Формы существования культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:42, реферат

Описание

Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию). В отличие от культурного ареала национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).

Работа состоит из  1 файл

I Формы существования культуры.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

I Формы существования культуры

Мировая культура – это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.

Национальная  культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется  не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию). В отличие от культурного ареала национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).

Культурная динамика рассматривает распространение  культуры во времени, в ее периодизации, внутренние системные изменения, модели взаимодействия культур. Она включает в себя изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур, для которых характерна целостность, наличие упорядоченных тенденций, а также направленный характер.

В процессе своей  «актуализации», ускорения в определенной социокультурной системе каждый культурный феномен проходит четыре основных уровня:

- инновация –  принципиально новое, ранее не  известное явление культуры;

- культурный  образец – широко известное, но мало распространенное в обществе культурное явление;

- культурная  норма – широко распространенное  в обществе культурное явление,  представляющее собой стандарт  культурной деятельности и поведения  человека, которое для своего  существования нуждается в постоянной общественной санкции (т.е. культурной норме следуют осознанно);

- традиция –  наиболее устойчивые во времени  социокультурные явления, которым  большинство людей следует безотчетно; является механизмом аккумуляции  и трансляции культурного опыта, формирует культурное наследие.

В реальном культурном бытии очень немногие феномены преодолевают уровень инноваций и еще меньше достигают положения традиции.

Наиболее распространенными  понятиями, с помощью которых  фиксируются основные направления  культурной динамики и качественные особенности культурного развития являются понятия прогресса и регресса. Они впервые появляются в философской мысли эпохи Просвещения (XVIII век).

Во второй половине XIX в. в культуре декаданса понятие прогресса было подвергнуто острой критике. Было показано, что качественные оценки развития культуры неприменимы к явлениям художественной и, от части, духовной культуры. Например, последовательность из произведений трех известных художников: Фидия, Рафаэля и Пабло Пикассо принципиально невозможно представить ни как прогрессивный, ни как регрессивный ряд. Их мировосприятие и творческие методы являются настолько различными, что не могут быть сопоставлены.

Помимо соотношения  статики и динамики культуру классифицируют по принципу ее распространения. Здесь выделяют доминирующую культуру, субкультуру и контркультуру.

Совокупность  ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство  членов общества, называется доминирующей культурой. Однако, поскольку общество распадается на множество групп (национальных, демографических, социальных, профессиональных и т.д.), постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами. Говорят о молодежной субкультуре, субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, городской, сельской и т. п. От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, манерами поведения. Такие различия могут быть выражены очень сильно, тем не менее, субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Субкультура, которая  не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит ей, находится  в конфликте с доминирующими  ценностями, носит название контркультуры.

В зависимости  от того, кто создает культуру и  каков ее уровень, различают три  формы — элитарную, народную и  массовую культуру.

Элитарная, или  высокая, культура создается привилегированной  частью общества либо по ее заказу профессиональными  творцами. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее средне образованным человеком. Девиз элитарной культуры «Искусство ради искусства». Типичным проявлением эстетического изоляционизма, концепции «чистого искусства» является деятельность художественного объединения «Мир искусства».

В отличие от элитарной народная культура создается  анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют также любительской (но не по уровню, а по происхождению), или коллективной. По своему исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение песни, танца), массовыми (карнавальные шествия) Еще одно название народной культуры — фольклор. Он всегда локализован, так как связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее начинается с середины XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою «музыку».

Массовая культура может быть интернациональной и  национальной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнении с народной — она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и стремится его отразить.

Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических  признаков:

• примитивизацией отношений между людьми;

• развлекательностью, забавностью, сентиментальностью;

• натуралистическим  смакованием насилия и секса;

• культом успеха, сильной личностью, жаждой обладания  вещами;

• культом посредственности, условностью примитивной символики.

Представленные  специфические признаки обусловлены  тем, что массовая культура базируется на архетипах. (От греч. Arche – начало и typos – образ; в аналитической психологии К.Юнга бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, счастья, труда и т.д.). К таким архетипам относится бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию. И этот интерес — основа успехов массовой культуры, ее произведений. Тем не менее образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной культуры такого не происходит. 

II Культура как фактор социальных изменений

     Культура - это мир человека. Создание и  сохранение культуры является не самоцелью, а способом существования и выживания человека, как общественного существа и общества, как человеческой организации. Из этого вытекают основные задачи, которые решает культура: во-первых, это социализация человека, т.е. сохранение и приумножение в нем всего истинно человеческого, а значит и общественного; во-вторых, это такая организация жизни общества, которая служила бы дальнейшему общественному процветанию во имя человека. В процессе решения этих социальных задач культура, как любая разветвленная и многоуровневая система, выполняет множество разнообразных функций. И если формообразования культуры со временем меняются, то осуществляемые ею функции в своей основе остаются постоянными, ибо из них следует, соответствует та или иная жизненно важная потребность общества, составляющим его социальным группам и личностям.

