Формы существования интеллектуального капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:44, контрольная работа

Описание

Проблема человеческих ресурсов и воплощенного в них научного, творческого и трудового потенциала находилась в центре внимания экономической теории, начиная с классиков и заканчивая современными исследователями. Ключевая роль интеллектуальных ресурсов в экономическом развитии общества объясняется перспективой вступления человечества в постиндустриальную стадию развития, которая характеризуется наукоемкостью и новым структурированием производства, приоритетом качества над количеством, энерго- и ресурсосбережением. Современные общемировые тенденции экономической динамики заставляют определять стратегический путь развития России, ориентируясь на постиндустриальную трансформацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА 10
1.1. Интеллектуальный капитал 10
1.2. Теория фирмы, основанной на знаниях 11
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ И ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА 18
2.1. Эволюция и типология интеллектуального капитала фирмы 18
2.2. Генезис и типология стоимостей, генерируемых интеллектуальным капиталом 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Работа состоит из  1 файл

ФОРМЫ ИНТЕЛЛЕКТАЛЬНОГО КАПИТАЛА.doc

— 197.00 Кб (Скачать документ)

Издержки связаны с  производством и обращением продукции. Издержки производства — постоянные и переменные — определяются расходами материально-технических и трудовых ресурсов, амортизацией основных фондов, расходами на управление и др. Для определения путей их снижения выделяются издержки, связанные с оперативной деятельностью (в краткосрочном периоде) и издержки долгосрочных периодов производства. В краткосрочном периоде реально сокращать переменные затраты на производство и максимизировать эффективность использования ресурсов. Минимизация переменных затрат производства достигается путём нахождения оптимального расхода ресурсов. Обратной оптимизационной задачей является нахождение оптимального объёма производства при заданном количестве ресурсов.

Необходимость и возможность  использования закона ограниченной доходности определяется тем, что в соответствии с этим законом после достижения определённой величины расхода ресурса его предельная эффективность (соотношение единицы дополнительных затрат к единице полученного результата) начинает снижаться при прочих равных условиях. Иначе говоря, если использовать новые знания в виде технологического или экономического решения, изменяющего условия применения ресурса, можно передвинуть критическую точку падения эффективности использования ресурса.

Другим источником снижения потенциальных издержек — альтернативных (opportunity cost) — является выбор вида наиболее эффективного производства для вложения имеющихся средств. Это своего рода аналог обратной оптимизационной задачи по определению объёма производства при заданном количества ресурсов, но уже на качественном уровне и на долгосрочном интервале принятия решений. Альтернативные издержки обычно рассматриваются как «упущенная выгода» и связываются с принятием решения о виде производства.

Перечисленные выше формы  издержек приняты в теории и практике рыночной экономики как категории фактических (бухгалтерских) и экономических, в том числе альтернативных (вменённых) издержек и являются результатом управленческого решения. Вместе с тем, следует выделить и ситуации с принятием решений о количестве использования ресурсов, технологии и объёмах производства, которые также могут приводить к дополнительным (неоптимальным) издержкам по сравнению с альтернативным вариантом. При этом, если альтернативные издержки и их расчёт носят вероятностный характер, то расчёт дополнительных издержек в большинстве случаев происходит в условиях определённости и даёт однозначный результат.

Формирование альтернативных издержек как упущенной выгоды и  неоптимальных издержек как результата неоптимальных расходов ресурса  или объёмов производства связано с непрофессионализмом или в общем случае — с неадекватным менеджментом, то есть с использованием методов принятия управленческих решений, неадекватных условиям производства. Природа неадекватного менеджмента обусловлена генезисом управленческой парадигмы. В целом эта категория издержек имеет институциональную природу и может быть определена как оппортунистические издержки производства. В общем случае эти издержки возникают при отсутствии данных (субстантивные причины) или из-за неумения или нежелания использовать адекватные методы их интерпретации (процедурные причины). При отсутствии механизма обратной связи или организационных структур, контролирующих эффективность принимаемых решений, такая форма неадекватного менеджмента становится институциональной ловушкой — неэффективной, но устойчивой нормой поведения.

