Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:49, курсовая работа
Целью данной работы является сравнительный анализ крупного и малого предпринимательства.
В результате исследования темы курсовой работы были выполнены следующие задачи: изучены сущность и специфика малого и крупного бизнеса; проанализирована структура и специфика малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь; выявлены проблемные зоны малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 КрупнОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 6
1.1 Понятие и значение крупного предпринимательства 6
1.2 Функции крупного бизнеса 8
ГЛАВА 2 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 12
2.1 Понятие, сущность и признаки малого предпринимательства 12
2.2 Малые предприятия: классификация, особенности и функции 14
2.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса 18
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 Роль малого предпринимательства в экономике Республики Беларусь 23
3.2 Роль крупного предпринимательства в экономике Республики Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.
Цели деятельности малых
предприятий, как правило, не отличаются
от целей больших. Но, как показывает
опыт, предприятия небольших
Его роль необходимо анализировать по следующим направлениям. В области хозяйственного механизма малый бизнес позволяет бороться с монополизмом, обеспечивая его необходимую гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. Малые предприятия как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкретное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности малых предприятий лучше удовлетворяются потребности общества за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. Малые предприятия обеспечивают возможность специализации производство крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных предприятий от вспомогательных и заготовительных производств.
В области общественной психологии малый бизнес воспитывает участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающего бизнесом, МБ позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные задачи.
В области социальной структуры общества малый бизнес является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.
Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малых предприятий создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.
Малые предприятия являются неотъемлемым и как, показывает практика, наиболее эффективным элементом инновационного развития экономики. Они занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная работа новых предприятий [9, с.17].
Развитие малого бизнеса
в различных странах
В экономике развитых стран давно поняли, что наемный работник – это плохой работник, он не имеет глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. И главное – малый бизнес начало активно поддерживать государство.
При современных масштабах развития малый бизнес во многих странах обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране. Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, он имеет ряд достоинств:
-сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
-массовость, что позволяет
в короткий срок наладить
-ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
-мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
-быстрое накопление капиталов
и их свободный перелив в
наиболее окупаемые отрасли,
-способность быстро поглощать
большое количество рабочей
-коллективистский социально-
-быструю адаптацию на внешнем рынке;
углубление внутриотраслевой
специализации, снижение затрат на производство
благодаря возникновению
-значительно меньше по
сравнению с большими
Во многом благодаря целенаправленным
усилиям государств в этой сфере
сформировался специфический
-стабильность государственной,
-позитивное общественное мнение;
-льготный налоговый режим;
-наличие развитой
-значительная
- увеличение доли субъектов
малого предпринимательства –
юридических лиц в общем
- увеличение общего числа
занятых в микро- и малых
организациях, включая численность
индивидуальных
В свою очередь неотъемлемая
часть Программы социально-
Соответственно в Программе деятельности правительства на 2011-2015 годы предусмотрено увеличение численности занятых в секторе малого бизнеса не менее чем до 1,8 млн. человек к концу 2015 года, в том числе за счет кадровой реструктуризации крупных предприятий [16].
Дополнительными
факторами обеспечения
- увеличение удельного
веса видов деятельности с
высокой долей добавленной
- повышение вклада
- сохранение темпов роста количества субъектов малого предпринимательства;
Говоря о малом бизнесе,
надо сказать, что он наиболее
эффективен лишь при
Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, путем привлечения иностранных инвестиций.
Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.
Проводимая в последние годы политика по либерализации условий экономической деятельности положительно отразилась на уровне развития малого предпринимательства, способствовала поступательному увеличению вклада этого сектора в обеспечение экономического роста страны.
С 2006 по 2010 год удельный вес
субъектов малого предпринимательства
(юридических лиц) возрос по важнейшим
показателям социально-
Таблица 3.1 – Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, %
Наименование показателя |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Валовой внутренний продукт |
8,8 |
10,5 |
11,2 |
11,4 |
12,4 |
Выпуск товаров и услуг |
8,1 |
10,6 |
11,3 |
12 |
12,5 |
Объем производства продукции (работ, услуг) |
7,3 |
7,7 |
8,3 |
9,2 |
9,5 |
Окончание таблицы 3.1 | |||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Инвестиции в основной капитал |
7,1 |
20 |
21,1 |
23,9 |
27,2 |
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг |
22,8 |
27,4 |
28,2 |
28,3 |
28 |
Розничный товарооборот, включая общественное питание |
10,2 |
22 |
27,8 |
29,5 |
28,2 |
Внешнеторговый оборот |
23,9 |
30,2 |
30,6 |
30,5 |
33,7 |
Примечание - Источник [5, с. 46]
Рост по важнейшим показателям социально-экономического развития, в частности, составил в:
На протяжении нескольких
последних лет наблюдается
По состоянию на 1 января 2011 года количество субъектов малого предпринимательства составила 84164 и увеличилось за 2010 год на 6762, или на 8,7 %. За три последних года динамика роста субъектов малых предприятий составила примерно 31000, или 60 % (рисунок 3.1).
Прирост количества субъектов
малого предпринимательства –
– деятельностью правительства
по либерализации условий
– стимулирующими мерами, направленными
на создание индивидуальными
Количество МП, тыс. ед.
Количество ИП, тыс. ед.
Рисунок 3.1 – Динамика количества субъектов малого предпринимательства в 2008-2010 годах
Примечание – Источник: собственная разработка
Тенденцией развития малого
предпринимательства различных
форм собственности в 2008–2010 годах
стало резкое снижение количества государственных
организаций по сравнению с ростом
малых предприятий частной и
иностранной форм собственности, что
закономерно объясняется
Сегодня в общем количестве малых предприятий 98,3 % составляют предприятия негосударственной формы собственности. Они сосредоточили 93,2 % общего числа занятых на малых предприятий, обеспечивая 96,6 % выручки от реализации товаров, работ и услуг организаций малого предпринимательства (рисунок 3.2).