Шпаргалка по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:11, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы по финансовому менеджменту

Содержание

1. Сущность, предмет и структура финансового менеджмента
2. Принципы финансового менеджмента
3. Цели и задачи финансового менеджмента
4. Базовые концепции финансового менеджмента
5. Функции финансового менеджмента
6. Место финансового менеджмента в системе управления организациями
7. Информационное обеспечение финансового менеджмента
8. Основные прогнозно-аналитические методы и приемы, используемые в финансовом менеджменте
9. Финансовые инструменты
10. Цель и задачи финансового анализа
11. Информационное обеспечение финансового анализа
12. Виды финансового анализа
13. Содержание финансового анализа
14. Методическое обеспечение финансового анализа
15. Планирование: сущность, цель и задачи финансового планирования
16. Виды планов. Содержание и последовательность разработки
17. Методы планирования и прогнозирования финансовых показателей
18. Бюджетирование как инструмент финансового менеджмента
19. Виды бюджетов
20. Финансирование деятельности организации за счет собственного капитала
21. Состав собственного капитала организации
22. Управление собственным капиталом
23. Политика формирования собственного капитала
24. Дивидендная политика
25. Эмиссионная политика организации
26. Характеристика заемного капитала: формы и отличительные особенности
27. Управление привлечением заемного капитала
28. Управление заимствованиями на рынке ссудных капиталов
29. Управление эмиссионной деятельностью
30. Управление привлечением товарного (коммерческого) кредита
31. Стоимость и цена капитала
32. Теории структуры капитала
33. Управление структурой капитала
34. Управление внеоборотными активами
35. Управление оборотными активами
36. Управление денежным оборотом
37. Управление денежными активами
38. Управление запасами
39. Управление дебиторской задолженностью
40. Цель и задачи управления денежными потоками
41. Виды денежных потоков
42. Политика управления денежными потоками
43. Факторы, влияющие на формирование денежных потоков
44. Оптимизация денежных потоков организации
45. Планирование денежных потоков организации
46. Учет временной стоимость денег в управлении денежными потоками
47. Цель и задачи управления инвестициями
48. Инвестиционная политика организации. Реальные и финансовые инвестиции
49. Основы инвестиционного анализа, методы оценки эффективности инвестиционных проектов
50. Основные формы финансовых инвестиций и особенности управления ими
51. Сущность и классификация финансовых рисков
52. Политика управления финансовыми рисками
53. Методы управления финансовыми рисками
54. Способы снижения финансовых рисков
55. Управление доходами и расходами
56. Политика управления доходами и расходами
57. Управление прибылью
58. Политика управления прибылью
59. Управление финансовой устойчивостью организации

Работа состоит из  1 файл

Экзаменационные вопросы по финансовому менеджменту.docx

— 344.51 Кб (Скачать документ)

Процесс управления рисками  начинается с анализа, цель которого состоит в получении необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида:

  • Качественный – определение факторов риска и обстоятельств, приводящих к рисковым ситуациям.

Качественный анализ предполагает:

    • идентификацию (установление) всех возможных рисков;
    • выявление источников и причин риска;
    • выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения.

В процессе качественного  анализа важное значение имеет как полное выявление и идентификация всех возможных рисков, так и выявление возможных потерь ресурсов, которые сопровождают наступление рисковых событий.

  • Количественный – предполагает численную оценку рисков, которая проводится с использованием методов линейного программирования, математической статистики и теории вероятностей, что позволяет предвидеть возникновение неблагоприятной ситуации и по возможности снизить ее негативное влияние. Количественная оценка вероятности наступления отдельных рисков и то, во что они могут обойтись, позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски.

Поскольку каждый вид риска, как правило, допускает несколько  вариантов его уменьшения, то возникает  задача оценки сравнительной эффективности этих вариантов. После выбора метода минимизации риска, следует принять решение о степени достаточности выбранных мер. Процесс непосредственного воздействия на риск осуществляется различными способами. Применение конкретного способа обусловлено его эффективностью в конкретной ситуации.

Риск-менеджмент можно рассматривать  как систему, включающую стратегию  и тактику управленческих действий.

Стратегия управления финансовыми рисками – определение допустимой величины риска, который может принять на себя организация; выбор методов управления рисками.

