
3.2 Роль крупного предпринимательства в экономике Республики Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 203.45 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 33 с., 1 табл., 4 рис., 20 источников, 2 приложения.

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАЛЫЙ БИЗНЕС, КРУПНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЭКОНОМИКА, СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

 

Объект исследования – крупное и малое предпринимательство в Республике Беларусь.

Предмет исследования –  теоретические аспекты малого и крупного предпринимательства.

Целью данной работы является сравнительный анализ крупного и  малого предпринимательства.

В результате исследования темы курсовой работы были выполнены   следующие задачи: изучены сущность и специфика малого и крупного бизнеса; проанализирована структура и специфика малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь; выявлены проблемные зоны малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения и  концепции сопровождаются ссылками на авторов.                                    

 

  ________________

(подпись студента)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 КрупнОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 6

1.1 Понятие и  значение крупного предпринимательства 6

1.2 Функции крупного  бизнеса 8

ГЛАВА 2 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 12

2.1 Понятие, сущность  и признаки малого предпринимательства 12

2.2 Малые предприятия:  классификация, особенности и  функции 14

2.3 Социально-экономическая  роль малого бизнеса 18

ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23

3.1 Роль малого  предпринимательства в экономике  Республики Беларусь 23

3.2 Роль крупного  предпринимательства в экономике  Республики Беларусь 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

ПРИЛОЖЕНИЯ 36

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательство одна из важнейших составляющих современной  экономики. В странах рыночной экономики  предпринимательство получило широкое  распространение и составляет подавляющую  часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с  приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное  владение. Развитие частного бизнеса, как правило, связывают с образованием и деятельностью малых и средних  предприятий. Однако стабильность и  высокая продуктивность функционирования экономической системы развитых капиталистических стран в значительной степени определяются оптимальным  сочетанием в ней малого, среднего и крупного бизнеса.

В Республике Беларусь так  сложилось, что крупное предпринимательство  – это государственный бизнес, среднее – смешанный, малое –  частный. С момента возникновения  в нашей республике предпринимательского сектора экономики прошло уже  более десяти лет. На начальном этапе  его развития государство придерживалось принципа невмешательства. Считалось, что рынок - это саморегулирующаяся система. Это было ошибочное мнение. Изначально надо было предвидеть, что  уже с первых шагов перед предпринимательством возникнет целый ряд проблем  и трудностей. С целью их преодоления, создания климата наибольшего благоприятствования  малому бизнесу, а также для стимулирования развития наиболее важных отраслей экономики  разработана и утверждена Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы [13]. В настоящее время Программа состоит из 7 разделов, в которые включены 47 мероприятий.

В целом, несмотря на трудности, наше государство находит возможности  для поддержки и защиты производителей, создает правовые и экономические  условия для их деятельности. Благодаря  этому растет число предприятий  негосударственной формы собственности, расширяется сфера оказания платных  услуг населению. Создание в Беларуси благоприятных условий для формирования и функционирования предпринимательской среды было и остается одним из важнейших национальных приоритетов. Принятых главой государства и правительством курс на либерализацию экономики – это стратегический вектор нашей политики, направленный на совершенствование делового климата и повышение инвестиционной привлекательности страны.

Целью данной работы является сравнительный анализ крупного и  малого предпринимательства.

В соответствии с обозначенной целью в работе поставлены следующие задачи:

  • изучить сущность и специфику малого и крупного бизнеса;
  • проанализировать структуру и специфику малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь;
  • выявить проблемные зоны малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь.

Объект исследования – крупное и малое предпринимательство в Республике Беларусь.

Предмет исследования – теоретические  аспекты малого и крупного предпринимательства.

Для написания курсовой работы применялись теоретический, описательный, аналитический и статистический методы исследования.

Данная работа базируется на теоретических исследованиях, периодических  изданиях, в которых затронута  тема крупного и малого предпринимательство  и его способностей в Республике Беларусь, монографии и статьи по исследуемой  работе, учебные пособия,   статистические материалы, размещенные на сайтах Министерства финансов Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь; законодательные акты.

ГЛАВА 1

КрупнОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

1.1 Понятие и значение крупного предпринимательства

 

Предпринимательская деятельность в рыночной экономике представлена крупным и мелким бизнесом, большими и малыми предприятиями. Размеры  предприятия определяются прежде всего  количеством занятых на нем. Как  правило, по этому признаку предприятия  подразделяются на: мелкие — до 50 занятых, средние — от 50 до 500, крупные —  свыше 500, особо крупные — свыше 1000 занятых. Автоматизация производства приводит к тому, что в определении  размера предприятия важную роль играют и другие признаки — объем  продаж, величина активов, полученная прибыль.

Тенденция к росту размера  предприятия связана с развитием  производительных сил, концентрацией  производства. Концентрацию производства следует рассматривать в двух аспектах: увеличение размеров предприятий  и увеличение доли крупных предприятий  в той или иной отрасли.

Концентрация производства на уровне предприятия позволяет  выявить его оптимальный размер. Он определяется минимумом издержек производства и обращения на единицу  продукции, т. е. рентабельностью. Хотя увеличение размера предприятия  обычно ведет к снижению издержек на единицу продукции, этот процесс  имеет границы.

