Формы существования интеллектуального капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:44, контрольная работа

Описание

Проблема человеческих ресурсов и воплощенного в них научного, творческого и трудового потенциала находилась в центре внимания экономической теории, начиная с классиков и заканчивая современными исследователями. Ключевая роль интеллектуальных ресурсов в экономическом развитии общества объясняется перспективой вступления человечества в постиндустриальную стадию развития, которая характеризуется наукоемкостью и новым структурированием производства, приоритетом качества над количеством, энерго- и ресурсосбережением. Современные общемировые тенденции экономической динамики заставляют определять стратегический путь развития России, ориентируясь на постиндустриальную трансформацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА 10
1.1. Интеллектуальный капитал 10
1.2. Теория фирмы, основанной на знаниях 11
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ И ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА 18
2.1. Эволюция и типология интеллектуального капитала фирмы 18
2.2. Генезис и типология стоимостей, генерируемых интеллектуальным капиталом 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа состоит из  1 файл

ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНОГО КАПИТАЛА.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

Следующим существенным моментом, обуславливающим формирование в современных условиях клиентского  капитала предприятия как фактора  создания стоимости бизнеса, является то, что в цене на конкретный продукт  главную роль играет не сам затраченный на его создание труд, а ожидаемая экономия труда в результате применения продукта в новом качестве. Поэтом важным фактором ценообразования бизнеса продавца (исполнителя) становится способность покупателя (заказчика) присваивать данную экономию. Так, например, цена аудиторской услуги определяется масштабами бизнеса клиента и его способностью воспользоваться этой услугой (например, налоговой схемой). За одну и ту же идею (консультацию, схему и т.п.) клиенты с разными масштабами бизнеса могут и готовы платить по-разному. Разница это обусловлена вовсе не тем, что один клиент более рачителен, а другой более щедр, а разным эффектом, получаемым каждым из них от потребления данной услуги. Следовательно, при одних и тех же затратах, одном и том же человеческом и организационном капитале аудиторская фирма, имеющая более крупных клиентов (т.е. клиентский капитал), может получать большую сумму доходов. Данный эффект особенно сильно проявляется именно в отношении интеллектуального и информационного бизнеса.

Помимо появления у капитала рассмотренного выше нового свойства, возрастание роли клиентского, а вместе с ним и всего интеллектуального капитала, в современных условиях связано со следующим. В настоящее время фирмами широко используется частичная или полная передача выполнения отдельных бизнес-функций и даже частей бизнес-процесса сторонним лицам и/или организациям. Это явление получило название аутсорсинг.

Главное отличие такой  структуры организации бизнеса  состоит в том, что основные операции, такие как производство, разработка новой продукции, сервис, бухгалтерский учет, не собраны под одной крышей, а выполняются отдельными организациями (подразделениями) по контракту или по какой-либо другой договоренности. Связь центрального офиса с данными организациями (подразделениями) осуществляется (как правило) с использованием электронных средств и глобальной сети передачи данных. Революционность этого подхода к созданию бизнес-организации состоит хотя бы в том, что, полагаясь на привычные определения и понятия, трудно представить, что из себя представляет и где именно находится подобное предприятие. Важнейшим преимуществом является присутствие организации во многих странах мира, а также возможность завоевывать рыночные позиции везде, где есть такая возможность. Сетевая организация консолидирует ресурсы по всему миру с целью добиться наилучшего качества продукции при максимально низкой стоимости, что является одним из решающих факторов для достижения устойчивого преимущества над конкурентами. Преимуществом является также гибкость в выборе рабочей силы, поскольку выполнение любой функции, будь то инженерная разработка или сервис, можно заказать, условно говоря, любой профильной компании в какой угодно точке мира.

Как следствие аутсорсинга, крупные производители становятся системными интеграторами раздельно производимых узлов. Во многих случаях они могут вообще ничего не изготавливать, готовая продукция при этом поставляется сетью внешних структур в их центры заказа или напрямую потребителям. Перекладывание производства и связанных с ним производственных процессов на сеть внешних структур высвобождает огромный капитал, который может быть направлен на разработку брэндов, привлечение потребителя, управление снабженческой сетью и другие процессы, обеспечивающие лидерство в отрасли. Брэнд-компании с малым капиталом, работающие в тесной кооперации с сетью внешних структур, – новое явление в бизнесе, которое Г. Минс и Д. Шнайдер назвали “сообществом добавленной стоимости” (СДС).