Оппортунистические издержки производства проявляется как на макро-, так и на микроуровне. Непродуманная  схема движения бюджетных средств  приводит к потерям как в процессе движения (например, возможность присвоения на основе фальшивого авизо), так и при использовании — нецелевом (в том числе при присваивании) или неэффективном из-за отсутствия механизма их трансформации. Необоснованный рост объёмов производства может привести к проблемам сбыта и перепроизводства в целом. Фермер, имея тракторы К-701 и ДТ-75, не применяя методы оценки экономической эффективности (оптимизации) альтернатив, может принять решение использовать на вспашке трактор К-701, что приведёт к дополнительным издержкам по сравнению с решением в пользу трактора ДТ-75, при применении которого удельные издержки меньше.

Трансакционные издержки обращения являются центральной  категорией институциональной экономики  и связаны с проведением сделок в условиях рынка. Эффективность экономических связей определяется обычно пятью типами трансакционных издержек. Это:

— издержки, связанные  с поиском информации о рынках и складывающихся на них условиях движения товаров и услуг;

— издержки по определению  условий и оформлению сделок;

— издержки по выявлению качества товаров, затрат на разработку системы стандартов, на охрану фирменных знаков и т. п.;

— издержки по защите правового  режима с помощью юридической  системы;

— потери за счёт необдуманного (оппортунистического) поведения на рынке.

По своей природе эти издержки формируют две группы — координации и мотивации Трансакционные издержки, связанные с координацией, включают в себя те ресурсы, которые продавцы расходуют на проведение исследования рынков с тем, чтобы определить вкусы покупателей, расходы на рекламу и маркетинг с целью информирования покупателей о данном товаре или услуге и на выработку административных решений, определяющих цены, по которым будут реализовываться товары и услуги. Со стороны покупателей к этим издержкам относятся затраты времени на поиск поставщиков и оптимальных цен. Ещё одна, менее очевидная разновидность трансакционных издержек — это упущенные выгоды, не реализованные из-за несовершенства контрактов между продавцами и покупателями и срыва вследствие этого выгодных сделок.

К трансакционным издержкам, связанным с проблемой мотивации, в первую очередь относятся две  разновидности издержек. Одну из них  составляют издержки, связанные с  неполнотой и асимметрией информации — ситуациями, в которых участники  потенциальной или действительной сделки не располагают всей информацией, необходимой для определения взаимоприемлемых условий соглашения и для проверки их выполнения. Другая разновидность трансакционных издержек возникает в тех случаях, когда имеет место недостоверность обязательств — неспособность сторон гарантировать выполнение ими своих угроз и обещаний, от выполнения которых они впоследствии могут отказаться. Ввиду этого предусмотрительные люди не станут принимать их в расчёт, и снова возникает ситуация, когда либо упускаются возможности для совершения выгодных сделок, либо необходимо затрачивать ресурсы на обеспечение гарантий от необдуманных сделок (оппортунизма).

Административная рента  как форма стоимости с позиций  ИК, рассматривается в данной работе в качестве результата лоббирования интересов владельцев и менеджеров фирмы во властных структурах и формируется за счёт получения выгодных условий производства и сбыта. Источник ренты в терминах ИК — личные знакомства и связи представителей фирмы в структурах власти.

Маржа определяется разностью  между ценой покупки и продажи  ценных бумаг и товаров.

Приращение рыночной стоимости фирмы происходит за счёт роста ликвидности её материальных и нематериальных активов ИК и  доходности. 
Потенциал конкурентоспособности по существу является атрибутом, рост которого сопровождает получение остальных форм стоимости. В данной работе конкурентоспособность как самостоятельная форма стоимости рассматривается для ситуации принятия стратегических решений, когда другие формы стоимости менее выражены в результатах хозяйственной деятельности.

Анализ структуры форм стоимости, генерируемой ИК, позволяет  использовать ещё один таксонометрический признак бинарной классификации  совокупности форм результатов применения ИК — качество. Качество выгоды (новой стоимости) может быть положительным и отрицательным (к последним относятся в том числе и оппортунистические издержки). В результате оппортунистического поведения экономических агентов могут снижаться прибыль и рыночная стоимость фирмы. Поэтому природа возникновения оппортунистических издержек должна также быть объектом гносеологических и онтологических исследований интеллектуального капитала.

