Предпринимательство, малый бизнес, крупное предпринимательство, экономика, субъекты предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является сравнительный анализ крупного и малого предпринимательства.
В результате исследования темы курсовой работы были выполнены следующие задачи: изучены сущность и специфика малого и крупного бизнеса; проанализирована структура и специфика малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь; выявлены проблемные зоны малого и крупного бизнеса в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 КрупнОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 6
1.1 Понятие и значение крупного предпринимательства 6
1.2 Функции крупного бизнеса 8
ГЛАВА 2 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 12
2.1 Понятие, сущность и признаки малого предпринимательства 12
2.2 Малые предприятия: классификация, особенности и функции 14
2.3 Социально-экономическая роль малого бизнеса 18
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КРУПНОГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
3.1 Роль малого предпринимательства в экономике Республики Беларусь 23
3.2 Роль крупного предпринимательства в экономике Республики Беларусь 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 203.45 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 3.2 – Динамика количества субъектов малого предпринимательства  в 2007-2010 годах

Примечание – Источник: [20, с. 44]

 

Анализ показателей за несколько лет свидетельствует  о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора. За последние четыре года сохраняется  значительная доля организаций малого предпринимательства, функционирующих в сферах торговли и общественного питания (40,9 % по итогам 2010 года), промышленности (20 %), строительстве (10,5 %) и на транспорте (8,2 %), что в целом соответствует аналогичным показателям развитых стран (Приложение А).

Уровень регионального развития субъектов малого предпринимательства  во многом определяется географическим положением, наличием трудовых и сырьевых ресурсов, доходами населения, наличием развитой инфраструктуры. Большая часть  организаций малого предпринимательства (37%) сконцентрирована в Минске, что объясняется наличием развитой производственной инфраструктуры, концентрацией значительных производственных мощностей и квалифицированных кадров (рисунок 3.3).

 

Рисунок 3.3 – Распределение  МП по регионом, в % к общему количеству

Примечание – Источник: приложение Б.

 

В общем объеме белорусского экспорта товаров доля организаций  малого предпринимательства по итогам 2010 года составила 38,9 %, увеличившись за год на 4,6 процентного пункта, или 9,8 млрд. долларов США, что на 2,5 млрд. долларов превысило результат 2009 года (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4 - Динамика экспорта, импорта и объема внешней торговли товарами МП, млрд. долларов США

Примечание – Источник: [20, с. 46]

В рассматриваемом периоде  наблюдалось уменьшение отрицательного внешнеторгового сальдо МП. Если в 2007 году его величина составляла 5,2 млрд. долларов, то в 2010 году – около 700 млн. долларов. В некоторой степени  такие показатели являются следствием проводимой правительством политики по импортозамещению и развитию экспортоориентированных  производств.

Несмотря на то, что в  целом по республике отраслевая структура  сектора малых предприятий остается достаточно стабильной, в региональном разрезе наблюдаются определенные позитивные изменения. Подтверждением тому служат данные о распределении  малых предприятий по отраслям экономики.

Так, если в среднем по республике доля малых предприятий, работающих в промышленности, составила  по итогом 2010 года 20,2%, то в Минской  области она достигла 23,7%, в Брестской  – 23,3%, в Гродненской – 22,7%.

Уровень развития малого предпринимательства  в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение  со стороны местных властей.

 Аналогичная ситуация  складывается и с развитием  малых предприятий в других  отраслях реального сектора экономики: в сельском хозяйстве, на транспорте и в строительстве. В частности, удельный вес малых предприятий, оказывающих транспортные услуги в областях, на 2 – 3 процентных пункта выше, нежели в среднем по стране.

Таким образом, можно сделать  вывод, что вследствие реализации мер  по либерализации условий осуществления  экономической деятельности произошел  стремительный рост числа субъектов  малого предпринимательства, а также  наметилась тенденция улучшения  отраслевой и территориальной структуры  этого сектора.

В тоже время следует признать, что значительные количественные изменения  в секторе малого предпринимательства  не обеспечили пока адекватно повышение  его роли в экономике страны. На долю малых предприятий приходится лишь 10-12 % валового внутреннего продукта, 16-17 % списочной численности работников, 8-10 % общего объема производства промышленной продукции. Очевидно, что наблюдающая  здесь динамика (в пределах 1-2 процентных пунктов ежегодна)  никак не корреспондирует  со стремительными темпами роста  не только зарегистрированных, но и  фактически работающих субъектов.

   Это свидетельствует  о том, что в использовании  потенциала частной деятельности  имеются огромные резервы. Поэтому  одной из актуальных задач  в области развития предпринимательства  является трансформация количественной  динамики этого сектора в качественный  рост, повышение его роли и  значения в реализации приоритетных  направлений социально-экономического  развития страны.

 

3.2 Роль крупного предпринимательства в экономике Республики Беларусь

 

К субъектам крупного предпринимательства  относятся юридические лица со среднегодовой  численностью работников более 250 человек. Субъектами крупного предпринимательства  не могут быть индивидуальные предприниматели.

