Вовлечение граждан в бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 00:47, практическая работа

Описание

Предлагаем Вашему вниманию аналитическую записку, посвященную теме вовлечения граждан в бюджетный процесс на этапе формирования республиканского бюджета с использованием современных информационных он-лайн технологий.

Работа состоит из  1 файл

policybrief.pdf

— 225.92 Кб (Скачать документ)
Page 1
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
использование информационных он-лайн технологий для повышения общественного
участия в формировании республиканского бюджета
подготовлен ОФ «Центр экономиеских исследований, оценки и мониторинга»,
Шолпан Айтенова, sholpan.aitenova@gmail.com
Аннотация
Предлагаем Вашему вниманию аналитическую записку, посвященную теме вовлечения граждан в
бюджетный процесс на этапе формирования республиканского бюджета с использованием современных
информационных он-лайн технологий. В Казахстане бюджет является социально ориентированным и
напрямую оказывает влияние на социально-экономическое благополучие граждан. Тем не менее, население
не вовлекается в процесс обсуждения проекта бюджета и не имеет возможности влиять на его
формирование. Задача данного документа – показать преимущества и представить аргументы для
повышения уровня участия граждан в процессе обсуждения проекта бюджета через механизм
«Электронное Правительство».
Введение
Индекс открытости бюджета - это оценка наличия 8-ми ключевых бюджетных документов, полноты их
содержания, и возможности жителей страны участвовать в бюджетном процессе (92 вопроса). Индекс
открытости бюджета Казахстана в 2010 году составил 38 баллов. Исследованием 2010 года было
охвачено 94 страны.
Причинами низкого индекса Казахстана является отсутствие практики обсуждения бюджетных
приоритетов с общественностью, на уровне формирования бюджета. Существенно подняться в глобальном
рейтинге открытости бюджетов позволит организация обсуждения бюджетных приоритетов (проекта
бюджета). Без сомнения,
разработка механизма публикация гражданского бюджета отразится на
повышении индекса бюджетной открытости, который, к сожалению, на данный момент остается низким и
относит Казахстан к странам с минимальной бюджетной открытостью.
Международный опыт
Понятие «государственное управление» охватывает процессы и учреждения, которые содействуют
принятию государственных решений. Действия в области формирования и принятия бюджета страны
относят к государственному управлению. По
мнению экспертов Комитета по государственному
управлению Экономического Социального Совета ООН, «управление в целях развития в основном
относится к планированию, составлению бюджета, осуществлению контроля и обеспечению подотчетности
в области политики и программ социально-экономического развития». «Основанное на широком участии
управление» — одна из множества институциональных стратегий управления в целях развития.
«Вовлечение граждан» — желаемый итог и логичный результат основанного на широком участии
управления». На международном уровне признается ценность и необходимость вовлечения граждан в
управление, в том числе в процесс формирования бюджета.
Исторически концепция разработки бюджета на основе принципа участия была разработана в Бразилии в
городе Порто-Алегре в 1989 году. Эта инициатива была направлена на улучшение отчетности и
транспарентности, а также на то, чтобы дать гражданам возможность в большей мере влиять на расходы
муниципальных бюджетов. Эта модель позволила гражданам, представляющим квартальные ассоциации
всего города,
участвовать в совещаниях по планированию инвестиционных расходов на развитие
территорий, которые обычно составляли 15 процентов бюджета. Внедрение модели бюджетирования,

