Предпринимательство, малый бизнес, крупное предпринимательство, экономика, субъекты предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является сравнительный анализ крупного и малого предпринимательства.
В результате исследования темы курсовой работы были выполнены следующие задачи: изучены сущность и специфика малого и крупного бизнеса; проанализирована структура и специфика малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь; выявлены проблемные зоны малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 КрупнОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 6
1.1 Понятие и значение крупного предпринимательства 6
1.2 Функции крупного бизнеса 8
ГЛАВА 2 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 12
2.1 Понятие, сущность и признаки малого предпринимательства 12
2.2 Малые предприятия: классификация, особенности и функции 14
2.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса 18
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 Роль малого предпринимательства в экономике Республики Беларусь 23
3.2 Роль крупного предпринимательства в экономике Республики Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 203.45 Кб (Скачать документ)

Уже сегодня актуальна  и будет актуализироваться и  далее экологическая функция  малого бизнеса, которая уже имеет  место  в странах с развитой рыночной экономикой.

 

2.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса

 

Цели деятельности малых  предприятий, как правило, не отличаются от целей больших. Но, как показывает опыт, предприятия небольших размеров, играя важную  социально-экономическую  роль в обществе, имеют значительно  меньшую степень выживаемости в  рыночной экономике и потому нуждаются  в государственной поддержке [1, с.38].

Его роль необходимо анализировать  по следующим направлениям. В области  хозяйственного механизма малый  бизнес позволяет бороться с монополизмом, обеспечивая его необходимую  гибкость благодаря повышению скорости реагирования на изменение потребностей общества. Малые предприятия как неотъемлемая часть рыночной среды оказывают конкретное давление на крупные предприятия и тем самым стимулируют их инновационную деятельность. Благодаря деятельности малых предприятий лучше удовлетворяются потребности общества  за счет заполнения рыночных ниш, которые игнорируются крупным и средним бизнесом из-за небольшого минимального эффективного масштаба производства. Малые предприятия обеспечивают возможность специализации производство крупных фирм в результате отказа в пользу мелких специализированных  предприятий от вспомогательных и заготовительных производств.

В области общественной психологии малый бизнес воспитывает участвующих  и связанных с ним людей  психологию собственника, способность  самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной  к конкуренции. Для человека, занимающего  бизнесом, МБ позволяет реализовать  себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные  задачи.

В области социальной структуры  общества малый бизнес является основой формирования так называемого среднего класса, который в настоящее время составляет основу общества рыночного типа.

Малые предприятия являются основой либеральной экономики на современном этапе: они формируют основную массу налоговых поступлений, заработной платы (сбережений), обеспечивают средствами к существованию значительную часть населения. Благодаря деятельности малых предприятий   создаются новые рабочие места, обеспечивается мобилизация материальных, финансовых и природных ресурсов.

Малые предприятия являются неотъемлемым и как, показывает практика, наиболее эффективным элементом  инновационного развития экономики. Они  занимаются разработкой и внедрением технологических, технических, организационных  новшеств, без которых невозможен выход на рынок и эффективная  работа новых предприятий [9, с.17].

Развитие малого бизнеса  в различных странах осуществлялось по-разному, но результат был получен  одинаковый: массовое возникновение  малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую  роль как в экономической, так  ив социальной сфере.

В экономике развитых стран  давно поняли, что наемный работник – это плохой работник, он не имеет  глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан  в собственников. И главное –  малый бизнес начало активно поддерживать государство.

При современных масштабах  развития малый бизнес во многих странах  обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает  богатство стране. Занимая определенную нишу в экономической структуре  общества, он имеет ряд достоинств:

-сравнительно низкую  капиталоемкость  и поэтому  широкую доступность населению;

-массовость, что позволяет  в короткий срок наладить производство  разнообразных товаров и услуг;

-ориентацию на потребителя,  так как выживаемость зависит  от быстрой окупаемости;

-мобильность на рынке  и в сфере технологий, что способствует  ускоренному развитию НТП;

-быстрое накопление капиталов  и их свободный перелив в  наиболее окупаемые отрасли, что  способствует их быстрому развитию;

-способность быстро поглощать  большое количество рабочей силы;

-коллективистский социально-психологический  климат, низкий уровень конфликтности,  отсутствие бюрократизма в управлении;

-быструю адаптацию на внешнем рынке;

углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;

-значительно меньше по  сравнению с большими предприятиями  воздействие на окружающую среду.

Во многом благодаря целенаправленным усилиям государств в этой сфере  сформировался специфический социально-экономический  климат, благоприятный для предпринимательства. Его характерные признаки:

-стабильность государственной,  экономической и социальной политики, нацеленной на поддержку предпринимательства;

-позитивное общественное  мнение;

-льготный налоговый режим;

-наличие развитой инфраструктуры  поддержки предпринимательства  (инновационные и внедренческие  центры, финансируемые не долевой  основе государством и частным  бизнесом; «инкубаторы» нового бизнеса;  специализированные фирмы, представляющие  финансовую помощь начинающим  предпринимателям; консультативные  центры по вопросам управления, маркетинга, рекламы; курсы и школы  подготовки предпринимателей);

-значительная дебюрократизация  процедур регулирования хозяйственной  деятельности со стороны государственных  органов (сокращение форм отчетности, облегчение правил регистрации) [9, с.47-48].            

Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся  в торговле, строительстве, сфере  услуг и сельском хозяйстве, все  шире осваиваются в промышленности, особенно в общем и точном машиностроении, электротехнике. Основополагающим документом государственной политики поддержки предпринимательства в Беларуси является закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства». В соответствии с ним разрабатываются и последовательно реализуются государственные программы поддержки малого предпринимательства в Беларуси на 3-летний период. В частности, в программе на 2010-2012 годы предусмотрено:

- увеличение доли субъектов  малого предпринимательства –  юридических лиц в общем объеме  выручки, полученной от реализации  товаров, работ и услуг;

- увеличение общего числа  занятых в микро- и малых  организациях, включая численность  индивидуальных предпринимателей  [13].

В свою очередь неотъемлемая часть Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы – раздел, определяющий цели, задачи и показатели развития малого бизнеса. Стимулирование предпринимательства  и деловой инициативы определено в качестве одного из приоритетных направлений экономического прогресса  страны. Прогнозируется увеличение вклада малого бизнеса в формирование ВВП  в 2015 году до 30 % и более. В основу разработки прогнозных показателей  развития малого предпринимательства  на 2011-2015 годы заложен рост производительности труда работников, занятых в малом  предпринимательстве, в 1,8 раза [16].

Соответственно в Программе  деятельности правительства на 2011-2015 годы предусмотрено увеличение численности  занятых в секторе малого бизнеса  не менее чем до 1,8 млн. человек  к концу 2015 года, в том числе  за счет кадровой реструктуризации крупных  предприятий [16].

   Дополнительными  факторами обеспечения запланированного  объема вклада МСП в ВВП  страны в прогнозном периоде  станут:

- увеличение удельного  веса видов деятельности с  высокой долей добавленной стоимости  в общем объеме добавленной  стоимости МСП;

- повышение вклада инновационноактивных  МСП в общие показатели этого  сектора экономики;

- сохранение темпов роста  количества субъектов малого  предпринимательства;

 Говоря о малом бизнесе,  надо сказать, что он наиболее  эффективен лишь при взаимодействии  с крупными предприятиями и  наоборот. Это единое целое, из  которого нельзя исключать отдельные  части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Роль малого предпринимательства в экономике Республики Беларусь

 

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, путем привлечения иностранных инвестиций.

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом  развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих  мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

Проводимая в последние  годы политика по либерализации условий  экономической деятельности положительно отразилась на уровне развития малого предпринимательства, способствовала поступательному увеличению вклада этого сектора в обеспечение экономического роста страны.

С 2006 по 2010 год удельный вес  субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) возрос по важнейшим  показателям социально-экономического развития, что отражено в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, %

Наименование показателя

2006

2007

2008

2009

2010

А

1

2

3

4

5

Валовой внутренний продукт

8,8

10,5

11,2

11,4

12,4

Выпуск товаров и услуг

8,1

10,6

11,3

12

12,5

Объем производства продукции (работ, услуг)

7,3

7,7

8,3

9,2

9,5

Окончание таблицы 3.1

А

1

2

3

4

5

Инвестиции в основной капитал

7,1

20

21,1

23,9

27,2

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг

22,8

27,4

28,2

28,3

28

Розничный товарооборот, включая общественное питание

10,2

22

27,8

29,5

28,2

Внешнеторговый оборот

23,9

30,2

30,6

30,5

33,7


Примечание - Источник [5, с. 46]

 

Рост по важнейшим показателям  социально-экономического развития, в частности, составил в:

  • валовом внутреннем продукте с 8,8 % до 12,4 %;
  • производстве продукции  (товаров, услуг) с 8,1 % до 12,5 %;
  • розничном товарообороте  торговых организаций, включая  общественное питание,  – с 10,2 %  до 28,2 %;
  • инвестициях в основной  капитал – с 7,1 % до 27,2 %;
  • внешнеторговом обороте – с  23,9 % до 33,7 %.

На протяжении нескольких последних лет наблюдается положительная  динамика доли занятых в предпринимательском  секторе экономики. Доля занятых  в малом и среднем предпринимательстве  с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников возросла с  28,6 % в 2007 году до 32,2 % общего числа занятых в экономике страны в 2010 году [5, с. 47].

   По состоянию на 1 января 2011 года количество субъектов  малого предпринимательства   составила 84164 и увеличилось за 2010 год на 6762, или на 8,7 %. За три  последних года динамика роста  субъектов малых предприятий   составила примерно 31000, или 60 % (рисунок  3.1).

Прирост количества субъектов  малого предпринимательства – юридических  лиц в последние годы обусловлен двумя основным факторами:

– деятельностью правительства  по либерализации условий осуществления  экономической деятельности;

– стимулирующими мерами, направленными  на создание индивидуальными предпринимателями  юридических лиц.

Количество МП, тыс. ед.


Количество ИП, тыс. ед.


 

Рисунок 3.1 – Динамика количества субъектов малого предпринимательства в 2008-2010 годах

Примечание – Источник: собственная разработка

 

Тенденцией развития малого предпринимательства различных  форм собственности в 2008–2010 годах  стало резкое снижение количества государственных  организаций по сравнению с ростом малых предприятий  частной и  иностранной форм собственности, что  закономерно объясняется улучшением условий для ведения бизнеса  в стране в целом и повышением привлекательности Беларуси для  иностранных инвесторов.

Сегодня в общем количестве малых предприятий 98,3 % составляют предприятия негосударственной формы собственности. Они сосредоточили 93,2 % общего числа занятых на малых предприятий, обеспечивая 96,6 % выручки от реализации товаров, работ и услуг организаций малого предпринимательства (рисунок 3.2).

Информация о работе Предпринимательство, малый бизнес, крупное предпринимательство, экономика, субъекты предпринимательства