Тактика управления финансовыми рисками – использование конкретных способов и приемов риск-менеджмента.

Основополагающие принципы риск-менеджмента:

  • чем выше доход, тем выше риск;
  • нельзя принимать рисков больше, чем это может позволить собственный капитал организации;
  • необходимо четко представлять последствия риска.

 

 

  1. Методы управления финансовыми рисками

 

Наиболее общими, широко используемыми и эффективными методами управления финансовыми рисками являются: мониторинг, моделирование, объединение риска, распределение риска, избежание риска, диверсификация.

 

Мониторинг – выявление рисков, расчет их величины и динамики изменения, анализ причин возникновения и изменения. Мониторинг предшествует использованию других методов и приемов риск-менеджмента, позволяет отладить взаимодействие различных подразделений, отработать технологии сбора информации, расчета величины риска и анализа ее динамики. Мониторинг проводится на регулярной основе.

Моделирование – прогнозирование возможных сценариев развития текущей ситуации. В процессе анализа сценариев вырабатываются способы реакции организации на неблагоприятное изменение внешних и внутренних условий.

Объединение риска – метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно невысокие постоянные издержки.

Разделение  риска – метод, при котором риск делится между участниками проекта (программы, процесса и пр.) таким образом, чтобы возможные потери каждого стали относительно невелики.

Избежание риска – метод управления финансовыми рисками, направленный на полное исключение конкретных видов риска (разработка организационно-правовых мероприятий, отказ от осуществления финансовых  вложений с высоким уровнем риска, отказ от использования больших объемов заемного капитала, отказ от чрезмерного использования оборотных активов в низколиквидных формах и т.д.).

Диверсификация – метод управления финансовыми рисками, заключающийся в распределении рисков по различным видам активов с целью снижения их концентрации (диверсификация видов финансовой деятельности, диверсификация кредитного и депозитного портфеля, диверсификация финансовых активов организации, подбор активов, доходы по которым слабо коррелируют между собой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Способы снижения финансовых рисков

Лимитирование – подразумевает установление ограничений на величины рисков и последующий контроль их выполнений. Величина лимита отражает готовность принимать на себя отдельный риск, но при этом не превысить потребностей при каждодневной деятельности подразделений. Лимитирование предусматривает разработку внутренней документации и методик (оперативных планов, инструкций и нормативных материалов), устанавливающих предельно допустимый уровень риска по каждому направлению деятельности, а также четкое распределение функций и ответственности персонала (максимальный размер заемных средств, максимальный размер вложения средств в отдельные финансовые инструменты, минимальный размер активов в высоколиквидной форме, максимальный размер вклада в одном банке и др.). Пересмотр лимитов происходит на регулярной основе, а также в особых случаях.

Страхование – совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда и его использования для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм.

Хеджирование – способ уменьшения рисков, вызванных неопределенностью будущих колебаний цен на активы (сырье, ценные бумаги, иностранная валюта). Хеджирование заключается в совершении форвардных продаж или покупок актива на фьючерсном рынке. При хеджировании в качестве финансовых инструментов могут использоваться опционы, фьючерсы, свопы и т.д.

Хеджирование  всех рисков – единственный способ их полностью избежать. Однако финансовые директора многих компаний отдают предпочтение выборочному хеджированию. Если они считают, что курсы валют или процентные ставки изменятся неблагоприятно для них, то они хеджируют риск, а если движение будет в их пользу – оставляют риск непокрытым.

Одним из недостатков  общего хеджирования (т.е. уменьшения всех рисков) являются довольно существенные суммарные затраты на комиссионные брокерам и премии опционов. Выборочное хеджирование можно рассматривать как один из способов снижения общих затрат. Другой способ – страховать риски только после того, как курсы или ставки изменились до определенного уровня. Можно считать, что в какой-то степени организация может выдержать неблагоприятные изменения, но когда они достигнут допустимого предела, позицию следует полностью хеджировать для предотвращения дальнейших убытков. Такой подход позволяет избежать затрат на страхование рисков в ситуациях, когда обменные курсы или процентные ставки остаются стабильными или изменяются в благоприятном направлении.

Резервирование  – создание резервных фондов (самострахование), предназначенных для возмещения убытков в случае возникновения различных непредвиденных ситуаций за счет полученной прибыли.

