Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:02, курсовая работа
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса  в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
К основным задачам работы относятся:
    – исследовать проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса в России;
     – выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса;
     – продумать возможные пути решения этих проблем;
Введение ……………………………………………….……………стр. 2
Глава 1. История развития   малого бизнеса в России ……   ……стр. 4
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в                             России   ……………………………………….……………………стр. 11   
Глава 3. Роль государства в поддержке малого  бизнеса  в Росси…………………………………………………………….......стр. 20
Заключение ……………………………………..……………….… стр.23
Список использованных материалов ……..………………..……..стр. 25
Содержание: 
 
Введение ……………………………………………….……
Глава 1. История развития малого бизнеса в России …… ……стр. 4
Глава 2. Современные проблемы развития малого бизнеса в России ……………………………………….……………………стр. 11
Глава 3. Роль государства 
в поддержке малого  бизнеса  в Росси……………………………………………………………..
Заключение ……………………………………..………
Список использованных материалов ……..………………..……..стр. 25
Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Во многих развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП. Но дело не только в количественных показателях. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, т.к. он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.
В последние годы одним из наиболее актуальных направлений экономического роста является развитие малого бизнеса. Для России, развитие малого бизнеса должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Однако процесс становления в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень медленно. Несмотря на трудности и неудачи, малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
Несмотря на принимаемые правительством меры поддержки малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран.
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.
Актуальность исследуемой темы обусловлена тем , что одним из факторов построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого бизнеса. Основой рыночной экономики является предпринимательская деятельность. Ее развитие тесно связано с созданием в стране сети малых предприятий. В настоящее время в России около 24 млн. человек, частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого бизнеса. Кроме того, малое предпринимательство активно влияет на сокращение безработицы, противостоит влиянию экономического кризиса, формирует новый социальный класс мелких собственников.
     Современное 
состояние малого бизнеса нельзя считать 
удовлетворительным: количество малых 
предприятий, приходящихся на 1000 жителей 
страны в 8-10 раз меньше, чем в развитых 
странах; малые предприятия в России производят 
всего лишь 15% ВНП, что также в 3-5 раз ниже 
мирового уровня. Кроме того, во многих 
отраслях народного хозяйства не сформировалась 
конкурентная среда, себестоимость товара 
и услуг малых  
отечественных предприятий значительно 
выше, чем у аналогичных  
зарубежных товаропроизводителей. 
     Анализ 
развития малого предпринимательства 
показывает, что система поддержки 
малых предприятий 
Объектом исследования выступает малый бизнес Российской Федерации.
Целью в данной работе будет произвести характеристику малого бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.
К основным задачам работы относятся:
– исследовать проблемы становления и развития предприятий малого бизнеса в России;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса;
– продумать возможные пути решения этих проблем;
Информационно-
А так 
же Федеральные законы и Постановления 
Правительства РФ и другие нормативно-правовые 
акты, регламентирующие развитие малого 
бизнеса в Российской Федерации. 
 
                  
Глава 1.История развития 
малого  бизнеса в 
России 
Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.
     Централизованное 
управление экономикой имело своей 
целью обеспечение 
     К 
80-м годам двадцатого столетия экономика 
России оказалась в кризисной 
ситуации, что требовало проведение 
ряд реформ, которые ознаменовали 
переход от командной плановой экономики 
к рыночной экономике. Так в середине 
80-х годов партийные и 
     В 
конце 80-х годах происходит зарождение 
и деятельность центров научно-технического 
творчества, временных творческих коллективов 
при общественных организациях, распространение 
бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических 
основ предпринимательской 
     К 
началу 90-х сфера деятельности малого 
бизнеса расширяется, количество людей, 
принимающих в нём участие, увеличивается; 
предпринимательство 
     В 
1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения 
в отношении государства к 
развитию предпринимательства. Были приняты 
многие законы, открывшие широкие 
возможности для масштабного 
развития предпринимательства. На данном 
этапе благодаря либерально-
     Период 
1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной 
приватизацией и развитием всех 
видов предпринимательства, появлением 
множества собственников и 
К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.
     С 
1997 года совокупный прирост числа 
малых предприятий примерно составил 
0,1-2,5%, что свидетельствует о 
Таким образом, если подвести итог и рассмотреть после перестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:
     1. 
период интенсивного 
     2. 
период насыщения и 
3.период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.
Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
      
Поэтому одним из решающих 
условий углубления проводимых 
в России экономических реформ, 
способных вывести страну из 
кризиса, обеспечить