Сильные стороны крупного бизнеса: 

  • способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства;
  • возможности создавать и накапливать достижения НТП и процедуры и правила рационального бизнеса;
  • экономия на издержках производства;
  • устойчивость.

Наряду с конкурентными  преимуществами крупный бизнес имеет  и слабые стороны. Рост фирмы часто  сопровождается снижением эффективности  ее управления. Очень часто крупные  фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что  снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого  развития бизнеса в средних и  мелких размерах.

Слабые стороны крупного бизнеса:

  • cнижение стимулов к росту эффективности производства;
  • возможность для ограничение доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса;
  • падение эффективности управление с ростом объема фирмы;
  • негибкость, возможность потери контакта с потребителем.

Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами крупного предпринимательства,  сокращается.  К  концу 2010  года  он  составил 80 процентов (субъектами малого предпринимательства –12,4 %,  субъектами среднего  предпринимательства  –7,6 %)  и сократился  по  сравнению  с 2008  годом  на 2 процентных пункта [15].

В 2010  году  доля  объема  производства продукции (товаров,  услуг)  крупного предпринимательства  в  ее  общем объеме составила 79,3  процента (по сравнению  с 2008  годом  сокращение  составило 1,7 процентных пункта).

Удельный вес средней  численности работников крупного предпринимательства  в общей средней численности  работников в целом по республике составил в 2010  году 72 процентов (увеличение   по  сравнению  с 2008 годом –  на 0,5 процентных пункта).

Доля  розничного  товарооборота  торговых организаций субъектов  крупного предпринимательства   составила  в 2010  году 59,4 процента и сократилась по сравнению с 2008  годом на 4,7 процентных пункта.

В общем объеме выручки  от реализации товаров, продукции, работ, услуг доля субъектов крупного предпринимательства  составила в 2010 году 62,7 процента, в  то время как в 2008  год –62,6 процента (меньше на 0,1 процентных пункта).

Во внешнеторговом обороте  республики у субъектов крупного  предпринимательства довольно высокие  позиции.  Удельный  вес  сократился   с 64,5  процента  в 2007  году  до 60,3  процента  в 2010 году (сокращение на 4,2 процентных пункта) [15].

Доля экспорта снизилась  с 65,3 процентов в 2008 году до 57,1 процента в 2010 году (сокращение  – на 8,2 процентных  пунктов),  в  то  время  как  доля  импорта снизилась с 64 процентов  в 2008 году до 62,6 процентов в 2010 году (снижение на 1,4 процентных пункта). Снижение экспортной деятельности в сфере  крупного предпринимательства было обеспечено путем выполнения ежегодных  планов мероприятий по реализации стратегии  развития экспорта субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008–2010 годы.

Таким образом, в последние  годы в Республике Беларусь наметилась устойчивая положительная динамика  удельного  веса  малого и среднего предпринимательства в основных экономических показателях развития Республики Беларусь: в  валовом  внутреннем продукте,  в объеме  производства продукции (товаров, услуг), в объеме промышленного производства, в объеме инвестиций в основной капитал,  в объеме  экспорта  товаров  и др.

В указанном периоде стимулированию развития малого и среднего предпринимательства  способствовало принятие нормативных  правовых актов, направленных на:

  • либерализацию условий осуществления экономической деятельности;
  • снижение налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования;
  • совершенствование отношений собственности и арендных отношений;
  • снижение контрольной нагрузки на бизнес;
  • упрощение административных процедур,  совершаемых  в  отношении  юридических  лиц  и индивидуальных предпринимателей;
  • упрощение сертификации и стандартизации товаров, работ, услуг и другое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По сравнению с крупным  бизнесом малые предприятия имеет  ряд преимуществ, в числе которых  его мобильность, гибкая реакция  на трансформацию и перепады рынка, изменение потребительских предпочтений, насыщение рынка востребованными  товарами и услугами, быстрая окупаемость  затрат и как итог, - активизация  структурной перестройки экономики, преодоление отраслевого и территориального монополизма. 

Вклад малых предприятий  в создание рабочих мест, формирование доходов миллионов людей и, что  особенно важно, среднего класса –  определяющего показателя политической, экономической и социальной зрелости, стабильности любого государства –  еще один неоспоримый факт его  влияния на глобальную экономику. Этот потенциал реализуется за счет трудоустройства  населения, вовлечения в производства тех резервов рабочей силы, которые  не могут быть использованы в крупном  производстве из-за его технологических  и иных особенностей,- пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц с ограниченными  физическими возможностями, а также  населения, желающего трудиться  вне основного рабочего времени. Как показывает мировой опыт, такие  предприятия создают до 80 % новых  рабочих мест в отличие от крупных  производств, где зачастую наблюдаются сокращение занятости. 