С точки зрения методологии  оценки бизнеса и менеджмента концепция сообществ добавленной стоимости означает коренное изменение понятий внешних и внутренних факторов цепочки создания стоимости предприятия, а также границ оцениваемого бизнеса (как системы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Антонов А. Информация: восприятие и понимание. – Киев, 2003.
  2. Бабкин Ф.В. Электронная коммерция и новые организационные формы компаний // Менеджмент в России и за рубежом, 2007, N 1.
  3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. Пер. с англ. – М.: Academia, 2006. – 787c.
  4. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал / Пер. с англ. Под. ред. Л.Н. Ковалик. – СПб.: Питер. 2004. –288с.
  5. Бузгалин А., Колганов А., Шульце П. Альтернативы модернизации российской экономики. –М.: Таурус, 2007. –448c.
  6. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 504.
  7. Вальтух К.К. Информационная теория стоимости и законы неравновесной экономики / Сибирская академия наук. – М.: Янус-К, 2005. – 868c.
  8. Гмошинский В.Г. Оценка инженерно – технической значимости и рентабельности изобретений // Вопросы изобретательства. – 2007. – N 7. – c.18-21.
  9. Голосов О.В., Охрименко С.А., Хорошилов А.В. и др. Введение в информационный бизнес. – М.: Финансы и статистика, 2006.
  10. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. – М.: Наука,2004. – 237с.
  11. Глухов В. В. и др. Экономика знаний. — СПб.: Питер, 2003. — 528 с.
  12. Засавская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. –Новолибирск.: Наука, 2003.
  13. Карпова Н.Н., Азгальдов Г.Г., Базанчук Е.А., Шаранова Н.А. Практика оценки нематериальных активов и интеллектуальной собственности. – М.: ФА при Правительстве РФ, 2004. – 128c.
  14. Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности – М.: Экспертное бюро, 2007. – 289c.
  15. Корюшкова А.А. Информационный рынок: продукция, услуги, цены и ценообразование. – М.: Мир, 2003. –335с.
  16. Клейнер Г. Знания об управлении знаниями //Вопросы экономики. — 2007. — № 1. — С. 151—155.
  17. Львов Д.С. Экономическая теория научно – технического прогресса. – М.: Наука, 2003. – 256c.
  18. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы оценки, 2007. –N11. - С.86-97.
  19. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 128c.
  20. Маршалл А. Принципы политической экономии, - М., 2003.
  21. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США / Пер. с англ. – М., 2006.
  22. Минс Г., Шнайдер Д. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в XXI веке / Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2005. – 280c.
  23. Полтерович В. М. Институциональные ловушки и экономические реформы //Экономика и математические методы. — 2005. — Т. 35, вып. 2. — с. 3-20.
  24. Полтерович В. М. Трансплантация экономических институтов //Экономическая наука современной России. — 2007. — № 3. — с. 24-50.
  25. Родионов И.И. Основные характеристики рынка информационных услуг развитых капиталистических стран. – М.: МЦНТИ, 2004. – 228с.
  26. Соловьев И.Н. Криминогенные аспекты глобальной сети Интернет // Налоговый вестник, 2007, N 4.
  27. Стюарт Т. Богатство от ума: Деловой бестселлер / Пер. с англ. В.А. Ноздровой. – Мн.: Парадокс, 2005. – 358c.
  28. Сергеев А. Л. Интеллектуальный капитал когнитивной микроэкономики: тезаурус и структура //Экономический анализ: теория и практика. — 2006. — № 11. — С. 50-55.
  29. Сергеев А. Л. Категории в теории интеллектуального капитала //Экономический вестник РГУ. — 2007. — № 1. — С. 53-58.
  30. Сергеев А. Л. Методологические знания в интеллектуальном капитале организации. //Научная мысль Кавказа. 2007, № 4. — С. 47-50.
  31. Сергеев А. Л. Оппортунистические издержки в АПК: теория и практика //Экономический анализ: теория и практика. — 2006. — № 9. — С. 52-58.
  32. Сергеев А. Л. Типология ресурсов интеллектуального капитала фирмы //Экономический вестник РГУ. — 2005. — № 1. — С. 59-64.
  33. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 127c.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 




Информация о работе Формы существования интеллектуального капитала