     Исходя  из этого первая социальная функция  культуры – это природопреобразующая функция. Человек и общество в  целом просто не способны существовать без природы, причем природы преобразованной, приспособленной посредством культуры для существования. Природопреобразующая функция культуры неодинаково развита в разных обществах и в разные исторические эпохи. Так, многие восточные культуры практически не стремились осваивать природу вне себя, однако они освоили внутренние ресурсы человеческой натуры выработали сложные системы психотехники, развития памяти, воображения, воли и чувствительности. И наоборот, более практичные европейцы, веками стремившиеся к экспансии (как экономической, так и политической), более успешно осваивали «внешнюю» природу.

     С природопреобразующей функцией культуры неразрывно связана и функция, отражающая потребность человека и общества в поддержании равновесия между  человеком и окружающей средой. Выполняя эту защитно-адаптивную функцию, культура создает и постоянно совершенствует раз-личные средства защиты, причем не только материальные в виде огня, одежды, жилых зданий и т.п., но и в форме соответствующего знания о том, как вести себя в той или иной ситуации, как определить потенциального и реального врага, будь то живое существо или условие, обстоятельство. Без этого существование человека и всего общества практически невозможно.

     Следующая социальная функция культуры — человекотворная, человекоформирующая. Она связана  с потребностью человека продлить себя в человеческом существовании и не быть отторгнутым обществом, в котором он живет. Человекотворную функцию называют еще и воспитательной, так как культура и только культура делает человека человеком. И начинается это воспитание с того, что культура определяет «поле деятельности» человека, дает ему возможность реализовывать свои возможности.

     Культура  не приобретается человеком биологическим  путем (хотя генетически ему могут  быть переданы определенные предпосылки  для ее усвоения). Только по мере реализации, т.е. по мере освоения знаний, верований, идеалов, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций социальной группы, своего народа и всего человечества, индивид становится полноценной личностью и членом общества. При этом каждое новое поколение, каждая отдельная личность неизменно проходит свой, и только свой путь избирательного освоения культуры общества. Это освоение может осуществляться, как организованно под контролем общества и его структур в учреждениях воспитания и образования, так и самостийно путем самовоспитания и самообразования. В результате человек не только становится носителем, восприемником и продолжателем культуры, но и приобщается к социальной жизни, получает или изменяет свой социальный статус и социальную роль. Вовлеченные в процесс социализации, который продолжается всю жизнь, люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают отношения с другими членами общества, социальными группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Они развивают свой внутренний мир, творчески реагируют на социальные требования, осознают их смысл, принимают решения и делают нравственный выбор. Поэтому человеческое в человеке определяется, как степенью приобщения его к культурному богатству, культурному наследию, так и степенью самореализации. Только это позволяет человеку чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно и вместе с тем стабилизирует общество, создает условия для его нормального функционирования, повышает "живучесть", обеспечивает необходимую преемственность в его развитии.

     Характер, тип культуры обусловливают характер социализации, ее механизмы. С человекотворной, социализирующей функцией неразрывно связана и интегративная функция  культуры. На эту функцию особое внимание в своих исследованиях  обращал Э. Дюркгейм. Согласно его концепции освоение культуры создает у людей - той или иной социальной группы (большой или малой) общности, принадлежности к одной нации, народу, религии и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их и обеспечивает целостность всего сообщества. Вместе с тем, сплачиваясь на основе какой-либо субкультуры (например, католической или протестантской культуры), одни люди начинают противопоставлять себя другим - представителям иной субкультуры (например, православной культуры), тем самым происходит разъединение более широких общностей на более мелкие. Внутри этих более широких сообществ могут возникать даже культурные конфликты. Таким образом, культура может выполнять и дезинтегрирующую функцию.

     Следующая функция культуры также способствует социализации личности и организации общественной жизни. Это — информационная функция. Связана она с такими важными потребностями человека, как общение, накопление сохранение культуры, как информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Поэтому информационная функция культуры может быть разбита на три подфункции, которые часто рассматривают отдельно: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-трансляционную.

     Информационно-коммуникативная функция связана с самой важной социальной потребностью человека — жить и общаться в среде себе подобных. Человечество неостановимо в своем стремлении развиваться, а развитие это тем более эффективно и взаимополезно, чем больше обмен людей духовными ценностями, научными знаниями и другой самой разнообразной информацией. Сегодня говорят: «Информация правит миром». Обмен информацией - это процесс общения, в какой бы форме (технической или вербальной) он ни происходил. Человек несостоятелен, если он не воплощает в себе богатство родовых и общественных способностей, ценностей, умений и других видов культурной информации, если он не включен в многоуровневую систему человеческой коммуникации, которая позволяет, как приобретать человеческое, так и самореализовываться в человеческом пространстве.

     Аксиологическая, или ценностно-ориентационная, функция  отражает важнейшее качественное состояние  культуры и выражается не только в  том, что культура является системой норм и ценностей, но и в том, что  она развивается и изменяется, меняя и переориентируя ценности членов той или иной социальной общности. Именно культура на протяжении всей жизни человека формирует у него определенные ценностные потребности и ориентации, приближая их к общественно значимым в данный исторический момент, и по тому, в какой степени произошло их совпадение, общественное мнение определяет степень культурности того или иного человека. Наиболее важным критерием при этом выступает как правило, нравственное интеллектуальное содержание ценностных потребностей и ориентаций.

Информация о работе Формы существования культуры