Демократия и формы ее существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:26, реферат

Описание

Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

Работа состоит из  1 файл

Люди время от времени.docx

— 67.12 Кб (Скачать документ)

«Люди время от времени

возвращались

к такой форме правления

как демократия, которая

является  самой трудной

формой  правления»

Уинстон Черчель

Вступление

     Со  времен известного французского историка, социолога и политического деятеля  Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет человеческое общество к демократии. Позднее ряд влиятельных политологов, подобно Токвилю, содействовали утверждению этой мысли в общественном сознании. Мнения многих из них представлялись тем более значительными, что они отнюдь не вытекали из факта пламенного преклонения перед демократической идеей. Демократия представлялась им естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или групп людей.

     Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства.

     Первоначально понятие демократии было выдвинуто  древнегреческими мыслителями. В классификации  государств, предложенной Аристотелем, оно выражало “правление всех”, в  отличие от аристократии (правление  избранных) и монархии (правлении  одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним из “бичей, угрожающих человечеству” демократию. Древнегреческий  драматург Арисфан с нескрываемым презрением относился к демократии. Перикл писал:” у нас государственный строй таков, что не подражает чужим законам; скорее мы сами служим примером для других. И называется наш строй демократией ввиду того, что сообразуется не с меньшинством, а с интересами большинства; по законам в частных спорах все пользуются одинаковыми правами; не бывает также и того, чтобы человек, способный принести пользу государству,  лишен был к тому возможности, не пользуясь достаточным уважением вследствие бедности. Мы живем свободными гражданами как в государственной жизни, так и во взаимных отношениях, потому что мы не высказываем недоверия друг к другу в повседневных делах, не возмущаемся против другого, если ему нравится что-нибудь делать по-своему … Мы особенно боимся противозакония в общественных делах, повинуемся лицам, стоящим в данное время у власти, и законам, особенно тем из них которые созданы в интересах обиженных. Богатством мы пользуемся скорее как условием для работы, чем как предметом для хвастовства; что же касается бедности, то ре сознание в ней позорно для человека, - позорнее не прилагать труда, чтобы выйти из нее.”

     На  протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы  и равенства, обращались лучшие умы  человечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко (Украина, к. XIX — н. XX в.), А.Сахаров (Россия, XX в.) и др.

     Каждая  историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и  расставляла свои акценты на их значимости.

 

    1. Понятие и признаки демократии 

     Слово «демократия» употребляется в разном значении:

  • как форма государства;
  • как политический режим;
  • как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.

     Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим  режимом, а следовательно, с демократическим  принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы  общества (органы государства, государственные  организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин и народ.

     Демократия  нигде и никогда не существовала без государства.

     Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

  1. признание народа высшим источником власти;
  2. выборностью основных органов государства;
  3. равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;
  4. подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

     Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень  развития демократии может быть различной. Демократизация общества — это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и  в международных гарантиях.

     Современные демократические государства (а  быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например:

     1) соблюдение прав человека, их  приоритет над правами государства;

     2) конституционное ограничение власти  большинства над меньшинством;

     3) уважение прав меньшинства на  собственное мнение и его свободное  выражение;

     4) верховенство закона;

     5) разделение властей и др.

     Исходя  из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся  цивилизованные государства.

     Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

     Признаки  демократии.

     1. Демократия имеет государственный характер:

     а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

     б) обеспечивается выборностью  органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

     в) проявляется в  способности государственной  власти оказывать  воздействие на поведение  и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

     2.  Демократия имеет политический характер:

     а) предусматривает  политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

     Законодательства  развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться  политический плюрализм: 1) общее право  голоса; 2) равенство при выборах;

3) тайное  голосование; 4) прямые выборы и  т.п. Необходимо вспомнить, что  ст. 15 Конституции Украины провозглашает:  «Общественная жизнь в Украине  основывается на принципах политического,  экономического и идеологического  многообразия. Никакая идеология  не может признаваться государством  как обязательная. Цензура запрещена»;

     б) основывается на политическом равноправии граждан  на участие в управлении делами общества и  государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

     3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.). Законом Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10 декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правах человека.

     4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

     5.  Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между государством и гражданином является независимый и демократический суд.

 

     

     2. Функции и принципы демократии 

     Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством.

     Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в  различные исторические периоды  изменялись, обогащались, углублялись.

     Функции демократии можно разделить на две  группы:

    • раскрывающие связь с общественными отношениями;
    • выражающие внутренние функции деятельности государства;

     К числу наиболее общих функций  демократии можно отнести следующие:

     1. Организационно-политическая — организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;

     2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

     3. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

     4. Учредительная — формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

     5. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);

Информация о работе Демократия и формы ее существования