 Крупный бизнес, как  правило, более стабилен, теснее  связан с государственными структурами,  несет бремя скорее политического,  нежели экономического риска,  выходит за национальные границы.  Все это резко отличает его  от основной массы мелких и  средних предприятий.

Недооценка значимости малого предпринимательства в Беларуси для решения социальных, инвестиционных и экономических задач может  обернуться в будущем серьезным  снижением эффективности экономики. Малое предпринимательство мобильно в рыночных условиях, способно насытить рынок товарами и значительно  пополнить государственный бюджет налоговыми поступлениями. Оно активизирует население к ведению собственного дела, поиску финансовых и материальных ресурсов. Государство, недооценивающее  роль малого предпринимательства, проигрывает  и в темпах экономического развития страны, и в уровне развития отдельных  территориальных единиц, особенно отдаленных и депрессивных территорий.

Таким образом, динамика развития малого предпринимательства в Беларуси позволяет рассчитывать на постепенное  повышение его роли в экономике, увеличение вклада в ВВП и доли занятых в секторе МСП до уровня развитых стран. Вместе с тем значительное отставание по этим показателям от стран Европейского союза, США, Японии обусловливает необходимость введения дополнительных стимулов, которые будут способствовать дальнейшему развитию предпринимательства в Беларуси.

В настоящее время в  целях создания благоприятного делового климата и инвестиционной среды  в стране реализуется План мероприятий  на 2011-2012 годы по улучшению условий  ведения бизнеса, выполнение которого позволит обеспечить рейтинг Беларуси в отчете Всемирного банка и Международной  финансовой корпорации «Ведение бизнеса» не ниже тридцатой позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Балашевич, М.М. Экономика малого бизнеса: учеб. пособие /М.И. Балашевич, Т.П. Быкова. – Минск: БГЭУ, 2005 -231с.
  2. Бусыгин, А.В. Предпринимательство / А.В. Бусыгин. – М.: Дело, 2000. – 560 с.
  3. Германович, Г.  Государственная поддержка предпринимательства в Республике Беларусь / Г. Германович // Белорусский Банковский Беллютень. - 2005. - №7(210). - С. 74-50.
  4. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 дек. 1998 г., № 218-З; в ред. Закона Респ. Беларусь от 3 июля 2011 г. № 285-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011.- № 78. - 2/1837.
  5. Груздов, А. Весомый вклад / А. Груздов // Экономика Беларуси. – 2011. - № 3. – С. 46-51.
  6. Зиновский, В. Императив времени / В.Зиновский // Экономика Беларуси. – 2011.-№2. – С. 6-9.
  7. Ковалев, М. Развитие малого предпринимательства.  Рейтинг 7 регионов / М. Ковалев // Национальная Экономическая Газета. - 2006. - 25 мая. С.4-5.
  8. Лапуста, М.Г. Предпринимательство / М.Г. Лапуста. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 608с.
  9. Мазоль, С.И. Экономика малого бизнеса / С.И. Мазоль. – Минск: Книжный Дом, 2004. – 272 с.
  10. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: статистический сборник. – Минск: Национальный Статистический комитет Республики Беларусь, 2011. – 311 с.
  11. Международный опыт поддержки сектора малых и средних предприятий // Малый и средний бизнес в Беларуси. - 2006. - №4. – С. 2-10.
  12. О поддержке малого  и  среднего предпринимательства: Закон Респ. Беларусь, 1 июля 2010 г., № 148-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2012.
  13. О Государственной программе поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010–2012 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 дек. 2009 г., № 1721; в ред. Постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 8 сентября 2011 г. № 1199 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 104. - 5/34427.
  14. Поддержка малого бизнеса как фактор активизации предпринимательской деятельности в регионах. Современные финансовые и иные механизмы». Справочно-аналитический материал / Бадей Г.П., Быкова Т.П., Наумович Н.К., Невиак Свен-Олаф, Тарасевич Ж.К., Шерснева С.П.. - Минск, 2010. - 180 с.
  15. О развитии малого и среднего предпринимательства в 2010 году / Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/small_business/iam-on-development-of-small-business-in-rb/on-the-development-of-small-business-in-2010.-Дата доступа: 05.02.2012.
  16. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 апр. 2011 г., № 136 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2011. - № 82. - 3/34427.
  17. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008 (Стат. сб.) Минстат РБ - Минск, 2008.
  18. Учебный материал / Введение в бизнес / Тема 2 [Электронный ресурс]. – 2010. Режим доступа: econbook.kemsu.ru./UMK_Aparinal/2.html. – Дата доступа: 05.02.2012.
  19. Хизрич, Р. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питерс; пер. с англ. – М.: Прогресс Универс, 1991. – 120 с.
  20. Червяков, А. Фактор экономического развития / А. Червяков // Экономика Беларуси. – 2011. - № 2. – С. 42-46.

Информация о работе Предпринимательство, малый бизнес, крупное предпринимательство, экономика, субъекты предпринимательства