Page 2

ОФ «Центр экономиеских исследований, оценки и мониторинга», г.Астана, 2012 г.
2
Все страны-участницы Организации
по экономическому сотрудничеству и
развитию
применяют
концепцию
участия граждан в принятии решений.
E-участие - участие граждан в жизни
государства с помощью
современных
информационных технологий, является
одним
из
направлений
электронного
правительства и электронной демократии.
основанного на участии граждан, позволило повысить эффективность бюджетных расходов, например, за
первые 10 лет применения данной модели доступность питьевой воды увеличилась с 75 до 98%, а охват
канализационными системами вырос с 46% до 98%.
В последнее десятилетие все большую популярность и
охват набирает взимодействие граждан с государством
посредством Интернета. Это напрямую связано с развитием
электронного правительства – системы предоставления
информации и оказания уже сформировавшегося набора
государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным
чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и
максимально возможно используются информационные технологии.
Применение информационных технологий в сфере государственного управления и ежедневное
использование Интернета гражданами во многих сферах жизни создают потенциал для широкого
взаимодействия граждан и государства, появляются такие термины, как E-участие, E-консультация, E-
Information, E-Decision-making.
С помощью современных технологических решений
люди
могут
направлять
свои
предложения.
Информационные
потоки,
проходящие
через
Интернет, приближают власть к гражданам. При этом
процессы управления становятся менее формальными
и более ориентированными на диалог, чем при
традиционных способах взаимодействия. В свою
очередь, с помощью средств электронного участия (e-
participation) люди могут активнее участвовать в обсуждении планов и стратегий, проектов бюджетов.
Наиболее продвинулись в вопросе развития E-участия, такие страны, как Канада, Южная
Корея, Великобритания, США,
которые
предприняли
гигантские шаги
в
направлении модернизации гражданского участия путем создания структур и ведомств с полномочиями
для координации участия граждан в Интернете, ответственных за управление онлайн консультаций на
федеральном уровне. Эстония - один из лидеров развития “электронного правительства” в Европе и входит
в 20-ку наиболее прогрессивных стран мира в этой сфере. В 2001 году эстонское правительство запустило
портал “Сегодня решаю я”: активный Gov2.0-npoeкт, где любой житель республики мог принять участие в
управлении государством. В фундаменте развития “электронного правительства” на Западе - обеспечение
транспарентности и подотчетности деятельности правительства рядовым гражданам. Конечная цель -
формирование так называемой цифровой демократии, то есть возможности прямого участия населения в
решении государственных и местных вопросов путем голосования on-line.
Перспективы внедрение общественно-государственных информационных
технологий в Казахстане
Электронное правительство в Казахстане внедряется в 2004 года, на сегодняшний день более 8 млн.
граждан, или каждый второй казахстанец, является пользователями интернета, все центральные и местные
органы власти являются частью электронного правительства. Если в начале пути создания электронного
правительства в Казахстане ее основными целями было обеспечение граждан и организаций быстрым и
качественным доступом к государственным услугам, повышение эффективности функционирования
государственных органов путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий, то
на данный момент - переход к информационному обществу и инновационной экономике. Дальнейшая
государственная политика в указанном ключе позволит Интернету приобрести статус механизма (средства,
инструмента) формирования диалога между властью и гражданами.

Page 3

ОФ «Центр экономиеских исследований, оценки и мониторинга», г.Астана, 2012 г.
3
Также в стратегических документах страны (Стратегический план развития Республики Казахстан до
2020 года) отражена необходимость вовлечения граждан: «С целью вовлечения граждан в процесс оценки
реализации государственной политики в целом и деятельности государственных органов в частности будет
внедрен механизм обратной связи между гражданами и государственными органами».
Для Казахстана Интернет участие граждан в обсуждении вопросов социально – экономического развития
страны также является наиболее оптимальным механизмом обратной связи между населением и
государством. Огромная территория страны не позволяет охватить всех граждан непосредственным
участием в обсуждении вопросов республиканского значения, даже вопросы областного значения создают
ограничения для «живого» участия, так как удаленность некоторых районных центров от областного
центра может составлять от 300 км и больше. Также в пользу онлайн участия граждан свидедельствует
возросшая активность граждан в сети Интернет, пользователи все активнее комментируют решения
государственных органов, выражая свое мнение. В тоже время этот процесс не является организованным и
оказывает незначительное влияние на принимаемые на государственном уровне решения. Вовлечение
граждан в обсуждение важных для страны и влияющих на социально экономическое положение населения
документов, таких, как стратегии, стратегические планы государственных органов и бюджеты на этапе
планирования, могли бы повысить эффективность и качество принимаемых документов, с учетом мнения
непосредственных потребителей государственных услуг.
По индексу развития «е-правительства» ООН в 2011 году, Казахстан находится на 46-м месте из 192
возможных. Индекс электронного участия (e-participation index) показывает, насколько эффективными и
полезными являются услуги ЭП для привлечения граждан к участию в принятии решений. По показателю
“е-participation” (участие граждан в электронных государственных проектах) - 18-е (для сравнения, двумя
годами ранее - 106-е место). Такие позитивные данные в рейтинге развития электронного правительства и
электронного участия создают предпосылки для успешного внедрения механизма обсуждения проекта
бюджета в онлайн режиме.
Рекомендации:
1. Создать возможность онлайн обсуждения проекта республиканского бюджета на 2013 год
на сайте Министерства финансов РК;
2. Разместить проект республиканского бюджета на 2013 год на сайте Министерства
финансов РК с возможностью оставлять предложения и комментарии;
3. Определить срок (4 недели), в течении которого посетители сайта могут оставлять
предложения и комментарии по проекту республиканского бюджета на 2013 год;
4. Ежегодно осуществлять практику онлайн обсуждений важных бюджетных документов.
Источники:
1. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года;
2. Программа по развитию информационно-коммуникационных технологий в РК на 2010-2014 гг.;
3. Open Budget Index 2010, International Budget Partnership;
4. Комитет экспертов по государственному управлению Шестая сессия Нью-Йорк, 10–13/04/2007 года Пункт 3
предварительной повестки дня* Основанное на широком участии управление и вовлечение граждан в
разработку политики, оказание услуг и составление бюджетов, пояснительная записка, Экономический
социальный совет ООН;
5. Public Deliberation:A Manager’s Guide to Citizen Engagement, Carolyn J. Lukensmeyer President AmericaSpeaks,
Lars Hasselblad Torres Researcher AmericaSpeaks, Deliberative Democracy: Online
6. Participatory budgeting, edited by Anwar Shah, Public sector governance and accountability series, World Bank, 200;
7. UN e-Government Readiness Index 2010, индекс ООН готовности стран к электронному правительству

