Малый бизнес в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:07, реферат

Описание

Правительство Российской Федерации считает помощь малому бизнесу одним из приоритетных направлений развития экономики нашей страны. В настоящее время малый бизнес в экономике России занимает довольно скромное место, доля частных предприятий в ВВП страны составляет около 30 %. Несмотря на все усилия правительственных и муниципальных органов, место малого бизнеса в российской экономике не слишком заметно.

Работа состоит из  1 файл

Малый бизнес в экономике России.docx

— 35.71 Кб (Скачать документ)

     Правительство Российской Федерации считает помощь малому бизнесу одним из приоритетных направлений развития экономики  нашей страны. В настоящее время  малый бизнес в экономике России занимает довольно скромное место, доля частных предприятий в ВВП страны составляет около 30 %. Несмотря на все усилия правительственных и муниципальных органов, место малого бизнеса в российской экономике не слишком заметно. 

     Во  многих развитых странах малый бизнес является своеобразным локомотивом  экономики, частные предприятия  работают не только в сфере обслуживания, но и в производственной, финансовой и научно-технической среде. Большинство  малых  предприятий России ориентировано  на продажу товаров или предоставление услуг населению, место малого бизнеса  среди предприятий, занимающихся научно-техническими разработками, в нашей стране крайне мало.

     По  мнению государственных деятелей, малый  бизнес должен играть не только значительную роль в экономике России, но и  помочь снять социальную напряженность, создавая новые рабочие места  для населения. К сожалению, в  России очень много моногородов, экономическое процветание которых  зависит от работы одного крупного предприятия. Развитие малого бизнеса  в таких городах практически  невозможно, так как частный предприниматель  вынужден искать рынки сбыта за пределами  своего региона.  

     Одной из основных проблем малого бизнеса  являются жесткие требования, выдвигаемые  банками  при выдаче кредита на развития частного предприятия. Банки  предпочитают работать с крупными предприятиями, а не выдавать миникредиты для развития малого бизнеса. В настоящее время многие банки разрабатывают регламент выдачи миникредитов частным предпринимателям, некоторые финансовые структуры планируют выдавать кредиты малому бизнесу не только в центральных офисах, но и в филиалах банка.  После улучшения ситуации на кредитном рынке, малый бизнес сможет занять более весомое место в экономике России.  

      Планируется, что место малого бизнеса в России будет укрепляться год от года, малые предприятия постепенно будут проникать во все отрасли народного хозяйства, создавая значительную конкуренцию крупным компаниям, а доля малого бизнеса в ВВП будет постоянно возрастать.  

      Возможно, в будущем появятся семейные предприятия, которые будут сохранять традиции производства какого-либо продукта, а  крупные корпорации будут все  более активно взаимодействовать  с малыми предприятиями, - таким образом, малый бизнес  в экономике России будет играть более заметную роль.

     Масштабы  развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий  малого бизнеса. Между тем эти  предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются  в разносторонней государственной  поддержке.

     В России существуют различные организационные  формы государственной поддержки  и защиты интересов предприятий  этой сферы. Созданы ассоциации предприятий  малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки  предприятий малого бизнеса. По данным В.А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

     Одну  из важнейших проблем малого бизнеса  в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог  или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые  предприятия. Союзы предприятий  малого бизнеса, как и специальные  фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют  специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном  положении оказываются предприятия  малого бизнеса: невозможность получения  кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

В портфелях  большинства российских банков займы  малому предпринимательству составляют весьма скромную долю. Так, у Оргрэсбанка — 5%, у банка «Авангард» — менее 0,5%. Доля кредитов малому бизнесу заметна лишь у Пробизнесбанка (20%) — редкое исключение. В определенной степени это связано с размером минимальной суммы ссуды, работать с которой банки считают для себя не рентабельным. Так, у Пробизнесбанка эта сумма минимальна — 10 тыс. долл., у БИН-банка и банка «Авангард» — 20 тыс., у Оргрэсбанка — 100 тыс. долл. Известен и случай, когда был выдан самый маленький кредит - - 1500 руб. КМБ-банком (российским дочерним банком ЕБРР, созданным специально для кредитования малого и среднего бизнеса). Он был выдан пенсионеру-предпринимателю на приобретение цветных шнурков для продажи их на рынке.