При достижении определенного  масштаба производства дальнейшее увеличение размера предприятия будет сопровождаться ростом издержек и, следовательно, снижением  рентабельности предприятия. Поэтому  в разных странах тенденция роста  размера предприятия, характерная  для первой половины XX в., сменилась  в последнее десятилетие стабилизацией. Это объясняется в первую очередь  жизненным циклом производимой продукции, быстрым моральным старением  существующих технологий и производственных мощностей в условиях НТР.

Крупные предприятия не способны быстро перестраивать производственный процесс в соответствии с общественными  потребностями, т. е. изменять ассортимент  и качество продукции.

Современное акционерное  общество значительно размывает  само понятие «фирма» («предприятие»). Крупная фирма в настоящее  время — это сложный многоотраслевой  комплекс промышленных, торговых и  финансовых предприятий. В современной  фирме как системе предприятий  концентрация производства проявляется  в возрастании доли производственных комплексов в общественном производстве. При этом концентрация производства не ограничивается размерами собственного капитала фирмы. Фирма связана с  множеством мелких и средних предприятий, удовлетворяющих ее потребности  в деталях, узлах, комплектующих  изделиях.

Самостоятельность этих предприятий  номинальна. Реально они включены в структуру современной фирмы  на основе подрядных и субподрядных работ. Следовательно, концентрация производства фирмы выходит за рамки собственных  предприятий, за рамки собственного капитала.

Оптимальность размера предприятия  в рамках фирмы подчинена ее рыночной стратегии. Удовлетворение внутренних потребностей фирмы в каком-либо продукте делает оптимальным небольшое  предприятие. А необходимость завоевания рынка для своей продукции, и  особенно для нового продукта, предопределяет увеличение оптимального размера предприятия. Следовательно, оптимальность размеров предприятия в рамках фирмы выражается в сочетании крупных и мелких предприятий.

Современными формами  концентрации производства выступают  комбинирование и диверсификация. Обе  формы включают технически и функционально  взаимосвязанные производства, способствуют развитию производства для собственных  нужд и расширению номенклатуры выпускаемых  товаров. Комбинирование как системовзаимосвязанных процессов означает укрупнение производства на уровне фирмы.

Диверсификация, охватывая  в основном смежные отрасли, порождает  диверсифицированный концерн, существующий в виде разветвленной группы акционерных  предприятий. Укрупнение производства в этом случае происходит на уровне отделения концерна. Диверсификация усиливает процесс скрытых форм концентрации производства в результате технологического и функционального  подключения множества предприятий  к концерну. Более того, она превращает укрупнение производства в интернациональный  процесс.

Экономическая рациональность крупного предпринимательства обусловлена  прежде всего его технической  активностью: крупная фирма обеспечивает оптимальный вариант для капиталовложений в интересах инвестора в условиях конкурентного риска. Конкурентоспособность  дает крупной фирме возможность  мобилизовывать значительные суммы  капиталов.

Крупная фирма занимается краткосрочным и долгосрочным планированием  своей деятельности, разрабатывает  стратегию маркетинга, обладает высоким  кадровым потенциалом, имеет возможность  решения социальных проблем на предприятии. Все эти преимущества позволяют  крупным предприятиям утвердить  свои позиции в предпринимательском  деле.

Крупный бизнес не поддается  простому определению Обычно понятие "крупный бизнес применяется к  таким гигантам как ИБМ и "Дженерал моторс" По данным эксперта в число  крупнейших компаний мира в 1996 году входили  такие фирмы, General Electric (США), Roal Dutch (Великобритания - Дания), Coca-Cola (США),. Nippon Telegraph & Telephone (Япония),. Exxon (США). В этот список входила  и одна российская компания"- "Газпром, которая заняла 421 место. Среди 500 компаний мира, получивших в 1996 году наибольшую балансовую прибыль по данным Fortune были: General Motors (США),. Ford Motor (США), Mitsui (Япония), Mitsubishi (Япония), Itochu (Япония) .

1.2 Функции крупного бизнеса

 

Функции крупного бизнеса. Главным  элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является обеспечивают устойчивость рыночной экономики и  ее основных составляющих: цен, структуры  производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим  предприятиям идет развитие бизнеса, в  основе которого лежат механизмы  снижения издержек производства. Крупные  фирмы являются носителями НТП, они  накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.

Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие  рост корпораций.

Первая - стремление к получению  экономии на масштабе производства (технологическая  экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции  за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что  проявляется в усилении специализации  применяемого труда, введения автоматического  оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных  предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.

Вторая причина - стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин - экономия на разнообразии производственной продукции и рын-ков  сбыта). Это вид экономии, названный  английским экономистом Е. Пенроуз  экономией на росте, образуется благодаря  несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают  новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы.

Экономия от использования  этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство  фирм стремится к проникновению  в те области, в которых технологические  и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы.

Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные  многопродуктовые, многоотраслевые  и многонациональные компании. Инструментами  их формирования являлись вертикальная интеграция (комбинирование), диверсификация (в том числе конгломерация) и  ин-тернационализация с ее высшей формой - глобализацией.

Третий стимул роста корпораций - экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и  воз-никают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной  технологи-чески обособленной структуры  к другой, то есть когда имеет  место транзакция - сделка, операция, контракт, договор.

Информация о работе Предпринимательство, малый бизнес, крупное предпринимательство, экономика, субъекты предпринимательства