Page 4

Таблица 1. Примеры вовлечени граждан в обсуждение проекта бюджета, в том числе и онлайн:

Пример
Ссылка на источник
1 Обсуждение проекта: "О бюджете Астраханской области на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годов" на сайте министерства финансов
Астраханской области
http://mf-
ao.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=168&It
emid=104
2 Минэкономразвития России подводит первые итоги онлайн обсуждения текста
закона «О федеральной контрактной системе»
http://ideas.economy.gov.ru/
3 Обсуждение проекта бюджета министерства здравоохранения и социального
развития Самарской области на 2011-2013 годы
http://minzdravsoc.samregion.ru/ministry/control/public_hearing
s/draft-budget-of-the-ministry-of-the-samara-region-2011-
2013.html
4 ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА КРЫМА
Совет министров Крыма утвердил план организационных мероприятий по
реализации проекта «Открытый народный бюджет»
http://ecrimea.info/2011/10/25/53845/Obschestvennoe_obsuzhd
enie_proekta_byudzheta_Kryima_poruchat_provesti_mestnyim_
vlastyam.shtml
5 Общественные обсуждения «Бюджет Кыргызстана 2011. Проблемы и Решения»
состоятся 23 февраля 2011 года в Бишкеке. На данном мероприятии депутаты
Жогорку Кенеша, представители гражданского сектора, НПО, СМИ,
правозащитники и эксперты обсудят проект закона «О республиканском
бюджете на 2011 год и прогнозе на 2012-2013 годы».
http://i-news.kz/news/2011/02/21/4088798.html
Таблица 2. методика/техника онлайнового обсуждения
Организация
подход
Особенность
примеры
Ascentum
Диалоговый круг
•Предоставление консультации и диалоговой
площадки для государственных органов, бизнеса, и
НПО.
• Организация круглых столов с участием более 14
участников
• Поддержка синхронных и асинхронных диалогов.
• Предлагает широкий спектр участников и
административные услуги, включая справочные
материалы (видео, текст, изображения и т. д.),
обзоры, сценарии, книги и
Слушая канадцев:
Е-консультация по Плану пенсии по инвалидности
на 2002-2003 годы
• Онлайн обсуждения по вопросу о будущем
здравоохранениия 2002.
Дополнительная информация на сайте:
http://www.dialoguecircles.com