Сопоставление теоретических  моделей, описывающих семантическую  и экономическую природу новых  стоимостей, генерируемых ИК, и интеллектуальных факторов позволяет сформировать систему, отражающую структурные связи этих подсистем (табл. 3).

Таблица 3.

Интеллектуальные факторы, формы их реализации и генерируемых ими стоимостей

Формы 
стоимостей

 

Управленческие и 
технологические 
решения

 

Интеллектуальные 
факторы

 

вид

результат

вид

форма

Инноваци 
онные 
результаты 
НТП

Инноваци 
онные

Социальный: 
приращение знаний, 
охрана здоровья и 
окружающей среды, 
образование. 
Технологический: 
технологии, 
вещества, 
техника. 
Экономический: 
производительность, 
предметы и средства 
труда, 
отрасли производства, 
товары и услуги.

Корпоративные знания 
 
 
Структурные и рыночные активы 
и авуары

Общенаучные знания. 
Технологические знания 
Know-how 
Базы данных 
Программы для ЭВМ 
Информационные технологии

Интеллек 
туальная 
компонен 
та прибыли

Инновацио 
нные 
 
 
 
 
 
Производ 
ственные 
долгосроч 
ные 
 
 
Производ 
ственные 
оператив 
ные 
 
Трансакци 
онные

Маркетинговый: 
товар, 
цена, 
реклама, 
каналы и рынки сбыта. 
Технологический: 
технологии, 
средства производства. 
Оптимизация 
постоянных издержек и 
объёмов производства. 
Минимизация альтерна 
тивных издержек. 
Оптимизация 
переменных издержек и 
объёмов производства. 
Максимизация эффек 
тивности использования 
ресурсов. 
Снижение 
трансакционных 
издержек обращения.

Корпоративные 
знания. 
 
 
Структурные и 
рыночные 
активы и авуары. 
 
 
Корпоративные 
знания. 
Структурные 
активы 
 
 
Корпоративные 
знания. 
Структурные 
активы 
 
 
 
Корпоративные 
знания. 
Рыночные 
активы и авуары 
Структурные 
активы

Общенаучные знания. 
Технологические знания 
Know-how 
Базы данных 
Программы для ЭВМ 
Информационные 
технологии 
 
Экономические знания 
Математические знания 
Базы данных 
Программы для ЭВМ 
 
Экономические знания 
Математические знания 
Базы данных 
Программы для ЭВМ 
Экономические знания 
 
Базы данных 
 
Информационные технологии

Админист 
ративная 
рента ИК

Лоббиро 
вание

Получение ренты

Человеческие и 
рыночные авуары

Личные связи 
Компетенция 
Know-how

Маржа

Спекуля 
ции на 
биржах и 
перепро 
дажах

Маржа

Рыночные 
активы и авуары 
 
Структурные 
активы

Финансовые активы 
Know-how 
Компетенция 
Информационные технологии

Прираще 
ние 
рыночной 
стоимости 
фирмы

Капитали 
зация акти 
вов ИК

Рыночная стоимость 
фирмы

Корпоративные 
знания 
Рыночные и 
структурные 
активы

Экономические знания 
Рыночные и структур 
ные активы

Потенциал 
конкурен 
тоспособ 
ности

Стратеги 
ческие

Оптимальные стратегии 
производства и 
реализации продукции

Корпоративные 
знания 
Структурные 
активы

Общенаучные и 
экономические 
знания 
Базы данных 
Программы для ЭВМ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При оценке бизнеса, исходя из концепции интеллектуального капитала, необходимо учитывать, что не всякая информация является знанием (т.е. значимой для рассматриваемых целей). Только та информация является значимой, которая воспринята пользователем (прошла синтаксический фильтр), понятна ему (преодолела семантический фильтр) и, наконец, полезна хотя бы потенциально для решения какой-либо задачи (прагматический фильтр). Именно поэтому не будет значимой информацией дискета с данными для человека, не имеющего доступа к компьютеру, лекция на незнакомом языке и т.п.

В указанном контексте  одна и та же информация в одном  случае (при оценке одного бизнеса) будет иметь одну стоимость, а  в другом случае (при оценке другого  бизнеса) – совершенно иную или не иметь стоимости вообще.