Создание резерва  средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ борьбы с риском.

Резервирование  становится необходимым в следующих  случаях:

  • очевидна экономическая выгода от его использования по сравнению с другими способами снижения рисков (в частности, размер премии, которую необходимо заплатить за страхование рисков, является чрезмерно большим, а проведение предупредительных мероприятий дает малый эффект при больших затратах);
  • невозможно обеспечить требуемое снижение или покрытие рисков организации в рамках других способов снижения рисков.

Важной задачей  при создании резерва на покрытие непредвиденных расходов является оценка потенциальных последствий рисков.

При определении  суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта или финансовой операции в зависимости от этапа реализации, на котором проводилась эта оценка. Если оценка не учитывает в полной мере реальное влияние потенциального риска, то неизбежен значительный перерасход средств. Тщательно разработанная оценка непредвиденных расходов сводит до минимума перерасход средств. Определение структуры резерва на покрытие непредвиденных расходов может производиться на базе одного из двух подходов.

Первый подход предполагает, что резерв делится  на две части:

  • общий – должен покрывать изменения в смете, добавки к общей сумме контракта и другие аналогичные элементы;
  • специальный – включает в себя надбавки на покрытие роста цен, увеличение расходов по отдельным позициям, а также на оплату исков по контрактам.

Второй подход предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например, на заработную плату, материалы, субконтракты. Такая дифференциация позволяет определить степень риска, связанного с каждой категорией затрат, которые затем можно распространить на отдельные этапы проекта. Дальнейшее уточнение размеров непредвиденных расходов требует установления взаимосвязи с элементами структуры разделения работ на разных уровнях, в том числе на уровне комплексов (пакетов) работ. Такое детальное разделение работ помогает приобрести опыт и создать базу данных для корректировки непредвиденных расходов. Этот подход обеспечивает достаточный контроль за непредвиденными расходами, однако необходимость использования для этого большего числа данных и оценок позволяет применять его только для относительно небольших проектов.

Резерв на непредвиденные расходы определяется только по тем  видам затрат, которые вошли в  первоначальную смету. Резерв не должен использоваться для компенсации  затрат, понесенных вследствие неудовлетворительной работы.

Преимущества  резервирования можно разделить  на экономические и управленческие.

Экономические преимущества состоят в следующем:

  • экономия на страховых премиях, позволяющая снизить затраты и увеличить прибыль;
  • получение дополнительного дохода на капитал при отказе от уплаты страховых премий за счет инвестирования сохраненных средств;
  • экономия за счет более тщательного анализа прошлых убытков.

Экономия, которую  можно получить при отказе от уплаты страховых премий, не так уж мала. Особенно ощутима такая выгода при страховании небольших, но частых убытков, которые достаточно хорошо прогнозируемы за разумный промежуток времени. Страхование в этом случае превращается в обмен деньгами между сторонами, за исключением того, что страхователь дополнительно финансирует расходы на ведение дела и прибыль страховщика, которые могут составить более 50% суммы страховой премии.

С точки зрения эффективности менеджмента резервирование также обладает определенными преимуществами. Они связаны с увеличением  гибкости управления риском, сохранением  контроля над денежными средствами и большим контролем за качеством дополнительного сервиса.

  1. Управление доходами и расходами

Цель управления доходами и расходами – обеспечение роста рыночной стоимости организации, финансового равновесия в процессе ее развития, путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств и синхронизации их во времени.

Задачи управления доходами и расходами:

  • определение общей потребности в расходах для финансирования деятельности организации и обеспечения необходимых темпов ее экономического развития;
  • оптимизация структуры доходов и расходов организации адекватно целям и задачам ее развития;
  • обеспечение высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности организации;
  • максимизация величины чистой прибыли, обеспечивающая заданные темпы развития организации.

Доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). В зависимости от характера доходов, условий их получения и направлений деятельности организации доходы подразделяются на:

  • доходы по обычным видам деятельности;
  • операционные доходы;
  • внереализационные доходы.

Доходы по обычным видам деятельности – выручка от продажи продукции и товаров; поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

Операционные доходы – доходы, не связанные с предметом деятельности организации, в частности:

Информация о работе Шпаргалка по финансовому менеджменту