Page 5

ОФ «Центр экономиеских исследований, оценки и мониторинга», г.Астана, 2012 г.
5
календари.
CСitizenScape
Ссылка на
правительственный
сайт
• Обеспечение списком государственных действий,
предоставляющих косультации, а также ее
доступность по ссылке
• Онлайновый диалог на воздействие прцессов от
планирования до исполнения правительства
• Стратегия Гражданства в Западной Австралии,
2004
• Консультирование граждан: Вовлечение
коренных жителей Западной Австралии, 2004
Дополнительная информация на сайте:
http://www.citizenscape.wa.gov.au
DDELIB
CitizenSpace
Позволяет участникам в процессе поиска данных,
находить результаты принятых решений и
предложения о новых консультациях.
• «Консультации» ограничиваются чтением
справочных материалов, возможностью отвечать на
соцопросы, а также добавлением комментариев.
• Чистый интерфейс включает прогресс хода работы
и "Fact Bank".
Консультирование по законопроекту о реформе по
проституции, 2004, Великобритания
Дополнительная информация на сайте:
http://www.citizenspace.co.uk
Национальная
IT и
телекоммуникац
ионное агенство
Дании
Danmarks Debatten
Бесплатный E-диалог, разработанный датской
телекоммуникационным агентством с целью
вовлечения общественности в обсуждении вопросов.
• Инструмент для государственных служащих,
который будет использоваться для своих решений.
• Определение яснно выраженной темы, четкие цели,
и (про) активное и определенное управление
обсуждениями / модерирование.
• Содействие общественным дебатам на
национальном, государственном, местном уровнях.
Фюн (коммуна), публичные дебаты о
Региональном плане 2004 года
• город Орхус, общественные обсуждения по
вопросам планирования трафика и расходов на
2003 г.
Дополнительная информация на сайте:
http://www.danmarksdebatten.dk
Диалог в
соответствии с
Проектом
Диалог от малых до
больших групп
Предоставление ряда услуг по вовлечению, включая
консультации, вовлечение заинтересованных лиц в
онлайновое и общественное обсуждение.
• Разработка собственных DialogueDX платформ для
сбора, отбора, а также быстрое и легкое
предоставление информации.
• Разделение консультации по "сессиям", чтобы
сначала собрать отдельные ответы на вопросы по
консультации, а затем разместить лучшие ответы.
• Участники взаимодействуют через посредника,
используя электронную почту.
План по отходам графства Суррей 2004 года
• DEFRA стратегия устойчивого развития, 2004
• Международная финансовая корпорация
Консультация по информационной политике, 2004
Дополнительная информация на сайте:
http://www.dialoguebydesign.net
Институт
Dito2.0
Онлайновая платформа для целенаправленного
Город Кельн - Обсуждение "Кольцо Кельн", 2004

Page 6

ОФ «Центр экономиеских исследований, оценки и мониторинга», г.Астана, 2012 г.
6
Фраунгофера
Автономных,
интеллектуальн
ых систем
обсуждения, •Инструменты для электронного
участия для принятия решений в муниципальном
совете, особенно в процессе согласия,
заинтересованности и планирования
• Инструменты включают в себя мозговой штурм,
ассоциативную карту, разработку контента.
• Диалог о городском бюджете Эсслинген 2003
• «Растущего города», Гамбург, 2002 г.
Дополнительная информация на сайте:
http://zeno8.ais.fraunhofer.de/zeno/
Информация
Renaissance
Крупномасштабный
Интернет Диалог
Асинхронные онлайн диалоги в течение нескольких
недель, обсуждение общественных вопросов в
больших группах
• Диалог включает участие: государственные
служащие, вопросы экспертов и правозащитных
организаций, а также обширный справочный
материал.
• Регулярный обзор, включающий ежедневные
обсуждения, позволяет участникам, быть в теме, не
читая все комментарии.
• Частая финансовая поддержка государственными
органами, как часть политических решений.
Генеральный план образования Калифорнии, 2002
• Участие общественности в принятии решений по
охране окружающей среды 2001 года
• Обсуждение Американцев по вопросам
социального обеспечения, 1999
Дополнительная информация на
сайте:http://www.info-ren.org
Асинхронные онлайн диалоги участников
модерируемые и не модерируемые группы от 10 до
15 участников
• Занимает нескольких недель для более активного
взаимодействия, инвестиций и ответственности
между участниками.
• Диалог помогает отслеживать деятельности группы
и при необходимости принимать меры.
• Библиотека документов предоставляет справочные
материалы, опросы и др.
• слушание: Ремонт в Нижнем Манхэттене, 2002
• Проекты 540, гражданская активность средней
школы, 2002
• Что нового: политика, экономика, Ваша жизнь
(Your Life), 2001
Дополнительная информация на сайт:
http://www.weblab.org

Информация о работе Вовлечение граждан в бюджетный процесс