Формы существования культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 13:42, реферат

Описание

Национальная культура – высшая форма развития этнической культуры, которая характеризуется не только наличием своеобразной культурной системы на основе социальной солидарности и опыта совместного проживания на определенной территории, но также наличием высокого профессионального уровня культуры и мирового значения (способность внести свой вклад в мировую цивилизацию). В отличие от культурного ареала национальная культура всегда связана с определенным социальным носителем-народом (в рамках одного культурного ареала могут существовать несколько народов).

Работа состоит из  1 файл

I Формы существования культуры.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

     Однако  ценности и потребности, которыми располагает  человек и, которые во многом определяют поле его деятельности, могут реализовываться, достигаться самыми различными средствами. Для того чтобы указать на те пределы, за которые человек не должен выходить, культура формирует целую совокупность различных норм, выполняя таким образом в обществе и нормативно-регулирующую функцию. Главная задача этой функции, связана с потребностью общества поддержать жизнеспособность, стабильность, устойчивость, общественное равновесие. Нормы существуют в различных сферах жизни: нормы нравственного поведения; нормы технологического поведения в труде; фундаментальные нормы (табу на каннибализм, отцеубийство, кровосмешение); нормы питания; нормы отношений мужчины и женщины, детей и взрослых и т.п. Нормативно- регулирующая функция культуры поддерживается такими системами, как мораль и право. Существует тенденция: для общества с бедной культурой характерно преобладание права, что ведет к своего рода «нормативной избыточности», в то время как по мере развития форм культуры в обществе уровень свободы поведения человека повышается и тогда основным его регулятором становится мораль.

     Культура  выполняет в обществе функцию  психологической разрядки, так называемую антистрессовую функцию. Современная жизнь - это психологические и физические перегрузки, связанные с увеличением темпа жизни, с экономической и политической нестабильностью, - создают предпосылки для возникновения психологической неустойчивости, «взрывоопасности» поведения человека и соответственно для обострения социальной ситуации в обществе. Далеко не всегда существуют условия для удовлетворения желаний и потребностей, нормального отдыха, спокойного общения. Человек вынужден большую часть жизни проводить в искусственной среде, которая не всегда удобна и разумна, а порой полностью противоречит нормам человеческого существования. Поэтому перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации, обеспечить, насколько это возможно, психологический комфорт человека и общества в целом. Для этого в систему культуры включены целые общественные институты, учреждения (кинематограф и т.п.), которые призваны «увести» человека в другую, мечтаемую реальность, отдаленную от нашего пространства и времени.  

III Признаки гражданского общества. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

Развитая демократия;

Правовая защищённость граждан;

Определённый  уровень гражданской культуры

Общественное мнение – это проявление общественного сознания, его состояние, выражающееся в массовых оценках теми или иными социальными общностями актуальных проблем жизни общества. Впервые этот термин прозвучал в 1159 г. в речи английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Затем этот термин пришел в другие страны и стал общепринятым с конца XVIII века.

Сила общественного  мнения, его активное воздействие  на деятельность субъектов исторического  процесса признавались всегда. Макиавелли в своем «Государе» особо указывал на исключительную важность этого феномена. Г. Гегель в «Философии права» выделил в нем целый ряд структурных элементов: первый – условия существования общественного мнения; второй – объект (содержание) общественного мнения; третий – носитель общественного мнения; четвертый – характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый – соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и «противоположность» в «явлении» элементов истины и лжи.

Представители разных сословий вкладывали в него различное содержание. Это происходило потому, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства социальных групп общества. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах и процессах бытия. Содержание общественного мнения – показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом.

В настоящее  время общественное мнение является необходимым институтом гражданского общества – особого типа общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена и строго определена.

Общественное  мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем в действиях. Оно отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью и     стабильностью. Объектом общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности. Выделяются следующие факторы возникновения и функционирования общественного мнения:

1. общественное  мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т.е. затрагивающая социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни);

2. общественное  мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью, искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом       рассмотрения общественности чаще всего выступают те вопросы, которые предполагают различия в оценках и характеристиках, т.е. заключают в себе момент дискуссионности;

3. для формирования  общественного мнения необходимо  наличие определенного уровня  компетентности людей. 

Сущность и  содержание общественного мнения заключаются  в следующем:

1. рассматриваемый  феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

2. критериями  отбора при формировании общественного  мнения служат общественные интересы  и потребности. Его объектами  становятся только те явления или факты общественной жизни, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего решения;

3. массовые суждения  людей обладают различной степенью  объективности  (достоверности). Это  объясняется тем, что мнения  могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае     недостатка объективной информации людей компенсируют ее слухами или интуицией. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента,   может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками,  выдаваемыми  за общественное мнение;

4. этот феномен  выступает в качестве специфической  побудительной силы, регулирующей  поведение людей, их практическую  деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, овладевшей массами части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощное средство общественного воздействия;

5. общественное  мнение представляет собой специфический  продукт взаимодействия людей,  своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших  новое качество, не сводимое к  простой сумме индивидуальных  мнений.

Образование общественного  мнения подчиняется правилу нелинейного сложения – отдельное мнение может стать общим, некоторые мнения не войдут в общее мнение.

Субъектом общественного  мнения могут выступать общество в целом, народ, партия, международная  общественность. Выразителем общественного мнения могут быть отдельные лица или группы людей. Могучими рычагами формирования общественного мнения являются средства массовой информации – газеты, радио, телевидение. Мнение можно классифицировать как индивидуальное, групповое, или общее, мнение общественности, или общественное.  

Общественное  мнение не может существовать вне  системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные  суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер.

В зависимости  от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов и умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой, т.к. принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления и напряженная работа мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнение не совпадают. Для общественного мнения характерны следующие функции. 
1. экспрессивная (контрольная), заключающаяся в том, что общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов, государства, лидеров партий;

2. консультативная,  состоящая в том, что общественное  мнение дает советы    относительно  способов разрешения тех или  иных социальных, экономических,  политических, идеологических, межгосударственных  проблем. Это мнение будет справедливым, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим   советам,   руководящие   лидеры,   группы,   кланы   вынуждены корректировать свои решения и методы управления;

3. директивная,   проявляющаяся   в   том,   что   общественность выносит  решения по тем  или иным  проблемам  социальной жизни, имеющие императивный (повелительный)     характер, например волеизъявление народа во время выборов и референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия определенному лидеру, но и высказывает свое мнение. 

IV Институт семьи.

    Сущность  структура и функции  семьи

    Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации  личного быта, основанная на супружеском  союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

    Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.

    Внутрисемейные  отношения могут быть, как и  персональные (отношения между матерью и сыном), так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).

    Сущность  семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом  поведении ее членов.

    Важнейшими  функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.

    Репродуктивная  функция включает в себя воспроизводство  в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве  населения. Можно сказать, что это  самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего  из 2х-детных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Конечно, стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не  есть позитивная сторона.

Информация о работе Формы существования культуры