Отсюда следует важный вывод – стоимость каждого конкретного бизнеса в современных условиях определяется не только качеством, но и структурой всех элементов капитала предприятия. Знания и информация без соответствующей организационной структуры и материально-технической базы теряют свою ценность. Но, в то же время, даже самая сложная структура бизнеса и “навороченная техника”, не одушевленная адекватными знаниями персонала, также теряет смысл. Максимальный эффект возможет при гармонично сбалансированной структуре всех элементов капитала предприятия.

С точки зрения методологии  оценки важным является также рассмотрение организационной составляющей бизнеса  как живого организма со своим  жизненным циклом.

Исследователи по данному  вопросу выделяют три типичные стадии развития организационной структуры предприятия.

На первой стадии определяется вид производимой продукции и  услуг, осуществляются финансирование и поиск потенциальных пользователей. При этом организационная структура  не является устойчивой и велико личное вмешательство собственников.

На второй стадии разделение труда и иерархии уровней управления становится более определенными. Личностные взаимоотношения уступают место  системам распоряжения и исполнения, управление опирается на формальные процедуры, близкие личностные контакты заменяются системой маркетинга и организацией направленного сбыта; на этой стадии увеличивается стремление избегать риска.

На третьей стадии развития управленческие кадры обретают склонность к стабильности и свои усилия сосредотачивают на планировании и контроле. Но стабильность может превратиться в застой, поскольку развивается управленческая иерархия, замедляется процесс принятия решений, отсутствует склонность к риску и управленческие работники больше заняты самой деятельностью, чем ее результатами. Описанное состояние преодолевается переходом к следующей стадии, в основе которой лежит пересмотр целей деятельности.

Следовательно, объективная  оценка стоимости бизнеса зависит  от стадии жизненного цикла его организационной  структуры. При этом следует понимать, что стадия жизненного цикла организационной структуры бизнеса – это зачастую не то же самое, что период существования оцениваемого юридического лица или группы предприятий.

Клиентский (рыночный, брэндовый) капитал – это все то, что  способствует успешной реализации производимых продуктов или услуг, в том числе:

·  средства индивидуализации (патенты, лицензии, товарные знаки, фирменные наименования и т.п.);

·  деловые связи с поставщиками комплектующих;

·  коммерческая сеть распространения продукции (работ, услуг);

·  известность клиентов;

·  договоры технологического и маркетингового партнерства;

·  эффективное участие в сообществах добавленной стоимости (СДС).

Принципиальным (сущностным) тезисом, из которого собственно и возникло понятие клиентского капитала, является то, что главным достоинством и конкурентным преимуществом капитала для постиндустриального бизнеса становится его способность создавать новую стоимость, а отнюдь не размер капитала. В индустриальную эпоху именно наращивание производственных мощностей, т.е. увеличение размера капитала, считалось средством экономического роста. Однако, когда в обществе концентрация производственных мощностей достигает критической точки, первостепенное значение приобретает ответ на вопрос, как их использовать, а не где их взять?

Задумаемся, есть ли смысл  создавать новые производственные мощности для изготовления, скажем, обуви, если в мире и так 40% подобных производственных мощностей простаивают. Необходим ли обувной компании собственный  автотранспортный парк для обеспечения перевозок готовой продукции от изготовителя до магазинов. Нужна ли этой компании, наконец, своя собственная торговопроводящая сеть, через которую будет осуществляться реализация продукции. Компания Nike, например, предпочитает со всем этим не связываться. Тогда какой же капитал стоит за ее акциями на фондовом рынке? Это капитал, обеспечивающий ее способность производить новую стоимость с помощью накопленных в мире производственных мощностей.

Из этой же серии феномен  так называемого российского олигарха, создающего “с нуля” в короткие сроки крупный и рентабельный бизнес. Весь фокус заключается в том, что бизнес этот возникает вовсе не “с нуля” (как это выглядит при традиционном подходе), а на основе “нужных связей” и знании рынка, что и составляет основу клиентского капитала. Автор нисколько не умаляет объем финансовых вливаний в новое дело и организаторские способности “олигархов”, но российская действительность такова, что решающим ключом к успеху все же являются “связи” и знание ситуации, т.е. клиентский капитал.

Информация о работе Формы существования интеллектуального капитала