     Российские  банки выдают малым предприятиям небольшие кредиты под более  высокие проценты, чем по крупным  кредитам большим предприятиям. Так, в КМБ-банке проценты под кредиты на сумму до 1 тыс. долл. составляют 24% годовых, а до 30 тыс. руб. -36%. Если кредит больше, то проценты составляют уже 15 и 28% годовых.

     Одна  из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса  — большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.

Предприятия малого бизнеса нуждаются также  в информационном обслуживании, подготовке персонала, в льготном банковском кредите  и в другой помощи.

     Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной  поддержки малого бизнеса со стороны  государства через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим  фирмам на определенный срок под более  низкие процентные ставки, чем те, что  действуют на частном рынке ссудных  капиталов. Гарантированные займы  дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается  заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые  компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

     Имеются и другие формы государственной  поддержки малого бизнеса: обеспечение  государственным заказом (если возникает  такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым  в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

     В целях развития малого бизнеса и  обеспечения его государственной  поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства -- одно из важнейших направлений экономической реформы.  Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

     12 мая 1995 г. был принят Федеральный  закон «О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации»1. Законом  были определены формы и методы  государственного регулирования  и стимулирования субъектов малого  предпринимательства, разграничены  полномочия между Российской  Федерацией и ее субъектами. В  Законе названы важнейшие направления  государственной поддержки малого  предпринимательства:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий использования  субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых, материально-технических  и информационных ресурсов, а также  научно-технических разработок и  технологий;

• введение упрощенного порядка регистрации  субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

• поддержка  внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственном связям с зарубежными государствами;

• организация  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров для малых предприятий.

В том  же году был принят еще один Федеральный  закон «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате к настоящему времени  в России сложились и функционируют  три системы налогообложения  предприятий малого бизнеса.

1. Общеустановленная  система, при которой малые  предприятия и индивидуальные  предприниматели платят те же  налоги, что и другие налогоплательщики  (налог на добавленную стоимость,  акцизы, налог на прибыль и  др.). Помимо общих малые предприятия получают специальные льготы. Так, по НДС с 1 января 2001 г. они пользуются необлагаемым минимумом.

2. Упрощенная  система налогообложения в форме  единого налога на доход или  выручку малых предприятий (Закон  1995 г.).

3. Единый  налог на вмененный доход для  определенных видов деятельности (Закон 1998 г.). Объектом налога  здесь признается потенциально  возможный (вмененный) доход, исчисленный  на единицу физического показателя, который корректируется повышающими  (понижающими) коэффициентами.

     Разработаны федеральные программы поддержки  малого предпринимательства: «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства  на 1994—1995 годы» и «Федеральная программа  государственной поддержки малого предпринимательства на 1996—1997 годы». В соответствии с последней Федеральному фонду поддержки малого предпринимателя были выделены ассигнования из федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн руб. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также из-за несогласованности действий исполнителей намеченных мероприятий эта Федеральная программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнены лишь 53%, частично — 25 и не выполнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли многократно окупиться.

     Уделяется внимание и развитию малого бизнеса  в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные  программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них  созданы специальные органы и  фонды его поддержки. Наиболее крупный  регион России — Москва, где сосредоточена  четверть всех предприятий малого бизнеса, на конец 2004 г. занимала первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса (196,7 тыс. предприятий). Далее следуют: Санкт-Петербург (105,7 тыс.), Московская область (39,7 тыс.), Краснодарский край (36,8 тыс.), области — Самарская (32,4 тыс.), Свердловская (28,6 тыс.), Ростовская (25,7 тыс.).

Информация о работе Малый бизнес в экономике России