Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:49, курсовая работа
Целью данной работы является сравнительный анализ крупного и малого предпринимательства.
В результате исследования темы курсовой работы были выполнены следующие задачи: изучены сущность и специфика малого и крупного бизнеса; проанализирована структура и специфика малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь; выявлены проблемные зоны малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 КрупнОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 6
1.1 Понятие и значение крупного предпринимательства 6
1.2 Функции крупного бизнеса 8
ГЛАВА 2 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 12
2.1 Понятие, сущность и признаки малого предпринимательства 12
2.2 Малые предприятия: классификация, особенности и функции 14
2.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса 18
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 Роль малого предпринимательства в экономике Республики Беларусь 23
3.2 Роль крупного предпринимательства в экономике Республики Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Рисунок 3.2 – Динамика количества субъектов малого предпринимательства в 2007-2010 годах
Примечание – Источник: [20, с. 44]
Анализ показателей за несколько лет свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За последние четыре года сохраняется значительная доля организаций малого предпринимательства, функционирующих в сферах торговли и общественного питания (40,9 % по итогам 2010 года), промышленности (20 %), строительстве (10,5 %) и на транспорте (8,2 %), что в целом соответствует аналогичным показателям развитых стран (Приложение А).
Уровень регионального развития субъектов малого предпринимательства во многом определяется географическим положением, наличием трудовых и сырьевых ресурсов, доходами населения, наличием развитой инфраструктуры. Большая часть организаций малого предпринимательства (37%) сконцентрирована в Минске, что объясняется наличием развитой производственной инфраструктуры, концентрацией значительных производственных мощностей и квалифицированных кадров (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 – Распределение МП по регионом, в % к общему количеству
Примечание – Источник: приложение Б.
В общем объеме белорусского экспорта товаров доля организаций малого предпринимательства по итогам 2010 года составила 38,9 %, увеличившись за год на 4,6 процентного пункта, или 9,8 млрд. долларов США, что на 2,5 млрд. долларов превысило результат 2009 года (рисунок 3.4).
Рисунок 3.4 - Динамика экспорта, импорта и объема внешней торговли товарами МП, млрд. долларов США
Примечание – Источник: [20, с. 46]
В рассматриваемом периоде наблюдалось уменьшение отрицательного внешнеторгового сальдо МП. Если в 2007 году его величина составляла 5,2 млрд. долларов, то в 2010 году – около 700 млн. долларов. В некоторой степени такие показатели являются следствием проводимой правительством политики по импортозамещению и развитию экспортоориентированных производств.
Несмотря на то, что в
целом по республике отраслевая структура
сектора малых предприятий
Так, если в среднем по республике доля малых предприятий, работающих в промышленности, составила по итогом 2010 года 20,2%, то в Минской области она достигла 23,7%, в Брестской – 23,3%, в Гродненской – 22,7%.
Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей.
Аналогичная ситуация
складывается и с развитием
малых предприятий в других
отраслях реального сектора
Таким образом, можно сделать
вывод, что вследствие реализации мер
по либерализации условий
В тоже время следует признать,
что значительные количественные изменения
в секторе малого предпринимательства
не обеспечили пока адекватно повышение
его роли в экономике страны. На
долю малых предприятий приходится
лишь 10-12 % валового внутреннего продукта,
16-17 % списочной численности
Это свидетельствует
о том, что в использовании
потенциала частной
К субъектам крупного предпринимательства относятся юридические лица со среднегодовой численностью работников более 250 человек. Субъектами крупного предпринимательства не могут быть индивидуальные предприниматели.
Сильные стороны крупного бизнеса:
Наряду с конкурентными
преимуществами крупный бизнес имеет
и слабые стороны. Рост фирмы часто
сопровождается снижением эффективности
ее управления. Очень часто крупные
фирмы имеют возможность
Слабые стороны крупного бизнеса:
Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами крупного предпринимательства, сокращается. К концу 2010 года он составил 80 процентов (субъектами малого предпринимательства –12,4 %, субъектами среднего предпринимательства –7,6 %) и сократился по сравнению с 2008 годом на 2 процентных пункта [15].
В 2010 году доля объема производства продукции (товаров, услуг) крупного предпринимательства в ее общем объеме составила 79,3 процента (по сравнению с 2008 годом сокращение составило 1,7 процентных пункта).
Удельный вес средней численности работников крупного предпринимательства в общей средней численности работников в целом по республике составил в 2010 году 72 процентов (увеличение по сравнению с 2008 годом – на 0,5 процентных пункта).
Доля розничного товарооборота торговых организаций субъектов крупного предпринимательства составила в 2010 году 59,4 процента и сократилась по сравнению с 2008 годом на 4,7 процентных пункта.
В общем объеме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг доля субъектов крупного предпринимательства составила в 2010 году 62,7 процента, в то время как в 2008 год –62,6 процента (меньше на 0,1 процентных пункта).
Во внешнеторговом обороте республики у субъектов крупного предпринимательства довольно высокие позиции. Удельный вес сократился с 64,5 процента в 2007 году до 60,3 процента в 2010 году (сокращение на 4,2 процентных пункта) [15].
Доля экспорта снизилась
с 65,3 процентов в 2008 году до 57,1 процента
в 2010 году (сокращение – на 8,2 процентных
пунктов), в то время как
доля импорта снизилась с 64 процентов
в 2008 году до 62,6 процентов в 2010 году
(снижение на 1,4 процентных пункта). Снижение
экспортной деятельности в сфере
крупного предпринимательства было
обеспечено путем выполнения ежегодных
планов мероприятий по реализации стратегии
развития экспорта субъектов малого
предпринимательства в
Таким образом, в последние
годы в Республике Беларусь наметилась
устойчивая положительная динамика
удельного веса малого и среднего
предпринимательства в основных
экономических показателях
В указанном периоде
По сравнению с крупным
бизнесом малые предприятия имеет
ряд преимуществ, в числе которых
его мобильность, гибкая реакция
на трансформацию и перепады рынка,
изменение потребительских
Вклад малых предприятий в создание рабочих мест, формирование доходов миллионов людей и, что особенно важно, среднего класса – определяющего показателя политической, экономической и социальной зрелости, стабильности любого государства – еще один неоспоримый факт его влияния на глобальную экономику. Этот потенциал реализуется за счет трудоустройства населения, вовлечения в производства тех резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей,- пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц с ограниченными физическими возможностями, а также населения, желающего трудиться вне основного рабочего времени. Как показывает мировой опыт, такие предприятия создают до 80 % новых рабочих мест в отличие от крупных производств, где зачастую наблюдаются сокращение занятости.
Крупный бизнес, как
правило, более стабилен, теснее
связан с государственными
Недооценка значимости малого
предпринимательства в Беларуси
для решения социальных, инвестиционных
и экономических задач может
обернуться в будущем серьезным
снижением эффективности
Таким образом, динамика развития малого предпринимательства в Беларуси позволяет рассчитывать на постепенное повышение его роли в экономике, увеличение вклада в ВВП и доли занятых в секторе МСП до уровня развитых стран. Вместе с тем значительное отставание по этим показателям от стран Европейского союза, США, Японии обусловливает необходимость введения дополнительных стимулов, которые будут способствовать дальнейшему развитию предпринимательства в Беларуси.
В настоящее время в целях создания благоприятного делового климата и инвестиционной среды в стране реализуется План мероприятий на 2011-2012 годы по улучшению условий ведения бизнеса, выполнение которого позволит обеспечить рейтинг Беларуси в отчете Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса» не ниже тридцатой позиции.