Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:36, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является освещение понятия бюджетного процесса, участников, основных задач, принципов и стадий бюджетного процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….2
Понятие бюджетного процесса……………………………………………4
Бюджетный процесс…………………………………………………….4
Участники бюджетного процесса……………………………….……..5
Основные задачи бюджетного процесса………………………..……..5
Принципы бюджетного процесса……………………………………...….7
Стадии бюджетного процесса………………………………………..……9
Составление проектов бюджета…………………………………….…9
Рассмотрение и утверждение бюджетов……………………….…….10
Исполнение бюджетов……………………………………………..….13
Составление отчетов об использовании бюджетов и их утверждение…………………………………………………………....16
Заключение…………………………………………………………………...…..19
Список литературы………………………………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный процесс (Фин. Право)контр. раб.docx

— 35.72 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………..….2

  1. Понятие бюджетного процесса……………………………………………4
    1. Бюджетный процесс…………………………………………………….4
    2. Участники бюджетного процесса……………………………….……..5
    3. Основные задачи бюджетного процесса………………………..……..5
  2. Принципы бюджетного процесса……………………………………...….7
  3. Стадии бюджетного процесса………………………………………..……9
    1. Составление проектов бюджета…………………………………….…9
    2. Рассмотрение и утверждение бюджетов……………………….…….10
    3. Исполнение бюджетов……………………………………………..….13
    4. Составление отчетов об использовании бюджетов и их утверждение…………………………………………………………....16

Заключение…………………………………………………………………...…..19

Список литературы………………………………………………………………20

 

Введение

         Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Через бюджет перераспределяется значительная часть ВВП страны. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс между основными социально-экономическими группами и частными интересами граждан по поводу налогообложения доходов и собственности, между центром и регионами - по поводу распределения налогов и субсидий, между интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов. По определению БК РФ Государственный бюджет (госбюджет) это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом - парламентом страны, региона или муниципальным собранием. В течение и по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.  
Под бюджетным процессом подразумевается регламентируемая нормами права деятельность по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, а также по контролю за их исполнением.

          Таким образом, предметом исследования данной работы является бюджетный процесс.

         Целью данной работы является освещение понятия бюджетного процесса, участников, основных задач, принципов и стадий бюджетного процесса.

1.Понятие бюджетного процесса

1.1 Бюджетный процесс -  это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением (ст. 6 БК РФ).

 Бюджетный процесс включает  в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1)составление проектов бюджетов;

2)рассмотрение и утверждение  бюджетов;

3)исполнение бюджетов;

4)составление отчетов об исполнении  бюджетов и их утверждение.  Составной частью бюджетного  процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

До принятия Бюджетного кодекса  РФ основным правовым актом, регламентирующим бюджетный процесс России, являлся  Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР»   от  «10» октября 1991  года.

 В настоящее время нормы,  касающиеся осуществления бюджетного  процесса, помимо БК РФ, содержатся  в ряде других законов РФ, законов  (решений представительных органов)  субъектов Федерации, нормативно-правовых  актов, издаваемых исполнительной  властью (например, в Правилах  о порядке составления и исполнения  бюджетов, разрабатываемых Министерствами  финансов РФ и субъектов РФ).

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, БК РФ включает финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования (Банк России), органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные  и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

1.2 Участниками бюджетного процесса являются:

•Президент Российской Федерации;

•органы законодательной (представительной) власти;

•органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы  местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов  бюджетов, другие уполномоченные органы);

•органы денежно-кредитного регулирования;

•органы государственного и муниципального финансового контроля;

•государственные внебюджетные фонды;

•главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

•иные органы, на которые законодательством  РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;

•бюджетные учреждения, государственные  и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие операции со средствами бюджетов.

1.3 Основные задачи бюджетного процесса:

- выявление материальных и финансовых  резервов государства;

- максимально приближенный к  реальности расчет доходов бюджетов;

- максимально точный расчет  расходов бюджетов;

- обеспечение максимальной сбалансированности  бюджетов;

- согласование бюджетов с реализуемой  экономической программой;

- осуществление бюджетного регулирования  в целях перераспределения источников  доходов между бюджетами разного  уровня, отраслями хозяйства, экономическими  регионами и др.

Деятельность государства от начала составления государственного бюджета  до утверждения отчета об его исполнении длится около трех лет, этот срок называется  бюджетным циклом. Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса.

Стадия составления, рассмотрения и утверждения бюджета охватывает период с начала составления (за 10 месяцев  до начала финансового года) до его  утверждения (15 декабря текущего года). Стадия исполнения бюджета длится в  течение финансового (бюджетного) года. Отчетная стадия об исполнении бюджета  охватывает период составления правительством отчета и рассмотрения его в законодательном  органе. Правительство представляет отчет в Государственную Думу и одновременно в Счетную палату не позднее 1 июня текущего года; Счетная  палата проводит проверку отчета и  готовит заключение по нему в течение 4,5 месяцев; Государственная Дума рассматривает  отчет в срок 1,5 месяца после представления  Счетной палатой заключения по нему.

Бюджет действует в течение  одного года - с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории РФ длится 12 месяцев. По прошествии года по закону для завершения бюджета предоставляется  еще один льготный месяц, в течение  которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Счетный период включает срок с 1 января по 31 декабря плюс льготный месяц.

Стадии бюджетного процесса следуют  строго последовательно, и этот порядок  изменению не подлежит.

2. Принципы бюджетного процесса.

   В основе бюджетного процесса  лежат определённые принципы, соблюдение  которых даёт возможность правильно  составить, утвердить и исполнить  бюджет так, чтобы средства  государства были использованы  экономно и с максимальной  пользой для развития общества. В настоящее время в связи  с принятием Бюджетного кодекса  РФ для всей бюджетной системы  предусмотрены общие принципы. Это:

- единство бюджетной системы;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджетов;

- эффективность и экономичность использования бюджетных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

- гласность;

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

       Нет сомнения, что все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои особенные принципы.

        Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно составляют исполнительные органы, закон или решение о бюджете принимаются представительным органом, а исполняют бюджеты всех уровней органы исполнительной власти.

      Очень важен принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность даёт возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т. д.

   Особое внимание в бюджетном процессе заслуживает принцип публичности и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед представительными об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями. Гласным должно быть и отклонение бюджета.

    В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчётов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. Кроме того, решения представительных органов по бюджету должны публиковаться в печати.

    Органы представительной и исполнительной  власти также постоянно отчитываются  перед широкой общественностью  о ходе исполнения бюджета. 

   Важным для бюджетного процесса остаётся принцип специализации бюджетных показателей, который состоит в том, что в основе и составления, и исполнения бюджета лежит бюджетная классификация, которая предполагает группировку всех доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности.

      Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация – специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуального бюджетного права, но и лежит в основе материального бюджетного права.

3. Стадии бюджетного процесса

3.1. I этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов 

Процесс формирования федерального бюджета начинается с Указа Президента РФ «О формировании федерального бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации на ... год», в котором регламентируются принципиальные положения финансово-бюджетной политики; особенности структуры бюджета на очередной год; организация взаимоотношений с территориями и другие позиции. Следующий документ - постановление Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на ... год».

Формирование федерального бюджета организуется и осуществляется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономики РФ организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточнение прогноза социально-экономического развития РФ.

Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ организует разработку федерального бюджета на планируемый год и проектировок основных расходов федерального бюджета.

Министерство экономики  РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств, Государственного комитета по статистике, Центрального банка РФ в десятидневный срок после постановления Правительства РФ представляет в Правительство основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году, т.е.:

Информация о работе Бюджетный процесс